Supermarine “Attacker” F.Mk.1 — FROG


  • Ещё одной уникальной разработкой в модельном ряду FROG стал истребитель Supermarine “Attacker”, разработка которого была инициирована ещё в годы 2-й мировой войны. В ходе проектирования командование британской морской авиацией несколько раз менялось свои требования, в результате чего на свет появился первый и последний палубный истребитель, имевший трехопорное шасси с хвостовым колесом. Служба этого самолёта, как и следовало ожидать оказалось недолгой — к 1967 году все “Attacker” были выведены из состава не только Royal Navy, но и гораздо менее привередливых ВВС Пакистана.

     

    Намного больше повезло пресс-форме, разработанной фирмой FROG (IMA) в 1956-м году, одновременно с Hawker “Sea Hawk” (328P). Обе указанные модели выпускались параллельно вплоть до 1970-го года, пока из-за моральной устарелости их не сняли с производства.
     

    Пролежав несколько лет на складе “Attacker” отправился в СССР, где Донецкий завод игрушек штамповал эту неказистую с виду модель в огромных количествах, вплоть до момента банкротства в 2007-м году. В отличии от менее удачливого “Sea Hawk” пресс-форма для “Attacker” была выкуплена российской фирмой “ARK Models”, выпускающей её вплоть до настоящего времени.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин, М.Чизганов и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Рассказ об одном из самых необычных палубных истребителей следует начать со спецификации E.10/44, выданной Министерством авиации Великобритании в 1944-м году. В требованиях, помимо мощного пушечного вооружения, указывалось использование перспективного реактивного двигателя тягой 2200 кг, разработанного фирмой Rolls-Royce (будущий “Nene”).

    Фирма Supermarine ответила на это проектом Type 392, в котором использовались наработки по крылу с ламинарным высокоскоростным профилем, заимствованного от истребителя “Spiteful”. Дальнейшие работы привели к созданию совершенного нового фюзеляжа большого объёма, оснащенного двумя боковыми воздухозаборниками и кабиной с каплевидным фонарём. При этом, схема шасси осталась трёхопорной с хвостовым колесом, что было очень нетипично для реактивных самолётов, но ускоряло проектирование и экономило массу.
     

    Первый опытный истребитель “Attacker” с серийным номером TS409 был поднят в воздух летчиком-испытателем Дж.Куэлом летом 1946-го года. Тесты прошли успешно, однако 2-я мировая война уже закончилась и RAF вполне обходились имевшимся парком истребителей “Meteor” и “Vampire”. Вполне вероятно, что “Attacker” так и канул бы в лету, если бы не острая необходимость FAA в новых реактивных самолётах.

    Испытания для нужд морской авиации (Type 398), включая взлёт и посадку на палубу авианосца, продолжились в 1947-1948 гг., пока не был потерян первый прототип. Завершение программы тестирования провели на втором и третьем опытных экземплярах, а в ноябре 1949-го года был сделан заказ на партию истребителей, позволявшую перевооружить три эскадрильи.
     

    Как это ни странно, но морально устаревший “Attacker” выпускался достаточно долгое время. Из первых 60 машин модификации F.Mk.1 было выделено 16, на которых ввели усиленную конструкцию крыла, что позволило подвешивать две 453-кг бомбы или четыре 27,2-кг неуправляемых снаряда – этот вариант получил обозначение FB.Mk.1.

    Более массовой стала модификация FB.Mk.2, испытания которых начались с 25-го января 1953 года. На этих истребителях-бомбардировщиках были установлены двигатели “Nene” 102 с улучшенными высотными характеристиками, реконструированные закрылки и новые фонари кабины пилота. Под крылом теперь можно было подвесить 12 НУРС и ускорители RATOG. Всего было собрано 84 FB.Mk.2.
     

    Палубные истребители “Attacker” находились на вооружении No.800, 803 и 890 Squadron FAA вплоть до июня 1954 года, причем последний серийный истребитель заказчик принял всего за два месяца до снятия его с вооружения(!). После этого основная часть самолётов была передана в резервные No.736 и No.1831 Squadron Royal Naval Volunteer Reserve, откуда были окончательно списаны в начале 1957 года.
     

