Hawker Siddeley G.R.Mk.1 «Harrier»


  • Идея создания самолета вертикального взлета и посадки будоражила умы конструкторов еще с начала 50-х годов, но созданию подобной машины мешало отсутствие подходящего двигателя. В Великобритании среди прочих стран НАТО, также были начаты конструкторские работы по данному направлению, и к концу 50-х создана и подходящая силовая установка, и прототип самолета. Десятилетием позже новый ударный самолет, получивший имя «Harrier», начал поступать в строевые части.
     

    Необычной новинкой сразу заинтересовались модельные фирмы, благо прототипы самолета демонстрировались задолго до принятия на вооружение. Фирма FROG выпустила перепаковку набора от японской Hasegawa, имевшую немалый успех на рынке.

    Разразившийся в 70-х экономический кризис положил конец этому сотрудничеству и вынудил англичан выпустить свою разработку, базирующуюся на японской. Вышедшая под занавес существования FROG модель продавалась под этой маркой всего 2 года, и уже в 1979 г. была поставлена в СССР, где ее производство было развернуто на заводе игрушек в Донецке. Там модель производилась почти 30 лет до момента закрытия предприятия, но, благодаря выкупившей пресс-формы московской фирме ARK Models, набор и сейчас присутствует на рынке.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Pit, Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Прежде чем начать рассказ о «Harrier» совсем не лишним будет упомянуть, на фоне каких событий проходил процесс развития этого уникального самолёта. В начале 1950-х гг. ряд авиационных фирм по всему миру занялись исследованиями в области создания самолётов не просто с укороченным взлётом и посадкой, а с полноценным вертикальным взлётом. Эта идея очень понравилась как представителям ВВС, так и гражданским авиакомпаниям, но главная проблема состояла в том, что соответствующие силовые установки долгое время находились на стадии доработки.
     

    К этому времени фирма Hawker Siddeley усиленно работала над проектом истребителя Р.1121, который должен был заменить «Hunter». Неизвестно, чем бы закончились эти работы, не появись в 1957-м году «Defence White Paper» – в этом документе фактически предписывалось свернуть разработку пилотируемых самолётов и сделать основной акцент на развитии ракетного вооружения. Вскоре после этого проект Р.1121 был закрыт, а освободившиеся ресурсы руководство фирмы решило задействовать в абсолютно новом проекте, который создавался по техническому заданию NATO по легкий тактический истребитель поддержки (Light Tactical Support Fighter). Предполагалось, что новая машина сможет заменить FIAT G.91, но очень скоро события приняли совершенно другой оборот…
     

    В том же 1957-м году были изданы требования на сверхзвуковой истребитель-штурмовик вертикального\укороченного взлёта и посадки (Air Staff Requirement 345), которые передали фирме Hawker Siddeley. Генеральный конструктор Сидней Кэмм, известный такими истребителями, как «Hurricane», «Typhoon», «Tempest» и «Hunter», отнёсся к ним с воодушевлением, благо, было от чего!
     

    Ещё до выдачи требований представители фирмы Bristol, с которой Hawker Siddeley работала в тесной кооперации, уведомили своих партнеров о работах над совершенно новой силовой установкой, в которой использовались элементы двигателей «Olympus» и «Orpheus». Основная суть этого проекта заключалась в возможности направления тяги от турбовентиляторного двигателя почти вертикально вниз, через специальные поворотные сопла – именно это и нужно было для создания полноценного СВВП. Новый двигатель получил название «Pegasus».
     

    Проектированием самолёта, который получил индекс Р.1127, занималась группа конструктором под руководством Ральфа Хупера (Ralph Hooper) при непосредственной поддержке коллег из фирмы Bristol. Вместе с тем, разработка полностью финансировалась фирмой Hawker Siddeley.
     

    В течении 1958-го года был выполнен основной объём работ, за исключением системы управления реактивной тягой – её разработку завершили к апрелю 1959-го года. Одновременно командование NATO уточнило требования, сделав их менее противоречивыми (в частности, самолёт должен быть стать дозвуковым), а специалисты фирмы разработали многоуровневую испытательную программу с применением компьютеров.

