Grumman “Avenger” Mk.II


  • Торпедоносец-бомбардировщик Grumman “Avenger” фирмы Grumman дебютировал в 1942 году в битве при атолле Мидуэй и присутсвтвовал на всех основных морских театрах военных действий, по праву завоевав свою боевую славу и уважение летчиков.

    Фирма “Rovex Ltd.” (владевшая тогда торговой маркой FROG) не могла пройти мимо такой знаковой машины, к тому же, служившей и в рядах Королевского флота, и выпустила в 1972 году весьма удачную по тем временам сборную модель. К сожалению, компания просуществовала всего еще 6 лет, после чего пресс-формы были приобретены СССР для выпуска на внутреннем рынке.
     

    По стечению обстоятельств, производство не было налажено на заводе “Огонек”, куда данная модель была распределена и увидела свет только в 1990-м году благодаря усилиям организованного при ЦКТБИ кооператива “МИК”. В 1997-м г. модель начала производиться на заводе “Прогресс” и получили фирменную упаковку и инструкцию, в первой половине 2000-х были планы по выпуску новых вариантов самолета на базе данного набора, но после банкротства завода в 2005-м году пресс-формы наряду со всем остальным оборудованием были отправлены в металлолом.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, С.Васюткин и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Вскоре после начала Второй Мировой командование ВВС США задумалось о замене состоявшего на вооружении торпедоносца Douglas “Devastator”,чьи скорость и радиус действия не отвечали уже требованиям времени. Уже в октябре 1939-го ВМФ США объявил требования для перспективного самолета — экипаж три человека, максимальная скорость 300 миль/час, внутреннее размещение вооружения — одной торпеды или трех бомб по 500 фунтов, самозатягивающиеся топливные баки, бронезащита, и снабженная сервоприводом башенка с оборонительным вооружением.
     

    Специализирующаяся на палубных и гидросамолетах фирма Grumman поставила перед собой цель — победу в конкурсе, и, в итоге, смогла обойти конкурентов, компанию Chance Vought. Главным преимуществом их прототипа XTBF-1 была схема, когда крылья в стояночном варианте складывались, поворачиваясь назад, и занимали положение по сторонам фюзеляжа параллельно ему, а благодаря гидроприводу, могли быть убраны или разложены самим пилотом всего за несколько секунд, причем никакой помощи наземного персонала не требовалось.
     

    Испытания первого прототипа шлю по плану, когда 28 ноября 1941-го во время полета в бомбоотсеке возник пожар и экипажу пришлось покинуть машину. Вторая машина уже была почти готова, впервые она поднялась в воздух через неделю после драматичной японской атаки на Перл-Харбор. В связи с этим, Grumman отошла от анималистической традиции именования своих машин и решила дать новому самолету символичное название — “Avenger” TBF-1 (“Мститель”).
     

    Производство было развернуто на собственных мощностях Grumman,но в начале следующего года было заключено соглашение с компанией General Motors о задействовании пяти ее простаивавших с начала войны автозаводов. Первые самолеты, получившие обозначение TBM-1, сошли с конвейера уже летом. В декабре 1943-го, фирма Grumman, выпустив на тот момент 2291 самолетов, полностью переключилась на истребитель F6F “Hellcat”, дальнейшее производство легло целиком на плечи GM, с конвейеров которой сошло в общей сложности 7546 машин, что составило около 77% от общего количества.
     

    Боевое крещение “Avenger” состоялось 4 июня 1942-го, когда эскадрилью VT-8 из 6 машин подняли для атаки на японский флот, приближавшийся к атоллу Мидуэй. Торпедоносцы не имели истребительного прикрытия, так как все “Wildcat” были заняты отражением воздушного налета японцев, и на подлете были перехвачены группой А6М2 “Zero”. Обратно вернулся только один самолет, совершивший из-за невыпуска одной из стоек шасси вынужденную посадку на пляже. Пилот сообщил, что успел выпустить торпеду, но не добился попадания, стрелок же погиб в бою с истребителями противника.
     

    Несмотря на невыразительный первый опыт, в дальнейшем “Avenger” показали все, на что они были способны, выступая не только в роли торпедоносцев, но и пикирующих бомбардировщиков, применяя в качестве воздушного тормоза выпущенные шасси. Во внутреннем бомбоотсеке можно было разместить одну 907-кг фугасную или одну 726-кг бронебойную бомбу). Альтернативные бомбовые загрузки состояли из 12×45,4 кг, 4×227 кг, 1×454 кг,или четырех глубинных бомб по 156 кг.
     

