Westland-Aerospatiale WG.13 “Lynx” — FROG


  • Westland “Lynx” (Рысь) был результатом англо-французского сотрудничества, призванного разработать вертолет, аналогичный знаменитому американскому UH-1 “Iroquois”. Построенная в итоге машина прочно заняла свое место в ВВС Англии, Германии и Франции, получила множество модификаций и с 1976-го года по нынешний день находится в строю. Фирма FROG решила выпустить модель уже на закате своего существования и, торопясь опередить конкурентов, разработала новинку на основе прототипов вертолета. Набор поступил в продажу в 1975-м году, а уже в 1978-м пресс-формы, наряду с другими, были проданы в Советский Союз.
     

    В Советском Союзе модель производилась на московском заводе “Кругозор”, на всем протяжении выпуска сохранявшем достойное качество отливок, в начале 2000-х гг. их под своим брендом начала поставлять фирма “Alanger”, сыгравшая злую роль в судьбе “Линкса” — после её банкротства модель пропала с прилавков.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представил нам С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Работы по замене британских вертолетов, основная масса которых являлась адаптированными копиями американских образцов, начались на фирме Westland в первой половине 1960-х гг. Программа была очень широкой и предполагала создание сразу четырех прототипов: тяжелый вертолет WG.1, средние WG.3 и WG.4, а также легкий WG.5. К 1963 году были готовы эскизы, но тут британские вооруженные силы приняли решение приобрести в США вертолёты “SeaKing” и “Chinook”, а во Франции – легкий «Gazelle”, что автоматически означало свёртывание работ по проектам WG.1 (WG.11)и WG.5.
     

    Основные усилия теперь были сконцентрированы на WG.3, который позиционировался как конкурент UH-1 “Iroquois”. Разработка постепенно стала англо-французской, поскольку кооперация позволяла вытеснить с европейского рынка американцев и существенно сократить расходы. До этого времени имелись наработки по четырем отдельным модификациям обновлённого проекта WG.13, из которых только одна была гражданской. Кроме того, заинтересованность в новом вертолёте высказала французская армия, которая предъявила свои требования. В окончательном виде соглашение предусматривало вертолётов корабельного базирования для ВМС Великобритании и Франции, многоцелевого – для британской армии и боевого разведывательного – для армии Франции.

    Совместно с фирмой Aerospatiale, на долю которой приходилось 30% работ, проекты в очередной раз были переделаны, но в октябре 1969-го года французский заказчик отозвал спецификацию. Тем не менее, полноразмерный макет “Lynx” был представлен на Парижском авиасалоне – фурора он не произвел, но разработчики на это и не надеялись – от них требовалось создать надежную винтокрылую машину с высокими эксплуатационными качествами, где красота не играла особой роли.
     

    Первый прототип “Lynx” поднялся в воздух 21-го марта 1971-го года, что было на 8 месяцев раньше запланированного срока. Совсем скоро было построено ещё три прототипа, которые для лучшей идентификации окрашивались в разные цвета: N1 – желтый, N2 – серый, N3 –красный и N4 – голубой. По сути, это были вертолёты-демонстраторы, а первый образец военного варианта (он же пятый прототип) появился только в апреле 1972-го года. Опытные машины имели втулку несущего винта раннего образца, двери кабины с тремя окнами и турбовальные двигатели Rolls-Royce BS.360, а первые три вертолета отличались фюзеляжем с характерной короткой носовой частью.

    Если не считать аварии с четвертым прототипом, который упал с высоты 18 метров, испытания проходили более чем успешно. В 1975-м году фирма Westland собрала портфель заказов на 117 машин, из которых 62 предназначались для армии Великобритании, 30 — для королевских ВМС, 18 — для ВМС Франции, 9 — для ВМС Бразилии и 8 — для Нидерландов. Крупносерийное производство “Lynx” было развернуто с 1976-го года, но ещё в сентябре 1974-го года британское и египетское правительства договорились о начале лицензионной постройке этих вертолётов в Египте (в итоге, оно так и не состоялось по причине недостатка ресурсов).
     

