Bristol «Britannia»


  • “Bristol Britannia” — ещё один образец, которому не сильно повезло как в мире гражданской авиации, так и на модельном рынке. Разработанный ещё в конце 1940-х гг. этот самолёт поступил в производство слишком поздно, уступив место реактивной технике, но отдельные машины всё же находились в эксплуатации до начала 1990-х гг.

    В числе других авиалайнеров в масштабе 1:96, выпускавшейся под торговой маркой FROG, именно “Britannia” была одной из самых редких моделей. Не входя ни в одну из “цветных” серий каталога FROG она сумела продержаться в производстве вплоть до 1970-го года, причем на финальной стадии выпуска модель продавалась в упаковке «эконом-класса» и только для оптовых поставок. Но гораздо более интересной была судьба пресс-формы после её продажи советской фирме Novoexport

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам В.Троицкий, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • История авиалайнера Bristol “Britannia” была во многом схожа с судьбой многих других британских самолётов, которым прочили большое будущее, но в итоге всё закончилось небольшой серией и скорым забвением. А началось всё 23-го декабря 1942-го года, когда был создан комитет под председательством лорда Брабазона, задачей которого была выработка рекомендация для разработки новых типов гражданских самолётов. Одним из самых приоритетных был проект среднемагистрального самолёта массой 100.000 фунтов (45.360 кг), но в первые послевоенные годы Великобритания просто не вытянула амбициозный проект пассажирского реактивного лайнера Avro 693.
     

    Более скромные требования предъявила авиакомпания ВОАС (British Overseas Airways Corporation), которая разработала предварительную спецификацию для проекта MRE (имперский лайнер средней дальности). Фирма Bristol вообще предложила выпускать лицензионную версию Lockheed “Constellation”, но такой подход посчитали не только дорогим, но и не престижным для великой авиационной державы. Вместо него а разработку был принят доработанный проект Bristol 175 с четырьмя двигателями “Centaurus” и 48 пассажирскими местами в салоне.

    Первоначально ВОАС отвергла Bristol 175, посчитав его ТТХ недостаточными, но интерес к этому самолёту проявило Министерство снабжения, 5-го июля 1948-го года заказавшее три прототипа. Пока шло проектирование был пересмотрен вопрос с силовой установкой – в качестве возможной альтернативы двигателю Centaurus рассматривалась комбинированная установка из дизель-мотора Napier Nomad и турбовинтового двигателя Bristol “Proteus”. Изучив доступные варианты в конце 1948-го года решили остановиться на ТВД. Осознав, что проект уходит из рук, в июле 1949-го года ВОАС заказала серию из 25 лайнеров с запланированным вводом их в эксплуатацию в 1954 году.
     

    Для нового лайнера был разработан двигатель Bristol “Proteus 3”, отличавшийся от более ранних вариантов более простой системой воздуховодов. В мае 1952-го года опытный образец поступил на испытания и подавал большие надежды – двигатель получился короче, легче на 454 кг и развивал мощность 3780 л.с. с тягой 5,2 кН.
     

    Первый прототип Bristol 175, позже названный “Britannia 101”, получил регистрационный код G-ALBO и впервые взлетел в Филтоне под управлением А.Дж.Пегга. После первичных тестов последовал ряд существенных доработок, наиболее крупными из которых стали: удлиненные законцовки крыла и перенос сопел двигателей с верхних частей мотогондол за заднюю кромку крыла.
     

    В начале 1950-х гг. потенциал лайнера “Britannia” выглядел столь впечатляющим, что в течении 1953-1954 гг. фирму Bristol посетили представители большинства ведущих авиакомпаний, в основном из Европы. Положительное впечатление в буквальном смысле слова было подмочено серьёзной аварией прототипа G-ALRX – во время одного из испытательных полётов вышла из строя турбина и самолёт совершил вынужденную посадку у кромки залива Северн. В мае 1954-го года потерпел аварию первый прототип, что ещё больше задержало испытания.