    Самолет заслужил репутацию точного бомбардировщика, но для подавления зенитного огня с земли совершенно недостаточно было огневой мощи одного курсового 7,62-мм пулемета, устанавливающегося на первой модели “Avenger”. Используя опыт полевой установки на его место 12.7-мм Browning, конструкторы подготовили вариант с размещением аналогичных пулеметов в крыле, что потребовало укрепления его конструкции. Данная модификация получила название TBF-1C.
     

    Дальнейшим развитием стала модель TBM-3, получившая двигатель Wright R-2600-20 мощностью 1900 лошадей. Визуально она отличалась новым капотом наличием дополнительных охлаждающих жалюзи и воздухозаборных отверстий.
     

    Уже на первом варианте самолета устанавливался радар ASB, чьи Г-образные антенны размещались на нижней стороне каждого крыла. В 1943 началась установка нового радара, ASD, значительно повысившего способности “Avenger” по обнаружению всех видов целей. Также, с конца 1943-го, по примеру британских, американские авиационные части стали оснащаться и неуправляемыми ракетами и часть “Avenger” получила направляющие для 3,5-дюймовых, а позже — для 5-дюймовых ракет. Охотясь на немецкие и японские подводные лодки, эскадрильи “Avenger” достигли впечатляющих результатов.
     

    Наряду с американским, “Мстители” активно применял и британский флот, в котором они стали одним из наиболее эффективных палубных самолетов. По ленд-лизу было поставлено в общей сложности 958 самолетов всех модификаций TBF и ТBM на службе Великобритании получили название “Tarpon” и носили его до января 1944 года, когда все они были переименованы обратно в “Avenger”, чтобы избежать ошибок во время совместных действий с американскими силами в Тихом океане.
     

    Английский вариант не был полностью аналогичен американскому собрату, после поставки в Англию, торпедоносцы “Avenger” модифицировались на Blackburn Aircraft Ltd., под специфические британские требования. Устанавливались английские прицелы, радиооборудование и кислородные системы, кабина перестраивалась под размещение штурмана сразу же позади пилота, монтировались узлы крепления ракетных ускорителей для облегчения взлета, в отсеке радиста устанавливалась камера F-24, мачта радиоантенны стала шарнирной, чтобы ее можно было складывать, так как ангарные палубы британских авианосцев были ниже чем у американских. Чтобы улучшить видимость с места радиста, два овальных окна на бортах фюзеляжа заменялись круглым блистером.
     

    После войны значительная часть самолетов была списана, часть переделана под задачи патрулирования и радиолокационной борьбы. В этом качестве “Avenger” прослужили до 1955 года, после чего они окончательно были признаны устаревшими.
     

    Судьба улыбнулась им еще раз, когда три машины были подарены Бразилии для размещения на введенном в строй в декабре 1960-го г. авианосце “Minas Gerais”. Два из этих самолётов ранее находились в составе морской авиации Нидерландов, один — в составе авиации французских ВМС. К сожалению, во время перелёта в Бразилию один из самолётов упал в море.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Grumman "Avenger", фото времен второй мировой.
    Slider

    Наверх

  • Релиз сборной модели пришелся на годы заката торговой марки FROG, которая тогда принадлежала фирме под названием “Rovex Ltd.”, в дальнейшем ещё не раз переименованной. Набор под индексом F244 в 1973-1974 гг. выпускался в коробках типа G2 и в каталоге FROG входил в Red Series.

    Бокс-арт, автором которого был Rush, изображал эпизод охоты “Avenger” на подлодку, а декали давались на два борта из состава No.857 Sqd.FAA — это были самолёты с номерами JZ535 и JZ386, принимавшие участие в боевых действиях против японцев на Тихом океане.
     

    Начиная с 1974-го года отливки начали паковаться в стандартную белую коробку типа Н1, на которой присутствовала новая картинка того же автора со сходным сюжетом, где самолет JZ386 был изображен на фоне подлодки, ведущей зенитный огонь.
     

    В общей сложности было выпущено по 50.000 комплектов обоих изданий, причем рассматривался вариант Spin-a-Prop – благо, объём фюзеляжа позволял разметить внутри электромотор с батарейкой. Впрочем, поскольку дело происходило непосредственно перед ликвидацией FROG, от таких “излишеств” отказались.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Grumman Avenger Mk.II" - упаковка типа G2, FROG, 1973-74 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма на “Avenger” была продана в СССР одной из последних. После изготовления пробных отливок в Центральном конструкторско-технологическом бюро игрушки (ЦКТБИ) она была отправлена на хранение, где находилась около 10 лет. Бессмысленное “лежание” прекратилось, когда страну захватил бум наконец-то разрешенного частного предпринимательства, и в конце 1987-го при ЦКТБИ был организован кооператив по производству товаров народного потребления, получивший название “МиК”.
     

