Westland-Aerospatiale WG.13 Lynx


  • Westland «Lynx» (Рысь) был результатом англо-французского сотрудничества, призванного разработать вертолет, аналогичный знаменитому американскому UH-1 «Iroquois». Построенная в итоге машина прочно заняла свое место в ВВС Англии, Германии и Франции, получила множество модификаций и с 1976-го года по нынешний день находится в строю. Фирма FROG решила выпустить модель уже на закате своего существования и, торопясь опередить конкурентов, разработала новинку на основе прототипов вертолета. Набор поступил в продажу в 1975 г, а уже в 1978 пресс-формы, наряду с другими, были проданы в Советский Союз.
     

    В Советском Союзе модель производилась на московском заводе «Кругозор», на всем протяжении выпуска сохранявшем достойное качество отливок, в начале 2000-х их под своим брендом начала поставлять компания «Alanger», сыгравшая злую роль в судьбе «Линкса»- после банкротства фирмы модель пропала с прилавков.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представил нам С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Работы по замене британских вертолетов, основная масса которых являлась адаптированными копиями американских образцов, начались на фирме Westland в первой половине 1960-х гг. Программа была очень широкой и предполагала создание сразу четырех прототипов: тяжелый вертолет WG.1, средние WG.3 и WG.4, а также легкий WG.5. К 1963 году были готовы эскизы, но тут британские вооруженные силы приняли решение приобрести в США вертолёты «SeaKing» и «Chinook», а во Франции – легкий «Gazelle», что автоматически означало свёртывание работ по проектам WG.1 (WG.11)и WG.5.
     

    Основные усилия теперь были сконцентрированы на WG.3, который позиционировался как конкурент UH-1 «Iroquois». Разработка постепенно стала англо-французской, поскольку кооперация позволяла вытеснить с европейского рынка американцев и существенно сократить расходы. До этого времени имелись наработки по четырем отдельным модификациям обновлённого проекта WG.13, из которых только одна была гражданской. Кроме того, заинтересованность в новом вертолёте высказала французская армия, которая предъявила свои требования. В окончательном виде соглашение предусматривало вертолётов корабельного базирования для ВМС Великобритании и Франции, многоцелевого – для британской армии и боевого разведывательного – для армии Франции.

    Совместно с фирмой Aerospatiale, на долю которой приходилось 30% работ, проекты в очередной раз были переделаны, но в октябре 1969-го года французский заказчик отозвал спецификацию. Тем не менее, полноразмерный макет «Lynx» был представлен на Парижском авиасалоне – фурора он не произвел, но разработчики на это и не надеялись – от них требовалось создать надежную винтокрылую машину с высокими эксплуатационными качествами, где красота не играла особой роли.
     

    Первый прототип «Lynx» поднялся в воздух 21-го марта 1971-го года, что было на 8 месяцев раньше запланированного срока. Совсем скоро было построено ещё три прототипа, которые для лучшей идентификации окрашивались в разные цвета: N1 – желтый, N2 – серый, N3 –красный и N4 – голубой. По сути, это были вертолёты-демонстраторы, а первый образец военного варианта (он же пятый прототип) появился только в апреле 1972-го года. Опытные машины имели втулку несущего винта раннего образца, двери кабины с тремя окнами и турбовальные двигатели Rolls-Royce BS.360, а первые три вертолета отличались фюзеляжем с характерной короткой носовой частью.

    Если не считать аварии с четвертым прототипом, который упал с высоты 18 метров, испытания проходили более чем успешно. В 1975-м году фирма Westland собрала портфель заказов на 117 машин, из которых 62 предназначались для армии Великобритании, 30 — для королевских ВМС, 18 — для ВМС Франции, 9 — для ВМС Бразилии и 8 — для Нидерландов. Крупносерийное производство «Lynx» было развернуто с 1976-го года, но ещё в сентябре 1974-го года британское и египетское правительства договорились о начале лицензионной постройке этих вертолётов в Египте (в итоге, оно так и не состоялось по причине недостатка ресурсов).
     

    В дальнейшем фирма Westland развернула активную программу модернизации, которая привела к созданию таких вариантов, как «Lynx-3», «SuperLynx» и «Wildcat», не считая других проектов. Ещё большую известность этой винтокрылой машине принёс мировой рекорд скорости 400,87 км\ч, установленный 11-го августа 1986-го года на дистанции 15\25 км.
    К настоящему времени «Lynx» был произведен более чем в 60(!) модификациях и остается на вооружении 13 стран, включая Великобританию.
     

    Боевое применение:

    Принимал участие в Фолклендской войне (1982). Вертолётами этого типа было потоплено одно и повреждено другое торговое судно Аргентины.

    Принимал участие в войне против Ирака (2003), где использовался в качестве ударного. Не было потеряно ни одной машины.