    При таком развитии событий ни о каком вводе в эксплуатацию в ближайшее время не могло быть и речи. Тем не менее, ещё в 1954-м году было начато серийное строительство, и уже с 1956-го года начался процесс подготовки экипажей авиакомпании ВОАС. К сожалению, тотальные проблемы с силовой установкой и наличие сильной конкуренции нанесли сильный удар по дальнейшей судьбе этого лайнера. В общей сложности было собрано 86 самолётов, включая прототипы, что для коммерческой авиации является весьма скромной цифрой. Из этого количества 33 “Britannia” получила ВОАС, которая продолжала их эксплуатацию до 1975-го года. Самолёты переданные RAF продолжали летать до начала 1980-х гг.
     

    Дольше всех летали канадские самолёты, построенные по лицензии фирмой Canadair. В производстве находилось три модификации: морской патрульный самолет CL-28 «Argus» (CP-107), грузопассажирский CL-44 и военно-транспортный СС-106. Различались они только двигателями и внутренним оборудованием – всего было построено 39 машин. Первые поставки начались в 1957-м году, а последние CL-44 вывели из эксплуатации в начале 1990-х гг.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Bristol "Britannia" кубинской авиакомпании Cabana de Aviacion в "дореволюционной" ливрее, борт CU-T669
    Slider

    Наверх

  • Для серии моделей пассажирских лайнеров в масштабе 1:96 была выбрана именно Bristol 175 “Britannia”. Пресс-форма для неё была готова в 1957-м году и поступила в продажу под коробочным названием “The B.O.A.C Bristol Britannia Jet-prop Liner” в упаковке типа С1 с бокс-артом на лицевой стороне. В каталоге FROG модель получила индекс 350Р. В комплекте имелась декаль, которая включала регистрационные коды сразу для шести самолётов из состава авиакомпании ВОАС:

    G-ANBA – модель “Brittania 102”, в течении 1954-1959 гг. самолёт последовательно сменил трех владельцев (BOAC, Bristol Aeroplane Company Limited, Britannia Airways)

    G-ANBB – модель “Brittania 102”, в течении 1954-1959 гг. самолёт последовательно сменил трех владельцев (Britannia Airways, Bristol Aeroplane Company Limited, BOAC) и потерпел катастрофу 1-го сентября 1966 года выполняя рейс (Flight 105) по маршруту London Luton Airport — Ljubljana Joze Pucnik Airport. Фото David Whitworth\Flickr.

    G-ANBC – модель “Brittania 102”, в течении 1954-1959 гг. самолёт последовательно сменил трех владельцев (Bristol Aeroplane Company Limited, BOAC, Ghana Airways), но в конечном итоге вернулся в состав ВОАС. 11-го ноября 1960-го года борт потерпел аварию близ столицы Судана города Хартум из-за неисправности в гидросистеме шасси. Фото edcoatescollection.com\Printest.

    G-ANBD – модель “Brittania 102”, в течении 1954-1968 гг. самолёт последовательно сменил трех владельцев (Bristol Aeroplane Company Limited, BOAC, BKS Air Transport). Фото Richard Goring.

    G-ANBE – модель “Brittania 102”, в течении 1954-1968 гг. самолёт последовательно сменил трех владельцев (BOAC, Bristol Aeroplane Company Limited, Britannia Airways). Фото Ken Hodge.

    G-ANBG – модель “Brittania 102”, в течении 1956-го года самолёт сменил двух владельцев: Bristol Aeroplane Company Limited (январь), BOAC (май).
     

    Примечание:
    G-ANBO, G-ANBC – два первых переданных B•O•A•C самолета с килем окрашенным белой краской,
    G-ANBA, G-ANBD, G-ANBE и G-ANBG – киль целиком покрашен в темно-синий фирменный цвет B•O•A•C. Для последних комплект содержал отдельную часть декали с наклейками на обе стороны киля. Кроме того, художники компании FROG добавили на декаль вариант с рекламной регистрацией G-BOAC, использованную почти два десятилетия спустя для первого поставленного компании BOAC сверхзвукового самолёта “Concorde”.

    Выпуск первого издания продолжался до 1964-го года включительно, когда фирма IMA произвела ревизию индексов модельного ряда и упаковок. Относительно “Britannia” был изменен только индекс (F350). Производство продолжалось до 1967-го года, причем какое-то время в продажу поставлялись модели с обоими вариантами индексом. Суммарный тираж 350P\F350 оказался очень небольшим и составил всего 25.000 комплектов. Часть из них в 1964-1965 гг. была перепакована в коробки фирмы “Tri-Ang” и продавалась за пределами Великобритании под коробочным названием «Bristol Britannia» (бокс-арт для новой упаковки также был изменен).

