Martin «Baltimore» Mk.V


  • Являясь развитием весьма неплохого для своего времени среднего бомбардировщика Martin 167 “Maryland”, новая модель Martin 187 “Baltimore” (кстати, первоначально создававшаяся по французского заказу) очень приглянулась странам Британского Содружества и поставлялась большими партиями практически только на экспорт — лишь незначительное количество этих самолётов было принято USAF под обозначением А-30, но использовались они только для учебных целей.
     

    Пресс-форму для модели “Martin Baltimor” с первоначальным индексом 339P фирма FROG разработала в 1963-м году. На протяжении более восьми лет эта модель присутствовала в каталогах, но в начале 1970-х гг., после ревизии модельного ряда, её производство было прекращено.

    Пролежав на складе до 1976-го года пресс-форма была продана Советскому Союзу, где началась совершенно другая, более насыщенная событиями история “Martin Baltimor”. К сожалению, после короткого успеха в начале 1990-х гг., выпуск данной модели был вновь прекращен, а следы производственной оснастки потерялись где-то на просторах бывшего Союза…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, С. Васюткин, Sauron и А.Алов, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Проект бомбардировщика “Baltimore” в буквальном смысле вырос из проекта “Maryland”, который несколько ранее проиграл в конкурсе Douglas DB-7, но очень пришелся по душе французам. Получив заказ на экспортную версию Martin 167F фирма приступила к процессу модернизации, который привёл к появлению чистого среднего бомбардировщика.
     

    Самолёт под фирменным обозначением Martin 187 отличался измененным фюзеляжем, усиленным вооружением и более мощными двигателями. Проект был предложен французскому правительству и 18-го мая 1940 года был даже подписан предварительный контракт на поставку 400 самолётов Martin 187F, но слишком быстрая капитуляция Франции оставила фирму без выгодного заказа. Чтобы работа не пропала даром проект был предложен Великобритании. Британская закупочная комиссия осторожно отнеслась к этой инициативе, но достаточно удачное применение бомбардировщиков “Maryland” французскими ВВС привело к принятию положительного решения. Таким образом, проект дорабатывался уже по британским требованиям.
     

    Наиболее яркой отличительной особенностью Martin 187 (ему также было присвоено название “Baltimore”, по названию города, где находилась штаб квартира фирмы Glen Martin), стал узкий и высокий фюзеляж, благодаря которому появилась возможность разнообразить бомбовую нагрузку, нормальная масса которой составила 907 кг, а максимальная – 1500 кг. Соответственно, кабины экипажа стали более просторными и получили бронезащиту. Крыло перешло от предыдущей модели с минимальными изменениями, но Martin 187 получил двигатели Wright R-2600-19А5В5 “Double Cyclone” мощностью по 1600 л.с. оснащенные противопылевыми фильтрами, поскольку основным ТВД для этих самолётов оставалась Африка. Оборонительное вооружение включало четыре 7,71-мм пулемета (три в крыле и один на верхней турели).
     

    В начале 1941 года британская закупочная комиссия подписала контракт на поставку 400 самолётов. В скором времени заказ был расширен до 975 экземпляров, а в июне 1942 года было подписано соглашение на поставку ещё 600 машин. Прототип не строился, а первый “Baltimore” Mk.I поднялся в воздух 14-го июня 1941 года. Испытания прошли успешно, но судьба первой партии из 50 бомбардировщиков оказалась несчастливой – во время перевозки в Великобританию транспортное судно было потоплено и вместе с ним на дно ушло 42 самолёта. Кроме того, два “Baltimore” пришлось вернуть в США для проведения дополнительных испытаний.

    В дальнейшем список модификаций существенно пополнился:

    “Baltimore” Мk.II – установлено два 7,71-мм пулемета в верхней башенной турели, один пулемет размещался в нижней люковой установке и четыре пулемета в крыле (100 самолётов)

    “Baltimore” Мk.III – установлена британская турель Boulton-Paul с электроприводом и счетверенными 7,71-мм пулеметами (250 самолётов)

    “Baltimore” Мk.IIIА – аналог Мk.III для USAF, также имел обозначения Martin 187B-2 и RА-30 (281 самолёт)

    “Baltimore” Мk.IV – аналог Мk.IIIA с американской башней фирмы Martin и двумя 12,7-мм пулеметами Colt-Browning, также имел обозначение А-30A (294 самолёта)

    “Baltimore” Мk.V – аналог Мk.III с двигателями Wright GR-2600-A5B и 12,7-мм пулеметами во всех стрелковых точках (600 самолётов)

    “Baltimore” Мk.VI – патрульно-бомбардировочная модификация с локатором и торпедной подвеской, построено 2 прототипа из 900 заказанных.
     

