Curtiss P-40E «Kittyhawk»


  • Среди «рабочих лошадок» Второй Мировой войны истребитель Curtiss P-40 занимает особое место. Начав трудный путь в 1936 году с прототипа ХР-36, этот самолёт прошел множество модернизаций и заслужил хорошую репутацию у пилотов стран антигитлеровской коалиции, воевавших на нем в 1941-1943 гг.
     

    Модель этого самолёта в модификации P-40E «Kittyhawk» появилась под торговой маркой FROG в далеком теперь 1959-м году. Несмотря на сильную упрощенность отдельных элементов, эта «фроговская» разработка оказалась настолько удачной, что по соответствию геометрическим размерам в масштабе 1:72 она превзошла даже более позднюю модель P-40B «Tomahawk», созданную для её замены! Соответственно, выпуск этого “динозавра” продолжался очень долго и завершился только в 1975-м году.
     

    Впоследствии производственная оснастка для «Kittyhawk» была продана Советскому Союзу и оказалась на Донецком заводе игрушек, где её успешно выпускали вплоть до конца 1990-х гг. Затем пресс-форма была продана и «пошла по рукам», оказавшись, в итоге, в распоряжении фирмы Алангер, после банкротства которой она осталась в залоге у одного из банков…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные С. Васюткиным, Sauron и С. Просвирниным, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Несмотря на использование вплоть до последнего дня войны, Р-40 оказался не таким удачливым, как, например Messerschmitt Bf.109. Потенциал развития у обоих истребителей был заложен очень хороший, но если последние модификации «мессера» выпускались даже после войны, то последние «кертиссы» вышли из сборочного цеха в конце 1944-го года и в очень скором времени были вытеснены P-47 и P-51.
     

    Идея использовать рядный двигатель на предшественнике «Kittyhawk» — ХР-36 «Hawk» появилась практически сразу после его выхода в свет. В 1936 году началась работа над проектом, который чуть позже получил обозначение ХР-37. Испытания прототипа однозначно показывали, что схема с рядным двигателем имеет хорошие перспективы, однако неудачная компоновка и проблемы с двигателем привели к тому, что было построено только 13 предсерийных самолётов YP-37.
     

    Работа над ошибками была выполнена в очень сжатые сроки, и следующий проект оказался намного успешнее. В отличии от предыдущей модели, было решено использовать один из серийных Р-36А, на котором был установлен двигатель Allison V-1710-19 (С13) мощностью 1160 л.с. на взлете и 1000 л.с. на высоте 305 м. Воздухозаборник карбюратора размещался над двигателем, а воздушный радиатор – под фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов над капотом и двух 7,62-мм пулеметов в крыле, а под крылом можно было подвесить шесть бомб массой 9 кг.
     

    Полёт первого прототипа ХР-40 (Model 75A) состоялся 18-го октября 1938 года. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 550 км\ч, но проблемы с охлаждением силовой установки привели к первой фазе модернизации, в ходе которой появилась характерная для всех истребителей этого типа «борода» под капотом.

    Р-40 (Model 81A-1) – первая серийная модель

    P-40A – один из серийных Р-40 с фотокамерой

    Р-40В (Model 81B) – серийный истребитель аналогичный Р-40, но с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле.

    Р-40С (Model 81B, “Tomahawk” Mk.IIb) – серийный истребитель аналогичный Р-40В, но с возможностью подвески подвесного топливного бака, самозатягивающимися внутренними топливными баками и некоторыми более мелкими улучшениями.

    P-40D (Model 87A-2) – серийный истребитель с измененной носовой частью, что было связано установкой двигателя Allison V-1710-39 с выступающим наружу редуктором, сдвинутым вперед радиатором, укороченными стойками шасси и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов в крыле

    Р-40Е (Model 87B-2, “Kittyhawk” Mk.IA) – серийный истребитель на базе P-40D с шестью пулеметами в крыле. Часть переоборудовано в учебно-тренировочные истребители TP-40N.

    XP-40F (Model 87B-3) — вариант с двигателем фирмы Packard, являвшимся лицензионным вариантом английского Rolls-Royce “Merlin”. Единственный прототип показал скорость 600 км\ч на высоте 5500.

    YP-40F — третий серийный P-40F (s\n 41-13602) с новым подфюзеляжным воздухозаборником и прочими доработками, включавшими обновленное вертикальное оперение.

    P-40F («Kittyhawk» Mk.II \ IIA) – серийный истребитель, производившийся в 6 моделях: F, F-1, F-5, F-10, F-15 и F-20. Первые 260 истребителей имели такой же фюзеляж как у Р-40Е, но следующие P-40F модернизировали, удлинив хвостовую часть фюзеляжа на 51 см.

