Fairey «Delta» FD.2


  • В модельном ряду британской фирмы FROG было несколько уникальных разработок, среди которых особо стоит выделить Fairey FD.2. Этот экспериментальный самолёт с дельтавидным крылом был широко известен в 1950-е гг., но слава его быстро сошла на нет, как только появились более современные машины. Пользуясь моментом разработчики из FROG создали в 1957-м году пресс-форму для Fairey FD.2, а производство модели длилось до 1970-го года включительно.

    После вынужденной ликвидации FROG родительская компания Rovex продала производственную оснастку Советскому Союзу, где она «осела» в Наро-Фоминске. На местном заводе пластических масс выпуск модели производился крупными партиями и был свернут только в 1991-м году. После этого пресс-форма недолго использовалась фирмой Maquette, но сейчас её следы потерялись.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин,С.Васюткин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В конце 1940-х гг. фирма Fairey Aviation активно принялась за разработки, связанные с дельтавидным крылом. Частная инициатива была поддержана Министерством Снабжения (Ministry of Supply) и в 1947-м году последовала спецификация E.10/47, в рамках которой предстояло не только провести работы в заданном направлении, но и исследовать возможность вертикального взлёта и посадки для пилотируемых реактивных летательных аппаратов.
     

    Контракт на сборку двух экспериментальных образцов под обозначением FD.2 (серийные номера WG774 и WG777) был подписан в октябре 1950-го года, но из-за более высокого приоритета программы строительства противолодочного самолёта «Gannet» работы задержались на несколько лет.

    Самолёт строился по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом среднего расположения, которое по передней кромке имело стреловидность 60 град, а задняя кромка была перпендикулярной оси фюзеляжа. В системе поперечного и продольного управления использованы элевоны, большая хорда которых обеспечивает хорошую управляемость при малых углах отклонения и малом приросте сопротивления.
     

    Поскольку в проектировании использовалось правило площадей, британские инженеры решили не изменять фюзеляж, а использовать воздухозаборники специальной формы и стреловидное вертикальное оперение. Диаметр фюзеляжа специально подгоняли под размеры форсированного турбореактивного двигателя Rolls-Royce «Avon» RA.14R. Кроме того, чтобы удлиненный нос не мешал обзору пилота, была применена новаторская схема с отклоняемой вниз передней частью.

    Кроме основных воздухозаборников в нижней средней части фюзеляжа находится дополнительный щелевой воздухозаборник, который открывался при полетах на больших углах атаки и при работе двигателя на земле. Топливо размещалось в одном фюзеляжном баке между воздухозаборниками, а также в баках, размещенных в консолях крыла.

    Самолёт имел трехстоечное шасси, носовое колесо которого убиралось назад по полёту в фюзеляжную нишу под кабиной пилота, а основные стойки шасси вместе с колесами убирались в ниши консолей крыла. Интересная особенность заключалась в том, что из-за недостатка места в тонком крыле использованы узкие цельнорезиновые шины колес.
     

    Судьба первого прототипа оказалась наиболее интересной. Опытный образец FD.2 с номером WG774 совершил своё первый полёт лишь в октябре 1954-го года, но в скором времени, из-за повреждений, полученных при посадке, испытания были прерваны. Тесты возобновились в августе 1955-го года и уже в октябре впервые была преодолена скорость звука. Прошло ещё около месяца, и в ноябре самолёт достиг скорости 1654 км/ч (М=1,56) на высоте 10975 метров, что позволило начать работы по подготовке FD.2 к установлению нового скоростного рекорда – на тот момент он принадлежал американскому истребителю F-100 и составлял 1323 км\ч.

    После многомесячной подготовки, 10-го марта 1956-го года, британский самолёт FD.2 достиг намеченной цели. На мерной дистанции 15600 метров и высоте 11580 метров в ходе двух пролетов была зафиксирована средняя скорость 1822 км/ч.
     