    Вплоть до 1944 года бомбардировщики “Baltimore” различных модификаций были приняты на оснащение No.13, 52, 55, 69, 162, 203, 223, 249, 500 и 680 Squadron RAF, которые действовали на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Италии. Последние бомбардировщики, находившиеся на вооружении RAF и служившие в Кении, были выведены в резерв в феврале 1946-го года. Coastal Command были предоставлены 14 серийных бомбардировщиков модификаций Mk.IV и Mk.V – в апреле-мае 1945 года они поступили в 728-ю эскадрилью Исследовательского Центра флота. Кроме того, бомбардировщики “Baltimore” различных модификаций находились в составе ВВС Южной Африки, Австралии и Канады.
     

    В течении 1943-1944 гг. на бомбардировщиках “Baltimore” летали французские лётчики из эскадрильи GC I/17, входившей в состав Свободной Франции. Партия из 49 самолётов в 1944-м году была передана реорганизованным ВВС Италии – здесь они находились на вооружении до февраля 1948 года. Ещё некоторое количество “Baltimore” Mk.V передали Греции прямо из состава RAF.
     

    Кроме того, в том же 1944-м году 72 бомбардировщика “Baltimore” Mk.IV продали Турции. Самолёты прибыли в Адану двумя партиями (21-го августа — 26 и 12-го ноября — остальные 46) и после ввода в строй получили номера от 5301 до 5372. В составе 1.Alay и 2.Alay они заменили «древние» бомбардировщики Fairey “Battle” британской постройки и находились в эксплуатации до 1950-го года включительно.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Martin A-30 (USAF)
    Slider

    Наверх

  • Фирма FROG выбрала в качестве образца модификацию “Baltimore” Мk.V. Пресс-форма была готова в 1963-м году, а сама модель поступила в продажу под индексом 339Р в упаковке типе Е (картонная коробка с двумя проекциями на лицевой стороне, Green Series). Поскольку основной страной реализации продукции фирмы FROG была родная Великобритания, для данной модели выбрали только британский вариант оформления это был бомбардировщик с номером FA469\U из состава No.223 Squadron RAF Desert Air Force в пустынном камуфляже. Также модель под первым коробочным названием “Martin Baltimore” успела принять участие в акции Golden Tokens – к набору прилагалось 10 «золотых», отпечатанных на инструкции.
     

    После ревизии модельного ряда и внешнего оформления, начиная с 1965-го и вплоть до 1971-го года включительно, модель под обновленным коробочным названием “Martin Baltimor Medium Bomber” продавалась в упаковке типа F2, включавшей бокс-арт на лицевой стороне и проекции на нижней части коробки. Индекс изменился на F339, а декаль теперь предусматривала два варианта:

    Martin “Baltimore” Mk.V — No.500 Sqn.RAF, FW880\U (Lt.Pallett), November 1944

    Martin “Baltimore” Mk.V — GB 1/17 «Picardie» Armee de l’Air, FW536\Q, Rayak, 1945
     

    В общей сложности фирма FROG выпустила 135.000 наборов, часть которых в середине 1960-х перепаковали фирмы Air Lines, через которую британские модели пытались продвигать на рынке США, и Tri-Ang. На 1974-й год были планы возобновить выпуск, но из-за кризисного положения концерна Dunbee-Combex-Marx, в который тогда входила фирма FROG, они так и не были реализованы. Зато появились другие…

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Martin Baltimore" 339P - упаковка типа Е, FROG, 1963-1964 гг.
    Slider

    Наверх

  • В 1975-м году был подписан договор с Советским Союзом, в рамках которого советской стороне (через фирму Novoexport) предстояло отгрузить более 100 пресс-форм. В их число попала и F339, которая получила коробочное название “Martin Baltimore Medium Bomber” и номер по каталогу 76082. Со схемой окраски и декалью решили особо не мудрить, просто позаимствовав последний «фроговский» вариант.
     

    Теперь о самом интересном. Приключения пресс-формы на Martin “Baltimor”, по всей видимости, начались на Донецком заводе игрушек в 1976-1977 гг. Данная модель шла только на экспорт и паковалась в коробки, отпечатанные в Великобритании — в общей сложности было поставлено около 105.000 отливок. Не менее примечательным является тот факт, что экспортный пластик был двух цветов — серо-зелёный (по всей видимости, ранних серий) и темно-серый.
     

    После банкротства концерна Dunbee-Combex-Marx в 1980-м году договорные обязательства утратили свою силу и экспортные поставки прекратили, передав оставшуюся часть полиграфии и отливок Советскому Союзу.
     

    Интересный факт
    Сейчас ходят слухи, что пресс-форма некоторое время находилась в Ташкенте, но подтвердить или опровергнуть их не представляется возможным.

    С 1981-го года началась вторая часть приключений модели “Martin Baltimore”. Доставшиеся советской стороне экспортные комплекты периодически поступали в продажу по совсем не гуманной для тех лет розничной цене — 3 рубля 50 копеек. На каких вычислениях основывалась данная сумма сказать сейчас затруднительно. Впрочем, “Martin Baltimore” был тогда настолько редким гостем, что его были готовы купить даже за более крупную сумму. Между тем, почти 10 лет пресс-форма лежала на хранении.
     

