Miles M.27 “Master” Mk.III — FROG


  • Тренировочный самолёт Miles M.9 “Master” не был особо популярен среди крупных модельных модельных, предпочитавших выпускать более известные боевые самолёты или авиалайнеры, однако его вклад в дело подготовки лётных кадров RAF трудно переоценить — в годы 2-й мировой войны обучение на этом типе самолёта прошли тысячи лётчиков.
     

    Пресс-форма для одной из последних модификаций этого самолёта Miles M.27 “Master” Mk.III была разработана фирмой FROG в 1963-м году, но в производстве эта надолго модель не продержалась — спустя всего шесть лет было принято решение отказаться от выпуска “Master” в пользу более коммерчески выгодных проектов.

     

    Совсем иначе сложилась история это модели после продажи пресс-формы Советскому Союзу — на Донецкой фабрике игрушек только в первые три годы производства на экспорт было поставлено более 100.000 комплектов отливок! Впоследствии “Master” не просто выпускался многотысячными тиражами, но также пережил крах ДФИ и переезд в Россию, где его выпуском сейчас занимается фирма “ARK Midels”.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В конце 1930-х гг. в Королевских ВВС Великобритании возникла потребность в создании моноплана с высокими летными данными для совершенствования летного мастерства. Была разработана соответствующая спецификация Т.6\36, в соответствии с которое Ф.Г.Майлс спроектировал учебно-тренировочный низкоплан под двигатель Rolls-Royce “Kestrel” XVI мощностью 745 л.с., применявшийся на бипланах Hawker “Fury” и “Hart”. Самолёт получил наименование М.9 “Kestrel” и поднялся в воздух 3 июня 1937 г. Самолёт показал максимальную скорость только на 24 км/час ниже, чем у истребителя “Hurricane”, обладая при этом такими же характеристиками управляемости, как у “Hurricane” и “Spitfire”. Министерство авиации заказало учебно-тренировочный самолет Майлса 11 июня 1939 года под обозначением Miles M.9 “Master”, но потребовало внести изменения, включавшие использование двигателя “Kestrel” XXX пониженной до 715 л.с. мощности, что снизило максимальную скорость на 113 км/час по сравнению с опытным самолетом. Но даже при этом он остался лучшим учебно-тренировочным аппаратом тех дней.
     

    Первый из 900 экземпляров М.9А “Master” Mk.I поднялся в воздух 31 марта 1939 г. Между тем, прототип М.9 (регистрационный код U-5, впоследствии замененный на N3300) был официально принят RAF на вооружение и с октября 1938-го по начало 1943-го года использовался для тренировок пилотов.
     

    Через восемь месяцев совершил первый полет самолет М.19 “Master” Mk.II, отличавшийся наличием звездообразного двигателя Bristol Mercury XX мощностью 870 л.с. Позднее на модифицированный планер стали устанавливать мотор Pratt & Whitney “Twin Wasp Junior” мощностью 825 л.с. Так появился самолет М.27 “Master” Mk.III.
     

    Окончательное число построенных машин составило 1747 “Master” Mk.II и 602 “Master” Mk.III. К этому количеству может быть добавлено 26 самолетов М.24 “Master Fighter” с шестью пулеметами калибра 7,71 мм. Всего до завершения серийного производства было выпущено 3227 машин.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Miles "Master" Mk.I - изображение с почтовой карточки с заретушированным серийным номером RAF
    Slider

    Наверх

  • Одна из наименее популярных моделей от FROG появилась в середине 1960-х гг., когда фирма International Model Aircraft (IMA) находилась на пике своего успеха. Для воспроизведения в масштабе 1/72 была выбрана модификация “Master” Mk.III с двигателем воздушного охлаждения, которая получила коробочное название “Miles Master III Advanced Trainer”.

    Разработка модели продвигалась достаточно быстрыми темпами. Рабочие чертежи были готовы в период с 22-го мая по 4-е июня 1962 года, однако на изготовление самих пресс-форм потребовалось ещё некоторое время, а выход модели постарались приурочить к ежегодной выставке (которая обычно проводилась весной), где в то время активно рекламировалась серия Trail Blazers и другие новинки, выходившие под торговой маркой FROG. Таким образом, первые комплекты с пластиком желтого цвета появились на внутреннем британском рынке не ранее второго квартала 1963 года.

     

    Отливки первого издания, среди которых присутствовала подставка из двух прозрачных деталей, упаковывались в коробки типа Е, состоявшей из двух отдельных частей. Декаль и схема окраски предполагали только один вариант для самолёта W8729\7 из состава RAF. В каталоге FROG модель получила индекс 340Р и входила в Blue Series.
     