    Первоначальные варианты проекта Р.1127 даже близко не напоминали будущий «Harrier». На представленных эскизах демонстрировался трехместный самолёт с двигателем центрального расположения и хвостовым(!) колесом. Радикальная переработка была произведена только во второй половине 1959-го года.
     

    Тем не менее, проект Р.1127, благодаря высоким темпам проектирования, получил большую поддержку со стороны командования RAF и Министерства Авиации, что позволило уже в январе 1959-го года начать разговор о возможной постройке первого прототипа. Между тем, в результате жестких сокращений военного бюджета, фирме Hawker Siddeley пришлось искать другие источники финансирования, получив поддержку из США по части выделения средств на развитие двигателей. Кроме того, продувки моделей осуществлялись в Исследовательским центром NASA в г.Лэнгли.
     

    Первые два прототипа Р.1127 фирме Hawker Siddeley пришлось строить за свои средства – это нелёгкое решение было принято в марте 1959-го года, а официальный контракт был получен от Министерства снабжения в апреле. Форсировав оставшуюся часть работ, компания смогла уже 15-го июля 1960-го года доставить на базу RAF Дансфорд (Dunsford ) первый прототип — Р.1127 (БН XP831). Первые запуски силовой установки производились со специальной платформы, а полётный экземпляр двигателя «Pegasus» был доставлен 13-го октября. В течении октября-ноября последовала серия испытательных полётов, а в «свободном» режиме Р.1127 полноценно опробовали в феврале 1961-го года. Второй прототип с номером XP836 присоединился к программе испытаний с 7-го июля.
     

    К этому времени Министерство снабжения подписало контракт на постройку ещё 4 опытных образцов, однако интерес к программе Р.1127 был уже не столь высоким. Фирме Hawker Siddeley пришлось приложить немало усилий, чтобы проект не был заброшен, попутно тестируя модернизированные двигатели на прототипах. Злополучным стал 1963-й год – после удачной посадки на палубу авианосца «Ark Royal» последовало крушение первого прототипа во время Парижского авиасалона, но положительный результат был всё же достигнут – в программу Р.1127 включились США и ФРГ, благодаря которым ещё 22-го мая 1962-го года был получен контракт на постройку 9 предсерийных модернизированных самолётов, позднее получивших название «Kestrel». В октябре 1964-го года из них сформировали эскадрилью TES (Tri-partite Evaluation Squadron) в состав которой вошли пилоты всех трех стран. Впоследствии три самолёта проходили испытания в США под обозначением XV-6A.
     

    Несмотря на ряд трудностей и неудач «Kestrel» показал обнадеживающие результаты и в 1967-м году фирма Hawker Siddeley наконец-таки получила контракт на постройку 70 серийных самолётов под новым обозначением «Harrier» («Гончая»). Из этого количества 10 машин относились к двухместному учебно-тренировочному варианту Т.2 (разработка которого велась с 1966-го года), а остальные были одноместными ударными самолётами модификации GR.1.
     

    С апреля 1969-го года первые серийные «Harrier» стали поступать в состав Harrier Conversion Unit RAF. В рамках сотрудничества с США были планы производства «американизированного» варианта AV-8A для Корпуса Морской Пехоты (USMC) на мощностях фирмы McDonnell Douglas. Однако, такой вариант был заблокирован на высшем уровне и все заказанные самолёты были построены в Великобритании. В общей сложности USMC получили 102 AV-8A и 8 TAV-8A, которые были поставлены между 1971-м и 1976-м гг.
     

    В боевых действиях самолёты «Harrier» GR.1 и AV-8A участия не принимали, и в 1980-х гг. их полностью вытеснили из строевых частей более поздние модификации. Впоследствии «Harrier» выпускались во множестве модификаций и были поставлены на экспорт в Индию, Испанию и Таиланд. А вот в ФРГ самолёты вертикального взлёта и посадки так и не попали. Ниже приведен перечень основных модификаций «Harrier».

