Bristol “Beaufighter” Mk.21


  • Разработанный накануне начала Второй Мировой тяжелый истребитель Bristol «Beaufighter» начал свой боевой путь как ночной перехватчик во время Битвы за Британию, и за время войны примерил на себя амплуа бомбардировщика, торпедоносца и ударного самолета. Использовался он на всех театрах военных действий и снискал себе славу опасного противника, охотясь за судами, бомбардировщиками, а также нанося удары по наземным целям. После войны ему еще удалось послужить в ВВС в роли буксировщика мишеней
     

    Сборная модель самолета под брендом FROG была выпущена в 1969 г. и позволяла собрать одну из трех модификаций «Бофайтера». Через пару лет набор был дополнен электромотором с приводом на винты, доработан под вариант, выпускаемый во время войны в Австралии и выпущен под новым индексом.

    После заключения контракта на продажу производственной оснастки в СССР, выпуск модели был налажен на базе минского ПО «Мир». Электрооборудование и подставку из комплекта убрали, так что назначение прозрачной детали на нижней стороне фюзеляжа, позволявшей у оригинальной модели заменить севшую батарейку, оставалось для советских покупателей загадкой.

    Модель пережила развала СССР и производилась предприятием, сменившим в 1993 г. название на «Корпак» и далее, вплоть до 1997 г. По слухам, вскоре после этого пресс-форма была продана в Россию, но далее ее следы теряются.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Дмитрий (Минск), Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • На момент окончания разработки торпедоносца-бомбардировщика “Beaufort” инженеры компании “Bristol” решили использовать имеющиеся наработки и для тяжелого двухмоторного истребителя дальнего радиуса действия, хотя в тот момент оснащение Королевских ВВС самолетами такого типа их командованием не предполагалось. От “Beaufort” проект унаследовал крылья, оперение и шасси, в качестве силовой установки предполагалfсь установка двух бесклапанных двигателей “Hercules” и мощного вооружения. Министерство авиации Великобритании заинтересовалось представленными 8 октября 1938г. эскизами и заказало четыре опытных машины.
     

    Первый полет Bristol Type 156 выполнил 17 июля 1939 г. Дальнейшие испытания всех изготовленных самолетов выявили недостаточную мощность установленных моторов “Hercules” трех разных модификаций, конструкторы возлагали свои ожидания на более мощные 1500-сильные “Hercules” XI.

    Стандартным вооружением первого поставленного на конвейер варианта Mk.IF были четыре 20-мм пушки, смонтированных внизу передней части фюзеляжа, а также четыре 7,7 мм пулемета “Браунинг” М1919 в правом крыле и еще два — в левом. Поисково-прицельный радар (AI) Mk IV был установлен в самом носу самолета, его оператор размещался ближе к хвосту и имел в своем распоряжении пулемет для обороны задней полусферы.
     

    Официальное серийное производство началось в январе 1941-го, но самолеты стали поступать в войска еще за полгода до этого, открыв счет своих побед 19 ноября 1940-го, когда над Ла-Маншем был сбит Ju-88.

    Практически одновременно с началом выпуска новых самолетов в строй была введена Наземная служба управления перехватом, предназначенная для выведения ночных истребителей с бортовыми локаторами в район, где был обнаружен противник. Новая тактика позволила значительно увеличить эффективность ночных перехватов немецких самолетов.
     

    В эскадрильи, вооруженные “Beaufighter” набирали летчиков высочайшего класса. Чтобы стать пилотом ночного истребителя, кандидат должен был иметь налет не менее 600 часов, из них, как минимум, 30 — вслепую, и совершить 40 ночных посадок. Тем не менее аварии и катастрофы были не редкостью. Машина отличалась строгостью в управлении, имела недостаточную поперечную и курсовую устойчивость.

    Для устранения этих недостатков, начиная с модификации “Beaufighter” Mk.VI, стабилизаторы стали устанавливать V-образно под углом 12 град. Переделке подверглись также все выпущенные ранее машины. Данный вариант был оснащен 1650-сильными “Hercules” VI, выпуск начался в октябре 1941-го, сменив на конвейере Mk.II c двигателями Rolls-Royce Merlin XX мощностью 1280 л. с.
     

