Supermarine «Spitfire» Mk.Ia\Mk.Va


  • Supermarine “Spitfire” – истребитель настолько известный, что абсолютно каждый любитель авиации хотя бы раз обращался к истории этой замечательной машины. Не стала исключением и фирма FROG, которая в период своего существования только в пластике выпустила три модели разных модификаций в масштабе 1:72. Первой из них стала модели модификации Mk.I\Mk.V, получившая индекс 394P, впоследствии измененный на F394.
     

    Более интересно то, что после ликвидации FROG в 1974-1977 гг. все три пресс-формы попали в СССР, и были распределены между минским ПО Мир и Донецким заводом игрушек. К настоящему времени сохранилась только одна из них с «фроговским» индексом F194, которая сейчас находится у фирмы ARK Models. А вот более «древней» F394 (“Spitfire” Mk.I\Mk.V) повезло не так сильно…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые нам предоставили А.Алов, Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Проект истребителя Supermarine Type 300, предложенный Министерству Авиации в конце 1934 года, превосходил по некоторым расчетным данным требования спецификации и, в январе 1935 года он был принят к постройке по специально подготовленной под него спецификации F.37\34. Макет самолёта был представлен в Вулстоне 26 марта 1935 года.
     

    Прототип “Spitfire” (К5054) был готов уже весной 1936 года и 3 марта он совершил первый полёт на аэродроме Истлей. Пилотировал машину лётчик-испытатель Дж. “Мата” Саммерс, ранее испытывавший самолёты на фирме Vickers (Aviation) Ltd. Спытный экземпляр почти без проблем прошел полный цикл полётов в Мартлсхэм Хилл и был рекомендован к серийной постройке по новой спецификации F.16\36. В мае ему было присвоено официальное название (до этого времени он именовался Type 300), а 3-го июня 1936 года Министерство Авиации выдало заказ на постройку 310 истребителей для RAF.
     

    Тут фирма Supermarine столкнулась с задачей, которой ранее перед ней никогда не возникала. Дело заключалось в том, что все свои самолёты фирма выпускала поштучно и её производственные мощности не были рассчитаны на такой объём выпуска — в подобную ситуацию в 1936 году попала французская фирма Cauderon, которой был выдан заказ на серийные истребители CR.714C.1 “Cyclon”.

    Впрочем, “Spitfire” участь забвения не грозила. Войдя в состав Vickers фирма Supermarine могла рассчитывать и на её авиазаводы. Больше того, к выпуску истребителя подключились следующие компании, выступавшие также в роли субподрядчиков: General Aircraft Ltd. и Pobjoy Airmotors & Aircraft Ltd. (крылья), Aero Engines Ltd. (элероны и рули высоты), Singer Motors Ltd. (моторама), Folland Aircraft Ltd. (хвостовой костыль), General Electric (консоли крыла), J. Samuel White & Co. Ltd (шпангоуты фюзеляжа), The Pressed Steel Co. Ltd. (секция носка крыла), G. Beaton & Son Ltd. и Westland Aircraft Ltd. (нервюры крыла).
     

    Пока “Spitfire” подготавливали к серийному производству в 1937 году в возрасте 42 лет скончался Р.Митчелл и его место на посту главного конструктора занял Джозеф Смит. Тогда же Министерство Авиации увеличило общий заказ до 500 самолётов, а 12 августа его увеличили до 1000 экземпляров. Основное производство планировали разместить на новой фабрике в Касл Бромвич, планируемую возвести около Бирмингема. В дальнейшем “Spitfire” был выпущено в огромном количестве модификаций и серийно производился вплоть до 1947 года.

    “Speed Spitfire” — рекордный скоростной самолёт под обозначением N.17, собранный на базе 48-го планера (К9834) из первой партии Supermarine по специальному стандарту (Тип 323). Впоследствии переделан в Mk.II.

    “Spitfire” Mk.I — первый серийный образец собран в июле 1938 г. Истребители первых серий оснащались двухлопастным воздушным винтом, который впоследствии заменили на трехлопастный.