    GR.1 «Harrier» – первая серийная модификация ударного самолёта с двигателем «Pegasus» 6 Mk.102

    GR.1A «Harrier» – вариант на базе GR.1 с двигателем «Pegasus» 10 Mk.102, вместе с GR.1 построено 119 самолётов

    GR.3 «Harrier» – вариант на базе GR.1 с измененной носовой частью, обновленным оборудованием и двигателем «Pegasus» 11 Mk.102, всего построено 40 новых самолётов и 61 переделан из GR.1

    GR.5 «Harrier II» – модернизация «Harrier» по аналогии с AV-8B, установлено новое оборудование и двигатель «Pegasus» 105, изменена носовая часть, построен 41 самолёт

    GR.5A «Harrier II» – вариант на базе GR.5 с инфракрасной станцией FLIR (переходная версия к GR.7), построен 21 самолёт

    GR.7 «Harrier II» – вариант на базе GR.5 с улучшенным оборудованием

    GR.7A «Harrier II» – вариант на базе GR.7 с двигателем «Pegasus» 107

    GR.9 «Harrier II» – вариант на базе GR.7 с улучшенным оборудованием модернизированный по программе JUMP

    GR.9A «Harrier II» – модернизированные самолёты GR.7A

    T.2 (T.52) – двухместный учебный самолёт на базе GR.1, построено 10 самолётов

    T.2A – двухместный учебный самолёт на базе GR.1, построено 4 экземпляра

    T.4 – двухместный учебный самолёт на базе T.2, построено 12 новых самолётов

    T.4A – двухместный учебный самолёт на базе T.2

    T.4N – двухместный учебный палубный истребитель на базе F(A).2

    T.8 – двухместный учебный самолёт на базе T.2

    T.8N – двухместный учебный палубный истребитель на базе F(A).2

    T.10 – двухместный учебно-боевой самолёт на базе TAV-8B

    T.12 – двухместный учебный самолёт на базе T.10 с доработками по программе JUMP и двигателями «Pegasus» 105 (перестроено 9 самолётов)

    T.12А – двухместный учебный самолёт на базе T.10 с двигателями «Pegasus» 107

    T.60 – экспортный вариант двухместного палубного учебного истребителя на базе FRS.1 для Индии

    «Sea Harrier» FRS.1 – палубный истребитель на базе GR.3 с морским оборудованием

    «Sea Harrier» FRS.51 – экспортный вариант палубного истребителя FRS.1 для Индии

    «Sea Harrier» F(A).2 – палубный истребитель на базе FRS.1 с незначительно модернизированным фюзеляжем и обновленным оборудованием

    AV-8A «Harrier» (Mk.50) – вариант для USMC на базе GR.1, но с измененным оборудованием и двигателем «Pegasus» 11 Mk.102

    AV-8C «Harrier» – серийные самолёты AV-8A, модернизированные до стандарта AV-8B

    AV-8S «Harrier» – палубный истребитель на базе «Sea Harrier» FRS.1 для ВМС США

    TAV-8S «Harrier» (Mk.56) – экспортный вариант двухместного палубного учебного истребителя на базе FRS.1 для ВМС США

    YAV-8B – прототип истребителя AV-8B

    AV-8B «Harrier II» – ударный самолёт для USMC на базе проекта AV-16A «Super Harrier», от AV-8A отличался обновленным оборудованием, некоторыми доработками в конструкции и двигателем F402-RR-406

    EAV-8B «Matador II» (Mk.53\54\55) – вариант АV-8B для ВВС Испании с двигателем «Pegasus» 152-42

    AV-8B «Harrier II Night Attack» – модификация с ИК-системой переднего обзора, используемой совместно с очками ночного видения и РЛС AN/APG-65

    AV-8B «Harrier II Plus» – модернизированный в 1987 году вариант AV-8B с РЛС APG-65

    TAV-8B «Harrier II» – двухместный тренировочный самолёт на базе AV-8B

    ETAV-8B «Matador II» – двухместный тренировочный самолёт на базе EAV-8B для ВВС Испании
     

    Самолёты Harrier GR.3 британских военно-воздушных сил были впервые использованы в боевых условиях во время Фолклендской войны с авианосца HMS Hermes (R12) (десять машин). В основном они использовались для непосредственной поддержки британских сухопутных войск и для бомбардировок аргентинских позиций и аэродромов. Палубная версия самолёта Sea Harrier FRS.1 британского военно-морского флота (28 машин) также применялся в ходе этой войны, как правило, для воздушной обороны флотского соединения. Всего, в ходе боевых действий, было потеряно четыре самолёта Harrier GR.3 (как по боевым, так и по небоевым причинам).
     

