F239 \ De Havillnad «Hornet» F.Mk.3


  • Истребитель-бомбардировщик DH.103 “Hornet” был не столь знаменит, как его более ранний собрат DH.98 “Mosquito”, но и ему выпала честь защищать владения британской короны в послевоенный период. Впрочем, карьера этого самолёта, созданного ещё по спецификации времен 2-й мировой войны, оказалась слишком скоротечной — поступив на вооружение в 1946-м году, «Hornet» оставались в строю чуть более 10 лет.
     

    Сохраняя своего рода преемственность фирма FROG в 1971-м году выпустила пресс-форму для модели самолёта “Hornet” F.Mk.3 в масштабе 1:72. Разработка оказалась успешной, особенно с учетом практически полного отсутствия моделей-аналогов у основных конкурентов, но тяжелое финансовое положение родительской компании привело к продаже производственной оснастки Советскому Союзу.

    В СССР пресс-форма попала на опытно-экспериментальный завод Огонёк в Москве, где “Hornet” выпускали с 1979-го по 1991-й год. В “рыночный период” были планы возобновления производства, однако дальше идей они не продвинулись. Судьба пресс-формы к настоящему моменту не выяснена.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин, А.Алов и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Спецификация F.12/43 на создание двухмоторного истребителя дальнего действия для Дальневосточного ТВД была выдана в начале 1943 года. Фаворитом являлась фирма de Havilland, предложившая проект DH.103, позднее получивший название “Hornet” (“Шершень”). Требования строились на основании боёв с основными японскими истребителями.

    По конструкции самолёт напоминал DH.98 “Mosquito”, но изначально проектировался под увеличенную бомбовую нагрузку и более высокие скоростные данные. Истребитель представлял собой свободнонесущий моноплан с крылом среднего расположения, однокилевым оперением и полностью убираемым шасси с хвостовым колесом. Кабина пилота была сильно сдвинута к носу фюзеляжа, который в отличии от DH.98 стал более узким. Стрелковое вооружение состояло из 4-х пушек Hispano калибра 20-мм. Под крылом можно было подвесить ракетно-бомбовую нагрузку.
     

    Первый прототип DH.103 с номером RR915 был собран к 20 июля 1944 года и совершил первый полёт 28-го июля. В процессе испытаний была достигнута скорость 780 км\ч, практический потолок – 10600 метров и перегоночная дальность 4000 км. На втором прототипе с номером RR919 провели испытания с подвеской двух баков по 908 литров или двух бомб по 454 кг.

    Сразу после выдачи заказа на 500 машин модификации F.Mk.1 в начале 1945 года к DH.103 проявило интерес Британское Адмиралтейство, которое подыскивало подходящий палубный истребитель. До сентября 1945 года предприятие de Havilland успели собрать всего 60 самолётов, которые во 2-й Мировой войне участия не принимали. В этот же период было построено 5 самолётов модификации PR.Mk.2, без вооружения и с двумя вертикально установленными камерами.

    Также в начале 1945 года появилась модификация F.Mk.3, но которой увеличили до 2450 литров объём топливных баков. До августа собрали 30 из 87 заказанных самолётов, а по окончании войны практически весь остальной заказ аннулировали. Исключение составили только 12 машин, которые достроили как F.Mk.4. Данная модификация могла оснащаться фотокамерами F52 за счет уменьшения объема фюзеляжного топливного бака до 208 литров.
     

    Истребители “Hornet”, оставшиеся в метрополии, мирно дожили до списания в 1956 году. В основном это были самолёты модификации F.Mk.1. Напротив, более новые машины модификаций F.Mk.3 и F.Mk.4 были отправлены в Малайзию, где шла затяжная партизанская война. Самолёты из состава 33-го эскадрона RAF в основном использовались для разведки и нанесения штурмовых ударов. В 1952 году эскадрон расформировали, а его “Hornet” были переданы 45-му эскадрону и использовались вплоть до завершения боевых действий.
     

    Переоборудованием “Hornet” в морской истребитель занималась фирма Heston. Первый прототип, созданный на базе F.Mk.1, поднялся в воздух 19-го апреля 1945 года. Доработки включали установку посадочного гака, складывающих консолей крыла, усиления стоек шасси, увеличенный форкиль, иллюминаторы для фотокамер за крыло, специальную систему ремней на кресле пилота и «морское» радиооборудование. С учетом устранения «детских болезней» адмиралтейство выдало заказ на 78 машин модификации F.Mk.20 “Sea Hornet”. Несмотря на обозначение “F” этим самолётам определяли роли истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков и фоторазведчиков.
     

