Hawker «Sea Hawk» F.Mk.1


  • Среди первых пластиковых моделей фирмы FROG нашлось место не столь известному сейчас реактивному истребителю Hawker “Sea Hawk” F.Mk.1. Как это часто бывает, пресс-форма надолго пережила свой реальный прототип: в то время как последние F.Mk.1 были сняты с вооружения Royal Navy в 1960-м, только в Великобритании она эксплуатировалась в период с 1956-го по 1964-й год.
     

    После продажи пресс-формы Советскому Союзу выпуск этой модели был возобновлен на Донецком заводе игрушек и продолжался практически без перерывов до 2007-го года. После банкротства ДЗИ почти вся «экс-фроговская» производственная оснастка была выкуплена российской фирмой ARK Models, однако продолжение истории Hawker “Sea Hawk” на этот раз не последовало…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, С.Просвирнин, С.Васюткин, Sauron и Pit, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В послевоенный период командование RAF настолько сильно увлеклось реактивными самолётами, что в разработке параллельно могло находиться несколько почти идентичных проектов. Одним из них был перехватчик аэродромного базирования под индексом Р.1040, работы по которому вела фирма Hawker Aircraft.
     

    Первоначально проект являлся частной инициативой — это был одноместный реактивный истребитель для британских ВВС или ВМС. В начале 1946 года Министерство авиации проявило к этому самолёту некоторый интерес, заказав постройку трех прототипов, но практически тут же его отменило, выбрав «Meteor» F.Mk.4. Тем не менее, постройка первого прототипа состоялась, а впервые он поднялся в воздух 2-го сентября 1947 года.
     

    Все дальнейшие работы велись уже по официальной спецификации N.7/46 в интересах ВМС, поскольку RAF новый самолёт оставил равнодушными. Следующие прототипы оборудовались складывающимся крылом, тормозным гаком и устройством крепления к катапульте. Бортовое вооружение было весьма мощным и включало четыре 20-мм пушки Hispano. Под крылом имелась возможность подвески двух 400-литровых подвесных топливных баков.
     

    По результатам испытаний на авианосце «Illustrious» флот выдал компании заказ на постройку 151 серийного истребителя модификации “Sea Hawk” F.Mk.1 с двигателем «Nene» Mk.101. Первые серийные варианты самолетов отличались от прототипов катапультным креслом, гермокабиной и центропланом увеличенного размаха.

    “Sea Hawk” F.Mk.1 — первая серийная модификация, 151 экз., 1951 г.

    “Sea Hawk” F.Mk.2 — модификация на базе Mk.1 оснащенная приводами элеронов для улучшения управляемости по крену, 40 экз., 1954 г.

    “Sea Hawk” FB.Mk.3 — модификация на базе Mk.2 c усиленным главным лонжероном крыла и подвеской двух 227-кг бомб или мин вместо ПТБ, 116 экз., 1954 г.

    “Sea Hawk” FGA.Mk.4 — модификация на базе FB.Mk.3 c двумя дополнительными подкрыльевыми пилонами, состав вооружения был усилен за счет возможности подвески до четырех 227-кг бомб или 16 реактивных снарядов массой 27-кг, 97 экз., 1954 г.

    “Sea Hawk” FB.Mk.5 — модернизированные самолёты FB.Mk.3 с двигателями «Nene» Mk.103, переоборудовано около 50 экз., 1955 г.

    “Sea Hawk” FGA.Mk.6 — модификация FGA.Mk.4 выпускавшаяся фирмой Armstrong Whitworth, 86 экз., 1955 г.

    “Sea Hawk” Mk.50 — экспортный вариант FGA.Mk.6 для ВМС Нидерландов, 22 экз., 1956 г.

    “Sea Hawk” Mk.100 — экспортный вариант FGA.Mk.6 для ВМС ФРГ, 34 экз., 1956 г.