    Интересный факт!
    На Харриере (американской модификации AV-8) летал главный герой Арнольда Шварценеггера в фильме «Правдивая Ложь», вышедшем в 1993 г.
    Час работы самолета на момент съемок обходился американскому правительству в 2410 долларов. Всего на съемках было задействовано три таких самолета, за что уплатить государству пришлось $100,736. Не обошлось и без обычных в кино несоответствий реальности:
    1. На самолете с вертикальным взлетом и посадкой невозможно подкрасться незаметно. Шум должно быть слышно за три километра!
    2. К тому же, при зависании в воздухе они практически беззащитны, а ни о каком запуске ракет не может быть и речи.
    3. В фильме Харриер парит сколько ему вздумается, хотя в реальности, в условиях высокой температуры внешнего воздуха турбовентиляторный двигатель «Pegasus», как и все газотурбинные двигатели, несколько теряет мощность и, работая на режиме большого газа, перегревается. Для компенсации этих факторов производится впрыск воды в двигатель (в камеры сгорания и на турбину). В случае необходимости применения такого впрыска, время висения ограничивается запасом воды в бортовой ёмкости (227 литров) и, при максимальном расходе воды, составляет не более 90 секунд. В то же время, в ходе демонстрационных полётов на различных авиашоу самолёт неоднократно выполнял висение в течение более чем пяти минут.
    4. В фильме террорист, с которым сражается герой Шварцнеггера, стреляет самолету из АК-47 и разбивает фонарь кабины, настоящий же купол выдерживает попадание пуль винтовочного калибра. Создатели фильма сознательно допустили этот ляп, чтобы избежать отражений камеры на стеклах.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Hawker Siddeley "Harrier" GR.Mk.1 (XV741, RAF)
    Slider

    Наверх

  • Немногие знают, что модель «Harrier» GR.1, выпускавшаяся сначала под маркой FROG, а потом ДЗИ и ARK Models, имеет далеко не британские корни. А всё началось с сотрудничества фирм Hasegawa (Япония) и «Rovex» (Великобритания), в рамках которого оба производителя выпускали «дружественные» отливки в собственных упаковках. Одним из самых удачных приобретений стал именно «Harrier», пресс-форма для которого была изготовлена японскими специалистами в 1969 году. На рынок эта модель поступила под коробочным названием «Hawker Siddeley Harrier G.R.Mk.1 V/STOL Fighter» и индексом J-028, впоследствии выдержав порядка 8 переизданий со сменой коробок и декалей.
     

    Британская сторона проявила очень высокий интерес к данной модели, поскольку «Harrier» отличался не только высокой степенью копийности, но и появился очень вовремя, аккурат после принятия новой машины на вооружение RAF. В рамках контрактных договоренностей «Rovex» начала реализацию японских отливок на территории Великобритании, упаковывая их в коробки типа G1. В каталоге FROG модель получила индекс F273 и входила в престижную Orange Series. Модели изготовлялись из пластика серого цвета.
     

    Варианты оформления относились к самолётам из Harrier Conversation Unit, дислоцированного в 1969-м году на авиабазе Whittering. Но отметились они отнюдь не этим, а участием в Трансатлантическом перелёте (Transatlantic Race) по маршруту Лондон – Нью-Йорк. Самолётом с бортовым кодом XV741 управлял скуодрон-лидер Леки-Томпсон (Lecky-Tompson), а на самолёте с номером XV744 летел скуодрон-лидер Уилльямс (Williams).
     

    Интересный факт!
    По случаю 25-летия Transatlantic Race тот самый XV741 (в 1970-е гг. модернизированный до стандарта GR.3 и впоследствии переданный на хранение) был отреставрирован, а процесс восстановления снимался на видео, которое теперь можно посмотреть на Youtube.