    В июле 1946 года поступил на испытания прототип ночного истребителя F.Mk.21. Этот образец был оснащен увеличенной площадью горизонтального оперения, пламягасителями на выхлопных патрубках моторов, надувной лодкой и носовым обтекателем-«наперстком» антенны радаpa ASN. Установка РЛС потребовала введения второго члена экипажа (оператора), кабина которого размещалась в средней части фюзеляжа и была прикрыта небольшим фонарем. Заказ на F.Mk.21 также составил 21 экземпляр, поставки которых были проведены в 1949-1950 гг.
     

    На основе F.Mk.20 была выпущена небольшая серия фоторазведчиков PR.Mk.22. Аналогично варианту наземного базирования этот вариант не имел вооружения и оснащался двумя дневными фотокамерам F52 и одной фотокамерой K.19B для ночной съёмки. Всего было построено 23 самолёта, которые в сентябре 1948 года поступили на вооружение 736-го, 638-го и 759-го эскадронов FAA.
     

    Эксплуатация самолётов «Sea Hornet» F.Mk.20 продолжалась немногим более пяти лет. Поступив на вооружение 801-го эскадрона FAA они были выведены во вторую линию уже в 1951 году. Интересно, что некоторое время они были сведены вместе с F.Mk.22 в 52-ю учебную группу, а на смену им пришли одномоторные истребители-бомбардировщики Hawker “Sea Fury”.
     

    В составе FAA самолёты модификации F.Mk.21 служили до 1954 года, а последние F.Mk20 вывели из эксплуатации в 1955 году. Дольше всех оставались в строю фоторазведчики, однако все “Hornet” и “Sea Hornet” в 1957 году пошли на слом.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    de Havilland "Hornet" (RR915) - первый прототип, 1945 г.
    Slider

    Наверх

  • Логичным было предположить, что после появления модели de Havilland “Mosquito” (F187, 1968 г.) могло появиться продолжение в виде «Hornet». С учетом того, что никто из основных конкурентов не собирался выпускать “Hornet” в ближайшее время, у FROG были все шансы отличиться.

    Пресс-форма для модели под коробочным названием «de Havilland Hornet F.Mk.3» была готова в 1971-м году. Первое издание упаковывалось в коробки типа G1 с бокс-артом на лицевой стороне, содержавшим изображение двух самолётов из состава RAF. В каталоге FROG модель получила индекс F239 и вошла в Red Series. Как оказалось, идея себя оправдала – в течении 1971-1974 гг. было выпущено 150.000 комплектов.
     

    Второе издание выходило в коробках типа H1 и H2. Различие между ними заключалось в следующем. До 1976-го года использовалась коробка с отдельными верхней и нижней частью, а комплект содержал подставку типа Skybase. После «оптимизации» подставка была убрана, а коробка изготовлялась из цельного листа картона, открываясь наподобие шкатулки. Также во втором издании был переработан бокс-арт, на котором решили оставить только один самолёт, несколько укрупнив картинку. Индекс и серия в каталоге FROG остались без изменений.

    В течении 1974-1977 гг. было выпущено 55.000 комплектов под коробочным названием “D.H.Hornet F.Mk.3 Long Range fighter”.
     

    Для всех изданий F239 использовалось только две схемы окраски:

    «Hornet» F.Mk.3 — No.41 Sqd. Royal Air Force, Church Fenton, Yorkshire, 1950 (код EB-C\PX314, «пятнистый» камуфляж)

    «Hornet» F.Mk.3 — No.19 Sqd. Royal Air Force, Church Fenton, Yorkshire, 1950 (код QV-A\PX293, «серый» камуфляж)
     

    Опять-таки, трудно объяснить, чем был вызвано выбор именно этих самолётов-прототипов, поскольку “Hornet” к тому времени успели отметиться в войне повстанцами в Малайе и более эффектным было бы использование “боевых” вариантов. Но у FROG была своя логика.

    19-й эскадрон получил новые истребители одним из первых – в октябре 1946-го года на вооружение поступили F.Mk.1, а в марте 1948-го года их заменили на F.Mk.3. Поскольку в условиях тотального нашествия реактивной авиации боевая ценность «Hornet» в качестве перехватчика системы ПВО метрополии стремительно уменьшалась, в январе 1951-го года их заменили на “Meteor” F.Mk.4.

