Fairey «Firefly» F.Mk.I


  • В годы второй мировой войны только британский флот сохранил на палубах своих авианосцев двухместные одномоторные истребители. Все остальные страны — обладатели палубной авиации успели отказаться от этой категории машин еще в предвоенные годы. В Англии же упорно продолжали совершенствовать эту концепцию, и вершиной ее для поршневой техники стал тяжелый истребитель-разведчик, получивший несколько необычное для боевого самолета имя “Firefly” — “Светлячок”.
     

    Под торговой маркой FROG модель этого необычного палубного истребителя появилась в 1972-м году и успешно продавалась около пяти лет, вплоть до ликвидации британского производства. Далее пресс-форма была продана Советскому Союзу и долгие годы выпускалась Донецким заводом игрушек. После банкротства украинского предприятия новым владельцем стала российская фирма ARK Models.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам О.Тенячкин, С.Васюткин, С.Просвирнин А.Алов, Custo и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Летом 1939-го, когда фирма Fairey поспешно готовила для флота тяжелый двухместный истребитель “Fulmar”, британское адмиралтейство составило два новых технических задания на самолет такого класса. Это можно было объяснить тем, что “Fulmar”, спроектированный на базе сухопутного бомбардировщика “Battle”, с самого начала не мог стать ничем иным, как временной мерой, поскольку его летные данные уже не отвечали требованиям времени. Оба задания предусматривали использование новейшего мотора Rolls-Royce «Griffon» и отличались вооружением. Техническое задание ╧ 8/39 требовало размещения восьми пулеметов калибра 7,69 мм или четырех 20-мм пушек в крыле, а 9/39 — сосредоточение всего оружия в механизированной турельной установке.
     

    Группа конструкторов «Fairey» во главе с Г.Чэплином быстро пришла к выводу, что концепция 9/39 не сулит никаких выгод, а наоборот, серьезно ухудшит летные данные самолета из-за тяжелой и громоздкой турели. Поэтому усилия КБ сконцентрировались на задании 8/39.
     

    Задуманный как развитие истребителя “Fulmar”, новый самолёт должен был иметь усиленное вооружение, более совершенное оборудование, новый двигатель и увеличенную скорость. Концепцию, предложенную Х.Е.Чаплином, утвердили в сентябре 1939 года, а первый заказ на 200 истребителей выдали 12 июня 1940 года. “Перепеченый” “Fulmar” получил обозначение “Firefly”, как и старый истребитель-биплан 10 лет назад. Fairey “Firefly” представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, имел традиционное хвостовое оперение, трехопорное убирающееся шасси с хвостовым колесом и раздельные закрытые кабины для пилота и штурмана/бортрадиста. Тяга создавалась двигателем Rolls-Royce “Griffon” IIB мощностью 1730 л.с., но на более поздних серийных машинах “Firefly” F.Mk.I устанавливался двигатель Грифон XII мощностью 1990 л.с. Первый из четырех опытных самолетов поднялся в воздух 22 декабря 1941г., а первый серийный “Firefly” F.Mk.I был собран в марте 1943 г. В процессе производства истребитель претерпел и некоторые другие изменения, в частности, были установлены обтекатели на пушки, усилено лобовое стекло и, в дополнение к индивидуальным спасательным лодкам, в задней части фюзеляжа установили ещё одну двухместную. Всего таких машин было построено 459.
     

    Обозначение “Firefly” FR.Mk.I самолет получил после установки под его двигателем радара обнаружения подводных целей ASH. Было построено 236 таких машин, кроме того, множество самолетов “Firefly” F.Mk I были модифицированы под стандарт FR.Mk I и получили обозначение “Firefly” F.Mk.1A.
     

    Разрабатывалась модель ночного истребителя “Firefly” NF.Mk.II, но программа выпуска 328 самолетов была прекращена. Вместо этого 140 самолетов “Firefly” FR.Mk I были модифицированы на сборочной линии в вариант “Firefly” NF.Mk.I, а 37 построенных самолетов “Firefly” NF.Mk.II были вновь переделаны в стандарт Mk.I.
     