    Успех британско-японского сотрудничества был очевиден – в течении 1970-1974 гг. было продано 125.000 перепакованных моделей «Harrier», не считая других «японцев», вроде BAC «Lightning» Mk.6 и MDD F-4K\M «Phantom II». В связи с этим, ещё в 1972-м году были начаты работы над изготовлением собственной копии пресс-формы, которая получила предварительный индекс F411. В комплект предполагалось включить декаль для RAF и USMC. Несмотря на то, что работы продвинулись достаточно далеко, изготовлению производственной оснастки помешал грандиозный экономический кризис, который привёл не только к свёртыванию сотрудничества с «Hasegawa», но и «заморозке» целого ряда проектов.
     

    Вновь о «Harrier» вспомнили лишь несколько лет спустя. Решив не мудрствовать лукаво за основу взяли пресс-форму от японского производителя с минимальной модернизацией – во «фроговском» варианте отливки имели незначительные отличия от японского оригинала, заключавшиеся в измененном расположении деталей на литниках и добавления ещё одного варианта подвесного вооружения. Модель сохранила старый индекс F273 и осталась в Orange Series. Цвет пластика стал черным.
     

    Наиболее важными стали отличия в оформлении. На лицевой части коробки типа Н2 появился намного более эффектный бокс-арт от Криса Голдса (Chris Golds), а декаль и схема окраски была разбавлена вариантом для USMC:

    AV-8A «Harrier» – 158950, VMA-542 «Flying Tigers», USMC, MCAS Beaufort. North Carolina, USA, 1972

    «Harrier» GR.1 – XV749, No.1 Sqd.RAF, Wittering, Northant, England, 1971

     

    Собственная производственная оснастка была готова в 1976-м году. В последний год существования торговой марки FROG, когда фирма Rovex балансировала на грани банкротства, было выпущено ещё 15.000 комплектов. Отливки упаковывались в коробки типа H2.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    ""G.R.Mk.1 V?STOL Fighter Hawker Siddeley Harrier" Cat.No.JS-028:130 - верхняя часть коробки для модели фирмы Hasegawa, 1968 г.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для “Harrier” прибыла в Советский Союз поздно, но не настолько, чтобы экспортные поставки в Великобританию не состоялись. После распределения в Москве производство данной модели было решено передать Донецкому заводу игрушек, которому и без того досталась львиная доля импортной производственной оснастки.
     

    Первые массовые отливки появились в 1979-м году. К этому времени британская сторона в лице фирмы Novo Toys Limited уже подготовила партию полиграфии и внесла “Harrier” в свой каталог, присвоив ему индекс 78087. На лицевой части коробки был сохранен “экс-фроговский” бокс-арт с изображением самолёта из состава RAF, равно как были сохранены схемы окраски и декаль. С учетом того, что на «переводных картинках» изменилось только расположение элементов, очень удивительно то, как удалось «протащить» американский вариант через мелкое сито советской цензуры. Коробочное название модели теперь звучало как «Harrier – V\STOL Ground Attack Fighter».
     

    В течении 1979-1980 гг. британской стороне было поставлено 90.000 отливок. Могло быть и больше, но в конце 1980-го года Novo Toys Limited была ликвидирована вместе с головной фирмой Rovex, которая была объявлена банкротом. Оставшуюся часть полиграфии (в количестве нескольких тысяч экземпляров) и не реализованные в Великобритании отливки в 1981-м году передали СССР.
     

    Тем временем, в Советском Союзе начался выпуск модели для внутреннего рынка. Как и полагалось в таких случаях, вместо синей экспортной коробки появилась «донецкая», выполненная из светло-коричневого картона. Коробочное название модели, из соображений политкорректности, изменили на «Сборная модель самолёта Ф273», но в инструкции модель обозначалась как «Харриер-В истребитель-бомбардировщик». Цветной рисунок на лицевой стороне сохранялся «нововский», причем оставили даже британские опознавательные знаки, но оформление коробок различалось в зависимости от года выполнения заказа в типографии.
     

    В советский период окантовка вокруг донецкого «бокс-арта» была двух основных цветов – синего или зеленого, а логотип предприятия размещался в круге. В этих случаях изображенный на рисунке самолёт имел соответствующее смещение цветовой гаммы. Кстати, розничная цена на «Харриер-В» долгое время держалась на уровне 2 рублей, в то время как на «фарцовках» стоимость донецкого комплекта вполне могла доходить до 10-15 рублей, что было немало по советским меркам и соответствовало стоимости билета на поезд Москва-Минск в плацкартном или купейном вагоне.
     