    К выпуску модели “Martin Baltimore” вернулись уже в ходе «перестройки». Новые рыночные отношения позволили неким предпринимателям выкупить пресс-форму и увезти её в Кишинев (Молдавская СССР). Массовый выпуск моделей был налажен кооперативом Конфирмаре к началу 1990-го года.

    Коробка практически полностью копировала Novo, за исключением качества самого картона, которое стало заметно хуже, а также фирменного логотипа, где вместо названия фирмы присутствовала надпись «Сборная модель». Кроме того, если коробка британского образца состояла из двух половинок (верх и низ), то советский вариант изготовлялся из цельного листа картона, более напоминая «фроговскую» упаковку типа H2.

    Инструкция в своём первом варианте была копией «нововской», за исключением двух текстовых блоков, которые были переведены на русский язык и печатались «исконно советским» шрифтом. Более поздний вариант отличался отсутствием каких-либо упоминаний о сгинувшей британской фирме Novo. Декаль к набору не прилагалась.

    Цена на модель под коробочным названием “Мартин Балтимор” тоже стала кооперативной – но как это ни странно, за полный набор с коробкой и инструкцией в рознице просили те же 3 рубля 50 копеек. Впрочем, после первого скачка инфляции это были уже не большие деньги и в 1991-м году модель без особых проблем начала распространяться по ещё существующему Союзу. С этого же времени в комплектах стали появляться декали сторонних производителей.
     

    Переломным стал 1992-й год, когда Конфирмаре свернула выпуск моделей (она также выпускала Curtiss “Tomahawk”, выкупленный у Ташигрушки), по всей видимости, по причине прекращения своего существования. Вместо неё выпуском занялась фирма Абрау-Дюрсо-Пласт, которая первое время использовала запасы молдавской полиграфии, но вскоре стала упаковывать модель в коробки собственного изготовления с совершенно новым дизайном, вернув при этом «нововское» коробочное название и «фроговский» инсдекс! Инструкция, также в целом заимствовавшая расположение основных блоков от Novo, стала трехцветной. Впрочем, эта серия была столь ограниченной, что сейчас является коллекционной редкостью. Что случилось с пресс-формой после 1993-го года и цела ли она сейчас – информация отсутствует.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Martin Baltimire Medium Bomber" Cat.No.76082 - экспортная упаковка Novo, 1978-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Для модели, созданной в 1963-м году, Martin “Baltimor” получился очень неплохим. Геометрические размеры были соблюдены достаточно точно, если не считать отдельных недочетов. Впрочем, на тот момент альтернативы у модели FROG, как впрочем и Novo, попросту не было. Из недостатков отметим следующее:

    — грубый внешний раскрой

    — практически полное отсутствие мелких деталей кабин и ниш шасси

    — утрированость деталей стоек шасси и пулеметов

    — фонарь кабины пилота меньше по размерам

    — остекление кабины больше по размерам

    — пулеметная башня имеет слишком толстый пластик

    — слишком грубо прорезаны пазы для подвижных деталей хвостового оперения
     

    Ко всему этому добавьте множество облоя, с которым соседствуют недоливы и следы толкателей. Было бы ещё неплохо заново сделать двойные звезды двигателей. А в остальном модель вполне годная и, даже при своей нынешней стоимости на аукционах и в интернет-магазинах, вполне доступная рядовому моделисту.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Средний бомбардировщик Мартин Балтимор" F339 - цветовая гамма отливок кооператива Конфирмасу - пластик белого цвета. По количеству облоя можно догадаться, что модель относится к поздней серии выпуска
    Slider

    Наверх

  • Martin «Baltimore» (F339) — автор А.Жуковский

     


  • Ссылки (модель):
    Scalemodels — Обзор 1/72 Martin Baltimore NOVO, AZUR — Кто есть кто?
    Catalogue FROG — Martin Baltimore Réf F339
    Modelwork.pl — Martin Baltimore Mk III 1/72 FROG/Novo (vintage)
    Locate and Cement — Frog 1:72 Martin Baltimore
    VIN-ORT/ Martin Baltimore FROG/Novo 1/72
    The Unofficial Airfix Modellers\Forum — F339 Novo Martin Baltimore
     

    Ссылки (инфо):
    Уголок неба — Martin Type 187 Baltimore
    ADF-SERIALS — RAAF Martin Baltimore Mk.III, IIIA, IV & V
     

    Литература:
    Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002
    H.Levy «Baltimore memorandum» («Aeroplane Monthly» 1977-02)
    B.Robertson «U.S. Aircraft in the British Services 1914-1955» («Air Pictorial» 1956-10)
    K.Janowicz, A.Jarski «Martin 187 Baltimore» (Monografie Lotnicze 97)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639