    К 1990 году совместными усилиями предприятия и кооператоров был подготовлен выпуск давно ждавшей своего часа модели FROG, которая получила название “Торпедоносец-бомбардировщик Эвенджер”. Общее качество набора выделяло его среди прочей отечественной продукции. Благодаря низкой степени изношенности оснастки отливки выгодно отличались от массовых советских моделей четкостью линий и почти полным отсутствием облоя, причем сохранилась и убранная на подавляющем большинстве пресс-форм подставка. Качественно выполненная инструкция содержала схему окраски не только машин, но пилотов. Более того, давалась декаль сразу на три варианта:

    Grumman “Avenger” Mk.II — No.857 Sqd.FAA, JZ386, HMS “Indomitable”, 1945

    Grumman TBF-1 — VT-8, 8-Т-2, Midway, 1942

    Grumman TBM-3 — VT-85, USMC, 98, USS “Antietam”, 1944 ().
     

    Все три варианта в цвете давались на боковых сторонах упаковки: изображение сверху представляло собой перерисованный с коробки FROG самолет в американском камуфляже. При этом, с текстом на полиграфии имел место забавный казус — название американского авианосца “Antietam” было переведено как “Энт и Тэм” — в данном случае логика переводчиков ускользает от попыток ее понять…
     

    Расчет на повальную моду на все американское и отечественного покупателя, неизбалованного зрелищем самолетов с белыми звездами на боках, полностью оправдался. В течении 1990-1991 гг. “миковсккие” модели хорошо раскупались даже несмотря на немалую цену в 5 тогдашних рублей. Да и в 1992-м году, когда цена на эту модели иногда подпрыгивала до 90 рублей (при курсе доллара 25-25 рублей), спрос на неё не сильно падал. Впрочем, уже спустя год экономика постсоветских республик полностью сколлапсировала, что привело к существенному снижению покупательской способности.
     

    Начиная примерно с 1994 года продажей модели “Торпедоносца-бомбардировщика Эвенджер” в коробках старого образца занималась фирма “Хобби Холдинг”. При этом, непосредственно производство всё ещё находилось в ЦКТБИ, пока в 1997-м здание закрытой в советское время церкви, где оно размещалось, городские власти не решили вернуть в ведение патриархата. Пресс-форма была перевезена на завод “Прогресс”, всё ещё выпускавший “фроговскую” модель истребителя “Javelin”.
     

    На рынок новые отливки пошли в коробках, поставляемых фирмой “Maquette” (“Макет”), бокс-арт на которой был честно слизан с коробки компании “Accurate Miniatures”, а декаль и инструкция были подготовлены активным участником нашего проекта Сергеем Васюткиным, причем декаль от питерской “АННЫ и Ко” повторяла вариант FROG. Плоские иллюминаторы под американский вариант все еще предлагалось изготовить самостоятельно. Коробки прямо на заводе после сборки обтягивались в термоусаживаемую пленку, что для отечественных моделей тех лет было крайне нетипичным явлением! Планировалось выпускать и вариант самолета TBF-1D с обтекателем радиоантенны на правом крыле, который предполагалось отливать из полиуретановой смолы, но, Сергей, бывший основным двигателем этой инициативы, переключился на масштабный проект по производству интерьеров для Московской монорельсовой дороги, а в 2006 году завод прекратил свое существование. Пресс-формы на модели и игрушки были сданы в металлолом, и очередные две модели британского производителя были утрачены.
     

    Некоторая часть отливок в середине 1990-х гг. ушла на экспорт в Польшу, где их перепаковкой занималась польская фирма “AGA”. Сейчас найти ее комплект будет крайне непросто, поскольку, в отличие от московских коробок, польский полиграфический тираж оказался достаточно скромным
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Торпедоносец-бомбардировщик Эвенджер" - коробка кооператива МИК, верхняя часть с бокс-артом, конец 1980-х - начало 1990-х гг.
    Slider

    Наверх

  • В 1987-м корейская “Academy” выпустила собственную разработку “по мотивам” британских отливок с доработками, включающими внутреннюю расшивку и имитацию протектора шин. В настоящее как сама данная модель, так и афтермаркет широко представлены в интернет-магазинах, и, если не удается найти попадающийся еще у частных продавцов набор “МиК”, данный вариант является вполне достойным внимания аналогом.
     

