Grumman «Avenger» Mk.II


  • Торпедоносец-бомбардировщик Grumman “Avenger” фирмы Grumman дебютировал в 1942 году в битве при атолле Мидуэй и присутсвтвовал на всех основных морских театрах военных действий, по праву завоевав свою боевую славу и уважение летчиков. Фирма FROG не могла пройти мимо такой знаковой машины, к тому же, служившей и в рядах Королевского флота, и выпустила в 1972 г. весьма удачную по тем временам сборную модель. К сожалению, компания просуществовала всего еще 6 лет, после чего пресс-формы были приобретены СССР для выпуска на внутреннем рынке.
     

    По стечению обстоятельств, производство не было налажено на заводе Огонек, куда данная модель была распределена и увидела свет только в 1990-м году благодаря усилиям организованного при ЦКТБИ кооператива МИК. В 1997-м г. модель начала производиться на заводе Прогресс и получили фирменную упаковку и инструкцию, в первой половине 2000-х были планы по выпуску новых вариантов самолета на базе данного набора, но после банкротства завода в 2005-м годупресс-формы наряду со всем остальным оборудованием были отправлены в металлолом.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, С.Васюткин и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Вскоре после начала Второй Мировой командование ВВС США задумалось о замене состоявшего на вооружении торпедоносца Douglas “Devastator”,чьи скорость и радиус действия не отвечали уже требованиям времени. Уже в октябре 1939-го ВМФ США объявил требования для перспективного самолета — экипаж три человека, максимальная скорость 300 миль/час, внутреннее размещение вооружения — одной торпеды или трех бомб по 500 фунтов, самозатягивающиеся топливные баки, бронезащита, и снабженная сервоприводом башенка с оборонительным вооружением.
     

    Специализирующаяся на палубных и гидросамолетах фирма Grumman поставила перед собой цель — победу в конкурсе, и, в итоге, смогла обойти конкурентов, компанию Chance Vought. Главным преимуществом их прототипа XTBF-1 была схема, когда крылья в стояночном варианте складывались, поворачиваясь назад, и занимали положение по сторонам фюзеляжа параллельно ему, а благодаря гидроприводу, могли быть убраны или разложены самим пилотом всего за несколько секунд, причем никакой помощи наземного персонала не требовалось.
     

    Испытания первого прототипа шлю по плану, когда 28 ноября 1941-го во время полета в бомбоотсеке возник пожар и экипажу пришлось покинуть машину. Вторая машина уже была почти готова, впервые она поднялась в воздух через неделю после драматичной японской атаки на Перл-Харбор. В связи с этим, Grumman отошла от анималистической традиции именования своих машин и решила дать новому самолету символичное название — “Avenger” TBF-1 (“Мститель”).
     

    Производство было развернуто на собственных мощностях “Grumman”,но в начале следующего года было заключено соглашение с компанией “General Motors” о задействовании пяти ее простаивавших с начала войны автозаводов. Первые самолеты, получившие обозначение TBM-1, сошли с конвейера уже летом. В декабре 1943-го, “Грумман”, выпустив на тот момент 2291 самолетов, полностью переключилась на истребитель F6F “Hellcat”, дальнейшее производство легло целиком на плечи GM, с конвейеров которой сошло в общей сложности 7546 машин, что составило около 77% от общего количества.
     

    Боевое крещение “Эвенджеров” состоялось 4 июня 1942-го, когда эскадрилью VT-8 из 6 машин подняли для атаки на японский флот, приближавшийся к атоллу Мидуэй. Торпедоносцы не имели истребительного прикрытия, так как все “Уайлдкэты” были заняты отражением воздушного налета японцев, и на подлете были перехвачены группой А6М2 “Зеро”. Обратно вернулся только один самолет, совершивший из-за невыпуска одной из стоек шасси вынужденную посадку на пляже. Пилот сообщил, что успел выпустить торпеду, но не добился попадания, стрелок же погиб в бою с истребителями противника.
     