    В дальнейшем фирма Westland развернула активную программу модернизации, которая привела к созданию таких вариантов, как “Lynx-3”, “SuperLynx” и “Wildcat”, не считая других проектов. Ещё большую известность этой винтокрылой машине принёс мировой рекорд скорости 400,87 км\ч, установленный 11-го августа 1986-го года на дистанции 15\25 км. К настоящему времени “Lynx” был произведен более чем в 60(!) модификациях и остается на вооружении 13 стран, включая Великобританию.
     

    Боевых успехов на счету вертолетов “Lynx” немного, но от этого менее яркими они не становятся. Впервые их применили в ходе войны с Аргентиной за Фолклендские острова в апреле-мае 1982 года — тогда вертолеты из No.815 Sqd.FAA были включены в состав оперативной группы (Task Force) и базировались на эсминцах типа HMS “Sheffield”, а также фрегатах типа HMS “Amazon” и HMS “Broadsword”. В ходе непродолжительных боёв с аргентинцами экипажи “Lynx” провели семь пусков ещё не принятых на вооружение ракет типа “Sea Skua” и записали на своё счет патрульный корабль “Alferez Sobral”.

    Далее последовали две успешные кампании в Ираке (1991 и 2003 года), а последним крупным конфликтом стала гражданская война в Ливии (февраль-октябрь 2011 года), где один вертолет “Lynx” был захвачен силами верными режиму Каддафи.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Прототипы Westland Lynx N1 и N3 в полете
    Slider

    Наверх

  • Одной из последних разработок, ещё успевших появиться в продаже под торговой маркой FROG, был вертолет Westland “Lynx” в масштабе 1/72. Пресс-форма для него появилась в 1975-м году, а весь тираж в 45.000 экземпляров был выпущен в коробках двух подтипов — Н1 и Н2. Различия между этими изданиями заключались в том, что коробка H1 образца 1974 года состояла из двух отдельных половин (верх-низ), а в комплект входила подставка типа Skybase. В 1976-м году, после финального урезания статьи расходов на производство моделей, подставку из комплекта удалили, а коробку типа H2 стали изготавливать из цельного листа картона.

    В каталоге FROG модель под названием под названием “Lynx Multi-Role Helicopter” получила индекс F256 и входила в Green Series. Схема окраски и декаль позволяли оформить масштабную копию вертолета “Lynx” в двух вариантах:

    Utility Lynx (Rolls-Royce Engine Development Prototype, XX907), Filton, Bristol, 1973

    Second French Navy Prototype (ex.XX911), Military Aeronavale, Bordeaux-Merignac, France, 1974

    Другими словами, в основе разработки FROG лежали несерийные образцы вертолета “Lynx”.
     

    Последние британские отливки были сделаны в начале 1977-го года. Впрочем, всё могло сложиться совсем иначе, поскольку ещё в 1970-м году у разработчиков была идея создать модель французского вертолёта Aerospatiale “Puma” и включить её в Orange Series. Почему было принято решение переключиться именно на “Lynx”? Возможно потому, что этот вертолет являлся на тот момент абсолютной новинкой на рынке военных технологий, а “Puma” уже готовилась фирмой “Airfix”.
     

    А что же стало с реальными прототипами? Оказывается, бывший XX911 (он же второй французский предсерийный экземпляр), совершивший свой первый полет 18-го сентября 1973-го года, находится в экспозиции музея Rochefort. Чуть меньше повезло XX907 – эту машину, облётанную 23-го мая 1973-го года, использовали для отработки систем вооружения и отдали на слом в 2013-м году.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Lynx Multi-Role Helicopter” (F256) - комплект с коробкой типа H1, FROG, Green Series, 1975-1976 гг.
    Slider

    Наверх

  • Британская пресс-форма прибыла в Советский Союз одной из последних и в 1978-м году оказалась в Институте Игрушки в подмосковном Загорске. Здесь были сделаны первые отливки, а также составлен заказ на полиграфию. Экспортный вариант в каталоге фирмы “Novo Toys Limited” сохранил коробочное название “Lynx-Multi-Role Helicopter” и, получив индекс 78083, входил в Series 4. Бокс-арт и схемы окраски были сохранены “фроговские”.