    В начале 1990-х гг. палитра основных цветов не изменилась, хотя стали наблюдаться вариации от темно-синего до светло-зелёного. А вот рисунок самолёта стал коричнево-белым. Кроме того, нелёгкая судьба постигла инструкцию – если ранее она печаталась на огромном листе, то с 1991-го года его формат уменьшился почти вдвое с сокращением количества текста и печатью на бумаге из вторсырья.

    Была и ещё одна коробка, так называемого «переходного» типа, на которой «Harrier» изображался в виде сверху, а логотип ДЗИ был не в круге, а в вытянутом прямоугольнике. На обратной стороне печаталась схема нанесения опознавательных знаков и ТТХ самолёта. Коробочное название данного варианта соответствовало названию в инструкции. Такая упаковка некоторое время выпускалась в первой половине 1990-х гг.
     

    На завершающей стадии производства модель донецкие отливки продавались в стандартизированных коробках нового образца, причем художник Мильяченко сделал целых два бокс-арта:

    — рисунок самолёта из состава USMC и коробочное название «Combat Aircraft HARRIER GR.1\AV-8A».

    — рисунок самолёта из состава RAF и коробочное название «Hawker Siddeley Harrier GR.Mk.I».
     

    Как дань традиции в левом нижнем углу был оставлен индекс F273. Различались эти варианты только декалями, поскольку второй из них сохранил оформление только для самолёта RAF. В таком виде «Harrier» встретил ликвидацию ДЗИ в 2006-м году…
     

    Конечно же, в «лихие 90-е все выживали как могли», вот и руководство ДЗИ решило не терять момента, наладив связи с иностранными клиентами. На то время в продаже имелась модель аналогичной модификации от других производителей, отличавшаяся лучшей копийностью и деталировкой, но «экс-фрог» брал покупателя более низкой розничной ценой.
     

    Особый интерес к отливкам из Донецка проявили в Польше, где такой «производитель», как Chematic, реализовывал на европейском рынке модель в собственной версии упаковки под коробочным названием «Harrier GR1 DYW. NR.3 RAF».

    Начало 2000-х гг. ознаменовало эру активного сотрудничества с российской фирмой Eastern Express (Восточный экспресс). Для реализации на территории России и стран СНГ была сделана новая упаковка с рисунком истребителя с бортовым номером 500 из состава VMA-542 «Flying Tigers» (такой же, как на позднем донецком варианте). Модель поступила в продажу под коробочным названием «Самолёт поддержки Харриер GR.1/AV.8A \ Combat Aircraft Harrier Gr.1/AV-8A» (Cat.No.72274).
     

    После ликвидации ДЗИ пресс-формабыла выкуплена фирмой ARK Models и в 2009-м году перевезена в Россию. Выпуск модели первого российского издания продолжился в упаковке с рисунком от Eastern Express и под названием «Штурмовик вертикального взлета «Харриер» \ Hawker Harrier GR.1 V/STOL Attack aircraft» (Cat.No.72027). Однако, во второй половине 2010-х гг., последовало переоформление коробок для всех моделей, выпускавшихся на «экс-фроговских» пресс-формах, в результате чего был вновь введен «канонический» бокс-арт FROG\Novo, а коробочное название изменили на «Штурмовик вертикального взлета «Харриер» GR.Mk.1 \ Hawker Harrier GR.Mk.1 Ground Attack V/Stol».

    И ещё несколько слов о пластике. Экспортные отливки изготовлялись из пластмассы серого цвета (некоторые разбежки могли быть в оттенках), а вот для внутреннего рынка цветовая гамма была очень пёстрой: белый, желтый, светло-бирюзовый, коричневый, темно-зелёный. Два последних из указанных цветов наиболее часто встречались в 1988-1991 гг. В постсоветский период, со второй половины 1990-х гг., пластик вновь стал серым.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Harrier – VSTOL Ground Attack Fighter" Cat.No.78087 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • “Harrier” от FROG для своего времени был, безусловно, очень хорош, но далеко не идеален. Модель состоит из 98 деталей, которые размещены на пяти литниках (в оригинальном японском исполнении было 4). Единственная прозрачная деталь для фонаря кабины пилота поставлялась отдельно.
     