    Современные наборы представлены, как правило, азиатскими производителями, причем спектр масштабов весьма широк и охватывает все авиационные, от 72-го до 32-го, так же неплохо обстоит дело и с модификациями.
     

  • Как уже говорилось, модель “Торпедоносца-бомбардировщика Эвенджер” относится к позднем периоду существованию FROG и выполнена на хорошем для начала 1970-х годов уровне. В наборе 5 литников, из них один — с прозрачными деталями. Стыкуемость деталей на хорошем уровне, поэтому для “изкоробочной” сборки не понадобится прикладывать особых усилий.
     

    Если копнуть глубже в матчасть, то выясниться, что в декали представлен один самолет, а в модели — другой, а именно ранний английский – тот, что “Tarpon” или “Avenger” Mk.I. По этой причине, если претендовать на историчность сборки в варианте “из коробки”, то из трех вариантов можно было делать только самый первый, мидуэйский.

    Соответственно, в комплект включался британский вариант с блистерами и местом штурмана в кабине пилота. В принципе, боковые окна на корпусе давались прямоугольными отверстиями, в которые вклеивались выпуклые прозрачные детали и для постройки американского TBF можно было самостоятельно сделать плоское остекление из прозрачного пластика. Расшивка была внешней, схожей с таковой у выпущенного годом ранее “Hellcat”. Неплохо были выполнены шасси с колесами, двигатель, подробно имитирована расшивка.Модель собиралась без особых усилий, так что смотрелась на фоне конкурентов достаточно уверенно.
     

    К недостаткам “фроговской” модели можно отнести ребристую поверхность, олицетворяющую клепку на стыках листов. В жизни листы собирались встык, а клепка была максимально мелкой и аккуратной, никак не образующей зрительно четко выделяющихся непрерывных рельефных линий. C другой стороны, современник от “Airfix” характеризовался эффектно выглядящими «паровозными» рельефными рядами заклепок, и для человека, вознамерившегося сделать модель близкой к оригиналу, сошлифовать тонкие линии с “фроговского” пластика было куда проще. Прочие же элементы достаточно грубы и упрощены — юбка капота выполнена схематично, пулемет и интерьер в башенке крайне далеки от своих прототипов, отсутствует интерьер ниш шасси, прозрачный пластик кабины традиционно толст, а переплет крайне переразмерен. К более серьезным расхождениям с реальной машиной можно отнести следующие:

    — по размаху не хватает 1,5 мм по каждой консоли крыла

    — абсолютно неверные ниши шасси (сдвинуты, причём серьёзно и сильно неверны по геометрии)

    — общая длина модели на несколько мм короче, чем должна быть

    — недостаточная высота киля и чересчур тонкий фюзеляж в задней части до начала форкиля

    — неверный переплет на кабине пилота и левом боковом окне стрелковой башенки

    — недостаточные размеры воздухозаборника и капота во фронтальной проекции
     

    Наглядное сравнение с чертежом приведено на картинке ниже, там же можно найти и фото модели “Avenger” в двух вариантах флота США.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Боковая проекция "Avenger"
    Slider

    Наверх

  • Grumman “Avenger” Mk.II, No.857 Sqd.FAA, JZ386, HMS “Indomitable”, 1945
    Автор модели — С.Васюткин
    Кооператив “МиК”, 1990-е гг.

     


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Grumman Avenger Mk.II Réf F244
    Frog 1/72 Avenger II by Scott Van Aken
    Scalemodels.ru — Обзор 1/72 Avenger — FROG, Academy, Airfix и Hasegawa — Страшная месть
    indy-amps.weebly.com — In Box Review of Frog 1/72nd Scale Grumman Avenger Mk. II
     

    Ссылки (инфо):
    TBF/TBM Avenger Grumman Torpedo Bomber
    NZDF-SERIALS — RNZAF Grumman TBF-1 &TBF-1C Avenger

     

    Литература:
    Terry C.Treadwell “Grumman TBF/TBM Avenger”. Mount Pleasant. Arcadia Publishing, 2001. ISBN:0-7524-2007-0
    Charles L.Scrivner “TBF/TBM Avenger in Action”. Carrollton. Squadron/Signal Publications. 1987. ISBN:0-89747-197-0
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639