     

    Есть основание полагать, что большая часть пробных отливок ушла в Великобританию. Вместе с тем, по воспоминаниям очевидцев, при переезде в 1980-м году из Загорска в Москву на территории Института было брошено большое количество бракованных отливок вместе с некондиционной полиграфией. Между тем, именно с этого момента пресс-форма находилась на московском заводе “Кругозор”, где и был налажен массовый выпуск модели. Экспортные поставки продолжались недолго – в конце 1980-го года британская фирма-посредник была ликвидирована, а остатки полиграфии переданы советской стороне.
     

    С этого момента основная масса “Lynx” московского предприятия поставлялась только для внутреннего рынка и в течении 1980-х гг. особой редкостью эта модель не была. Советский потребитель мог довольствоваться “фирменной” упаковкой с двумя упрощенными проекция вертолета “Сборная модель вертолета Индекс 256”. При этом, в зависимости от периода выпуска, цвета оформления коробки могли быть ярче или тусклее: вертолет изображался всегда сине-фиолетовым на красном поле, а окантовка была синего цвета. Инструкция представляла собой упрощенный “нововский” вариант, а декаль в московских комплектах “доперестроечного” периода отсутствовала.
     

    Производство модели “Индекс 256” с небольшими перерывами шло вплоть до начала 1990-х гг., когда на “Кругозоре” наконец-таки додумались улучшить комплектацию, но сделали это очень своеобразно. Приблизительно с 1991-го года в комплект стала включаться ужасного качества декаль с британскими опознавательными знаками для прототипа с номером XX907 и схемой их нанесения на отдельном листе-вкладыше, где присутствовало название “Вертолет «Линкс» Индекс 256”. Чуть позже, вместо коробки советского образца, была введена новая унифицированная коробка с рисунками ассортимента пластиковых моделей от завода “Кругозор”. Впрочем, после развала СССР, московское предприятие не смогло (или не захотело) найти рынки сбыта для своей модельной продукции и в скором времени пресс-формы были отправлены на “хранение”, где большей частью успешно сгнили.
     

    Что касается “Lynx”, то в начале 2000-х гг. он вышел на рынок под брендом известной тогда фирмы “Alanger”. Времена развитого капитализма диктовали свои законы и один набор превратился в два. Колесный вариант с торпедами выпускался под названием “SeaLynx HAS.Mk.2 antisubmarine helicopter” (72012), лыжный — “Lynx AH Mk.1 UK Army combat helicopter” (72013). Второй из наборов давался со схемой окраски на серийную машину с бортовым номером XZ170, но декаль производства фирмы “Begemoth” была дана на “нововский” борт XX907. Противолодочный же вариант представлял вертолет, принадлежащий ВМФ ФРГ в соответствующем камуфляже, и декаль, выпущенная под собственным логотипом “Alanger”, точно соответствовала изображенной на схеме окраски. В обоих случаях надпись на английском гордо сообщала, что пресс-формы разработаны британской фирмой FROG, при этом на отливках красовалась надпись “Made in USSR”.

     

    К сожалению, в 2006 году “Alanger”, набрав в разных банках кредитов под залог пресс-форм, обанкротился, после чего следы производственной оснастки как на “Lynx”, так и на множество других моделей, потерялись. Если кто-то из читателей располагает более подробными сведениями о судьбе оборудования, просим связаться с нами и поделиться информацией.

    Надо также отметить, что качество отливок на завершающей стадии производства оставалось не хуже, чем в советский период – то есть, культура производства на “Кругозоре” была существенно выше, чем на большинстве других предприятий получивших британские пресс-формы.
     

    Отдельные партии отливок в 1990-е гг. успели поставить на западный рынок, причем перепаковкой занимались, в основном, фирмы из Восточной Европы. На данный момент известно, что перепаковкой отливок российского производства занимались польские фирмы “Chematic” и “Gomix”. Не исключено, что этот список может быть несколько шире.