    Безусловно модели пассажирских самолётов – это не “Мессершмиты” с “Фокке-Вульфами”, поэтому их популярность у коллекционеров была несравнимо ниже. После насыщения британского рынка пресс-формы были отправлены на континент французской дочке FROG – компании “Tri-Ang”.

    Общеизвестно, что французы лакомятся лягушачьими окороками, за что ещё во времена столетней войны в XIV-м веке получили от англичан презрительное прозвище “лягушатники”. Поэтому название FROG из уст британца для француза выглядело оскорбительным. Поскольку группой компаний владели трое братьев Lines, то для филиала на континенте они избрали нейтральное для слуха французов – “Tri-Ang”, напоминающее о треугольнике.
     

    В 1964-1965 гг. модель выпускалась под коробочным названием “Bristol Britannia”. Бокс-арт для новой упаковки был изменен, но внешне он оставался похожих на коробки FROG, в том же варианте окраски, с той же декалью, что у FROG, и с инструкцией на французском языке. Затем пресс-формы были возвращены в Великобританию.
     

    Третье британское издание появилось в экономичном “лепестке” типа J3, а вместо гражданских лайнеров был введен единственный вариант оформления для транспортно-пассажирского самолёта из состава RAF (в данном случае это была C.Mk.1 XL637 с собственным именем “VEGA”).

    Расчет был на то, что военная версия будет пользоваться более широким спросом, особенно в момент, когда турбовинтовые лайнеры начали терять популярность и стремительно уступать авиалинии реактивным. Однако, необходимость совмещения короткого фюзеляжа 100-ой серии “Britannia” и декали на удлинённый вариант (разница составляла целых 4,12 метра) порождала “не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку”.
     

    Примечание:
    Многие британские моделисты со стажем, увлёкшиеся моделизмом в 60-е, отмечают высокое соответствие моделей FROG своими прототипам, в том числе и по качеству исполнения декалей. Возможно, именно такое вопиющее несоответствие модели и варианта её оформления послужило причиной выпуска варианта с лепестком в серии W без указания бренда. Как бы там ни было, опытные “дровопилы” всё-таки пытались решить эту проблему. На британских форумах встречаются обсуждения вариантов использования вставок из бальсы или даже обрезков от пластиковых сантехнических труб полуторадюймового сечения для удлинения фюзеляжа.

    Несмотря на это, разработчики посчитали данные факторы несущественными, да и простые любители моделизма этого не заметили. В течении 1968-1970 гг. было выпущено 15.000 комплектов, имевших индекс W33 и “коробочное» название “Britannia Whispering Giant Transport”.

    Дальнейшее производство было решено прекратить по нескольким причинам – в 1968-1969 гг. торговая марка FROG была настолько успешной, что руководство фирмы IMA распорядилось завершить выпуск многих старых моделей и сосредоточиться в основном на новой продукции. Кроме того, сама пресс-форма уже не соответствовала сильно выросшим требованиям модельного рынка. Также стоит отметить, что большое количество моделей было заказано компанией ВОАС, где они использовались в качестве демонстрационных макетов.
     

    Долгое время пресс-форма лежала без дела, но в 1975-м году новый владелец в лице фирмы Rovex подписал контракт с советской фирмой Novoexport, в рамках которого значительная часть производственной оснастки отправлялась в СССР. В утвержденный список попали многие лайнеры 96-го масштаба, включая “Britannia”.
     

    В масштабе 1:96 модель Bristol 175 “Britannia” от FROG вне конкуренции, так что стоит поискать старые ярославские или более новые московские отливки. В то же время, в продаже имеются модели в масштабе 1:144 от французской фирмы “F-RSIN” и украинской “Roden”, но цена на них начинается от 25-30 USD.
     

    В настоящее время 350P и W33 Bristol Britannia — одни из самых дорогих моделей FROG на аукционе eBay, как впрочем, и вся серия моделей в масштабе 1:96. Их стоимость доходит до 60 фунтов, а иногда и значительно превышает этот порог.