    После работ по оснащению “Beaufighter” оборудованием для подвески торпеды, новый вариант был стандартизован как Mk.VIF. Он стал грозным оружием и одним из лучших торпедоносцев войны.
     

    Береговая авиация получила на вооружение противокорабельный ударный варианта, обозначенного “Beaufighter” TF.Mk.X. Он был оснащен модифицированными двигателями “Hercules” VI, спроектированными так, чтобы выдавать максимум мощности на малой высоте, и (впервые) стандартизованными поисково-прицельными радарами Mk.VIII, смонтированными в имевшем форму наперстка носовом обтекателе, что давало возможность обнаруживать и надводные цели.
    Другими самолетами были 60 торпедоносцев Mk.VIC с моторами “Hercules” XVI и восемью подкрыльевыми ракетами. Они имели обозначение “Beaufighter” Mk.VI (ITF) и представляли собой промежуточный вариант торпедоносного истребителя (ITF — Interim Torpedo Fighter).
     

    В Австралии в течение 1944-45 гг. было построено по лицензии еще 364 самолета, подобных варианту TF.Mk.X и имевших обозначение “Beaufighter” Mk.21. После войны многие самолеты ВВС Великобритании были переделаны в буксировщики мишеней “Beaufighter” ТТ.10. Машины находились в строю на Дальнем Востоке вплоть до 1950 года, а в качестве буксировщика мишеней прослужили до 1960-го.
     

    Всего было произведено 5928 самолетов в следующих модификациях:

    “Beaufighter” Mk.IF – двухместный ночной истребитель.

    “Beaufighter” Mk.IC – обозначение “С” (от Coastial) говорило о принадлежности машин к разработанной для Берегового командования бомбардировочной версии. Использовался для патрулирования прибрежной зоны и воздушного прикрытия морских конвоев.

    “Beaufighter” Mk.II – модификация с двигателями Rolls-Royce «Merlin» XX, так как двигатели «Hercules» использовались для бомбардировщика Short Stirling, программа производства которого имела более высокий приоритет.

    “Beaufighter” Mk.IIF – ночной истребитель.

    “Beaufighter” Mk.III/IV – опытная модификация с удлинённым фюзеляжем, вооружение 6 пушек и 6 пулемётов.

    “Beaufighter” Mk.V – истребитель был оснащён четырёхствольной пулемётной башней, произведенной фирмой Boulton Paul, также вооружение включало пару пушек и крыльевые пулемёты. Ввиду резкого снижения летных характеристик построено только два самолёта.

    “Beaufighter” Mk.VI – модификация с двигателями «Hercules», построено более 1000 экземпляров.

    “Beaufighter” Mk.VIC – торпедоносец, имел неофициальное наименование «Torbeau».

    “Beaufighter” Mk.VIF – ночной истребитель с радаром AI Mark VIII.

    “Beaufighter” Mk.VI (ITF) – промежуточная версия торпедоносца.

    “Beaufighter” TF.Mk.X – последняя модификация торпедоносца, построен 2231 самолёт.

    “Beaufighter” Mk.XIC – Модификация без возможности подвески торпеды для Берегового командования.

    “Beaufighter” Mk.21 (DAP Beaufighter) – австралийская модификация оснащённая двигателями «Hercules» CVII, имел положительный поперечный угол между стабилизаторами, четыре 20 мм пушки в носовой части, четыре пулемёта Browning .50 калибра (12,7 мм) в крыльях, мог нести восемь 5 дюймовых ракет HVAR или две 250-фунтовые или две 500-фунтовые бомбы или одну торпеду Mk13.