    Детальный обзор начнем с геометрических размеров. Заимствуя пресс-формы от “Hasegawa”, британцы одновременно “позаимствовали” целый ряд ошибок, которые были вполне простительны тогда, но не в настоящее время.
     

    Фюзеляж модели технологически делится на три основные части: две половинки и конус-обтекатель носовой части. Половинки фюзеляжа выполнены несимметрично – киль правой из них японские разработчики по какой-то причине выполнили в усеченном виде, а на левой части сделали соответствующий вырез снизу. Сам киль имеет отклонения в плане, а кроме того, неправильно обозначен внутренним раскроем руль направления. Из других неточностей можно отметить небольшие отклонения в вырезах под поворотные сопла, а также спрямлённую линию стыковки консолей крыла и фюзеляжа. Разработчики из FROG также решили немного доработать носовой и хвостовой обтекатели, но в корне это проблему с копийностью не решало.
     

    Масса вопросов есть к соплам двигателя. Японские разработчики старались, но (вероятно из-за отсутствия точных чертежей) форма этих деталей вышла некорректная. Вдобавок к этому, створки жалюзи получились чрезмерно толстыми и зафиксированы только на взлётном режиме. Из преимуществ можно отметить возможность поворота каждого сопла, хотя на отливках советского и постсоветского производства этим положительным нюансом вряд ли можно будет воспользоваться по причине дефектов литья.
     

    Теперь переходим к несущим плоскостям. Размах крыла заявлялся производителем в 114 мм, хотя в 72-м масштабе этот показатель должен составлять 107 мм, поскольку размах у реального самолёта 7700 мм. Основные части консолей крыла выполнены в виде отдельных цельнолитых деталей, на которых отмечены места крепления пилонов для подвесного вооружения и крыльевых стоек велосипедного шасси. В нижней части консолей сделаны трапециевидные вырезы, к которым крепятся две другие детали.
     

    Горизонтальное оперение также выполнено в виде двух цельнолитых деталей. В чертежи они не ложатся, поскольку передняя кромка имеет постоянную стреловидность, что больше соответствует прототипу, в то время как у GR.1 ближе к законцовкам она была меньше.
     

    Шасси выполнено весьма своеобразно. В наследство от “Hasegawa” набор сохранил два вида крыльевых поддерживающих стоек, отлитых вместе с колесами, которые позволяют собрать модель как в стояночной, так и в полётной конфигурации. При этом, на реальных самолётах стойки имели передний щиток, а на модели его нет. Основная фюзеляжная опора включает три детали (стойка и два колеса), в то время как носовая опора, видимо в целях экономии, отлита вместе с колесом. Ниши шасси присутствуют как таковые, но внутри нет никакой детализации, а ниша основной опоры нуждается в обработке шва на линии соединения половинок фюзеляжа.
     

    Интерьер кабины пилота, прямо скажем, совершенно небогатый. Разработчики довольствовались несколько упрощенным воспроизведением кресла Martin-Baker, прицелом над отсутствующей приборной доской и фигуркой пилота, которую фирма FROG решила заменить на свою, станадртизированного образца.
     

    Не сложилось у FROG и с остеклением. Поставляемый в наборе “родной” фонарь по форме весьма был близок к оригиналу, если бы не пара «мелочей». Начнем с того, что ширина прозрачной детали составляет 34 мм, в то время как ширина посадочного места на фюзеляже всего 32 мм., Далее, лобовая часть козырька выполнена выпуклой, в то время как на реальных “Harrier” GR.1 и AV-8A она была плоской. Вдобавок к этому, фонарь ещё надо “притереть” к фюзеляжу, потому как в “пост-фроговском” исполнении пострадало качество отливок.
     

    Предлагаемые в «экс-фроговском» наборе варианты вооружения можно считать положительным моментом. В общей сложности можно было собрать четыре комбинации:

    — четыре блока НУРС «Matra» и ПТБ под фюзеляжем;

    — два блока НУРС «Matra», два ПТБ под крылом и подфюзеляжный контейнер с фотооборудованием;

    — два блока НУРС «Matra», два адаптера с 4 практическими бомбами массой 13 кг и одна 1000-фунтовая бомба под фюзеляжем;

    — два блока НУРС «Matra» и два адаптера с 4 практическими бомбами.
     