    Несмотря на невыразительный первый опыт, в дальнейшем “Мстители” показали все, на что они были способны, выступая не только в роли торпедоносцев, но и пикирующих бомбардировщиков, применяя в качестве воздушного тормоза выпущенные шасси. Во внутреннем бомбоотсеке можно было разместить одну 1×907 кг фугасную или 1×726 кг бронебойную бомбу). Альтернативные бомбовые загрузки состояли из 12×45,4 кг, 4×227 кг, 1×454 кг,или четырех глубинных бомб по 156 кг.
     

    Самолет заслужил репутацию точного бомбардировщика, но для подавления зенитного огня с земли совершенно недостаточно было огневой мощи одного курсового 7,62-мм пулемета, устанавливающегося на первой модели “Мстителя”. Используя опыт полевой установки на его место 12.7-мм “Браунинга”, конструкторы подготовили вариант с размещением аналогичных пулеметов в крыле, что потребовало укрепления его конструкции. Данная модификация получила название TBF-1C.
     

    Дальнейшим развитием стала модель TBM-3, получившая двигатель Wright R-2600-20 мощностью 1900 лошадей. Визуально она отличалась новым капотом наличием дополнительных охлаждающих жалюзи и воздухозаборных отверстий.
     

    Уже на первом варианте самолета устанавливался радар ASB, чьи Г-образные антенны размещались на нижней стороне каждого крыла. В 1943 началась установка нового радара, ASD, значительно повысившего способности “Эвенджера” по обнаружению всех видов целей. Также, с конца 1943-го, по примеру британских, американские авиационные части стали оснащаться и неуправляемыми ракетами и часть “Эвенджеров” получила направляющие для 3,5-дюймовых, а позже — для 5-дюймовых ракет. Охотясь на немецкие и японские подводные лодки, эскадрильи “Эвенджеров” достигли впечатляющих результатов.
     

    Наряду с американским, “Мстители” активно применял и британский флот, в котором они стали одним из наиболее эффективных палубных самолетов. По ленд-лизу было поставлено в общей сложности 958 самолетов всех модификаций TBF и ТBM на службе Великобритании получили название “Tarpon” и носили его до января 1944 года, когда все они были переименованы обратно в “Avenger”, чтобы избежать ошибок во время совместных действий с американскими силами в Тихом океане.
     

    Английский вариант не был полностью аналогичен американскому собрату, после поставки в Англию, Эвенджеры модифицировались на Blackburn Aircraft Ltd, под специфические британские требования. Устанавливались английские прицелы, радиооборудование и кислородные системы, кабина перестраивалась под размещение штурмана сразу же позади пилота, монтировались узлы крепления ракетных ускорителей для облегчения взлета, в отсеке радиста устанавливалась камера F-24, мачта радиоантенны стала шарнирной, чтобы ее можно было складывать, так как ангарные палубы британских авианосцев были ниже чем у американских. Чтобы улучшить видимость с места радиста, два овальных окна на бортах фюзеляжа заменялись круглым блистером.
     

    После войны значительная часть самолетов была списана, часть переделана под задачи патрулирования и радиолокационной борьбы. В этом качестве “Эвенджеры” прослужили до 1955 г, после чего они окончательно были признаны устаревшими.
     

    Судьба улыбнулась им еще раз, когда три машины были подарены Бразилии для размещения на введенном в строй в декабре 1960-го г. авианосце “Minas Gerais”. Два из этих самолётов ранее находились в составе морской авиации Нидерландов, один — в составе авиации французских ВМС. К сожалению, во время перелёта в Бразилию один из самолётов упал в море.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Grumman "Avenger", фото времен второй мировой.
    Slider

    Наверх

  • Релиз сборной модели пришелся на годы заката FROG. Набор под индексом F244 в 1973-1974 гг. выпускался в коробках типа G2 и в каталоге FROG входил в Red Series. Давался, естественно, британский вариант с блистерами и местом штурмана в кабине пилота. В принципе, боковые окна на корпусе давались прямоугольными отверстиями, в которые вклеивались выпуклые прозрачные детали и для постройки американского TBF можно было самостоятельно сделать плоское остекление из прозрачного пластика. Расшивка была внешней, схожей с таковой у выпущенного годом ранее “Hellcat”. Неплохо были выполнены шасси с колесами, двигатель, подробно имитирована расшивка.Модель собиралась без особых усилий, так что смотрелась на фоне конкурентов достаточно уверенно.
     