    Принимал участие в ливийской войне, где 1 вертолёт был захвачен силами верными режиму Каддафи.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Прототипы Westland Lynx N1 и N3 в полете
    Slider

    Наверх

  • Одной из последних разработок, ещё успевших появиться в продаже под торговой маркой FROG, был вертолет Westland «Lynx» в масштабе 1:72. Пресс-форма для него появилась в 1975-м году, а весь тираж в 45.000 экземпляров был выпущен в коробках типа Н под названием «Lynx Multi-Role Helicopter». В каталоге FROG эта модель имела индекс F256 и входила в GreenSeries. Схема окраски и декаль позиционировали модель в двух вариантах:

    Utility Lynx (Rolls-Royce Engine Development Prototype, XX907), Filton, Bristol, 1973

    Second French Navy Prototype (ex.XX911), Military Aeronavale, Bordeaux-Merignac, France, 1974

    Другими словами, в основе разработки FROG лежали несерийные образцы вертолета «Lynx».
     

    Последние британские отливки были сделаны в начале 1977-го года. Впрочем, всё могло сложиться совсем иначе, поскольку ещё в 1970-м году у разработчиков была идея создать модель французского вертолёта Aerospatiale «Puma» и включить её в Orange Series. Почему было принято решение переключиться именно на «Lynx»? Возможно потому, что этот вертолет являлся на тот момент абсолютной новинкой на рынке военных технологий, а «Puma» уже готовилась фирмой Airfix.
     

    А что же стало с реальными прототипами? Оказывается, бывший XX911 (он же второй французский предсерийный экземпляр), совершивший свой первый полет 18-го сентября 1973-го года, находится в экспозиции музея Rochefort. Чуть меньше повезло XX907 – эту машину, облётанную 23-го мая 1973-го года, использовали для отработки систем вооружения и отдали на слом в 2013-м году.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Frog F256 Lynx Multi-Role Helicopter, коробка типа H
    Slider

    Наверх

  • Британская пресс-форма прибыла в Советский Союз одной из последних и в 1978-м году оказалась в Институте Игрушки в подмосковном Загорске. Здесь были сделаны первые отливки, а также составлен заказ на полиграфию. Экспортный вариант в каталоге Novo Toys Limited сохранил коробочное название «Lynx-Multi-Role Helicopter», но получил индекс 78083 и входил в Series 4. Бокс-арт и схемы окраски были сохранены «фроговские».

    Есть основание полагать, что большая часть пробных отливок ушла в Великобританию. Вместе с тем, по воспоминаниям очевидцев, при переезде в 1980-м году из Загорска в Москву на территории Института было брошено большое количество бракованных отливок вместе с некондиционной полиграфией. Между тем, с 1979-го года пресс-форма находилась на московском заводе «Кругозор», где был налажен массовый выпуск данной модели. Экспортные поставки продолжались недолго – в конце 1980-го года британская фирма-посредник была ликвидирована, а остатки полиграфии переданы советской стороне.
     

    С этого момента основная масса «Lynx» московского предприятия поставлялась только для внутреннего рынка и в течении 1980-х гг. особой редкостью эта модель не была. Советский потребитель мог довольствоваться «фирменной» упаковкой с двумя упрощенными проекция вертолета «Сборная модель вертолета Индекс 256». При этом, в зависимости от периода выпуска, цвета оформления коробки могли быть ярче или тусклее: вертолет изображался всегда сине-фиолетовым на красном поле, а окантовка была синего цвета. Инструкция представляла собой упрощенный «нововский» вариант, а декаль в московских комплектах «доперестроечного» периода отсутствовала.
     

    Производство модели «Индекс 256» с небольшими перерывами шло вплоть до начала 1990-х гг., когда на «Кругозоре» наконец-таки додумались улучшить комплектацию, но сделали это очень своеобразно. Приблизительно с 1991-го года в комплект стала включаться ужасного качества декаль с британскими опознавательными знаками для прототипа с номером XX 907 и схемой их нанесения на отдельном листе-вкладыше, где присутствовало название «Вертолет «Линкс» Индекс 256″. Чуть позже, вместо коробки советского образца, была введена новая унифицированная коробка с рисунками ассортимента пластиковых моделей от завода «Кругозор». Впрочем, после развала СССР, московское предприятие не смогло (или не захотело) найти рынки сбыта для своей модельной продукции и в скором времени пресс-формы были отправлены на «хранение», где большей частью успешно сгнили.
     

    Что касается «Lynx», то в начале 2000-х он вышел на рынок под брендом известной тогда фирмы Alanger. Времена развитого капитализма диктовали свои законы и один набор превратился в два. Колесный вариант с торпедами выпускался под названием «SeaLynx HAS.Mk.2 antisubmarine helicopter» (Cat.No.72012), лыжный — «Lynx AH Mk.1 UK Army combat helicopter» (Cat.No.72013). Набор 72013 давался со схемой окраски на серийную машину с бортовым номером XZ170, но декаль производства фирмы Begemoth была дана на нововский борт XX907. Противолодочный же вариант представлял вертолет, принадлежащий ВМФ ФРГ в соответствующем камуфляже, и декаль, выпущенная под собственным логотипом Алангер, точно соответствовала изображенной на схеме окраски. В обоих случаях надпись на английском гордо сообщала, что пресс-формы разработаны британской фирмой FROG, при этом на отливках красовалась надпись «Made in USSR».

