Percival «Proctor» Mk.IV


  • Percival “Proctor” — не самый известный на просторах бывшего СССР самолёт, и даже в наше время мало кому из моделистов скажет что-то его название. Однако, в 1940-1950 гг. именно “Proctor” были весьма популярны по всему миру, что особенно касалось машин, выводимых из состава различных ВВС по причине завершения Второй Мировой войны.

    Фирма FROG разработала пресс-форму для “Proctor” в 1963-м году. Несмотря на то, что продажи шли неплохо, в скором времени было принято решение отказаться от производства данной модели, сделав акцент на новые разработки — всего успели реализовать около 160.000 комплектов в двух изданиях с учетом экспорта в США.

    В Советский Союз пресс-форма для “Proctor” попала в 1976-м году в рамках программы ликвидации торговой марки FROG. Модель запустили в производство на фабрике “Ташигрушка”, однако уже к середине 1980-х гг. производственная оснастка фактически вышла из строя, и в 1990-х годах её отправили на металлолом.
     

    При подготовке статьи использовались фотоматериалы, которые нам предоставили С.Просвирнин, Sauron и А.Алов, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Одна из самых удачных разработок фирмы Percival под названием “Vega Gull” обратила на себя внимание военного ведомства. Этот четырехместный туристический самолёт обладал неплохим потенциалом для использования как в роли связного, так и для обучения радистов из состава RAF. Специально для этой цели в 1938-м году была создана спецификация 20/38.
     

    Доработки коснулись фюзеляжа, который стал на 6 дюймов длиннее, а окна в задней части кабины стали больше по размерам. Сиденья для пилота и курсантов были доработаны под парашюты. Также было установлено военное оборудование, включая радиостанцию.
     

    В начале 1939-го года, в соответствии с операционными требованиями OR.65, был размещен заказ на 247 самолётов под названием «Proctor». Первый прототип с номером P5998 поднялся в воздух уже 8-го октября с аэродрома в Лютоне. В связи с резким ухудшением ситуации на фронте в 1940-м году этот же самолёт был протестирован в качестве легкого бомбардировщика, но, к счастью, столь экстраординарные меры не понадобились.
     

    Первые 222 серийных самолёта выпустила фирма Percival, а остальной заказ разместили на фирме F. Hills & Sons – здесь, между 1941-м и 1945-м годом, было построено ещё 812 самолётов. В процессе производства производилась постоянная модернизация, которая привела к появлению девяти модификаций.

    P.28 “Proctor” Mk.I – трехместный самолёт с двойным управлением для тренировок радистов и штурманов RAF, 147 экз.

    P.28 “Proctor” Mk.IA – трехместный самолёт с двойным управлением и морским оборудованием для тренировок радистов RAF и FAA, 100 экз.

    P.29 “Proctor” – один самолёт, конвертированный в легкий бомбардировщик с подвеской под крылом для 16 бомб массой 20 фунтов каждая.

    P.30 “Proctor” Mk.II – трехместный самолёт для тренировок радистов RAF, 63 экз.

    P.30 “Proctor” Mk.IIA – трехместный самолёт для тренировок радистов Royal Navy, 112 экз.

    P.34 “Proctor” Mk.III – трехместный самолёт для тренировок радистов Bomber Command, 437 экз.

    P.31 “Proctor” Mk.IV – четырехместный самолёт с увеличенным фюзеляжем для тренировок радистов (создавался в 1941-м году по отдельной спецификации T.9/41 и носил название “Preceptor”), 258 экз.

    “Proctor” 5 – четырехместный гражданский самолёт (“Proctor”» C.Mk.5), 150 экз.

    “Proctor” 6 – четырехместный гражданский самолёт на поплавковом шасси, проданный в 1946-м году компании Hudson’s Bay Company, 1 экз.