    Почти аналогично сложилась судьба 41-го эскадрона, с той лишь разницей, что первые F.Mk.1 были получены в июне 1947-го, а замена на F.Mk.3 состоялась в августе 1948-го года. Так что, как говорится в похожих случаях, оба варианта “не были, не состояли, не участвовали”…
     

    Как говорится, альтернатива всегда есть, но в данном случае она далека от оптимальной. Каким-то образом получилось так, что ни одна из крупных фирм “Hornet” в масштабе 1:72 не выпускала. В 1980-1990 гг. ограниченными сериями выходили модели от британской фирмы “Skybirds ’86” (NF.21, F.20, F.3, F.1 – все ЛНД с ваку-деталями) и испанской “Magna Models” (F.1, F.3, F.4, F.20 – все «resin kit»).

    Лишь в начале 2000-х гг. чешская фирма Special Hobby выпустила серию очень неплохих моделей, сделанных по технологии литья низкого давления (F.1, F.3\4, F.20, NF.21). С учетом ограниченной серии и отсутствия в продаже “экс-фроговской” модели текущая розничная стоимость в 20-30 USD может считаться для них вполне приемлемой.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "de Havilland Hornet F.Mk.3" F239 - упаковка типа G1, FROG, 1971-1974 гг. (фото: Sauron)
    Slider

    Наверх

  • Попав в крайне тяжелое экономическое положение фирма Rovex, владевшая с 1972-го года торговой маркой FROG, решилась на отчаянный шаг – для пополнения бюджета британцы предпочли продать все пресс-формы, ранее принадлежавшими поглощенной фирме IMA. Покупателя, в лице представителей советской фирмы Novoexport, нашли очень быстро и уже в 1974-м году было подписано соглашение о сотрудничестве. В составленный список, содержащий более 100 наименований, попала пресс-форма для модели с индексом F239.

    Руководство фирмы Rovex, вероятно, где-то понимало, что подобная сделка больше напоминает резание куриц, несущих если не золотые, то уж по меньшей мере денежные яйца, поэтому с самыми “топовыми” пресс-формами британцы расставаться не спешили, выжимая прибыль по-максимуму. По этой причине “Hornet” прибыл в Советский Союз либо в конце 1977-го, либо в 1978-м году. По крайней мере, индекс 78079 по каталогу фирмы Novo Toys Limited (являвшейся посредником между советской стороной и британскими покупателями) говорит в пользу второй даты.
     

    После испытаний и производства пробных отливок в ЦКТБИ (часть которых, по всей видимости, ушло на экспорт) пресс-форма была доставлена на московский завод “Огонёк”, где в 1979-м году началось массовое производство данной модели. Конечно же, основная часть отливок предназначалась для Великобритании. В экспортном исполнении модели упаковывались в коробки позднего выпуска (их ещё называют «финскими») с “фроговским” бокс-артом, схемами окраски и декалями. В каталоге Novo модель с коробочным названием “D.H.Hornet — Long Range Fighter” находилась в Series 4.

    Советско-британское сотрудничество продлилось недолго – в конце 1980-го года, вместе с фирмой Rovex ликвидировали дочернюю Novo Toys Limited. К этому времени британцы успели напечатать несколько десятков тысяч комплектов полиграфии, которые в начале 1981-го года передали советской стороне, а всего в Великобритании успели реализовать 15.000 комплектов с советскими отливками.
     

    В том же 1979-м году начались поставки “Hornet” на внутренний рынок СССР. Вместо экспортной упаковки завод Огонёк упаковывал свои отливки в “фирменные синие» коробки с очень упрощенным изображением британского истребителя. Коробочное название изменили на “Истребитель-бомбардировщик дальнего действия. Самолёт индекс 239″. Такому же минимализму подверглась и инструкция, а декаль отсутствовала в принципе. Тем не менее, модель очень скоро стала массовой и вплоть до 1991-го года её без особого труда можно было приобрести в магазинах Москвы и области.

    Так уж получилось, что вместе с “Hornet” в СССР прибыл весь запас полиграфии на модель “Mosquito”, которая была выпущена в 1978-1979 гг. в количестве нескольких сотен экземпляров или никогда в продажу не поступавшая (хотя партию пробных отливок британцем всё же успели передать). Обладая такими сокровищами советские “бизнесмены” на протяжении 1980-1990 гг. заработали неплохие деньги, продавая достаточно ходовой “Hornet” в коробках от “Mosquito”, таким образом выдавая его за “очень редкую модель”. Как правило, обман раскрывался только когда доверчивый покупатель приносил комплект домой и сравнивал его с изображениями реального самолёта.
     