    В таком виде комплект выпускался около двух лет (не считая складских запасов). Использованный для лицевой части коробки тип оформления, с двумя проекциями самолёта на лицевой стороне, появился в 1962 году и очень быстро был признан коммерчески неудачным. Вместо него, после ревизии 1965 года, ввели коробку типа F2, где вместо проекций присутствовал полноценный бокс-арт с изображением двух взлетающих самолётов.
     

    В втором издании комплект получил коробочное название “Miles Master III” и новый индекс F.340. В связи с тем, что продажи моделей учебных самолётов нельзя было назвать удачными, “Miles Master III” переместили в более дешевую Black Series. Тем не менее, остальной состав комплекта не изменился — модель продолжали выпускать в стандартном пластика желтого цвета и комплектовать инструкцией и декалью старого образца.
     

    По мере наращивания темпов выпуска дважды предпринимались попытки продавать модель самолёта Miles “Master” Mk.III на экспорт. Первая попытка была произведена на американском рынке под маркой фирмы “Air Lines”, причем, во избежание проблем с налогами, в США были сразу перевезена партия пресс-форм для “фроговских” моделей. Американское издание с коробочным названием “Miles Master” и номером 4904 получило коробку собственного образца, но в инструкции лишь появилось название фирмы-дистрибьютера, а декаль вообще не изменилась. Помимо коробки наиболее яркой отличительной особенностью комплекта от “Air Lines” было изготовление отливок из пластика серебристого цвета.

    Продажи модели “Miles Master” в США начались в 1965 году, но уже через год, из-за неудачной маркетинговой политики, фирма “Air Lines” прекратила своё существование. Количество комплектов американского издания пока остается неизвестным, но судя по тому, что спустя 55 лет после завершения производства они не являются коллекционными редкостями, их было выпущено более 1000 экземпляров.
     

    Практически сразу после США пресс-формы отправили на предприятие d Кале, где был налажен выпуск моделей для распространения на территории Франции. Здесь официальным дистрибьютером выступала фирма “Tri-Ang”, которая имела тесные отношения с IMA. Французское издание сохранило коробку типа Е и её графическое оформление с той лишь разницей, что текст был в основном на французском языке. Кроме того, индекс 340P также был заимствован от первого “фроговского” издания, хотя к тому времени сам FROG перешел на F-индексы. По всей видимости, была произведена лишь ограниченная партия таких комплектов, поскольку на модельном рынке они практически не встречаются.

     

    Британский период производства модели “Miles Master III” был завершен в 1969-м году — в общей сложности успели выпустить 120.000 обоих изданий, что вряд ли свидетельствовало о коммерческом провале. Причиной завершения выпуска стала очередная ревизия модельного ряда, которая стала следствием сотрудничества с фирмой “Hasegawa”. В итоге выпуск серии таких моделей (в которую также входили “Miles Magister”, “Percival Proctor IV Trainer” и “Airspeed Oxford”) методично свернули к концу 1971 году. Пресс-форма для “Miles Master III” переехала на склад в ожидании очередного решения руководство родительской фирмы, которая тогда имела название “Rovex Industries Ltd.”.
     

    Своего рода “момент истины” настал в 1975 году, когда был подписан договор с советской фирмой “Novoexport” о продаже производственной оснастки FROG. Пресс-формы были сняты с хранения и, после небольшого ремонта, на них была выпущена небольшая партия тестовых отливок из черного пластика, которые впоследствии разошлись среди британских моделистов. Отправка пресс-форм в Советский Союз состоялась в 1976 году и именно “Miles Master III” стал одной из первых моделей, поставлявшихся на экспорт в Великобританию.

    Некоторое количество “фроговских” отливок в 1964-1965 гг. было перепаковано фирмами Air Lines и Tri-Ang для реализации за рубежом.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Miles Master III Advanced Trainer" (340P) - коробка типа Е, FROG, Blue Series, 1963-1965 гг.
    Slider

  • Согласно контракту с фирмой “Novoexport” пресс-форма на модель с индексом F340 отправилась в Советский Союз. Пробные отливки, по всей видимости, были сделаны в 1977-м году в ЦКТБИ, после чего производственная оснастка была перевезена на Донецкую фабрику игрушек.
     

    Экспортный вариант получил коробочное название “Miles Master Advanced Trainer” (76060) и в каталоге фирмы “Novo Toys Limited”, занимавшейся распространением моделей советского производства на территории Великобритании, вошел в Series 3. Кстати, именно эта модель оказалась одной из немногих, для которых британская фирма-посредник выполнила абсолютно новый бокс-арт. Вместе с тем, декаль и схема окраски остались без изменений от “фроговского” издания.
     