    P.46 – модификация Proctor IV с новым крылом фирмы Heston Aircraft
     

    В послевоенный период множество “Proctor” было продано различным авиакомпаниям и частным владельцам более чем из 30(!) стран. Кроме того, часть самолётов продолжало использоваться в составе RAF для перевозки военных атташе.
    Возможно, наиболее интересной страницей в истории “Proctor” было участие в фильме “Battle of Britain”. Точнее говоря, три таких самолёта были “модернизированы” для имитации немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и получили название “Proctukas”. Однако, первые же полёты показали значительную нестабильность и в фильм эти “штуки” так и не попали.
     

    В настоящее время о десяти сохранившихся самолётов “Proctor”, пять из которых всё ещё находится в лётном состоянии (один был поврежден во время демонстрационного полёта), два являются музейными экспонатами и другие три – в стадии восстановления.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Percival "Proctor" Mk.I
    Slider

    Наверх

  • Параллельно с серией Trail Blazers фирма FROG предприняла отважную попытку выпустить производственную оснастку для четырех учебно-тренировочных самолётов, в число которых попал Percival P.31 “Proctor” Mk.IV. Пресс-форма для него была готова 1963-м году. Отливки упаковывались в коробки типа Е с двумя проекциями самолёта (серийный номер LA589, RAF) и коробочным названием “Percival Proctor IV Trainer”. В каталоге FROG модель получила индекс 340P и относилась к Blue Series.
     

    В 1966-м году, после ревизии модельного ряда и дизайна упаковок, были введены коробки типа F2 с бокс-артом на лицевой стороне. Индекс модели изменился на F340, а в каталоге она переместилась в Black Series. Кроме того, “Proctor” принял участие в акции Golden Tokens, за приобретение которого полагалось 5 “золотых” купонов.
     

    В общей сложности модель выдержала два издания (1963-1966 и 1966-1968 гг.) и была выпущена в количестве 160.000 экземпляров. На 1973-й год были планы возобновить производство, но в связи с кризисным положением материнской компании Rovex, они так и не были осуществлены. В середине 1960-х гг. некоторое количество отливок было упаковано в коробки от фирмы “Air Lines», являвшейся в 1964-1966 гг. официальным распространителем «фроговских» моделей на территории США.
     

    Стоит также отметить, что после закрытия производства “учебной” серии разработчики из FROG не сделали ни одной новой пресс-формы для моделей самолётов этого типа.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Percival Proctor IV Trainer” 340P - упаковка типа Е, FROG, Blue Series, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • После нескольких лет хранения пресс-форме с индексом F340 нашли другое применение. В соответствии с контрактными обязательствами, заключенными с советской фирмой Novoexport в 1975-м году, производственная оснастка для всех четырех учебных самолётов («Oxford», «Magister», «Master», «Proctor») отправилась в СССР.
     

    После изготовления пробной партии отливок в Москве (вероятнее всего в ЦКТБИ) пресс-форма была отправлена в Ташкент, где с 1978-го года было развернуто массовое производство. Экспортная версия продавалась в синем «лепестке» под прежним названием “Percival Proctor IV Trainer”, что было довольно тогда редким явлением. Бокс-арт на лицевой стороне был также сохранен, но в несколько доработанном виде – было сохранено примерно 60% отредактированного рисунка (обрезана верхняя часть). В каталоге фирмы Novo Toys Limited модель получила индекс 76011 и вошла в раннюю Series 1. Цвет экспортных отливок был только серым.

    Весьма интересно то, что для экспортного варианта была введена схема окраски типа “Royal Air Force, 1942”, но вместе с ней куда-то исчезли серийные номера. Тем не менее, камуфляж “нововской” модели очень сильно напоминает таковой на самолёте с серийным номером RM221 и гражданской регистрацией G-ANXR – это один из немногих летающих образцов Percival “Proctor” Mk.IV, а его фотографии можно без труда найти в интернете.

    Размах производства был по истине советским — в общей сложности до конца 1980-го года в Великобританию было поставлено около 105.000 комплектов отливок. Дальнейшему сотрудничеству помешало банкротство родительской компании Rovex, вместе с которой была ликвидирована и Novo Toys Limited. В 1981-м году оставшаяся часть не реализованной полиграфии была отправлена в СССР.