    Из зарубежных заказчиков интерес к “Attacker” проявил Пакистан, остро нуждавшийся в новых самолётах. В течении 1952-1953 гг. пакистанские ВВС получили 36 истребителей F.Mk.I, но в доработанном виде, без механизма складывания крыла и с фонарем пилота от FB.Mk.2. Все самолёты вошли в состав No.11 Squadron, впрочем, бывшие “британцы” служили тут совсем недолго – уже в 1956 году их заменили на американские F-86 “Sabre”. Столь быстрая замена была также обусловлена постоянными проблемами технического характера.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Supermarine "Attacker" (TS409) - первый прототип, 1946 г.
    Slider

    Наверх

  • Истребитель Supermarine “Attacker” стал одной из первых пластиковых моделей самостоятельно разработанной фирмой International Model Aircraft, более известной под торговой маркой FROG. Пресс-формы для неё были готовы в 1956-м году, причем модель воспроизводила самую первую серийную модификацию F.Mk.1 (по всей видимости, заниматься подвесным вооружением “фроговским” специалистам очень не хотелось). На пост-советском пространстве эту модель относят к так называемой “юниорской” серии, за чрезмерную упрощенность, если не сказать схематичность, отдельных элементов.
     

    Хронология производства “Attacker” выглядела следующим образом:

    330.P – упаковка типа С1, коробочное название “Supermarine Attacker”, 1956-1964 гг.

    F.330 – упаковка типа С1, 1964-1965 гг., вместе с 330.Р выпущено 20.000 экземпляров

    F.330 – упаковка типа F1 (Red Series), коробочное название “Vickers Supermarine Attacker””, 1965-1968 гг., выпущено 40.000 экземпляров

    W36 – упаковка типа J3 (“лепесток”) для оптовых поставок без логотипа FROG, коробочное название “Vickers Supermarine Attacker”, 1968-1970 гг. выпущено 20.000 экземпляров
     

    Все указанные наборы комплектовались декалью только на один вариант оформления (номер WA496, No.800 Sqd.FAA, авианосец “Eagle”, 1951 г.). Примечательно, что эта достаточно простая в сборке и не сложная в производстве модель в 1964-1965 гг. в акции Golden Tokens, а за её покупку полагалось аж 7 “золотых” купонов.
     

    После свёртывания производства пресс-формы были отправлены на хранение, но планы на возобновление выпуска Supermarine “Attacker” всё же были. На 1973-1974 гг. была намечена большая программа “реанимации” старых моделей, куда вошли практически все модели из серии Trail Blazers, а также модели учебных самолётов и авиалайнеров. Относительно моделей самых первых выпусков были сомнения (не столько в виду изношенности оснастки, сколько из-за моральной устарелости), однако, в 1975 году был
    подписан договор с фирмой “Novoexport”, в рамках которого советская сторона получала более 100 комплектов пресс-форм. В числе моделей, проданных в Советский Союз, нашлось место и для “Attacker”, причем незадолго до отправки британская сторона успела выпустить партию тестовых отливок из черного пластика.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Supermarine Attacker" 330P - упаковка типа C1, FROG, 1956-1964 гг.
    Slider

    Наверх

  • После распределения в Москве (не исключено, что там успели сделать партию тестовых отливок) пресс-формы для “Attacker” были отправлена на Донецкую фабрику игрушек, где модель производилась примерно с 1978 года. Экспортный вариант был всего один – в синей коробке под номером 76056 и коробочным названием “Supermarine Attacker Naval Fighter”, однако за 1978-1980 гг. успели напечатать два больших тиража коробок — британский и финский (каждый оценивается примерно в 100.000 экз). Интересно, что бокс-арт, схему окраски и декаль сохранил преемственность от “фроговского” комплекта последнего издания.
     

    Примерно в то же время донецкие отливки появились на внутреннем рынке СССР с “классической” советской инструкцией и в коробке с имитацией “нововского” рисунке в духе минимализма. Как это ни странно, но модель, вместо привычного “Индекс Ф330”, продавалась под названием “Виккерс Супермарин Аттакер Ф1”. Кроме того, на упаковках, выпущенных в 1980-е гг., на обратной стороне присутствовали три проекции самолёта со схемой нанесения опознавательных знаков FAA. Вот с чем не повезло, так это с декалью – вместо неё вначале опознавательный знаки RAF печатались на второй странице инструкции, а затем и вовсе решили перенести эти графические элементы на отдельный листок.
     

    Первые перемены в графическом дизайне полиграфии начали происходить ещё в годы “застоя”. Вначале, в целях экономии, сплошной фон заливки (который мог быть зеленым или синим) был заменен на “сеточку”, хорошо знакомую многим советским моделистах по моделям Наро-фоминского завода пластических масс (“Индекс 263” и “Индекс 264”). Далее, когда в 1984-1985 гг. проводилась активная борьба с любыми проявлениями “натовской агрессии”, из комплекта была удалена “декаль”.