    “Spitfire” Mk.II (Type 329) — аналог Mk.I, но с двигателем Merlin XII (со стартером Goffman и работавшем на стооктановом топливе) и трехлопастным винтом постоянной скорости Jablo Rotol. Выпуск этого варианта начали с середины 1940 года. Параллельно производилась модернизация Mk.I до уровня Mk.II.

    “Spitfire” Mk.II (Type 343) — вариант с дополнительным 182-литровым баком под левым крылом (поступил на вооружение No.66, 118 и 15 Squadron RAF)

    “Spitfire” Mk.IIс — поисково-спасательный самолёт, оснащенный небольшим бомбодержателем на две дымовые бомбы под левой плоскостью внутрь от маслорадиатора и двумя сигнальными парашютами в фюзеляже сразу за кабиной, несущими небольшую надувную лодку и металлический пищевой контейнер. Всего было переоборудовано около 50 самолётов, позднее обозначенных как ASR.II.

    Общий итог производства “Spitfire” Mk.I составил 1583 самолёта (из которых 50 изготовила фирма Westland) и 920 Mk.II (750 Mk.Ia и 170 Mk.IIb).
     

    “Spitfire” Mk.III — опытный истребитель на базе Mk.II, оснащенный мотором Rolls-Royce “Merlin” XX, новой конструкцией крыла и убираемым хвостовым колесом. Заказ на 1120 самолётов был аннулирован.

    “Spitfire” Mk.IV — обозначение было зарезервировано за самолётом с двигателем “Griffon”. Облётанный в ноябре 1941 года истребитель оснащался 1735-сильным мотором “Griffon” II. Остался в единственном экезмпляре, послужив основой для Mk.XII.

    “Spitfire” Mk.V (Type 349) — данная модификация, являвшаяся ответом на немецкий Bf.109F, представляла собой стандартный планер Mk.I двигатель “Merlin” 45. Именно с этой модели англичане окончательно отказались от многочисленных мелкокалиберных пулеметов. Было построено всего 94 Mk.Va с восемью пулеметами, в то время как все остальные Mk.Vb и Mk.Vc вооружились и пушками, и пулеметами. В ходе серийного производства вносились различные мелкие улучшения и ставились моторы серий “Merlin” 45M, 50M или 55M.
     

    Серийное производство Mk.V завершили в августе 1943, когда предприятие в Касл Бромвич выпустило свой последний самолет MH646. Westland продолжала выпуск до октября, их последним Mk.Vс стал EE753. В 1943-1944 гг. эти истребители применялись для поддержки наземных сил и при сопровождении бомбардировщиков USAAF. После завершения войны компанией M.L.Aviation Ltd. были проведены работы по переоборудованию истребителя в беспилотный самолёт-мишень, но командование RAF этой машиной не заинтересовалось.

    “Spitfire” Mk.VI — модификация предназначалась для перехвата немецких бомбардировщиков и разведчиков, летящих на больших высотах. Доработка перехватчика осуществлялась путем установки на обычный Mk.V герметичной кабины, разработанной при участии RAE. В 1941 году на испытания был представлен один из таких самолётов (R7120), с двигателем “Merlin” 47 (1415 л.с.) и четырехлопастным пропеллером Rotol. Высотный истребитель также имел крыло, увеличенное по площади и стандартное вооружение доставшееся ему от Mk.Vb. После постройки 100 перехватчиков этой модификации его производство было прекращено.

    “Spitfire” Mk.VII — модификация с мотором “Merlin” 64, измененной системой охлаждения (благодаря чему под левым крылом появился радиатор увеличенного размера) и конструкцией шасси, разработанным ещё для варианта Mk.III.

    “Spitfire” Mk.VIII — модификация строилась сразу в трех различных вариантах, предназначенных для действий на разных высотах (LF, F и HF) и оснащалась двигателями “Merlin” 66 и 70. Поскольку производство столь нужного фронту истребителя опять проходило с задержкой некоторое время все три модификации выпускались параллельно. Всего было выпущено 170 “Spitfire” Mk.VII и 1656 истребителей “Spitfire” Mk.VIII.