    “Beaufighter” TT Mk.10 – буксировщик мишеней.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Beaufighter Mk VIC с подвешенной 18" торпедой
    Slider

    Наверх

  • История «фроговской» модели F291 (Bristol «Beaufighter» Mk.21) напрямую связана с более ранним вариантом под индексом F191 (коробочное название «Bristol «Beaufighter NF1, F6C or TF10»), пресс-форма для которого была разработана в 1969 году. Появившийся на модельном рынке комплект позволял собрать истребитель сразу в трех вариантах:

    “Beaufighter” NF.Mk.I – ночной истребитель, пилот Flight Lt. John Cunningham, No.604 Squadron RAF, NG-R 1940-1941 (14 побед)

    “Beaufighter” Mk.VIC – истребитель-бомбардировщик, пилот P.O. DW. Schmidt, No.227 Squadron RAF, EL236\Z, Malta 1942

    “Beaufighter” TF.Mk.X – тяжелый истребитель из состава No.235 Squadron Coastal Command, EO-L\ NV427
     

    Такое многообразие обеспечивалось внешней схожестью всех трех самолётов. Радикальное различие NF.Mk.I от более поздних модификаций заключалось только в установке горизонтального оперения под прямым углом, в то время как начиная с Mk.VI угол поперечного V составлял 12 градусов. Для этого в комплект были добавлены дополнительные детали, причем каждая из них была цельнолитой. Кстати, на Mk.VI вертикальное оперение было больше по размаху и площади, а на капоте появились характерные выштамповки, которые на Mk.X отсутствовали.
     

    Выпуск комплектов под индексом F191 в упаковке типа G1 (Green Series) производился в 1969-1970 гг. За это время их успели поставить 65.000 штук. Тогда же был реализован план переделки модели в версию Spin-a-Prop, предполагавшую включение в комплект набора типа F20 (электродвигатель на батарейках с приводом на воздушные винты) и доработки пресс-формы под австралийскую модификацию с коробочным названием «Bristol Beaufighter Mk.21». Впрочем, об этом будет рассказано чуть ниже.
     

    Схема окраски и декаль предполагала два варианта исполнения:

    “Beaufighter” Mk.VIC — 77 Wing 31 Sqn.RAAF, A8-2/EH-Z, Dutch East indies, 1944

    “Beaufighter” Mk.21 — 22 Sqn.RAAF, A8-50/DU-H, Sanga Sanga, Philipines, 1944
     

    Обновленная модель под индексом F291 осталась в Green Series и выпускалась в упаковках двух типов: G1 (1971-1974 гг.) и H1\H2 (1974-1977 гг.). В последнем издании коробочное названием было изменено на «Beaufighter Mk.21 Anti-shipping Strike-fighter».

    В общей сложности FROG выпустила 120.000 и 60.000 комплектов соответственно. В 1969-1970 гг. перепаковкой «фроговских» отливок занимались фирмы UPC и Hasegawa.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bristol "Beaufighter NF1, F6C or TF10", F191 - коробка типа G1, 1969-1970 гг.
    Slider

    Наверх

  • В 1978 году пресс-форма была приобретена СССР и отправилась в Минск, где выпуск модели был налажен на мощностях 3-го филиала ПО «Мир». В каталогах Novo Toys Ltd. «экс-фроговский» Bristol «Beaufighter» Mk.21 появился под индексом 78084 и отправлялся на экспорт в стандартной синей коробке с новым бокс-артом.
     

    На внутренний рынок минские отливки поступали в унылой коробке с утрированным «нововским» рисунком и без декали. Начиная с 1982 года модель «Морского штурмовика» стала одной из самых массовых в СССР. Цена до 1991 года составляла 80 копеек.
     

    Шло время, и вместо Производственного объединения «Мир» в 1990-м году появилась фирма с одноименным названием. При этом стоимость «Морского штурмовика», во многом «благодаря» тяжелому экономическому положению в стране, выросла до 3 рублей 20 копеек. Хрупкое равновесие окончательно рухнуло в начале зимы 1992 года, когда Беларусь перешла на свободное ценообразование.
     