    XP-40G (Model 81-AG) – неофициальное обозначения для прототипа серии Р-40G. Опытный образец представлявшая собой «гибрид» из фюзеляжа P-40F и крылом от P-40E и четырьмя 12,7-мм пулеметами

    P-40G – серийная модификация, выпускавшаяся в августе-сентябре 1941 года.

    P-40H – индекс отклонен.

    P-40J – истребитель с двигателем Allison V-1710 и турбонагнетателем. Проект отклонен от реализации 18 мая 1942 года.

    P-40K – серийная модификация в вариантах K-1, K-5, K-10 и K-15 с двигателем Allison V-1710-73 мощностью 1325 л.с. и новым капотом.

    XP-40K – один из серийных истребителей Р-40К-10 переданный фирме Curtiss для отработки новых систем охлаждения и совершенствования формы капота.

    P-40L (Model 87B-3) – серийный истребитель с двигателем Packard V-1650-1 (L-1, L-5, L-10, L-15 и L-20).

    P-40M (“Kittyhawk” Mk.III) – серийный истребитель с двигателем V-1710-81 мощностью 1360 л.с.

    P-40N (“Kittyhawk” Mk.IV) – серийный истребитель на основе P-40L, но без переднего фюзеляжного топливного бака. Варианты Р-40N-1, N-10, N-15, N-20, N-25, N-30 и N-35 различались составом вооружения и модификацией двигателя. Несколько самолётов было переделано в учебно-тренировочные переделанные P-40N-30 и ТР-40N с двойным управлением

    P-40R – самолёты этой модификации представляли собой P-40L и P-40F, переоборудованые под двигатель Allison V-1710-81.

    XP-40Q – попытка модернизации на базе серийного P-40K. Было построено три прототипа, последний из которых достиг максимальной скорости 679 км\ч на высоте 6250 метров.
     

    Кроме USAAC\USAAF, истребители Р-40 поставлялись в Канаду, Австралию, Бразилию, Турцию, Китай и Советский Союз. Трофейные самолёты нашли ограниченное применение в Luftwaffe, а также в ВВС Финляндии и Японии.
     

    Поскольку модель фирмы FROG воспроизводила именно Curtiss P-40E, есть смысл более подробно остановиться на этой модификации.
    В процессе модернизации, проводимой в течении 1940-1941 гг., было предложено не только установить новый мотор V-1710-39 с более компактным редуктором, но и переработать ряд элементов конструкции. Самолёт с фирменным обозначением “Hawk” 87 получил более низкий и узкий фюзеляж, внутри которого ось винта, за счет нового редуктора, оказалась приподнятой, а кабина глубже «ушла» в фюзеляж. Такая компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, в результате чего образовалась массивная «борода», характерная для всех поздних модификаций истребителя P-40. Правда, места для пулеметов на мотокапоте не осталось совсем, поэтому в крыле теперь размещалось четыре «браунинга» калибра 12,7-мм.

    Первыми заказчиками выступили RAF, которые в мае 1940-го года заказали 560 самолётов этой модификации – то есть, ещё до начала серийного производства истребитель получил название “Kittyhawk” (фирменное обозначение “Hawk” 87A-2). Через месяц USAAС оформил собственный заказ на истребители под обозначением P-40D. Примечательно, что эта модификация выступила “могильщиком” более перспективного истребителя ХР-46 — обладая тем же мотором, но существенно отличавшегося по конструкции, вместо расчетных 660 км/ч он показал лишь 571 км/ч.

    Первый “Hawk” 87A-2 поднялся в воздух 22-го мая 1941-го года, а спустя неделю появился первый серийный P-40D. Всего было собрано 22 “американских” и 20 “британских” истребителей, после чего фирме Curtiss приступила к сборке следующего варианта, обозначенного как P-40E – его основным отличием стали шесть 12,7-мм пулеметов в крыле. Другие изменения включали усиление бронирования кабины пилота и установку бомбодержателей: подфюзеляжного для 227-кг бомбы и подкрыльевых для четырех 45-кг или шести 9,1-кг бомб. Несмотря на то, что после доработок ухудшились взлётно-посадочные и скоростные характеристики (по сравнению с P-40D), именно Р-40Е считается одной из лучших модификаций.
     