    Послевоенные варианты модели Mk I включают: пилотажно-тренировочный самолет “Firefly” Т.Mk.I, функционально-тренировочный и оснащенный пушкой “Firefly” Т.Mk.2 и самолет “Firefly” Т.Mk.3, который использовался для отработки противолодочных операций (ASW). Несколько самолетов использовались в качестве буксировщиков мишеней и имели обозначение “Firefly” ТТ.Mk 1. Модель “Firefly” F.Mk.III, оснащенная двигателем “Griffon” 61, была построена только в виде опытного самолета. “Firefly” F.Mk.IV имел двигатель “Griffon” 74 мощностью 2100 л.с. и новые гондолы на консолях крыла, в каждой из которых могло размещаться топливо или радар ASH (на левой консоли) и топливо (на правой консоли). Всего построено около 160 таких самолетов, а в июле 1946 года был поставлен первый самолет “Firefly” FR.Mk.4. Некоторые из них позднее были переделаны в стандарт “Firefly” ТТ.Mk.4. Модели “Firefly” Mk.5 и “Firefly” Mk.6 внешне походили на модель Mk.4.

    Около 352 самолетов модели Mk.5 было построено в вариантах “Firefly” FR.Mk.5, “Firefly” NF.Mk.5 и “Firefly” AS.Mk.5. Последний вариант имел американские акустические буи и американское оборудование, что отличало его от самолетов “Firefly” AS.Mk.6 с британским оборудованием, которых было построено 133 экземпляра. Несколько тренировочных самолетов “Firefly” Т.Mk.5 и самолетов-буксировщиков мишеней “Firefly” ТТ.Mk.5 и “Firefly” ТТ.Mk.6 были переделаны в Австралии из самолетов “Firefly” AS.Mk.5. Первый серийный самолет “Firefly” AS.Mk.7, оснащенный двигателем “Griffon” 59, совершил полет в октябре 1951 г. На нем вновь стал использоваться подвесной радиатор под носовой частью фюзеляжа. Новая модель предназначалась для противолодочных операций (ASW) и имела в составе экипажа двух операторов радаров.
     

    Большинство самолетов “Firefly” Т.Mk.7 в окончательном виде использовались в качестве тренировочных для противолодочных операций. Всего был построен 151 самолет модели Mk.7. Позднее компания Fairey разрабатывала беспилотные самолеты-мишени. Среди них были 34 самолета “Firefly” U.Mk.8, переделанных из “Firefly” T.Mk.7, и 40 подобных самолетов “Firefly” U.Mk.9, переделанных из моделей Mk.4 и Mk.5.
     

    1-го октября 1943 года истребители “Firefly” Mk.I поступили на вооружение 1770-й эскадрона (No.1770 Sqn.NAS FAA), базировавшейся на авианосце “Indefagitable”. В июле 1944 года это подразделение приняло активное участие в охоте за немецким линкором “Tirpitz”, подавляя огневые зенитные точки, прикрывавшие корабль. В августе “Firefly” привлекали для ведения разведки. В конце 1944 года авианосец направили на Тихий Океан, где 2 января 1945 года лейтенант Д.Левитт добился первой воздушной победы, сбив японский истребитель Ki-43. На следующий день лейтенанты Рединг и Скотт совместными усилиями уничтожили ещё один истребитель. Все эти победы происходили в ходе налетов на острова, захваченные японцами. 1772-я эскадрилья смогла даже поучаствовать в атаках на непосредственно японскую территорию. 24 июня 1945 года они, первыми из британских самолётов, пролетели над Токио. После окончания Второй Мировой Войны тихоокеанские “Firefly” до начала 1950-х гг. участвовали в боях против повстанцев в Бирме и Малайе.

    Напротив, 1771-му эскадрону (No.1771 Sqn.NAS FAA, авианосец “Impecsible”) так и не дали себя реализовать в качестве истребителей. Её самолёты выполняли вооруженную разведку и противокорабельные операции у берегов Норвегии, а затем их перебросили на Тихий Океан, где “Firefly” принимали участие в налетах на Каролинские острова.

    Ночные истребители “Firefly” NF. Mk.I первыми поступили в 746-й эскадрон (No.746 Sqn.NAS FAA). С мая 1943 года, базируясь в Форде, пилоты отрабатывали тактику применения “ночников”. С конца 1944 года, летая с базы в Колтишел, это подразделение отражало налеты ракет V-1, запускаемых над Северным морем с бомбардировщиков Не-111Н.