    “Sea Hawk” Mk.101 — экспортный вариант FGA.Mk.6 для ВМС ФРГ, 34 экз., 1956 г.
    Модификация предназначалась для поиска кораблей в акватории Балтики, отличалась увеличенной площадью вертикального оперения и руля и наличием размещенного в гондоле под правым крылом радара Ekco38B

    Ввиду непомерного энергопотребления радара, при его включении приходилось обесточивать некоторые системы самолета, включая бустеры элеронов. Таким образом, во время работы с радаром, самолет становился почти неуправляемым. Распространенное в интернете утверждение, что данные истребители были ночными, никак не может соответствовать истине, пилотировать машину в таких условиях и в дневное время представляется крайне рискованным мероприятием.
     

    Вообще, самолёт оказался очень удачным и, несмотря на бурное развитие реактивной авиации в то время, находился на вооружении Fleet Air Arm 8 лет. Превосходная управляемость “Sea Hawk” вызвала возникновение пилотажных групп, одной из которых руководил в своей части No.804 NAS знаменитый Эрик Браун. В процессе производства истребитель постоянно совершенствовался, но авиация в то время развивалась стремительными темпами и самолёт всё больше уступал по своими характеристикам конкурентам, поэтому его развитие прежде всего было связано с увеличением возможностей как истребителя-бомбардировщика или штурмовика. Все заказы для Royal Navy были выполнены к январю 1956 года, хотя серийное производство продолжалось до 1959 г.
     

    На долю “Sea Hawk” выпала богатая боевыми событиями служба. В октябре 1956 года во время Суэцкого кризиса шесть эскадрилий с трёх авианосцев Royal NAVY: “Eagle”, “Albion” и “Bulwark” приняли участие в атаках береговых объектов на территории Египта, во время которых два “Sea Hawk” были потеряны от огня с земли. Если в военном отношении британцы считали, что одержали победу, то в политическом они потерпели катастрофу. В любом случае им пришлось убраться из Египта и они потеряли контроль над Суэцким каналом.
     

    Затем последовал конфликт 1958-го года в Адене и уже через год “Sea Hawk” стали снимать с вооружения. Последним в 1960-м году был расформирован No.806 NAS. Впрочем, один Mk.6 с гражданской регистрацией, находившийся в исследовательском подразделении в Харне, использовался для калибровки РЛС и летал до 1969 года.
     

    В 1956 году “Sea Hawk” вызвал интерес у ВМС Голландии и ФРГ, разместивших на него заказы. Голландские “Sea Hawk” FGA.50 отличались от британских FGA.6 установленной УКВ радиостанцией Philips и проходили службу на авианосце HNMS “Karel Doorman”. В 1958 году они были адаптированы для вооружения ракетами Philco Sidewinder 1A. В 1964-м году они были отправлены на берег на базу хранения, а в конце 60-х, после продажи авианосца в Аргентину, списаны.
     

    В Западной Германии “Sea Hawk” Mk.100 отводилась роль истребителей-бомбардировщиков для простых метеоусловий, а самолёты модели Мk.101 оснащались поисковым радаром Ekco 38B на внешнем пилоне. Поисковый радар позволял обнаруживать корабли на Балтике через облака, хотя имел сильно ограниченное применение. Его использование было связано с высокой нагрузкой на электрический генератор и необходимостью отключать гидравлически управляемые элероны. Таким образом, самолёт пилота занятого поиском отметок на экране радара мог принять в воздухе опасное положение.
     

    Наиболее крупным заказчиком “Sea Hawk” стала Индия, которая первоначально получила девять Mk.3 (позднее доработанных до уровня Mk.6), а затем прибыли ещё 14 новых Mk.6 и 23 самолета более ранних модификаций, модифицированных в Mk.6. Самолёты проходили службу на авианосце “Vikrant” в составе No.300 Squadron. В истории индийских “Sea Hawk” произошёл один из самых необычных случаев в авиации.
     

    В мае 1976-го года коммандер Питер Дебрасс готовился к самому заурядному вылету. Его самолёт был прицеплен стропами к катапульте и двигатели работали на максимальном режиме. При взлёте стропа уздечки неожиданно сорвалась и Sea Hawk не получил необходимой для взлёта кинетической энергии катапульты. Вместо взлёта произошло падение за борт. Всё случилось за пару секунд и авианосец “Vikrant” просто подмял самолёт под себя. Летчик не потерял самообладания даже когда кабина начала наполняться водой. Действия капитана корабля, немедленно отдавшего команду на задний ход, спасли жизнь летчику. Вместо того, чтобы быть затянутым под гигантские винты, самолёт вытолкнуло потоками воды обратно из-под корабля. Лётчик, почувствовав, что корабля над ним нет, воспользовался катапультируемым сиденьем и оказался на поверхности воды, откуда был поднят на борт спасательным вертолётом “Alluette”. Эти события заняли не более трёх минут. Катапультирование из тонущего самолёта произошло на глубине 10-15 метров.
     