    Помимо Великобритании несколько сотен Р-40Е было поставлен в СССР по ленд-лизу. В составе ВВС РККА и морской авиации эти самолёты нашли себе активное применение не только как истребители, но и как штурмовики-бомбардировщики. Благо, бомбовая подвеска и наличие крупнокалиберных пулеметов к этому располагали. Вдобавок к этому, несколько самолётов было переоборудовано под установку советских двигателей М-105П.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Curtiss P-40E (USAAF)
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для истребителя под первым коробочным названием «Curtiss Kittyhawk», появившаяся в 1959-м году, стала одной из первых самостоятельных разработок фирмы FROG. Отличительной чертой моделей тех лет были отлитые прямо на пластике круги под опознавательные знаки, сами кокарды были напечатаны в инструкции на обычной бумаге. Таким же был и «Kittyhawk». Ниши шасси и интерьер кабины пилота отсутствовали — под фонарем была просто дыра в фюзеляже. Тем не менее, расшивка на модели была внутренняя, хоть и чрезмерно широкая.
     

    Вплоть до 1964-го года модель выпускалась в упаковке типа D (коробка с бокс-артом) под индексом 391Р, а после ревизии стиля оформления и изменения системы обозначений индекс изменился на F391. Декаль и схема окраски предусматривала оформление только в варианте USAAC. За 1959-1965-й гг. суммарно было выпущено 50.000 комплектов.
     

    Интересный факт!
    Основной конкурент FROG – британская фирма Airfix, представила свои модели Curtiss P-40B и Curtiss P-40E только в 1964-м году, а изделия других фирм были заметно хуже качеством. Так что фирма FROG на некоторое время стала лидером в производстве моделей этого истребителя.

    Как это ни странно, но широко распространенная (хотя и не самая удачная) упаковка типа Е обошла стороной эту модель, поэтому с 1965-го года она сразу стала выпускаться в коробке типа F1 с новым бокс-артом. Коробочное название при этом изменили на более конкретизированное “Curtiss P-40E”. В этот же период модель участвовала в акции Golden Tokens, которая позволяла получить 5 «золотых» купонов при её покупке.

    Наиболее радикальные перемены ждали модели из экономичной Black Series в 1968-1969 гг. Находясь на пике ассортимента и получаемых прибылей фирма FROG наладила тесные контакты с фирмой АМТ, которая не только выгодно приобрела несколько партий фроговских отливок, но и произвела ремонт старых пресс-форм. В отношении «Curtiss P-40E» (как и ряда других моделей) это означало устранение проблемы со слишком грубым внутренним раскроем, который заменили на тонкий внешний, попутно удалив старомодную разметку под опознавательные знаки. Всего было выпущено 95.000 комплектов этой серии.
     

    Начиная с 1969-го года модель стала выпускаться в «лепестках» типа J2 с коробочным названием “Curtiss Kittyhawk Mk.Ia” и с новым индексом F218F. В очередной раз изменился бокс-арт, поскольку декаль и схема окраски теперь включали уже два варианта для ВВС стран Британского Содружества:

    “Kittyhawk” Mk.IA — RAAF, No.450 Sqd., код OF-F, Западная пустыня (Северная Африка), 1942 г,

    “Kittyhawk” Mk.IA — RCAF, дивизион неизвестен, номер 729, код С, «Vancouber IX».

    Вплоть до завершения выпуска в 1974-м году было поставлено ещё 200.000 комплектов.
     

    Последнее издание, выпущенное в 1974-1975 гг. в количестве 25.000 экземпляров, имело упаковку типа Н1 с незначительно измененным бокс-артом. Варианты оформления изменения не претерпели. В каталогах FROG этого период модель вновь проходила под индексом F391, но была «повышена» до Blue Series. В общем-то на этом «британская история» подошла к концу, но рассказ об этой модели будет не полным, если не упомянуть о попытках реализации “Kittyhawk” под другими торговыми марками.
     

    В первых рядах была дочерняя фирма Air Lines, продававшая “фроговские” модели на рынке США. Среди большого ассортимента, разумеется, были и “Kittyhawk”, проходивший под номером 5902 — продажи этой модели осуществлялись в 1965-1966 гг., пока американская дочка не была закрыта по причине перерасхода средств.
     

    В течении 1969-1974 гг. на рынке в ФРГ достаточно успешно присутствовал немецкий филиал FROG, реализовывавший 28 наименований моделей в упаковках типа J2. Отличие немецкой версии заключалось только в дополнительной картонной “рубашке” желтого цвета с черным шрифтом на немецком языке. Индекс модели “Curtiss Kittyhawk Mk.Ia” (F218F) оставался без изменений.
     

    Финал британской части истории этой модели связан, как это ни странно, с далёкой Бразилией. Незадолго до массовой продажи пресс-форм руководство FROG подписало соглашение на поставку нескольких партий отливок моделей из Black Series, среди которых вполне ожидаемо оказался Curtiss “Kittyhawk”. Перепаковкой в Бразилии занималась фирма “Roly Toys”, которая сохранила индекс F.391, но название “Curtiss Kittyhawk 1a” практически полностью позаимствовали от предыдущего “фроговского” издания.