    Правда, стоит обратить внимание на грубоватую имитацию блоков НУРС (которые весьма желательно рассверлить с тыльной стороны), а также адаптеров и практических бомб. Помимо прочего, для AV-8A было бы уместно использование ракет AIM-9 «Sidewinder», но на момент запуска модели от FROG в производство этот вариант ещё не использовался на самолётах USMC.
     

    Отдельно о раскрое. На стыках листов он наружный, а все рули и элероны имитированы внутренней расшивкой. В этом не было бы ничего страшного, но далеко не везде вся эта имитация выполнена верно – мало того, что ряд элементов не соответствует реальным размерам (например, различные лючки на фюзеляже), так местами японские разработчики явно нагородили лишнего, а британцы даже не подумали это исправлять. Впрочем, самое яркое впечатление оставляют заклёпки, выполненные на модели “а-ля болты на 32”. При изготовлении точной модели-копии с этой “фирменной” чертой придётся расстаться.
     

    Декаль и схемы окраски тоже содержат массу интересных особенностей. В самом первом «фроговском» издании 1970-1974 гг., самолёты с бортовыми кодами XV741 и XV744 были изображены с подвесным вооружением, хотя в ходе перелёта «Harrier» оснащались только подвесным топливными баками. Раз уж был выбран «трансатлантический» вариант, то логичным было бы присутствие в наборе топливозаправочной штанги, но про эту важную деталь разработчики почему-то забыли. Кроме того, законцовки консолей крыла увеличили по площади и размаху, чего «фроговская» модель также лишена. Конечно же, можно сказать, что не к чему тут придираться, но тогда и на схемах окраски не обязательно было указывать принадлежность XV741 и XV744 к Transatlantic Race, поскольку оба самолёта больше относились к исходному варианту.
     

    Не всё в порядке с оформлением для борта XV749, который был предложен FROG в 1976-м году и впоследствии перешёл на экспортный советский вариант. Основные ошибки заключаются в следующем:

    — кокарды на воздухозаборнике, верхней части крыла и киле двухцветные, а на реальном самолёте они были трехцветные;

    — буква «K» на киле красная, а нужна белая.
     

    Прибавьте к этому качество советской полиграфии, которое к концу 1980-х гг. испортилось настолько, что слово «декаль» можно было использовать очень условно. Положение спасло появление в поздние годы «перестройки» фирм и кооперативов вроде «Travers», которые впервые представили советским моделистам разумный выбор.
     

    Какие выводы можно сделать из всего выше сказанного? Разумеется, при наличии на модельном рынке большого количества альтернативных вариантов «Harrier», приобретение отливок в «экс-фроговском» исполнении является делом сугубо личным. Но так ли уж плоха эта модель – я думаю нет.
     

    В момент своего появления наборы от «Hasegawa» и «FROG» пользовались большой популярностью за счет неплохой детальной проработки и хорошей собираемости, а в СССР донецкие отливки расходились словно горячие пирожки благодаря необычности самого самолёта и предлагаемых для него вариантов оформления. Так что, дело тут даже не в ностальгии, а в желании собрать «артефакт» в состоянии «из коробки» или взять скальпель-напильник и довести модель до идеала.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф273" - отливки из комплекта ДЗИ, цвет пластика - бирюзовый, конец 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    Oбзор NOVO 1/72 Harrier Gr.1/AV-8А
    Каропка.ру — AV-8A Harrier — Frog /Novo без границ (Готово)
    «Родословная» модели Hawker Siddeley Harrier на Scalemates.com
    Catalogue FROG — Hawker Siddeley Harrier G.R.Mk.I Réf F273
     

    Ссылки (инфо):
    BAE systems — Hawker Siddeley BAe Harrier
     

    Литература:
    Tim McLelland «Harrier Hardcover». Classic Publications. 2011. ISBN-13:978-1906537203
    Andy Evans «BAe (Hawker Siddeley)». SAM Publications. 2010. ISBN-13:978-1906959135
    Tony Buttler «H.S. Kestrel & Harrier» (Warpaint Series No.74)
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639