    Что происходило на завершающей стадии производства в Москве точно не известно, но с 1992-го года модель исчезла из продажи. До недавнего времени о пресс-форме не было данных, но в 2012-м году появилась информация следующего характера.

    В конце 1990-х гг. “видавшая виды” производственная оснастка была выкуплена фирмой “Eastern Express” (“Восточный Экспресс”). Чтобы продолжать производство требовался ремонт, заключавшийся в устранении коррозии на стабилизаторе. Некоторое время подумав, москвичи решили передать пресс-формы… молдавской фирме “АЕР”. Возможно, в то время так было дешевле, но в итоге некогда дружественные стороны разругались. Причина заключалась в невыполнении своей части соглашения молдавской стороной — сославшись на отсутствие оплаты проведённых работ, АЕР отказалась отправлять пресс-формы назад в Москву. Так и остались они в Кишиневе, впоследствии переехав “на хранение” к частному лицу, где успешно сгнили…
     

    Но это ещё не всё!

    Получив в своё распоряжение пресс-формы фирма “АЕР” решила сделать для “Hornet” собственную полиграфию. Не менее интересно то, что декали и верхние части коробок для этой модели с логотипом фирмы “АЕР” напечатали в Луганске. Этот, в общем-то неплохой план, рухнул без надежды на реанимацию, хотя украинцы уже успели напечатать несколько тысяч экземпляров полиграфии. Оставшись невостребованной она сначала предлагалась потом едва ли не “в нагрузку”, но при отсутствии готовых моделей в итоге была утилизирована.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "D.H.Hornet-Long Range Fighter" Cat.No.78079 - экспортная упаковка Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель от FROG можно оценить как “крепкого середнячка”, который обладает как своими плюсами, так и ярко выраженными недостатками. Поскольку на данный момент на постсоветском пространстве проще достать комплект от “Огонька” будем рассматривать именно его.
     

    Итак, начнем с достоинств. В плане общей геометрии модель не имеет серьёзных отклонений. Очень хорошо выполнены стойки шасси, присутствует комплект подвесного вооружения. В остальном только минусы:

    — неправильно сделан фонарь кабины пилота

    — неправильно сделаны воздухозаборники в корневых частях крыла (ко всему прочему они ещё и «глухие»)

    — хвостовая стойка отлита вместе с колесом (причем очень упрощенно)

    — отсутствует детализация ниш шасси и кабины пилота (мелочевку из родного набора можно выкинуть)

    — на модели советского производства очень грубый внешний раскрой, который не везде соответствует чертежам (кстати, порты для пушек тоже обозначены наружным раскроем)

    — комплект подвесного вооружения также выполнен примитивно.
     

    Собственно, чего можно было ожидать от “старого-доброго Фрога”? Надфиль-скальпель в руки, и вперёд – дорабатывать модель по чертежам, если нет желания из возможности приобрести продукцию от “Special Hobby”!

    Наверх

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    DH.103 "Hornet" F.Mk.3 - сравнение отливок фирмы FROG (черная, сверху) и завода "Огонек" (серая, снизу). Вопреки устоявшемуся в наше время мнению даже на финальной стадии производства этой модели в Москве качество литья оставались на очень высоком уровне.
    Slider

  • DH-103 «Hornet» — автор С.Васюткин

     


  • Ссылки (модель):
    FROG Catalogues — De Havilland Hornet Mk.III Ref F239
    Modelingmadness.com — Frog 1/72 Hornet F.3
    news.hobby.net.ua — de Havilland D.H.103 HORNET F.Mk-3 №F239, Постройка D.H.103 от «FROG/NOVO»
     

    Ссылки (инфо):
    Aviarmor — De Havilland DH.103 “Hornet”
    BAE Systems — De Havilland Hornet
     

    Литература:
    Всеволод Катков “Хорнет — сиквел «Москито»” (“Авиация и космонавтика” 1998-01)
    A.J.Jackson “De Havilland Aircraft Since 1909”
    Tony Buttler “De Havilland Hornet” (“Warpaint Series” No.19)
    Tony Buttler, David Collins, Martin Derry “Hornet and Sea Hornet: De Havilland’s Ultimate Piston-engined Fighter”
    Richard A. Franks “The de Havilland Hornet & Sea Hornet”
    “19 Squadron in Camera” (“Aeroplane Monthly” 1973-07)
    “Мировая Авиация” 118
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639