    Последние три эскадрона получили свои “Firefly” уже в самом конце войны. 1791, 1792 и 1793-й эскадроны были отправлены на Тихоокеанский ТВД, где и дождались окончания боевых действий, так и не успев принять в них участия.
     

    Разумеется, истребители “Firefly” в больших количествах были переданы Австралии и Канаде, где они находились на вооружении до середины 1950-х гг., а потом ещё несколько лет использовались в качестве учебных самолётов и буксировщиков мишеней. По остальным странам распределение было таким:

    Нидерланды – 42 «Firefly», 1946-1949 гг.

    Дания – 6 «Firefly» (включая два буксировщика мишеней), 1951-1957 гг.

    Швеция – 12 (или 18?) «Firefly», 1950-е гг.

    Индия – 5 «Firefly» ТТ, 1950-е гг.

    Таиланд – 12 «Firefly», получены в 1948-м году.

    Эфиопия – 24 «Firefly» различных модификаций, получены в 1952-1954 гг.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fairey "Firefly" F.Mk.I (RAF)
    Slider

    Наверх

  • Получив широкую известность на флоте, уменьшенная копия «Светлячка» оказалась примерно настолько же востребованной среди моделистов. Впрочем, разработчики из FROG и тут немного запоздали – ещё в 1966-м году фирма Airfix выпустила модель «Firefly Mk.5» (Nr.298), которая с некоторыми перерывами выпускалась до 2000-го года и в последних изданиях содержала три варианта оформления.
     

    «Фроговская» производственная оснастка для модели «Fairey Firefly F.Mk.1» появилась только в 1972-м году. В каталоге она получила индекс F257 и вошла в Blue Series, а первое издание, выпущенное тиражом 75.000 экземпляров, упаковывалось в экономичные «лепестки» типа J4.
     

    Декаль предусматривала два варианта оформления, которые впоследствии сохранились для второго издания и экспортного варианта от Novo Toys Limited:

    Fairey Firefly F.Mk.1 — No.860 Sqn. (Marineluchtvaartdienst), F-6\PP484, Perat Air Field, Northern Sumatra ID, 1946

    Fairey Firefly F.Mk.1 — No.826 Sqn. RCNAB, HMSC «Magnificent», AB-O\PP402, Dartmouth, Nova Scotia, 1950
     

    В 1974-м году последовала очередная стандартизацию упаковок и теперь отливки продавались в коробках типа Н1 и Н2 с новым бокс-артом. При этом, модель получила индекс F294, переместившись в Red Series.
     

    Производство моделей с коробочным названием «Fairey F.Mk.1 Naval Fighter» (именно так, без «Firefly») было завершено в 1976-м году, а пресс-форма отправилась в СССР. Примечательно, в 1970-е гг. никто из западных фирм не занимался перепаковкой.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey Farefly F Mk.1" F257 - комплект с "лепестком" типа J4, FROG, Blue Series, 1972-1974 гг. (фото: eBay)
    Slider

    Наверх

  • Пока неизвестно, где именно были изготовлены первые пробные отливки в СССР (в качестве наиболее реального варианта рассматривается ЦКТБИ), но в конце 1970-х гг. пресс-форма оказалась на Донецком заводе игрушек. Экспортный вариант модели поставлялся в Великобританию под коробочным названием “Fairey Firefly – Naval Fighter”, а в каталоге Novo Toys Limited” она получила индекс 78125 и вошла в Series 4. Бокс-арт и схемы окраски “нововской” коробки целиком соответствовали второму изданию от FROG. Цвет пластика для экспортных отливок был темно-серым.

    В общей сложности, до конца 1980-го года, донецкое предприятие отправило в Великобританию около 45.000 комплектов отливок. После ликвидации фирмы “Novo Toys Limited” (в связи с банкротством головного концерна DCM и фирмы “Rovex”) не реализованная часть полиграфии, в количестве нескольких тысяч экземпляров, в 1981-м году была отправлена в Советский Союз.
     

    Массовое поступление модели на полки советских магазинов началось примерно с 1981-го года, когда в связи с ликвидацией британской фирмы-посредника производственные мощности ДЗИ были переориентированы на внутреннего потребителя. Известно по крайней мере два варианта рисунка на донецких коробках, который копировал “нововский” бокс-арт в сильно упрощенном виде – более ранняя версия имела преимущественно синий цвет, более поздняя – зеленый. Декаль также заимствовалась от экспортного варианта.
     