    Подробности завершения этой сделки сейчас достаточно туманны, но какая-то часть отливок всё же достигла другого берега Атлантики. Поскольку дело происходило в 1976-1977 гг. часть комплектов оказались не полными, так как британская сторона не успела (или забыла) поставить к ним отливки прозрачных деталей. Недостающие элементы были дозаказаны уже у фирмы Novo Toys Ltd., но дошли ли они до Бразилии, так и осталось неизвестным.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Curtuss Kittyhawk" (391P) - коробка типа D, FROG, 1959-1965 гг.
    Slider

    Наверх


  • Модели Curtiss P-40 очень повезло в том плане, что она была поставлена в Советский Союз сразу в двух вариантах – раннем (F391, “Kittyhawk” IA) и позднем (F197, “Tomahawk”). По всей видимости, одна из самых старых пресс-форм была приобретена по причине невысокой стоимости, хотя не исключено, что представители фирмы FROG просто «впарили» её покупателю в лице фирмы Novoexport, под предлогом «совершенно разных моделей». Тем не менее, именно этот казус позволил советскому моделисту стать счастливым обладателем сразу двух разных модификаций этого самолёта.
     

    После испытаний в Москве пресс-форма для F391 попала на Донецкий завод игрушек и стала производиться на экспорт не позднее 1978-го года. Отливки паковались как в стандартные синие коробки с названием “Kittyhawk P-40E Fighter Bomber”, так и в “лепестки”. По каталогу Novo они имели индекс 76010. Варианты оформления соответствовали “фроговским”. Под маркой Novoexport данная модель за рубеж не поставлялась, но зато британская сторона, вплоть до конца 1980-го года, успела получить порядка 100.000 комплектов отливок и ещё больше было выпущено “лепестковой” полиграфии, которая в 1981-м году была передана СССР в связи с ликвидацией концерна DCM и фирмы Rovex, владевшими Novo.
     

    На внутреннем рынке модель истребителя, как правило, появлялась в комплектации “пакет – литники – инструкция”. Донецкая упаковка (коробка с утрированным “нововским” рисунком и названием “Самолёт Р-40Е”) если и была отпечатана, то в очень скромных количествах. С декалями было ещё хуже — если в 1980-е гг. некоторым счастливчикам удавалось приобрести полный экспортный комплект, то основная масса потребителей была вынуждена довольствоваться советским «изобретением» в виде печати британских опознавательных знаков прямо на листе с инструкцией. Впрочем, подобная практика использовалась в Донецке на постоянной основе.

    Тем не менее, модель “Самолёта Р-40Е” пользовалась спросом, а народная молва относила её к “юниорской” серии, куда входили самые старые и простые разработки FROG, присутствовавшие на внутреннем рынке СССР — фактически, это были модели из той самой “экономичной” Black Series, отличавшейся как невысокими затратами при разработке пресс-формы, так и невысокой розничной стоимостью в Европе. То обстоятельство, что производственная оснастка была произведена еще на заре существования FROG, во второй половине 50-х, было абсолютно неизвестно.
     

    Под конец 1990-х гг. на ДЗИ наконец-таки разработали вполне приемлемую коробку, сменив коробочное название на “Curtiss Р-40Е” и вернув индекс FROG, но и с ней модель появлялась на рынке не часто. Вместе с тем, данный тип полиграфии выпускался в двух вариантах фонового цвета — желтом и синем.
     

    Для модели на постсоветском рынке был представлен и афтермаркет — фирма Эконика печатала декали, содержавшие следующие варианты: ВВС Австралии, Британии, США, СССР и добровольческую эскадрилью “Летающие тигры”, сражавшуюся в Китае.
     

    Также “лихие 90-е» ознаменовались тем, что донецкая пресс-форма в 1996 г. автобусом из Донецка была перевезена в Москву и продана фирме Хобби-Холдинг, но модель вышла на рынок спустя некоторое время уже под маркой Maquette. В общей сложности, за этот небольшой период, отливки выходили в продажу под логотипами четырех “производителей”, каждый из которых разрабатывал не только оригинальную коробку, но и альтернативные варианты оформления с новыми декалями:

    Maquette“Curtiss Р-40Е KITTYHAWK IA \ Истребитель КИТТИХАУК”, один вариант коробки для USAF “Летающие тигры”

    Моделист“Истребитель Р-40Е Киттихаук \ Curtiss Р-40Е Kittyhawk”, вариант ВВС РККА, машина П.Ф. Покрышева, “красная 50”