    Как это ни странно, но “Miles Master Advanced Trainer” оказался одной из самых массовых экспортных моделей — до конца 1980-го года британская сторона получила порядка 155.000 отливок и ещё больше было сделано полиграфии. Причиной тому была достаточно низкая цена на внутреннем рынке Великобритании, однако даже такой демпинг не спас “Novo Toys Limited” от ликвидации, которая была выполнена в рамках банкротства родительской компании Rovex.
     

    После прекращения сотрудничества с британцами в конце 1980-го года мощности ДФИ были переориентированы на советского потребителя. В начале 1980-х гг. в продаже стали появляться модели как в коробках Novo, так и в “донецком картоне”, на лицевой стороне которого был нанесён утрированный “нововский” рисунок, а на обороте – схема нанесения опознавательных знаков. Цветовая гамма “лепестков” была представлена по меньшей мере в двух видах: сине-бордовая и зелено-бордовая.
     

    Интересный факт!
    Относительно странности в названии модели “Miles Master Advanced Trainer” от Novo, где на торцевой части коробки и в инструкции римская цифра III была заменена на арабские 111, первоначально сложилось мнение, что это очередное “творчество” советских художников оформителей, не имевших доступа к соответствующим латинским шрифтам. Однако, вскоре выяснилось, что это далеко не так.
     

    Оформлением коробок и инструкций занималась только британская сторона. Были ли это “наследники” FROG или работу передали сторонней компании – ещё предстоит выяснить, но факты говорят о том, что даже британцы в ряде случаев совершенно не трудились точно указывать модификацию самолёта. Особое “старание” в этом плане проявила фирма Airfix, которая в 1967-1973 гг. выпустила модели под коробочными названиями “S.M.79 Mk. 11” (Cat.No.467), “Mosquito FB V1” (Cat.No.02001-9) и “Grumman Wildcat V1” (Cat.No.117).

    Так что, по поводу римских и арабских цифр никакого жесткого регламента у модельных фирм не было, причем именно с “нововского” варианта название перекочевало в СССР, где его трансформировали в более привычное для советских полиграфистов “Майлз Мастер 111”.
    .

    На полках советских магазинов “Майлз Мастер 111” за пределами УССР не был частым гостем ввиду наличия в производстве многих других моделей. Возможно, по этой причине цветовая гамма донецких упаковок для этой модели оказалась весьма скромной. На данный момент известно всего три типа оформления, два из которых представляли собой сплошную заливку фона синим или зеленым цветом, а третий был «экономичным» вариантом типа “синяя сеточка”. На нижней части коробки присутствовала схема нанесения опознавательных знаков RAF, а вот декаль в донецких комплектах была редкостью — в те годы вместо “переводных картинок” присутствовал обычный лист бумаги и напечатанными на нём номерами и кокардами.
     

    Как это ни странно, но в первые постсоветские годы никто из зарубежных фирм не занимался перепаковкой данной модели – по всей видимости, спрос на такую продукцию был чрезвычайно низким. Зато под конец производства в Донецке была разработана новая коробка с собственным бокс-артом и обновленной инструкцией, а модель поступила в продажу под новым коробочным названием “Miles MASTER III” и “фроговским” индексом F340.
     

    В конце 1990-х гг. российская фирма “Eastern Express (“Восточный экспресс) упаковывала донецкие отливки в коробки собственной разработки с новым бокс-артом (Cat.No.72287) и под названием “Майлс Мастер III \ Training Aircraft Miles Master III”. В целях разнообразия декаль и схема окраски предполагала вариант оформления для самолёта с серийным номером W5586 из состава RAF.
     

    В 2009-м году, после ликвидации ДФИ, пресс-форма была выкуплена фирмой “ARK Models” и перевезена в Россию. Дизайн упаковки, инструкции и вариант оформления полностью перешли от “Восточного экспресса», но название изменили на более полное “Тренировочный самолёт М.27 «Мастер» \ Miles M.27 «Master» Mk.III Training plane” (Cat.No.72020). Модель производится вплоть до настоящего времени, причем какой-либо существенно реставрации пресс-форма не проходила, и, по словам сотрудников компании, не требовала.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Miles Master Advanced Trainer" (76060) - экспортная упаковка Novo, верхняя часть с бокс-артом, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Особого разнообразия в альтернативах не наблюдается от слова “вообще”. Модели тренировочных самолётов, в отличии от военных и авиалайнеров, далеко не так популярны у моделистов (не говоря уже про обычных любителей “что-нибудь поклеить”), поэтому все крупные фирмы, за редкими исключениями, обходят их стороной.