    “Spitfire” Mk.IX — первоначально оценивалась как переходная модель от Mk.V к Mk.VIII. Все доработки в её конструкции сводились к адаптации планера “Spitfire” Mk.V под моторы “Merlin” 60-й серии, однако модель Mk.IX оказалась настолько удачной, что по количеству собранных самолётов превзошла своих более ранних предшественников. Отличительным внешним признаком этой модели стали два одинаковых по размеру радиатора под правой и левой плоскостями. Прежде справа находился большой гликолевый радиатор, слева — маленький масляный. Истребители Mk.IX выпускались в двух вариантах: с крылом типа “c” (как у Spitfire Mk.Vc), в котором могли стоять две пушки и четыре 7,69-мм пулемета или четыре пушки, и с так называемым “универсальным” крылом типа “e”, позволявшим монтировать вооружение либо из четырех пушек, либо из двух 12,7-мм пулеметов Browning М2 (на заводах обычно устанавливали последнюю комбинацию).

    “Spitfire” Mk.XII — модификация на основе Mk.IV. Конструкция истребителя, по большому счету, состояла из комплектов модификаций Mk.V и Mk.VIII с укороченным крылом и вооружением типа “c”. Данная модификация активно использовалась против немецких бомбардировщиков, совершавших налеты на объекты в Южной Англии.

    “Spitfire” Mk.XVI — модификация с мотором “Merlin” 266 мощностью1705 л.с. выпускаемого фирмой Packard. Истребитель получил дополнительные подкрыльевые узлы подвески для 254-кг бомб и подвесного топливного бака, позволявшие использовать истребитель как штурмовик и имел стандартные крылья типа “e” (с вооружение из двух 20-мм пушек Hispano и двух 12,7-мм пулеметов Browning). Mk.XVI находился на вооружении RAF до 1946 года при общем выпуске 1045 экземпляров.
     

    Отдельным направлением развития истребителя “Spitfire” стали модификации с двигателями Rolls-Royce “Griffon”. Внешне они заметно отличались формой капота, став выглядеть более массивно. Впрочем, лётно-технические характеристики заметно улучшились.

    “Spitfire” Mk.XIV — модификация на основе Mk.VIII с усиленной конструкцией и мотором Rolls-Royce “Griffon” 65 мощностью 2050 л.с. Также на этой модификации был установлен более широкий стабилизатор и элероны корневой части крыла. Увеличение мощности двигателя, несомненно, пошло на пользу истребителю – при прежней маневренности Mk.XIV мог развивать скорость до 720 км\ч. Самолёт выпускался с двумя стандартными вариантами вооружения – “d” и “e” и до 1945 года было построено 957 истребителей.

    “Spitfire” Mk.XVIII — модификация на основе Mk.XIV с незначительными усовершенствованиями в конструкции и увеличенным запасом топлива. До окончания боевых действий RAF так и не получили ни одного Mk.XVIII, поэтому все построенные самолёты поступили на службу в послевоенный период.

    “Spitfire” Mk.XX — обозначение было временно присвоено серийным Mk.IV, выпуск которых был отменен.
     

    Последние модификации “Spitfire” появились уже под занавес 2-й мировой войны, поэтому абсолютная большая их часть никогда не принимала участия в боевых действиях. Тем не менее, именно эти самолёты стали апогеем развития самого лучшего британского истребителя того периода.

    “Spitfire” Mk.21 — первая модель с мотором “Griffon” и новым планером. Изначально былы заказано 3000 машин, но вскоре стало ясно, что Mk.21 является переходной к Mk.22 моделью, и производство было остановлено на 150-й машине. Серийные истребители поступили на вооружение четырех эскадронов RAF (No.1, 91, 122 и 41), но в боевых операциях участвовал только 91-й эскадрон. Впоследствии истребители использовались в некоторых частях вспомогательной авиации RAF для выполнения сторонних задач и перевозки грузов.