    Грань“Истребитель Р-40Е Kittyhawk”, два варианта коробки: USAAF и RAF,

    Alanger (Алангер) – “П-40Е Киттихок”,три варианта коробки: два на один борт “красная 70” ВВС РККА (No.072009) и USAAF (No.072011)

     

    Весьма любопытная перепаковка получилась как раз у фирмы Alanger. О том, что пресс-форма ранее принадлежала фирме FROG, а затем ДЗИ, разумеется, не сказано ни слова. Но вместе с тем, на инструкции был отпечатан черно-белый логотип фирмы Revell.
    Сами же формы для выпуска модели брались сперва в аренду у Maquette, потом были приобретены в собственность.
     

    К сожалению, к фирме ARK Models оснастка для данной модели не попала. По бытующей в моделистских кругах версии, незадолго до банкротства, Alanger’ом был взят кредит в одном из банков, и после краха компании он конфисковал пресс-формы в счет погашения задолженности. Учитывая, что на поиск и выкуп оснасток даже хитовых моделей за прошедшие годы ни одна фирма не решилась, шансы на возобновление производства донецкого P-40 стремятся к нулю.

     

    ArrowArrow
    Novo 76010 Kittyhawk P-40E Fighter-bomber, экспортный лепесток, 1977-1980/Novo 76010 Kittyhawk P-40E Fighter-bomber, export card, 1977-1980
    Slider

    Наверх

  • Модель “Kittyhawk P-40E Fighter Bomber” в исполнении Novo\ДЗИ состоит из 33 деталей, размещенных на трех литниках (половинки фюзеляжа и консолей крыла были отдельно), включая прозрачный пластик. Что можно сказать о ней самой по существу? Как и все другие «ранние пташки» модель 391P\F391\F218F отличался невысокой стоимостью и простотой сборки, однако про такую вещь, как детализация, можно было смело забыть. По уровню копийности «фроговский» Р-40Е тоже не блещет, хотя общие геометрические размеры выдержаны для своего времени весьма точно. Доработки или полной замены требуют:

    — капот двигателя (слишком “бородатый», больше похож на капот P-40F)

    — вырезы под остекление в гарготе имеют неправильную форму

    — кок и лопасти винта выполнены неверно

    — крыло, сдвинуто вперёд и имеет слишком большую хорду у центроплана

    — элероны выполнены неверно

    — выхлопные патрубки не на своём месте

    — стойки основного шасси слишком утрированы

    — колеса тоньше, чем необходимо в 72-м масштабе

    — подвесной топливный бак тоже лучше заменить

    — раскрой модели не соответствует чертежам

     

    Другими словами, Р-40Е “Kittyhawk” от FROG\Novo можно порекомендовать только коллекционерам, которые не “гоняться за миллиметрами”, а оставляют первоначальный вид модели. Впрочем, если у вас есть старые запасы донецких отливок, можно не ограничиваться одним Р-40Е.
     

    Как уже было сказано ранее, Р-40Е представлял собой более ранний P-40D, но с шестью пулеметами и бомбодержателями. Поскольку на исходной модели имитация пулеметов слишком условна, и бомбодержатели отсутствуют вовсе, то вам не составит никакой сложности сделать обзавестись сразу двумя вариантами истребителя «Kittyhawk».
     

    Ещё одной интересной модификацией может стать Р-40Е в варианте истребителя-бомбардировщика, который использовался в составе ВВС РККА. В перегрузку они могли нести одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляжем и по одной ФАБ-100 под каждой консолей крыла. Не менее оригинальным был вариант самолёта-осветителя, несший шесть осветительных бомб САБ-100. Все эти детали можно позаимствовать от других моделей, разметив место их посадки согласно чертежам.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    ДФИ Самолет P-40E, отливки/DZI P-40E aircraft, moulds
    Slider

    Наверх

  • Галерея модели от пользователей karopka.ru

  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Curtiss P-40E
    Каропка.ру — Curtiss P-40E Kittyhawk
    Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Curtiss P-40E Kittyhawk (391P)
    Родословная модели Curtiss Kittyhawk на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
    Classic Warbirds- P-40-E-1 Yanks Air Museum – N40245>Пример
     

    Литература:
    С.В.Иванов «Curtiss P-40 Часть 1» («Война в воздухе» 52-55)
    В.Котельников, О.Лейко «Истребитель Р-40» (Дайджест «Крылья»)
    А.Котлобовский «Ястребы» Донована Берлина» («Авиация и Время» 2000-04)
    Дэвид Дональд «Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)» АСТ. 2002
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom,‎ Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639