    После этого модель на некоторое время пропала из продажи (надо полагать, в виду износа пресс-форм) и вновь она появилась только в конце 1980-х гг., когда фабрика в Донецке стала заводом и стала постепенно выводить из резерва пылившиеся там пресс-формы. В этот период предпринимались активные попытки наладить контакты с зарубежными партнерами, но успех был достигнут только после распада СССР. Впрочем, далеко не все донецкие модели вызывали интерес, поэтому в середине 1990-х гг. только польская фирма Chematic занималась перепаковкой данной модели. Комплект продавался на западном рынке с новой полиграфией и под коробочным названием “Supermarine Attacker”. Декаль содержала два варианта оформления, для истребителей с номерами WZ294 и WZ302.

     

    В начале 2000-х гг. перепаковкой донецких отливок занималась фирма Eastern Express (Восточный Экспресс), которая включила модель в свой каталог под номером 72276 и отправила в продажу под коробочным названием “Палубный Истребитель Аттакер \ Fighter Vickers-Supermarine Attacker”. Более важным было то, что в комплекте присутствовала новая декаль с вариантами опознавательных знаков для FAA и, морской авиации Пакистана.

    После краха ДЗИ пресс-форма была выкуплена российской фирмой ARK Models и модель вновь поступила в продажу в незначительно обновленном комплекте полиграфии, основа которого была заимствована у Eastern Express. Даже коробочное название было изменено незначительно — “Палубный истребитель «Аттакер» \ Supermarine Attacker F.1 Naval fighter” (72029). В декали же остался только британский вариант, и была допущена досадная ошибка — потеряна буква “Y” в слове “NAVY”.
     

    В 2017 году фирма ARK Models провела ревизию упаковок для моделей, выпускаемых на “экс-фроговской” производственной оснастке. Помимо изменения габаритных размеров, коробка приобрела ностальгичный дизайн в стиле Novo, на лицевую часть был возвращен традиционный бокс-арт, на боку разместились уменьшенные миниатюры коробок FROG разных серий и каталожные номера предыдущих производителей. В целом, отсылка к истории набора радует глаз любителя модельной старины и добавляет очков компании “ARK Models”. Коробочное название соответственно изменили на “Палубный истребитель Супермарин «Аттакер» \ Supermarine Attacker Naval fighter” при сохранении прежнего номера в каталоге. При этом, надо отметить, что качество отливок отнюдь не напоминает “коралловый риф” — отливки для своего возраста выглядят отлично! В новой версии декали немного изменилось расположение элементов, а вот ошибка с “NAVY” не была исправлена.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Supermarine Attacker Naval Fighter" (76056) - экспортная коробка фирмы Novo Toys Ltd. так называемого "финского" типа, 1979-1980 гг.
    Slider

  • В период существования фирмы FROG никто перепаковкой модели “Attacker” не занимался. Более того, вплоть до недавнего времени у “фроговского” истребителя был только один конкурент в виде модели от фирмы “Cruver”, но производилась она так давно, что все про неё давно забыли.
     

    Вспомнили про “Attacker” лишь две фирмы из Чехии. В 2006-м году весьма неплохой “resin kit” с баком и подвесным вооружением выпустила фирма “CMR”, а в 2011-м году появилась пластиковая модель от фирмы “AZ Model”.

  • Пластик для модели из комплекта “фроговского” издания 1957 года был традиционного серебристого цвета. Инструкция предлагала такой же вариант окраски, как и у Hawker “Sea Hawk”: “Модель можно оставить в естественном серебристом цвете с покрышками колёс и кабиной окрашенными чёрным цветом, или можно окрасить в цвета Fleet Air Arm: dark sea grey или dark green на верхних поверхностях и белой краской или sky blue на нижних”.

    Цветовая схема строевых Attacker” представляла собой стандартную схему Royal Navy с окраской верхней части самолёта глянцевой Extra Dark Sea Grey (BS381C:640) и нижней — Sky (BS381C:210) с чёткой линией разделения цветов. Опознавательные знаки типа D наносились в шести позициях. Серийный номер и надпись ROYAL NAVY наносились в две строки чёрной краской символами высотой 8 дюймов сразу под передней кромкой горизонтального оперения. Под крыльями серийный номер повторялся символами высотой 36 дюймов таким образом, чтобы номера читались как по полёту, так и против.
     