    В советский период все коробки содержали на лицевой стороне название “Сборная модель самолёта Ф294”, однако в инструкции указывалось более историческое название “Файерфлай ФР-I”.
     

    В 1990-е годы перепаковкой донецких отливок занимались пять фирм:

    ZTS Plastik (Польша) — Nr.S116

    Modelcraft (Канада) — Nr.72-003

    Chematic (Польша) — Nr.72203

    Smer (Чехия) — Nr.0855

    Eastern Express (Россия) — Nr.72273
     

    После краха ДЗИ пресс-форма была выкуплена фирмой “ARK Models” и перевезена в Россию. Модель производится до настоящего времени под индексом 72014 и в коробке, бокс-арт которой был заимствован от набора Eastern Express. Соответственно, декаль также осталась без изменений, включая старый вариант для No.860 Sqn. (Marineluchtvaartdienst) и новый – для самолёта из состава No.1771 Sqn.NAS FAA (275\DK431, пилот Sub-Lieutenant P.H.Dawton) по состоянию на апрель 1945 г.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey Firefly - Naval Fighter" Cat.No.78125 - экспортная упаковка Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Как и многие последние разработки от FROG модель “Fairey Firefly” заслуживает высокой оценки. Весьма точно соблюдена основная геометрия, но, как обычно, подкачала деталировка и не очень точный внешний раскрой. Из других, более крупных недостатков, можно отметить следующее:

    — глухие воздухозаборники карбюраторов

    — очень грубое воспроизведение прозрачных деталей (что усугубляется качеством донецких отливок)

    — неправильная имитация блоков направляющих для НУРС (их сделали по аналогии с “Hurricane” и “Tempest”, в то время как на «Firefly» они были другого типа)

    — посадочный гак можно установить только в посадочном положении (в полёте он был немного “утоплен” в фюзеляж)
     

    Ещё можно отметить, что место стыка, где элероны “наползают» на фюзеляж, весьма проблемное в плане соединения деталей – после сборки остаются щели и «провалы». В остальном модель “Fairey Firefly” производит благоприятное впечатление, что в совокупности с приемлемой стоимостью делает её вполне достойной для включения в коллекцию.

     

    И несколько слов о модели-конкуренте — “Fairey Firefly Mk.5” от фирмы “Airfix” тоже оказался далеко не идеальным. Преимущества комплекта из 71 детали (что для тех лет было больше ожидаемого) заключались в возможности выполнить консоли крыла в сложенном положении, а кабина имела некоторую деталировку. Впрочем, практически все мелкие детали были выполнены настолько утрированно, что по современным меркам, годились только для мусорной корзины – одна только имитация коллектора с выхлопными патрубками чего только стоила! Кроме того, весьма необычным и сложным было деление крыла на 8 крупных деталей, но при этом ниши шасси оставили пустыми.
     

    Впрочем, даже сейчас модель от “Airfix” часто выставляется на продажу из частных коллекций. Цены на интернет-аукционах, в зависимости от издания, находится в пределах от 5 до 20 USD.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёт Ф294" - цветовая гамма отливок ДЗИ, белый пластик, конец 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Fairey «Firefly» — автор Олег Тенячкин, пользователь сайтов karopka.ru и scalemodels.ru

     

    Fairey «Firefly» — автор модели С.Васюткин

     


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Fairey Firefly F.Mk.I Ref F257
    Каропка.ру — Fairey Firefly Mk.I «Светлячок»
    indy-amps.weebly.com — In Box Review of Airfix 1/72nd Scale Fairey Firefly V
     

    Ссылки (инфо):
    FAAAA — Heritage – The Fairey Firefly
     

    Литература:
    Владимир Котельников “Уникальный «Светлячок»” (“Крылья Родины” 1994-04)
    Иван Кудишин “Палубные истребители Второй мировой войны”. ACT\Астрель. Москва. 2001
    Geoffrey Bussy «Fairey Firefly F.Mk.1 to U.Mk.9”. Warpaint Series 28
    H.A.Taylor “Fairey Aircraft Since 1915”. Naval Institute Press. 1989. ISBN-13:978-0870212086
    “Мировая Авиация 123 \ 195
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639