    Бокс-арт, автором которого был Rush, изображал эпизод охоты “Эвенджеров” на подлодку, а декали давались на 2 борта одного подразделения — 857-й эскадрильи, JZ535 на 1944-й и JZ386 на 1945-й года, принимавшими участие в боевых действиях против японцев на Тихом океане.
     

    Уже в 1974-м году отливки начали паковаться в стандартную белую коробку типа Н1, на которой уже присутствовала новая картинка того же автора со сходным сюжетом — самолет №JZ386 был изображен на фоне подлодки, ведущей зенитный огонь.
     

    В общей сложности было выпущено по 50.000 комплектов обоих изданий, причем рассматривался вариант Spin-a-Prop – благо, объём фюзеляжа позволял разметить внутри электромотор с батарейкой. Впрочем, поскольку дело происходило непосредственно перед ликвидацией FROG, от таких «излишеств» отказались.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Grumman Avenger Mk.II" - упаковка типа G2, FROG, 1973-74 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма на “Эвенджер” была продана в СССР одной из последних.После изготовления пробных отливок в Центральном конструкторско-технологическом бюро игрушки (ЦКТБИ) она долгое время лежала без дела в Москве. Бессмысленное «лежание» прекратилось,когда страну захватил бум наконец-то разрешенного частного предпринимательства, и в конце 1987-го при ЦКТБИ был организован кооператив по производству товаров народного потребления “МиК”. К 1990-му им был подготовлен выпуск давно ждавшей своего часа модели FROG. Общее качество набора выделяло его среди прочей отечественной продукции. Благодаря неизношенности оснастки, отливки выгодно отличались от массовых советских моделей четкостью линий и почти полным отсутствием облоя, причем сохранилась и убранная на подавляющем большинстве пресс-форм подставка. Инструкция была выполнена качественно, содержала схему окраски не только машин, но пилотов. Декаль давалась на 3 варианта — британский Avenger II, БН JZ386 из 857 эскадрильи с HMS Indomitable и два американских, TBF-1 из VT-8 с Мидуэя с БН 8-Т-2, принадлежащий ВМФ, и TBM-3 из VT-85 БН №98, с авианосца Antietam (нна коробке ему было дано название “Энт и Тэм”, логика переводчиков в данном случае ускользает от попыток ее понять) относящийся к корпусу морской пехоты США. Все 3 варианта в цвете давались на боковых сторонах упаковки: изображение сверху представляло собой перерисованный с коробки FROG самолет в американском камуфляже. Расчет на повальную моду на все американское и отечественного покупателя, неизбалованного зрелищем самолетов с белыми звездами на боках оправдался, коробки хорошо раскупались даже несмотря на немалую цену в 5 тогдашних рублей.
     

    Если копнуть глубже в матчасть, оказывалось, что в декали представлен один самолет, а в модели — другой, а именно ранний английский – тот, что Tarpon или Avenger I. по этой причине, если претендовать на историчность изкоробочной сборки, из трех вариантов можно было делать только самый первый, мидуэйский.
     

    В более позднее время продажей “Эвенджера” в коробках МиК занималась фирма “Хобби Холдинг”, при этом непосредственно производство находилось в ЦКТБИ, пока в 1997-м здание закрытой в советское время церкви, где оно размещалось, городские власти не решили вернуть в ведение патриархата. Пресс-форма была перевезена на завод “Прогресс”, всё ещё выпускавший “Javelin”.
     

    На рынок новые отливки пошли в коробках, поставляемых фирмой “Макет”, боксарт на которой был честно слизан с коробки компании “Accurate Miniatures”, а декаль и инструкция были подготовлены активным участником нашего проекта Сергеем Васюткиным, причем декаль от питерской “АННЫ и Ко” повторяла вариант FROG. Плоские иллюминаторы под американский вариант все еще предлагалось изготовить самостоятельно. Коробки прямо на заводе после сборки обтягивались в термоусаживаемую пленку, что для отечественных моделей тех лет было крайне нетипичным явлением! Планировалось выпускать и вариант самолета TBF-1D с обтекателем радиоантенны на правом крыле, который предполагалось отливать из полиуретановой смолы, но, Сергей, бывший основным двигателем этой инициативы, переключился на масштабный проект по производству интерьеров для Московской монорельсовой дороги, а в 2006 г. завод прекратил свое существование. Пресс-формы на модели и игрушки были сданы в металлолом, и очередные 2 модели британского производителя были утрачены.
     