    Стиль наносившихся на борта самолёта символов для идентификационных номеров в эскадрилье мог различаться индивидуально для каждой части. На кили самолётов могли наноситься буквенные коды места базирования части: черная буква “J” высотой 24 дюйма для самолётов на авианосце HMS “Eagle”, невысокие коды “JA” (позднее замененные на “ST”) для RNAS Stretton, ”CW”(позднее замененные на ”CU”) для RNAS Culdrose и ”LM» для RNAS Lossiemouth. Технические надписи наносились по трафарету черной краской на поверхностях окрашенных цветом Sky, белой для Extra Dark Sea Grey. Предупредительные надписи наносились красной краской. С целью защиты от соли ниши шасси, внутренние поверхности щитков окрашивались глянцевой краской Sky. Крышки дисков колес шасси — матовой алюминиевой краской.
     

    Обращает на себя внимание подробный рисунок на коробке первого издания, на нём показаны антенны, отсутствующие в модели. По этому рисунку желающие вполне могли самостоятельно доработать модель. Ещё один вариант возможной доработки — нереализованный проект реактивного поплавкового истребителя. Конструкторы компании Supermarine всерьёз предлагали использовать для такого варианта поплавки, такие же как для поплавкового варианта истребителя “Spitfire”.
     

    В настоящее время приобрести модель палубного истребителя “Attacker” не составляет большого труда, однако сделать из неё модель-копию – удел очень терпеливого моделиста. То, как выглядит модель “из коробки» можно увидеть на Airfix Tribute Forum.
     

    Прежде всего, слегка “играют” геометрические размеры: хвостовая секция фюзеляжа длиннее на 1 мм, а размах больше на 2 мм. Вертикальное оперение также чуть больше по площади, чем необходимо, а вот горизонтальное оперение выполнено совсем неправильно. Угол установки крыла также не радует, поскольку и его надо несколько уменьшить в соответствии с чертежами. Прилагаемый в комплекте фонарь кабины пилоты можно смело отложить в сторону – ни к одной из модификаций “Attacker” он не имеет никакого отношения. Ну и в конечном итоге, вам предстоит заново сделать ниши, стойки и колёса шасси, добавить полноценный посадочный гак, антенны и имитировать интерьер кабины пилота. Чтобы модель не просвечивалась также необходимо проработать внутреннюю деталировку фюзеляжа в районе воздухозаборников и сопла.
     

    Вот, кажется и всё. Хотя, если хочется большего, то можно добавить подфюзеляжный топливный бак, который придаст этому истребителю “солидности”, а ещё сделать складные консоли крыла. Ещё можно оснастить “Attacker” ракетной или бомбовой подвеской (как это сделала чешская фирма “CMR”), позаимствовав эти детали от других “экс-нововских” моделей. В общем, учитывая “топорность” модели, тут есть над чем провести эксперименты. 

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Виккерс Супермарин Аттакер Ф1" - цветовая гамма отливок ДЗИ, цвет пластика - серый, 2000-е гг. (фото: retromodels.ru)
    Slider

    Наверх

  • Supermarine «Attacker» F.Mk.1
    Автор — Владимир (Redvostok)

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Supermarine Attacker
    Britmodeller.com — Supermarine Attacker RN early camouflage scheme-HELP MY,PLEASE!
    «Родословная» модели Supermarine «Attacker» на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
    BAE Systems — Vickers Supermarine Attacker
    Le Supermarine Attacker
    Scalemodels.ru — Supermarine Attacker F.I, Royal Navy Fleet Air Arm Museum, Yeovilton, UK
     

    Литература:
    С.Колов “Неудачный нападающий. «Аттакер» — первый реактивный палубник Королевского флота” (“Крылья Родины” 1999-01)
    М.Волощук, С.Сергеев “«Атаккер». Самолет и модель” (“Аэроплан”. 1994. №7)
    Francis K.Mason “The British Fighter since 1912”. Annapolis, Maryland. Naval Institute Press, 1992. ISBNЖ1-55750-082-7
    C.F.Andrews, E.B.Morgan “Supermarine Aircraft since 1914”. London. Putnam, 1987. ISBN:0-85177-800-3
    Victor Bingham “Supermarine Fighter Aircraft”. Ramsbury. The Crowood Press, 2004. ISBN:1-86126-649-9
    Philip Birtles “Supermarine Attacker, Swift and Scimitar” (Postwar Military Aircraft 7). 1992. ISBN:0-7110-2034-5
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639