    Какой же ассортимент в 72-м масштабе предлагается нам на данный момент? Да, по сути, никакого, поскольку все ниже перечисленные модели уже сняты с производства.

    В конце 1980-х гг. британская фирма “Pegasus” небольшой серией выпустила модель “Miles Master Mk 1” (2002). По качеству литья модель является типичным представителем “семейства ЛНД”, со всеми вытекающими отсюда последствиями: отсутствие деталировки, недостаточная проработка основных элементов, присутствие облоя. Cхема окраски предлагает собрать самолёт с номером N7765 из состава RAF.
     

    Спустя почти 10 лет, в конце 1990-х гг., чешская фирма “Pavla Models” представила модель “Miles Master I/Ia” (72036). Основные детали отлиты из пластика, а вот мелкая деталировка выполнена из смолы. Фонарь кабины пилотов предоставлен в двух типах, которые сделаны по «вакуумной» технологии.
    Декаль и схема окраски – также на два варианта:

    Miles “Master” Mk.I — N7576\F, No.8 Flying Training School, spring of 1940, Station Flight Ternhill Air Base

    Miles “Master” Mk.Ia — N7547, Fleet Air Arm (training unit), winter 1940

    В настоящее время модель от “Pavla Models” является одной из наиболее точных.
     

    В качестве ещё одного “аварийно-мажорного” варианта можно рассмотреть модели “Miles Master Mk 1” (2003) и “Miles Master Mk 11” (1772) от испанской фирмы “Magna Models”. Изготовлены они из смолы с “примесью” деталей типа “white metal” и вакуформованных фонарей. Ожидать какого-либо высокого качества не приходится, что при “космических” ценах делает эти смоляные “дрова” наименее привлекательными.

     

  • Модель Miles “Master” Mk.III от FROG стала приятным исключением из правил — согласно имеющимся в распоряжении редакции чертежам разработка чертежей для пресс-форм заняла менее месяца (работы велись в период с 11-го мая по 4-е июня 1962 года)! При этом, модель получилась весьма добротной и неплохо укладывалась в чертежи.

    Да, есть отдельные неточности в геометрии и раскрое, отсутствует деталировка кабины пилотов и ниш шасси, а некоторые детали выполнены несколько упрощенно – но в целом это даже плюс, поскольку такая простота даёт широкие возможности для экспериментов.
     

    Из прочих недостатков можно отметить, что вырез в крыле под БАНО и имитация самих огней выполнены неправильно. Кроме того, имитация открытых створок капота двигателя получилась уж очень своеобразной (для тех, кто имеет в своей коллекции модель Blackburn “Skua” (F162) этот “фроговский метод” должен быть хорошо знаком).
     

    Ну и самое главное – это стоимость. Модель от “ARK Models” обойдется вам в 200-250 RUB (~3,5 USD), в то время как зарубежные аналоги имеют цены на порядки больше. Например, модель от “Pavla Models” оценивалась на eBay в 28-38 USD, “Pegasus” – 14-15 USD, FROG – 13-18 USD (указаны стартовые стоимости без учета доставки).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Майлз Мастер 111 Ф340" - отливки из комплекта ДФИ, цвет пластика - серый, начало 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Miles “Master” Mk.III, 7/W8729, RAF
    Диорама с аукциона eBay
    FROG, F340

     

    Miles “Master” Mk.III, 75/W8729, RAF
    Модель с аукциона eBay
    FROG, F340

     

    Miles “Master” Mk.III, W8513, RAF
    Автор модели — С.Васюткин
    ДФИ, 1980-е гг.

     

  • Miles M.27 “Master” Mk.III
    Оригинальные чертежи модели FROG

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Miles M.27 Master Mk.III
    indy-amps.weebly.com — In Box Review of Air Lines 1/72nd Scale Miles Master III Advanced Trainer
    nofineline.com — Miles Master Mk1 ~ Pegasus 1/72
    internetmodeler.com — Pavla’s 1/72 Miles Master I/Ia By Chris Banyai-Riepl
    “Родословная” модели Miles “Master” на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
    Miles M.9 Master Mk.I
    Axis History Forum — Miles M.24 Master Fighter…
     

    Литература:
    Don Lambert Brown “Miles Aircraft Since 1925”. London. Putnam & Company Ltd., 1970. ISBN:0-370-00127-3
    Julian C.Temple “Wings Over Woodley – The Story of Miles Aircraft and the Adwest Group”. Bourne End. Aston Publications, 1987. ISBN:0-946627-12-6
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639