    В Индии во время Индийско-китайской войны 1962-го года “Sea Hawk” не применялись, так как политическое руководство страны, опасаясь неконтролируемого расширения конфликта, решило не использовать авиацию. В 1965-м году, во время войны с Пакистаном, авианосец “Vikrant” находился в сухом доке, а индийские “Sea Hawk” использовались для прикрытия Бомбея и в боях снова не участвовали.
     

    Их черёд пришел в декабре 1971-го года, когда Пакистанские воздушные силы, учтя израильский опыт, с началом войны подготовили атаки аэродромов Индии с целью уничтожить авиацию противника в первом же ударе. Достать авиацией “Vikrant” пакистанцы не могли и отправили подводную лодку к Восточному побережью Индии, где как они считали находится авианосец. Индусы сыграли в радиоигру с пакистанцами, заманив подводную лодку PNS “Ghazi” в ловушку и утопив её. В это время авианосец “Vikrant” находился в полном радиомолчании у берегов Восточного Пакистана (Бангладеш). 4-го декабря “Sea Hawk” начали атаку пакистанского флота, береговых сооружений, нефтяных баз и полностью блокировали судоходство. За десять дней они выполнили 160 атак по портам Читтагонга, Кхулны, Чалны и Монглы. Они атаковали и блокировали аэропорт в Читтагонге и аэродром в Кокс-Базаре, уничтожив КДП и выведя из строя взлётно-посадочные полосы. Таким образом, индийские “Sea Hawk” не допустили использование этих аэродромов пакистанскими ВВС и защитили себя от F-86 “Sabre” противника. Парализовав любое судоходство в дельте Ганга и Брахмапутры, “Sea Hawk” изолировали Восточный Пакистан от снабжения с юга и не оставили другого варианта для генерал-лейтенанта пакистанской армии Наизи кроме капитуляции. Потери “Sea Hawk” не понесли и всегда возвращались на свой авианосец “Vikrant”.
     

    В индийских ВМС “Sea Hawk” прослужили особенно долго. Первые “Sea Harrier” FR.51 начали заменять их лишь в январе 1983! Ознакомиться с “Sea Hawk” также получили возможность многие покупатели бывших британских авианосцев: австралийцы для HMS “Sydney”, французы и канадцы, но по разным причинам остановили свой выбор на других типах самолётов.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Hawker P.1040
    Slider

    Наверх

  • Следующая по фроговской хронологии модель, чья пресс-форма попала в СССР, это “Hawker Sea Hawk Naval Jet Fighter”. Снова Hawker, как и первый «Hunter 320P». Их разделяет год по поступлению в продажу и шесть других выпущенных в течение 1956-го года моделей. В целом, “Sea Hawk” не отошёл от стандартов первого Hawker. Сопоставимое количество деталей — 21 против 17, всё та же знаменитая голова пилота, торчащая из ниоткуда и крылья отлитые одной деталью со следами толкателей с нижней стороны.
     

    Тем не менее, модель “Sea Hawk” от FROG демонстрирует определённую эволюцию: заклёпки стали меньше по диаметру, располагались чаще и ближе к линиям расшивки, линий расшивки стало заметно больше. Элероны и рули были выполнены аккуратными и глубокими канавками, а не линиями расшивки. Колеса отделились от стоек шасси и появилась возможность сделать их вращающимися. Диски колёс, вместо расположенных по окружности полусферических выпуклостей у 320P, получили круглые отверстия и стали выглядеть значительно аутентичнее.
     

    Некоторые из этих новшеств были введены уже в пятой модели “325Р De Havilland D.H.110 Twin Jet Naval Fighter”, хотя рекламный анонс этой модели появился одновременно с моделью “Hawker Sea Hawk Naval Jet” (328Р) в февральском номерe Aero Modeler Magazine 1957 года. Разработка под индексом 325Р представлял собой прототип Sea Vixen с деталировкой чуть больше 20-ти деталей для своих относительно больших размеров в 1/72 масштабе. Возможно по этим причинам D.H.110 быстро отстал от растущих стандартов модельного бизнеса и был снят с производства.
     