    На советском внутреннем рынке модель под названием “Тренировочный самолёт Индекс 341” появилась примерно в то же время. На фабрике Ташигрушка был разработана своя инструкция и коробка с очень утрированным “нововским” рисунком на лицевой стороне. В зависимости от периода выпуска он мог быть двух типов – более ранняя красная рамка с красным самолётом и поздняя синяя рамка с зелёным самолётом. Где-то в начале 1980-х гг., руководствуясь лозунгом об экономии в экономике, на “Ташигрушке” перешли от коробок к “лепесткам”, попросту разрезая цельные листы картона на несколько частей.
     

    Производство “ташкентских Прокторов” продолжалось с некоторыми перерывами до распада СССР, причем уже в середине 1980-х гг. пресс-форма была настолько “убита”, что ни о каком качестве отливок говорить не приходилось. В конечном итоге производственная оснастка отправилась на склад, откуда в первые годы независимости Узбекистана она была вывезена для утилизации.
     

    В настоящее время модель альтернативы не имеет и в ближайшем будущем она вряд ли появится. На 2018 г. торги на интернет-аукционах начинаются от 4 Euro без учета стоимости пересылки, так что имеет смысл поискать ташкентский (а лучше “фроговский”) пластик среди коллег-моделистов.

    Из современных производителей выпуском Percival Proctor Mk.III занимается украинская фирма “Dora Wings” (артикул DW72003). Качество и детализация набора находятся на высоком уровне, в комплекте присутствует плата фототравления, окрасочные маски и декаль на английский и чешский варианты. Учитывая труднодоступность новофроговского варианта, желающим обзавестись моделью данного самолета стоит обратить на данный набор самое пристальное внимание. Недавно производитель порадовал и любителей крупных масштабов анонсом модели Proctor в 1/48.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Percival Proctor IV Trainer” Cat.No.76011 - лицевая сторона экспортного "лепестка" Novo с бокс-артом, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Общая геометрия модели “Percival Proctor IV Trainer” выдержана достаточно точно, и в сборке она не представляет никаких затруднений. Разумеется, в годы её разработки никто особо не задумывался над детализацией, поэтому для создания модели-копии придется найти чертежи и фотографии с внутренним интерьером. Если же вы стали «счастливым обладателем» поздних ташкентских отливок, то, помимо этого, вам придется полностью заменить остекление – прозрачные детали из набора назвать таковыми просто невозможно.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Тренировочный самолёт индекс 341" - цветовая гамма отливок фабрики Ташигрушка, пластик серо-зеленого цвета, конец 1970-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Percival “Proctor” Mk.IV, RM221, RAF
    Автор модели — Денис Догадов

    Percival “Proctor” Mk.IV, K7948, RAF
    Автор модели — Вячеслав Нижник

  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Frog/Novo Percival Proctor (F-341) — Frog/Novo без границ (Готово)
    modelingmadness.com — Novo/Frog 1/72 Percival Proctor IV
    Catalogues FROG — Percival Proctor IV Ref F341
    «Родословная» модели Percival Proctor IV Trainer на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
    Уголок неба — Percival “Proctor”
    jetphotos.com — Percival P-31 Proctor IV (G-ANXR)
    PERCIVAL PROCTOR IN AUSTRALIA Compiled by Geoff Goodall
    belmilac.wikifoundry.com — Percival P31 Proctor IV
     

    Литература:
    “Мировая Авиация 211
    Даниэль Дж.Марч “Английские военные самолеты Второй мировой войны”.АСТ/Астрель. 2002
    Owen Thetford “Aircraft of the Royal Air Force since 1918”. 1968. Putnam. ISBN-13:978-0370001012
    Ondrej Simek “Percival Proctor Mk.IV” (“L+K” 1981-12)
    Paul A.Jackson “Belgian Military Aviation 1945-1977”. London: Midland Counties Publications, 1977. ISBN:0-904597-06-7
    Paul A.Jackson “Dutch Military Aviation 1945-1978”. London: Midland Counties Publications, 1978. ISBN:0-904597-11-3
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639