     

    Также следует отметить, что в Восточной Европе небольшими партиями были выпущены так называемые “собственные разработки”, основой для которых послужили “фроговские” отливки. В частности, один из таких комплектов под названием “Westland Lynx” и номером 026 (в экономичной упаковке с черно-белым “лепестком”) в 1990-е гг. предлагала чешская фирма “Modell Hobby”. примерно тогда же появилась партия моделей “Westland – Aerospatiale WG 13 Lynx Ex-Novokit” под номером J067 от польской фирмы “JGModel”.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Lynx-Multi-Role Helicopter" (78083) - экспортная коробка фирмы "Novo Toys Limited", 1978-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Конечно же, FROG была не одинока в своё стремлении выпустить на модельный рынок очередной “хит продаж”. Первопроходцем тут стала фирма “Matchbox”, представившая модель “Westland Aerospatiale Lynx” (PK-108) в 1974-м году. Фактически, это был один из прототипов вертолета – то есть, прямой конкурент для модели от FROG. Последнее переиздание под логотипом “Matchbox” было в 1983-м году, после чего пресс-форма была приобретена фирмой “Revell” и прошла доработку, в результате которой в 1992-м году появилась модель “Westland Lynx” (04409). Впоследствии эта модель была снята с производства.

     

    Фирма “Airfix» выпустила свой “Navy Lynx” (903024) только в 1976-м году, но зато потом переиздавала его в самых различных вариантах вплоть до 2005-го года включительно. Часть этих моделей также была выпущена в коробках фирм “MPC” и “Heller”.

     

    В начале 1980-х гг. коллекцию “Lynx” пополнила японская фирма “Fujimi”, которая начала с модели “Westland Lynx HAS.Mk.2” (7A18), затем продолжив линейку модификациями AH.Mk.1 и “SeaLynx” Mk.88.

     

    Из последних разработок можно отметить модели от фирмы “HobbyBoss”. В 2008-м году появился “German Navy Westland Lynx Mk.88”, после которой в продажу последовательно вышли HAS.Mk.2, “SuperLynx”, Mk.90 и HAS.3. Последнее издание датируется 2010-м годом.
     

  • Комплект от FROG содержит 63 детали, размещенных на 5 литниках: 4 – из цветного пластика и один с прозрачными деталями. Как указано в инструкции “Lynx” можно собрать в двух вариантах – на колесном шасси с торпедами Mk.44 и на лыжном шасси без вооружения. В наборе была 2 “носа” — для каждого из вариантов и заглушки для пазов под лыжи на нижней части фюзеляжа.

     

    Модель выполнена на достаточно высоком уровне даже по современным меркам – достаточно сказать, что в интерьере была воспроизведена приборная панель, что ранее для FROG было редкостью. Между тем, в ходе более мелкого “досмотра”, выделяются “глухие” выхлопные патрубки нуждаются в коррекции и слишком грубое сделанные носовые УКВ-антенны. Стоит также обратить внимание на отсутствие какой-либо перегородки за воздухозаборниками. Ну и конечно же не хватает мелочевки, без которой “Lynx” не будет смотреться должным образом.

    Для постройки модели серийного вертолета необходимо было произвести довольно много переделок, первым делом устранить главное отличие — уменьшить с трех до двух количество окон на двери грузового отсека.

     

    В качестве дополнительной информации отметим, что “фроговские” отливки были темно-серого, почти черного цвета. Советские пробные и экспортные отливки изготовлялись из серого пластика, а для внутреннего рынка использовался пластик только белого цвета.
     


  • Ссылки (модель):
     

    Ссылки (инфо):
    Westland Lynx Prototypes
    The Early Years
    Super Lynx Gallery
     

    Литература:
    “Lynx: Yeovil’s Revolutionary Yearling” (“Air Enthusiast” 1972-06)
    А.Заболотный “Британские вертолеты в Фолклендской войне”(“Авиация и Время” 1999-04)
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639