    В сентябре 1960-го года, по завершению исследовательской программы в интересах RAE, FD.2 (WG774) был передан концерну British Aircraft Corporation, где получил название BAC.221. Поскольку в то время велись работы по сверхзвуковому лайнеру, в дальнейшем более известном как «Concorde», самолёт был переоборудован для испытаний в аэродинамической трубе полностью новым оживальным крылом той формы. Помимо прочего, доработки включали введение воздухозаборников совершенно нового типа, потребовавших значительных изменений в конструкции фюзеляжа, а также новое шасси с более высокими стойками. Тестовые полёты по программе «Concorde» продолжались до 1973-го года.
     

    Опытный образец с номером WG777, совершивший первый полёт в 1956-м году, отличался отсутствием закрылков и рядом других мелких доработок, не сажавшихся на внешнем виде самолёта. Столь значительных успехов, как WG774, он не достиг, но оба самолёта очень активно использовались для различных экспериментальных программ. В конечном итоге оба FD.2 стали музейными экспонатами.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fairey FD.2 (WG744)
    Slider

    Наверх

  • Модель Fairey «Delta» FD.2 была если не эпохальной, то уж во всяком случае знаковой. В отличии от разработок «первой волны» на этот раз детализация была выполнена на уровень выше, хотя ряд «архаизмов» в ней всё же сохранился – впрочем, подробнее об этом будет рассказано в главе «Модель». Первое издание появилось в продаже в 1957-м году, когда была готова пресс-форма для модели под индексом 333P и коробочным названием «Fairey F.D.2». Отливки упаковывались в коробки типа С2 с очень эффектным бокс-артом самолёта с номером WG744.
     

    В 1964-м году, после ревизии модельного ряда и индексов, в каталоге FROG эта модель получила номер F333. Дизайн коробки при этом не изменился. Выпуск модели в данном виде продолжался до 1965-го года включительно.
     

    Второе издание, выпускавшееся в период с 1965-го по 1970-й год, отличилось кратковременным участием в акции Golden Tokens (7 «золотых» купонов). Помимо этого, появилась новая коробка типа F1 с другим бокс-артом, а коробочное название изменилось на «Fairey Delta II». В каталоге FROG модель сохранила индекс F333 и числилась в Green Series. Всего было выпущено 45.000 таких комплектов, часть которых была перепакована фирмой «Air Lines» и продавалась под коробочным названием «Fairey Delta» (Cat.No.7908).
     

    Третье, и последнее, издание появилось в 1968-м году в эконом-упаковке типа J3 («лепесток»). Модели был присвоен индекс W37, но бокс-арт и название оставили без изменений. В таком виде выпуск «Fairey Delta II» в Великобритании был завершен, а пресс-форма отправилась на склад, где она оставалась как минимум до 1975-го года, когда представители фирмы Rovex согласились продать её Советскому Союзу.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey F.D.2" 333P - упаковка типа C1, FROG, 1958-1964 гг. (фото: retromodels.ru)
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для Fairey “Delta” FD.2 была доставлена в Советский Союз одной из первых. Пробные отливки были выполнены в Москве – какая-то часть из них была отправлена на экспорт, а остальное разошлось среди советских “бизнесменов”, торговавших у московского “Детского мира”. Далее пресс-форма была отправлена в Наро-Фоминск, где вместе с “Jaguar” (F402) она находилась в производстве более 10 лет.
     

    Экспортная версия модели поставлялась в Великобританию под коробочным названием “Fairey Delta-Research Aircraft”. В каталоге Novo Toys Limited она появилась в числе первых, получив индекс 76058 и войдя в Series 3. На лицевой стороне коробки был использован незначительно измененный “фроговский” бокс-арт. Соответственно, схема окраски не изменилась, а на декали поменяли лишь расположение элементов. В общей сложности, до конца 1980-го года, британская сторона получила около 160.000 советских отливок.
     