    История модели “Hawker Sea Hawk” демонстрирует один из способов разрешения вопросов конкуренции двух британских модельных компаний, соревновавшихся в то время на рынке страны. В 1959 году, через пару лет после FROG, свой “Sea Hawk” выпустил Airfix, но это уже был не Hawker, а Armstrong Whitworth. Дело в том, что в 1953 году Hawker выпустил лишь 35 серийных самолётов “Sea Hawk” F.Mk.1, а потом из-за загруженности заказами, сборку и развитие новых вариантов пришлось передать на A.W.A., входившую в ту же группу компаний Hawker Siddeley, что и разработчик.
     

    Этим и воспользовался Airfix, позиционируя свою модель, как “A.W. Sea Hawk”. У модели от Airfix носик был более заострен, центроплан состоял из верхней и нижней деталей, консоли были отделены от центроплана и самолёт можно было собрать со сложенными крыльями. Также были сделаны ниши шасси, хотя и не глубокие. В кабину устанавливалось кресло, а в наборе была фигурка пилота. Но по сравнению с FROG “фиксовская” модель не была лишена недостатков: колёса шасси выглядели примитивнее, рули высоты — меньше требуемых, отсутствовала хвостовая пята. Таким образом, несмотря на появление более поздней модели Airfix “фроговская” разработка оставалась актуальным долгое время и не уступал по копийности конкуренту.
     

    Модели серии P комплектовались капсулой с клеем, которую надо было проткнуть иголкой, и грузиками, чтобы модель не садилась на хвост. Вроде мелочь, а приятно. В комплекте шла подставка из прозрачного полистирола, на которую наклеивался трапецевидный ярлычок с названием модели из декали. 328P, как и 320P, был из серебристого пластика и инструкция снова предлагала два (или, учитывая пару различающихся цветовых схем, даже три!) варианта окраски: «естественная серебристая окраска с такими деталями, как покрышки и кабина, подкрашенными черной краской или самолет может быть покрашен в цвета Fleet Air Arm – Dark Sea Grey или Dark Blue сверху и Sky Blue или White на нижних поверхностях”. В действительности, в Royal Navy Sea Hawk-и могли нести два варианта стандартной окраски: Dark Sea Grey/Sky и Dark Sea Grey/White в самом конце своей службы в 1960-м году. Но для последнего варианта изменились цвет и схема расположения маркинга: бортовой номер переместился на нос, а регистрационный номер, надпись Royal Navy и буквенный код самолёта в эскадрилье стали белого цвета. Для оформления декалями предлагался единственный вариант VF163 с бортовым номером 160 из No.806 Sqn.FAA, который первым начал получать эти самолёты в 1951 году и последним сдал свой последний Sea Hawk в декабре 1960 г.
     

    К сожалению фотографии крупным планом самолёта с номером VF163 пока найти не удалось. По иронии судьбы именно этот истребитель был одним из первых “Sea Hawk”, произведенных уже на сборочных линиях Armstrong Whitworth, а не Hawker. Что касается необычного “Sea Hawk”, то существует интересный вариант ярко-красного самолета пилотажной группы Red Devils, продемонстрированный на салоне в Фарнборо в 1957 году.
     

    За время производства в Великоборитании модель от FROG прошла такой жизненный цикл:

    328P — упаковка типа C1, коробочное название «Hawker Sea Hawk Naval Jet Fighter», 1956-1964 гг.

    F328 — упаковка типа C1, перепаковка после ревизии индексом 1964 г., 1964-1965, тираж 20000 экз. вместе с 328P

    F328 — упаковка типа F1, коробочное название «Hawker Sea Hawk», 1965-1968 гг., тираж 50000 экз.

    W35 — упаковка типа J3, коробочное название «Hawker Sea Hawk», 1968-1970, тираж 20000 экз.
     