     

    ArrowArrow
    "Bristol Britannia" (350P) - верхняя часть коробки типа C1 образца 1957-1964 гг.
    Slider

    Наверх

  • Дата прибытия пресс-формы для “Britannia” в Советский Союз точно не установлена, но скорее всего это мог быть 1976-1977 гг. По какой-то причине на экспорт данная модель не поставлялась. Не исключено, что на химическом заводе “Луч” (г.Ярославль) посчитали избыточным ставить ещё одну модель в производство. Либо, как вариант, британская сторона не подготовила полиграфию для “Britannia”. В любом случае, модель так и не получила индекса Novo, а судя по ТО 17 РСФСР 503-08-443-80 её выпуск начали не ранее 1980-го года.
     

    В СССР судьба «Шепчущего гиганта” оказалась совсем уж незавидной. С начала 1980-х гг. модель паковалась в необыкновенно страшные коробки из рыхлого толстого светло-коричневого картона из вторсырья в послевоенном стиле второй половины 1940-х гг. Сверху наклеивалась этикетка во всю крышку коробки. Всего же, в течении производства на химзаводе “Луч” было пять вариантов ярославского “бокс-арта”:
     

    Вариант 1 — самый ранний вариант листа с рисунком четырёхмоторного самолёта на фоне неба в проекции примерно 3\4 слева. На рисунке присутствовала британская прямоугольная кокарда на хвосте, а также номер “20” и бортовой код EW-L на фюзеляже. На окантовке “бокс-арта” помещалась надпись “Сборная модель самолёта Британия” и большой логотип предприятия с левом верхнем углу рисунка. Стоит также отметить, что этот вариант не содержал на коробке никакой товарной информации (ГОСТ, артикул, цена и т.п.). В дополнение к этому, в Ярославле не сильно обращали внимание на такие нюансы, как правильный масштаб, поэтому на “бокс-арте” указали 1:72 – это ошибочное соотношение так и осталось на всех последующих вариантах оформления. Такая вот получилась унификация…
     

    Вариант 2 — лист с тем же рисунком, но расширенным примерно на 10%. Самолёт “потерял” опознавательные знаки, цвет “камуфляжа” стал сильно утрированным (по всей видимости, кто-то из очень бдительных товарищей указал на нецелесообразность присутствия обозначений RAF на “советском самолёте”). Коробочное название было изменено на «Сборная модель транспортного самолёта”. Кроме того, размер логотипа был уменьшен, а с левой стороны появилась товарная информация и цена “2 р”.
     

    Вариант 3 — разновидность “Варианта 2”, но со знаком качества и ценой “2-40”.
     

    Вариант 4 — обновление рисунка (предположительно около 1984-го года). На этот раз “отзеркаленный” самолёт с советскими звездами изображался в проекции примерно 3\4 справа на фоне открытого моря с двумя проплывающими внизу судами (это дало советским покупателям основание полагать, что модель является одним из военных вариантов Ил-18.). Ширина рисунка стала примерно на 40% больше, чем у предыдущего варианта. Логотип предприятия был вынесен в левый верхней угол окантовки. Товарная информация и цена “2 р” теперь размещались с правой стороны.
     

    Вариант 5 — Ограниченная серия, выпущенная в 1984-1985 гг. В основном повторяла “вариант 4”, но без товарной информации. Вместо неё с правой стороны появилась надпись “40 лет победы советского народа в Великой отечественной войне”. С левой стороны поместили орден “Победы”. Под рисунком находилась георгиевская лента и даты “1945\1985” с каждой стороны.
     

    Всё перечисленные “особенности” ярославского комплекта, вместе с довольно высоким ценником в 2 рубля, делало Bristol “Britannia” самой непопулярной среди моделей бывшего FROG на внутреннем советском рынке. Хуже того, даже с расцветом частной деятельности в начале 1990-х гг. ни один из производителей декалей так и не сподобился изготовить декаль на эту модель, и она на долгие годы исчезла с прилавков и полок модельных магазинов.
     

    Очень продолжительное время о “Britannia” ничего не было слышно, как вдруг, в начале 2000-х гг., фирма «Восточный экспресс» озадачила всех сразу двумя вариантами этой модели под коробочными названиями «Лайнер Бристоль 175 Британия» и «Командный пост Британия» (именно с одной буквой «н»). Разница между ними заключалась только в бокс-артах на коробках и декалях.
     