    В самом начале выпуска модели для внутреннего рынка Fairey FD.2 продавалась в пакетах с качественно отпечатанным лепестком красного цвета. С похожим лепестком на Наро-фоминском заводе пластических масс выпускался и SEPECAT Jaguar. Качество отливок вполне соответствовало моделям ещё совсем недавно отправлявшимся в Британию для компании Novo Toys Ltd. Облой был минимален и на деталях модели были вполне заметны отмеченные линиями очень тонкой и неглубокой внутренней расшивки на местах нанесения маркировки и опознавательных знаков. При отсутствии декалей и схемы окраски с фирменной «нововской» упаковки эти линии помогали правильно разместить британские кокарды при изготовлении модели. Единственным недостатком в то время был слишком твёрдый полистирол серого цвета, впрочем, из этого же полистирола отливались и модели для Novo Toys Ltd. Из-за использования такого полистирола со временем облоя становилось всё больше, мелкие линии расшивки постепенно исчезали. Но вскоре к этой беде добавилась еще одна.
     

    На XXVI съезде КПСС в 1981 году в отчётном докладе Л.И.Брежнева прозвучал тезис: «Экономика должна быть экономной — таково требование времени». Увы, во многом справедливое замечание отразилось на модели Fairey FD.2 самым уродливым образом. Оказалось, что на типографской краске тоже можно было сэкономить. Простенький, но красивый рисунок, повторявший сильно упрощенный бокс-арт с коробок FROG, Air Lines и Novo, превратился в уродливую корявую картинку с безобразной штриховкой в клетку. Конечно, упаковку от моделей никто не хранил и нередко сразу после покупки модели отправлял в ближайшую урну, тем не менее очень жаль, что первый вариант лепестка Наро-Фоминского завода очень быстро исчез из продажи и большинству моделистов модель знакома лишь по уродливой картинке в клеточку.
     

    Ещё одним неприятным следствием «экономной экономики» оказалось значительное ухудшение качества и без того негодного пластика. С начала продаж в пакетах с лепестком «в клетку» модель стали отливать из светло-серого полистирола. Он стал еще тверже, облой сожрал мелкие детали, ставшие очень хрупкими и при вырезании из толстого облоя просто ломались. Линии расшивки оплыли. Ещё совсем недавно блестящая поверхность пластика деталей превратилась в матовую шероховатую.
     

    Самолёт Fairey FD.2, несмотря на широкую известность в Великобритании связанную с установлением мирового рекорда скорости в 1954-м году, в СССР был незнаком большинству моделистов. Для того, чтобы доходчиво объяснить покупателям в начале 80-х гг., когда модель только появилась в продаже, что именно они приобретают, спекулянты как только его не называли британскую «Дельту»: и «Дельта Дарт», и «Дэггер».
     

    Усугубил ситуацию Наро-Фоминский завод. Незнакомые большей части покупателей названия британских самолётов чаще всего заменялись на коробках моделей индексами соответствующими каталогу FROG, тем более, что эти индексы можно было обнаружить и на литниках моделей. С «Fairey Delta 2» вышло недоразумение. На тыльной части лепестка модели фигурировало название: «Игрушка. Сборная модель самолёта 263». По каталогу FROG этот индекс был присвоен модели самолёта МиГ-21, перепаковке модели компании Hasegawa. Что явилось причиной такого обозначения модели на Наро-Фоминском заводе, можно только догадываться. Удивительно, но несмотря на несоответствие индекса, кстати отсутствовавшего на литниках, картинка на Наро-Фоминском «лепестке» вполне соответствовала модели.
     

    Тогда, под конец “перестройки”, никто не подозревал, что столь распространенная модель в скором времени просто исчезнет из продажи и будет изредка появляться только на интернет-аукционах по заоблачным ценам, поэтому и отношение к ней было соответствующее. Впрочем, в 1992-1993 гг. этим никто особо не озадачивался, поскольку в продаже ещё поступали старые складские запасы.
     