    Ставшее последним “лепестковое” издание завершило выпуск данной модели в Великобритании. Отправившись на хранение “Hawker Sea Hawk” оставался там ровно до того времени, когда компания Rovex решила продать все пресс-формы FROG — согласно договору от 1975-го года значительная часть производственной оснастки должна была отправиться в Советский Союз…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Hawker Sea Hawk Naval Jet Fighter” 328P - упаковка типа С1, FROG, 1956-1964 гг.
    Slider

    Наверх

  • Несмотря на “древность”, пресс-форма была приобретена фирмой Novoexport и, после испытаний в Москве, впоследствии оказалась на Донецкой фабрике игрушек. Для экспортный поставок было выбрано название «Hawker Sea Hawk Naval Fighter» (Cat.No.76057). В Британии “нововский” комплект продавался в магазинах по цене 25 пенсов — столько тогда стоила кружка пива или пачка сигарет. Как и “Hunter” F.Mk.1, по британскому заказу было поставлено 150.000 комплектов отливок “Sea Hawk”.
     

    Нижняя часть коробки Novo предлагала всё тот же безальтернативный вариант “Sea Hawk” F.Mk.1 с номером VF163 из состава No.806 Squadron Fleet Air Arm (H.M.S. Eagle, 1954) в окраске Gloss Extra Dark Sea Grey/Gloss Sky. При копировании картинка на коробке Novo чуть поблекла и немного изменилась в цвете. С большинства декалей Novo Toys Limited названия самолетов, предназначенные для нанесения на входившие в комплект моделей FROG кронштейн и подставку модели, как правило исчезали, так как модели более подставкой не комплектовались. Вместо них оставались сиротливые белые полосочки, чьё предназначение оставалось неясным. Но в данном случае имело место исключение и декаль сохранила надпись Hawker Sea Hawk. На фирменной инструкции Novo Toys Limited в отличие от коробки указан индекс F330, соответствовавший модели Supermarine “Attacker”, на коробке указывался правильный индекс, а на декали он отсутствовал.
     

    После передачи в СССР остатков нововских упаковки, инструкций и декалей, в начале 80-х немедленно сформировался «чёрный рынок». Оригинальные Нововские коробки на Sea Hawk никогда не были дефицитом, декали и инструкции встречались реже, но купить их не составляло труда и стоили они недорого — от 50 коп до 1р 50к за любой предмет. С началом «кооперативной» деятельности появились кустарные копии нововских декалей изготовленных шелкографией. Они в точности повторяли оригинальную нововскую декаль, но из-за недостатков кустарной технологии границы цветов расплывались, цвета красок заметно отличались от оригинала и печать происходила со значительными смещениями.

    На внутренний рынок модель поставлялась в коробке с примитивной имитацией «фроговского» рисунка и названием «Сборная модель самолёта Ф328». Между тем, донецкая инструкция советского периода содержала название «Хаукер Сихаук», а наборы конца 80-хи комплектовались «кооперативной» копией оригинальной нововской декали (по крайней мере, она точно присутствовала в наборах выпуска 1991 г.).
     

    В течении 1990-х гг. модель перепаковывалась ещё дважды, причем последний вариант коробки от ДЗИ не уступал оригинальному «нововскому». Благодаря этому, все варианты Hawker “Sea Hawk” практически не имели внешних отличий, появилась возможность внести разнообразие в оформление модели, правда, без указания конкретных модификаций. Так, в обновленной упаковке изменилась декаль, которая теперь предусматривала два варианта:

    Hawker «Sea Hawk» FGA.4 — 897 Sqd.FAA, HMS «Eagle», Suez Operations, 1956 (регистрационный код WM928, бортовой номер 191). Самолёт построен 01.06.1954, продан 18.08.1961 фирме Armstrong Whitworth Aircraft и впоследствии перепродан Индии

    Hawker «Sea Hawk» Mk.100 — Bundesmarine, MFG1 (бортовой номер VA231, серийный номер AW.6664). Самолёт потерян в аварии 14.01.1959
     

    После закрытия завода в 2006 году, модель непродолжительное время выпускалась фирмой “Eastern Express” (Восточный экспресс), которая помимо упаковки вновь изменила коробочное название на “Палубный Истребитель Си Хок \ Naval Fighter Hawker Sea Hawk” (Cat.No.72275). Варианты оформления самой модели на этот раз содержали два варианта для FAA:

    Hawker «Sea Hawk» FGA.4 — 804 Sqd.FAA, HMS «Eagle», 1955 (регистрационный код WV883, бортовой номер 163)

    Hawker «Sea Hawk» FGA.6 — FAA, Fleet Requirements Unit, Bournemouth, June 1968 (регистрационный код XE339, бортовой номер 167)
     

    В данном случае сложно судить об историчности вариантов самолёта, воспроизводимых из этого набора. Один из вариантов маркировки соответствует Sea Hawk FGA.6 XE339, но Sea Hawk-а с серийными номерами WV883 даже не существовало. Существуют фотографии XE339 Fleet Requirements Unit полностью в черной окраске, это был один из последних Sea Hawk-ов остававшихся на службе еще в 1969г Для самолётов FGA.9 в комплекте отсутствует адекватное вооружение, так как кроме подвесных баков истребитель-бомбардировщик обычно нёс вооружался внушительной ракетной батареей. Не исключено, что оба варианта маркировки в данном наборе являются обобщёнными образами этого самолёта.
     

    Из зарубежных производителей «отличилась» польская фирма Chematic, которая занималась перепаковкой множества донецких отливок. В Польше модель получила абсолютно новую коробку в фирменном черно-жёлтом стиле и декаль на два варианта оформления:

    Hawker «Sea Hawk» FB.3 — 897 Sqd.FAA, HMS «Eagle», Suez Operations, 1956 (регистрационный код WM928, бортовой номер 191)

    Hawker «Sea Hawk» FGA.6 — 800 Sqd.NAS (регистрационный код XE365, бортовой номер 171). Самолёт построен 22.04.1955, отправлен на слом 05.02.1968 на заводе Short в Белфасте.
     

    Впрочем, качество отливок так и осталось «советским». Выпуск польской версии имел место в 1990-х годах, причем донецкие отливки содержали отметку «Made in USSR». Сейчас эти комплекты встречаются редко, хотя фирма-производитель существует до сих пор.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hawker Sea Hawk Naval Fighter" Cat.No.76057) - экспортная упаковка Novo, верхняя часть, 1976-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Как уже было сказано ранее модель не представляет трудностей в сборке и вполне доступна даже детям в возрасте “от 6 и до 12 лет”. Все детали выполнены настолько монолитно, что при хорошей склейке “нововский Си Хаук” вполне может выдержать несколько падений, абсолютно фатальных для современных моделей. Расчетом за эту замечательную особенность послужил минимум детализации. Для кабины пилота и ниш шасси деталировка отсутствует полностью, стойки шасси воспроизведены формально, входные отверстия под воздухозаборники и сопло двигателя пустые.

    В довершение всего грубым внешним раскроем (с заклёпками типа “болты на 16”) отмечены посадочные места для декалей. Несмотря на обилие декалей, самый интересный вариант для морской авиации Индии был почему-то пропущен. Восполнить этот пробел смогла украинская фирма Kanga, выпускавшая декали в 90-х годах, но в данный момент найти такой раритет непросто.

    При постройке модели стоит учитывать, что она представляет собой ранний вариант самолета, у которого отсутствовало подкрыльевое вооружение и крепились только баки. Если планируется постройка модели с подвеской ракет или бомб, подбирать вариант оформления стоит для модификаций FGA.6 или FGA.9.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф328" - цветовая гамма отливок ДЗИ, цвет пластика - желтый, конец 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    The Airfix Tribute Forum — Frog/Novo 1/72 Hawker Sea Hawk F 1 (F328) (76057)
    NOVO (ex-FROG) 1/72 Hawker Sea Hawk
    «Родословная» модели Hawker «Sea Hawk» на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
    BAE Systems — Hawker Sea Hawk
    UK Serials — Displaying Serials in range WF
     

    Литература:
    Francis K.Mason «Hawker Aircraft since 1920». Putnam. 1991. ISBN:0-85177-839-9.
    Francis K.Mason «The Hawker Sea Hawk». Leatherhead. Surrey. Profile Publications Ltd., 1966.
    R.Williams «Hawker Sea Hawk» («Aeroplane Monthly» 1976-05)
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639