    Преемником фирмы «Мир» стало ЗАО «Корпак», которое 29-го ноября 1993 года было зарегистрировано в МНС Республики Беларусь по тому же адресу (ул.Опанского 24а). Однако, в промежутке между 1991-м и 1993-м годом, часть моделей была выпущена в коробках, где вместо фирмы «Мир» было указано АО «Актамир»\Фабрика «Лигма» при сохранении прежнего адреса.
     

    Производство моделей продолжалось, причем даже коробки остались советского образца, но с реквизитами «нового» предприятия. Лишь на рубеже 1995-1996 гг. в массовой продаже появились модели в совершенно новой упаковке и с декалью. Правда, на очень недолгий период – последние отливки были выполнены предположительно в 1997-м году, после чего выпуск «экс-фроговских» моделей в Минске было окончательно прекращен, а пресс-формы проданы в Россию. Официально белорусский «Корпак» был ликвидирован 31-го мая 2009 г.
     

    Некоторое количество минских отливок в 1990-е гг. можно было встретить в упаковках чешской фирмы Modellhobby и польской AGA, причем с измененными вариантами оформления.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Beaufighter-Strike Fighter, коробка" (Cat.No.78084) - экспортная упаковка Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель F191 включала четыре литника из цветного пластика (9, 17, 25 и 6 деталей соответственно), один литник для 3 прозрачных деталей и 2 детали подставки – итого 62 детали. В комплекте для F291 появились некоторые изменения: четыре «цветных» литника остались (24, 17, 10 и 9 деталей), но появились четыре отдельные детали для консолей крыла, а прозрачных деталей стало 4 – таким образом, их общее количество увеличилось до 68, кроме подставки, которую исключили после передачи пресс-формы Советскому Союзу.
     

    Увеличение количества деталей было получено за счет введения деталей вертикального оперения, состоявших из двух половинок каждая, а также подвесного вооружения, состоявшего из торпеды, 2 бомб и 8 ракет.
     

    Если не брать в расчет качество отливок, которое для минских пластиковых моделей было стабильно посредственным, то сама модель была выполнена весьма неплохо. Есть небольшие расхождения по геометрическим размерам, а из наиболее крупных недостатков можно отметить:

    — неточный внешний раской

    — слишком толстый переплёт остекления кабины пилота

    — немного неточно выполнена носовая часть фюзеляжа

    — отсутствуют вырезы под стрелковое вооружение в фюзеляже и крыле

    — недостаточная проработанность мелких деталей

    — практически полное отсутствие интерьера кабин и «внутренностей» ниш шасси
     

    Интересно происхождение четвертой прозрачной детали, которая представляла собой солидную вставку в нижней части фюзеляжа. В народе считалось, что поскольку это «морской штурмовик», то прозрачное днище сделано для торпедиста. И при этом, никто особо не обращал внимания на то, что сама торпеда крепилась на держателях к той же «стекляшке». На самом деле эта вставка была нужна для более удобной работы с электрифицированным комплектом F20, который устанавливался как-раз за кабиной пилота. Вот этого полезного преимущества в советской версии никогда и не было!
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Морской штурмовик" - отливки производства ПО "Мир" из светло-зелёного пластика, 1980-е гг.
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    Modelingmadness.com — Frog 1/72 Bristol Beaufighter I/VI/X
    Britmodeller.com — Bristol Beaufighter Mk II F, 307 Sq, scratch conv. Frog, 1/72
    indy-amps.weebly.com — In Box Review of Frog 1/72nd Scale Bristol Beaufighter Mk. 21 Anti-shipping Strike-fighter
    «Родословная» модели на Scalemates.com
     

    Ссылки (инфо):
    Bristol Beaufighter mixed photographs
     

    Литература:
    С.В.Иванов «Bristol Beaufighter» («Война в воздухе» #122)
    Jerry Scutts «Bristol Beaufighter (Crowood Aviation)». The Crowood Press Ltd. 2004. ISBN-13:978-1861266668
    Victor F. Bingham «Bristol Beaufighter (Aircraft Monograph)». 1994. Airlife Publishing Ltd. ISBN-13:978-1853101229
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639