    На короткое время выпуск FD.2 возобновился под торговой маркой “Maquette”. Надо полагать, что пресс-форма к этому времени покинула Наро-Фоминск и переехала в Москву. В начале 2000-х гг. была выпущена ограниченная партия «Fairey F.D.-2» (Cat.No.MQ-7223) после чего модель вновь исчезла из продажи…
     

    Где сейчас находится пресс-форма, каково её состояние и собирается ли нынешний владелец вновь выпускать эту раритетную модель – пока неизвестно, но шансы, что это когда-то произойдет, минимальны 

    Модель Fairey «Delta» FD.2 не имеет аналогов и в ближайшее время их не предвидится в массовой продаже. Из серии британских экспериментальных самолётов фирмы Fairey в масштабе 1:72 имелся только FD.1. По информации с сайта scalemates.com в 1990-2000 гг. эта модель выпускалась тремя фирмами:

    Akatombo Works (Япония) – Cat.No.30, «BAC221 supersonic research aircraft» (детали: resin, ваку-фонарь)

    Maintrack Models (Великобритания) – Cat.No.PX 005, «Project-X Fairey FD.1» (детали: ваку, white metal)

    Pro Resin (Украина) – Cat.No.R72-044, «Fairey FD.1 British Research Aircraft» (детали: resin, ваку-фонарь , photofilm)

    Whirlykits (Великобритания) – Cat.No.WPX72007, «Fairey Delta 1 delta wing research aircraft» (детали: ваку, white metal)

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Fairey Delta-Research Aircraft” Cat.No.76058 - экспортная упаковка Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Как уже было сказано ранее, модель с индексом 333P\F333 была выполнена на гораздо более высоком качественном уровне. Не зря на лицевой стороне коробки типа C2 имелась надпись “Moulded from original drawings” (т.е. пресс-форма разработана на основе оригинальных чертежей). Возможно, это было действительно так, но существовавшие в тот момент технологии не позволили в полной мере реализовать все мелкие нюансы. Кроме того, в “наследство” от более ранних моделей на “Delta” сохранилось несколько технологических архаизмов.
     

    Итак, общая геометрия модели, с учетом года разработки пресс-формы, получилась без существенных отклонений. Несомненным преимуществом “фроговской” разработки является возможность собрать FD.2 в двух вариантах (с “прямой” и отклоненной носовой частью) что было сделано впервые для модели такого класса. В дополнение к этому, набор включал фигурку пилота, хотя ранее использовался более простой вариант с “головой в кабине”.
     

    Интересной особенностью было наличие на ранних моделях FROG разметки внутренним кроем под опознавательные знаки в носовой части фюзеляжа. Первые серии советских отливок также сохранили этот “древний” элемент, однако к середине 1980-х гг. оснастка износилась настолько, что круги под кокарды исчезли сами собой.
     

    Из существенных недостатков можно отметить только “пустые” воздухозаборники, “глухое” сопло двигателя и слишком мелкие ниши шасси. В остальном данная модель, с учетом отсутствия альтернатив и прекращения выпуска в начале 2000-х гг., не представляет трудностей в сборке и доработке, что делает её более чем достойным кандидатом для пополнения коллекции экспериментальных самолётов. При большом желании и наличии запасов нарофоминских отливок, из FD.2 можно собрать не менее оригинальный самолёт ВАС.221, но тут придётся в значительной мере доработать фюзеляж, воздухозаборники и шасси.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта 263" - отливки из пластика темно-серого цвета, начало 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • Fairey «Delta» FD.2 — автор модели С.Васюткин

  • Ссылки (модель):
    Fairey Delta 2 Novo/Frog — Masstab 1/72
    AviaDejaVu — Fairey FD.2
    NoFineLine. Fairey Delta FD.2 – Frog / Novo 1/72
     

    Ссылки (инфо):
    Военное обозрение. Сверхзвуковой исследовательский самолёт Fairey Delta 2
    Le Fairey Delta 2
    This Day in Aviation. 17 November 1954
    Simotron. Fairey Delta 2 – Filton September 1964
    bredow-web.de — picssr. wg777
     

    Литература:
    H.A.Taylor «Fairey Aircraft since 1915». Putnam. 1974.ISBN-13:978-0370000657
    Jim Winchester «Concept Aircraft: Prototypes, X-Planes and Experimental Aircraft». Grange books plc, 2005. ISBN:1-84013-809-2
    «BAC.211: Slender-delta Research Aircraft.» Flight International, 23 July 1964
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639