    Надо полагать, пресс-форму для “Britannia” успели вывезти в Москву, в то время как оснастка для двух других “экс-фроговских” моделей похоже сгнила и была распилена на металл. Впрочем, продавались эти модели “Britannia” недолго – в начале 2010-х гг. их производство было вновь остановлено. В качестве возможной причины указывается полный износ пресс-формы.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Сборная модель самолёта "Британия" - коробка химзавода "Луч" (г.Ярославль), Вариант 1, с британскими опознавательными знаками и логотипом предприятия в левом верхнем углу, 1980 г.
    Slider

    Наверх

  • Сначала рассмотрим, что содержал фирменный комплект от FROG. Модель была выпущена в масштабе 1″/8′, что означало в одном дюйме — восемь футов (в пересчете в метрический масштаб выходило 1:96), поэтому размах оказался внушительным, составив около 455 мм. Набор содержал 58 деталей.
     

    Примечание:
    Это первая модель от FROG в масштабе 1:96.
    В то время в США или Великобритании подобные пропорции не вызывали ни удивления, ни сомнений. Все остальные были тоже двенадцатиричными: 1″/2′ — 1/24, 1″/4′ — 1/48, 1″/6′ — 1/72 или 3″/8′ — 1/32. И в то время модели выходили во всех этих масштабах, главным ограничением были коробки, в которые должны были помещаться детали конструктора. Хотя, надо сказать, что выходили даже модели и вне этих масштабов, строго под стандартный тип коробок.

     

    Модель отличалась от всех ранее выпускавшихся FROG великолепно выполненными рулевыми поверхностями, проработанными стойками шасси, хорошо исполненными воздухозаборниками двигателей «Proteus” и нишами шасси, пусть и мелкими. Иллюминаторы были даны декалью, каждая половинка горизонтального оперения собиралась из двух деталей, поэтому не имела следов толкателей с внешней стороны и выглядела масштабно тонкой. Сами отливки изготовлялись из специфического черно-серебристого пластика. Несмотря на то, что у нас принято хвалить «старый-добрый” FROG за «британское качество», на самом деле, последние выпуски содержали внушительное количество облоя.
     

    Ещё один момент связан с посадочными местами для декалей. Отливки первого издания содержали абрисы на киле для британского флага и кокарды авиакомпании. Однако, на модели с индексом W33, последний элемент оказался ненужным и его, судя по всему, удалили, заодно «зашив» посадочное место под кронштейн подставки. Впрочем, точно можно будет судить об этом только после получения столь редкого комплекта для подробного анализа.
     

    Поскольку выпуск первого издания происходил задолго до экономического кризиса, фирма могла себе позволить, такую роскошь, как баночку с клеем и груз для носовой части фюзеляжа. В набор также входила подставка, содержавшая 4 элемента:

    — основа с логотипом FROG и местом для декали

    — два кронштейна

    — посадочная панель.
     

    На момент выхода модель 350P бесспорно задавала новый уровень в моделизме. Это, конечно, не означало, что в модели было нечего исправить. Но даже из коробки она выглядела классно и смогла занять на рынке моделей место, обеспечившее ей безальтернативность более чем на пятьдесят лет.
     

    Советская версия комплекта “Britannia” соответствовала “эконом-варианту” от FROG, с той лишь разницей, что качество отливок с каждым годом становилось всё хуже и хуже. Тем не менее, есть ряд основания полагать, что перед отправкой в СССР британская пресс-форма прошла небольшой ремонт (не исключено, что изменения указанные выше для комплекта W33 на самом деле были проведены в середине 1970-х гг).
     

    Интересно получилось с инструкцией по сборке, прилагаемой к ярославскому комплекту. В главе “Порядок сборки самолёта” имелся один необычный пункт, где было дословно сказано следующее: “4. На склеиваемые кромки верхней и нижней половинок корпуса нанесите клей и аккуратно склейте”.