    К сожалению, в 2006 году Алангер, набрав в разных банках кредитов под залог пресс-форм, обанкротился, после чего следы производственной оснастки как на «Lynx», так и на множество других моделей, потерялись. Если кто-то из читателей располагает более подробными сведениями о судьбе оборудования, просим связаться с нами и поделиться информацией.

    Надо также отметить, что качество отливок на завершающей стадии производства оставалось не хуже, чем в советский период – то есть, культура производства на «Кругозоре» была существенно выше, чем на большинстве других предприятий получивших британские пресс-формы.
     

    Отдельные партии отливок в 1990-е гг. успели поставить на западный рынок, причем перепаковкой занимались, в основном, фирмы из Восточной Европы. На данный момент известно о следующих, но не исключено, что этот список может быть несколько больше:
    чистые репаки — польские фирмы Chematic и Gomix.

    Следующие фирмы разработали свои варианты на безе нововских, несколько перекомпоновав детали

    «Modell Hobby» (Чехия) – «Westland Lynx», модель продавалась в «лепестке», новый вариант оформления

    «JGModel» (Польша) – «Westland – Aerospatiale WG 13 Lynx Ex-Novokit», нет точных данных

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Novo 78083 Lynx-Multi-Role Helicopter, верхняя часть коробки (фото: retromodels.ru)
    Slider

    Наверх

  • Комплект от FROG содержит 63 детали, размещенных на 5 литниках: 4 – из цветного пластика и один с прозрачными деталями. Как указано в инструкции «Lynx» можно собрать в двух вариантах – на колесном шасси с торпедами Mk.44 и на лыжном шасси без вооружения. В наборе была 2 «носа» — для каждого из вариантов и заглушки для пазов под лыжи на нижней части фюзеляжа.

    Модель выполнена на достаточно высоком уровне даже по современным меркам – достаточно сказать, что в интерьере была воспроизведена приборная панель, что ранее для FROG было редкостью. Между тем, в ходе более мелкого «досмотра», выделяются глухие» выхлопные патрубки нуждаются в коррекции и слишком грубое сделанные носовые УКВ-антенны. Стоит также обратить внимание на отсутствие какой-либо перегородки за воздухозаборниками. Ну и конечно же не хватает мелочевки, без которой «Lynx» не будет смотреться должным образом.

    Для постройки модели серийного вертолета необходимо было произвести довольно много переделок, первым делом устранить главное отличие — уменьшить с трех до двух количество окон на двери грузового отсека.

    В качестве дополнительной информации отметим, что «фроговские» отливки были темно-серого, почти черного цвета. Советские пробные и экспортные отливки изготовлялись из серого пластика, а для внутреннего рынка использовался пластик только белого цвета.
     

    В добавление, стоит сказать, что, конечно же, FROG была не одинока в своё стремлении выпустить на модельный рынок очередной «хит продаж». Первопроходцем тут стала фирма «Matchbox», представившая модель «Westland Aerospatiale Lynx» (Cat.No.PK-108) в 1974-м году. Фактически, это был один из прототипов вертолета – то есть, прямой конкурент для модели от FROG. Последнее переиздание под логотипом «Matchbox» было в 1983-м году, после чего пресс-форма была приобретена фирмой «Revell» и прошла доработку, в результате которой в 1992-м году появилась модель «Westland Lynx» (Cat.No.04409). Впоследствии эта модель была снята с производства.

    Фирма «Airfix» выпустила свой «Navy Lynx» (Cat.No.903024) только в 1976-м году, но зато потом переиздавала его в самых различных вариантах вплоть до 2005-го года включительно. Часть этих моделей также была выпущена в коробках фирм «MPC» и «Heller».

    В начале 1980-х гг. коллекцию «Lynx» пополнила японская фирма «Fujimi», которая начала с модели «Westland Lynx HAS.Mk.2» (Cat.No.7A18), затем продолжив линейку модификациями AH.Mk.1 и «SeaLynx» Mk.88.

    Из последних разработок можно отметить модели от фирмы «HobbyBoss». В 2008-м году появился «German Navy Westland Lynx Mk.88», после которой в продажу последовательно вышли HAS.Mk.2, «SuperLynx», Mk.90 и HAS.3. Последнее издание датируется 2010-м годом.

    Наверх


  • Ссылки (модель):
     

    Ссылки (инфо):
    Westland Lynx Prototypes
    The Early Years
    Super Lynx Gallery
     

    Литература:
    «Lynx: Yeovil’s Revolutionary Yearling» («Air Enthusiast» 1972-06)
    А.Заболотный «Британские вертолеты в Фолклендской войне»(«Авиация и Время» 1999-0)
    «Lynx» («Мировая авиация» 120)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639