    Впрочем, еще в 1987-м корейская “Academy” выпустила модель “по мотивам” фроговских отливок с доработками, включающими внутреннюю расшивку и имитацию протектора шин. В настоящее как сама данная модель, так и афтермаркет широко представлены в интернет-магазинах, и, если не удается найти попадающийся еще у частных продавцов набор «МиК», данный вариант является вполне достойным внимания аналогом.
    Также, есть сведения, что одно время отливки перепаковывала и польская фирма AGA, но найти ее комплект будет крайне непросто, в отличие от МИКовских коробок, коих было напечатано просто неимоверное количество!
     

    Современные наборы представлены, как правило, азиатскими производителями, причем спектр масштабов весьма широк и охватывает все авиационные, от 72-го до 32-го, так же неплохо обстоит дело и с модификациями.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Торпедоносец-бомбардировщик Эвенджер" - коробка кооператива МИК, верхняя часть с бокс-артом, конец 1980-х - начало 1990-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Как уже говорилось, модель относится к позднем периоду существованию FROG и выполнена на хорошем для 70-х уровне. В наборе 5 литников, из них один — с прозрачными деталями. Стыкуемость деталей на хорошем уровне, для изкоробочной сборки не понадобится прикладывать особых усилий.
     

    К недостаткам можно отнести ребристую поверхность, олицетворяющую клепку на стыках листов. В жизни листы собирались встык, а клепка была максимально мелкой и аккуратной, никак не образующей зрительно четко выделяющихся непрерывных рельефных линий. C другой стороны, современник от Airfix характеризовался эффектно выглядящими «паровозными» рельефными рядами заклепок, и для человека, вознамерившегося сделать модель близкой к оригиналу, сошлифовать тонкие линии с фроговского пластика было куда проще. Прочие же элементы достаточно грубы и упрощены — юбка капота выполнена схематично, пулемет и интерьер в башенке крайне далеки от своих протопипов, отстуствует интерьер ниш шасси, прозрачный пластик кабины традиционно толст, а переплет крайне переразмерен. К более серьезным расхождениям с реальной машиной можно отнести следующие:

    1. Не хватает по размаху 1,5 мм по каждой консоли крыла,

    2. Абсолютно неверные ниши шасси (сдвинуты, причём серьёзно и сильно неверны по геометрии),

    3. Общая длина модели на несколько мм короче, чем должна быть,

    4. Недостаточная высота киля и чересчур тонкий фюзеляж в задней части до начала форкиля,

    5. Неверный переплет на кабине пилота и левом боковом окне стрелковой башенки,

    6. Недостаточные размеры воздухозаборника и капота во фронтальной проекции.
     

    Наглядное сравнение с чертежом приведено на картинке ниже, там же можно найти и фото модели «Эвенджера» в 2-х вариантах флота США.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Боковая проекция "Avenger"
    Slider

    Наверх



  • previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Модель F244 "Avenger" производства "Прогресс", модель из коллекции Васюткина С.Ф.
    Slider

  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Grumman Avenger Mk.II Réf F244
    Frog 1/72 Avenger II by Scott Van Aken
    Scalemodels.ru — Обзор 1/72 Avenger — FROG, Academy, Airfix и Hasegawa — Страшная месть
    indy-amps.weebly.com — In Box Review of Frog 1/72nd Scale Grumman Avenger Mk. II
    «Родословная» модели Grumman на Scalemates

    Ссылки (инфо):
    TBF/TBM Avenger Grumman Torpedo Bomber
    NZDF-SERIALS — RNZAF Grumman TBF-1 &TBF-1C Avenger

    Литература:
    Terry C.Treadwell «Grumman TBF/TBM Avenger». Mount Pleasant. Arcadia Publishing, 2001. ISBN:0-7524-2007-0
    Charles L.Scrivner «TBF/TBM Avenger in Action». Carrollton. Squadron/Signal Publications, Inc., 1987. ISBN:0-89747-197-0
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639