    О каких “верхних и нижних половинках корпуса” шла речь было очень трудно догадаться, поскольку в наборе деталей они попросту отсутствовали. Но всё оказалось весьма тривиально – готовя собственный вариант буклета ярославские “специалисты” решили скопировать часть инструкции от модели “Ту-104”, выпускаемой московским заводом “Кругозор”, только в ней это был пункт 5.
     

    После вывоза производственной оснастки с ярославского химзавода никакого ремонта не производилась. Тот недолгий период, когда модель выпускалась под маркой “Восточный экспресс», отметился не столько массовым облоем (к чему моделисты советской закалки были вполне привычны), сколько деградацией пресс-формы. На целом ряде деталей появились характерные “отметины”, а наружный раскрой местами “вытерся” до основания.
     

    Кроме того, разработчики из “Восточного экспресса”, пытаясь быть оригинальными, откровенно начудили с вариантами окраски. Гражданская версия лайнера содержит ливрею авиакомпании “Cubana de Avicion”. Казалось бы, это очень хорошо, если бы не ряд откровенных ошибок:

    — на кубинском флаге были перепутаны цвета, поскольку у Кубы треугольник должен быть красным, а полосы – синими

    — надпись “Britannia” на хвосте и название авиакомпании должны быть синего цвета (на декали они красные)

    — полосы на бортах выполнены зеркально, что на самом деле неправильно, учитывая расположение иллюминаторов.

    На вопрос “Ну как можно было так проколоться?” ответ весьма прост – в чехословацком журнале “L+K” (1986-01) была опубликована история британского лайнера, к которой в качестве приятного дополнения шли проекции и цветные иллюстрации. На одной из них и была изображена кубинская “Britannia” с тем самым регистрационным кодом CU-T669.
     

    Интересный факт!
    Этот самолёт был построен в 1960-м году (c\n 13433) и после революции на Кубе получил собственное название “Libertad”. Отличился он тем, что вскоре после этого с его участием состоялся перелёт в Москву.
    Спустя несколько лет “дореволюционная” ливрея была заменена на ливрею нового типа, а впоследствии этот самолёт был передан авиакомпании Aero Caribbean. До нашего времени бывший CU-T669 не дожил – в 1987-м году порядком изношенный лайнер утилизировали в Гаване.

    Впрочем, главная беда “фроговской” модели была не в этом. Лайнер кубинской авиакомпании принадлежал к 318-й серии, отличавшейся удлиненным фюзеляжем. Таким образом, для данных вариантов оформления придётся делать две вставки, шириной 1 и 2 см соответственно. В противном случае, вам предстоит проявить настойчивость и найти декаль для варианта 100-й серии. Более того, декаль от “Восточного экспресса” подогнана под габариты лайнера именно раннего варианта.

    То же самое относится и к варианту воздушного командного поста RAF Air Support Command с бортовым номером XN392 – “короткий” фюзеляж от 100-й серии (хотя требовался удлиненный от 250-й) и некорректные бортовые полосы. Так что, есть над чем задуматься перед приобретением данной модели. Выходом из создавшейся ситуации может быть приобретение декали, но в 96-м масштабе её сделала только фирма “BS-modelle” (кстати, рисовалась она со сканов “фроговской” декали, выполненных уже в наше время одним из российских моделистов).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Сборная модель самолёта "Британия" - отливки деталей из комплекта в упаковке Вариант 1, зелёный пластик
    Slider

    Наверх

  • Bristol “Britannia”, G-ANBC, BOAC
    Автор модели — Владимир Троицкий

     


  • Ссылки:
    Bristol Type 175 Britannia F-350 — Frog/Novo без границ, АК Cubana de Aviacion — КУБАНА
    Bristol Britannia B.O.A.C ancient FROG kit in 1/96
    Frog 1/96 Bristol Britannia
    Britannia Cubana de aviacion
    History — BOAC and the VC10
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    C.H.Barnes “Bristol Aircraft Since 1910”. Putnam
    David Berry “The Whispering Giant in Uniform — The Story of the Bristol Britannia in Royal Air Force Service 1959-1975”
    Сергей Корж “От Брабазона до Кометы” («Крылья Родины»)
    Р.Уррибаррес “Посланцы Фиделя (Кубинские авиаторы в Анголе. 1975-1976гг.)” (“Авиация и Время” 2007-02)
    “Мировая Авиация” 44\68\77\119\144
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639