    “Spitfire” Mk.22 — модификация с пониженными гаргротом, фонарем кругового обзора и измененной электросистемой (24В вместо 12В). Выпускалась параллельно с Mk.21 и поступил на вооружение RAF уже после войны.

    “Spitfire” Mk.23 — модификация на основе Mk.22 с крылом ламинарного профиля. Поскольку увеличение максимальной скорости ожидалось всего на 7-8 км\ч дальнейшие работы в этом направлении закрыли.

    “Spitfire” Mk.24 — модификация на основе Mk.22 с двумя дополнительными бензобаками в фюзеляже и короткоствольными пушками Hispano Mk.V. Истребители стоились с апреля 1946-го по февраль 1948-го года, став последними серийными “Spitfire”.
     

    На базе «чистых» истребителей серии “Spitfire” было выпущено большое количество самолётов-разведчиков. Первым делом внесём ясность в обозначения: аббревиатура FR обозначала “истребитель-разведчик”, в то время как самолёты PR зачастую не имели вооружения и несли только фотооборудование. По замыслу руководства RAF “Spitfire”-разведчик, в случае появления немецких истребителей перехватчиков, должен был уйти от них за счет большей скорости и высоты полета. В реальных же условиях оторваться от последних модификаций истребителей Bf.109G и FW-190A\D у английской машины практически не было. В 1940 году появились два опытных образца PR.Mk.IA, с установленными в крыле двумя 12,7-мм фотокамерами. В серийное производство пошли следующие варианты:

    “Spitfire” PR.Mk.IB — одна 203-мм камера и дополнительное топливо в крыле

    “Spitfire” PR.Mk.IC\Mk.III — разведчик с увеличенной дальностью полёта и двумя крыльевыми 203-мм камерами

    “Spitfire” PR.Mk.ID\Mk.IV – установлен интегральный топливный бак в крыле, двигатель “Merlin” 45 и две камеры 203-мм или 508-мм, построено 229 самолётов

    “Spitfire” PR.Mk.IE\Mk.V – существовал всего один подобный разведчик, являющейся переделкой из PR Mk.IC с двумя перспективными камерами в крыле

    “Spitfire” PR.Mk.IF\Mk.VI – разведчик сверхдальнего действия со вторым крыльевым баком и двумя камерами, построено 15 серийных машин и ещё больше количество было переделано из разведчиков PR Mk.IC и Mk.ID

    “Spitfire” PR.Mk.IG\Mk.VII – разведчик для низковысотных полётов с одной перспективной и двумя вертикальными камерами (имел вооружение из восьми 7,7-мм пулеметов Browning)

    “Spitfire” PR Mk.X — разведчик на основе PR Mk.XI с герметичной кабиной пилота (построено 16 самолётов)

    “Spitfire” PR Mk.XI — разведчик на основе Mk.IX, с более мощными двигателями и фотокамерами вместо вооружения (построен 471 самолёт)

    “Spitfire” PR Mk.XIII — переделка из разведчиков PR.Mk.VII и истребителей Mk.I\Mk.V. Самолёты оснащались одной наклонной и двумя вертикальными камерами и был вооружен четырьмя 7,7-мм пулеметами.

    “Spitfire” PR Mk.XIX — разведчик с двигателем Rolls-Royce “Griffon” 65 мощностью 2050 л.с., дополнительными улучшениями конструкции планера и негерметизируемой кабиной (построено 255 самолётов). Эта модификация ялялась самой быстрой среди всех “Spitfire” – по данным фирмы самолёт развивал скорость до 748 км\ч. Часть машин закончило свою карьеру в Юго-Восточной Азии, где в апреле 1954 года официально закончилось использование “Spitfire”.

    “Spitfire” FR.Mk.XIVE — разведчик на основе Mk.XIV с одной фюзеляжной камерой, установленной за кабиной пилота,и полным комплектом вооружения. Часть разведчиков оснащалась каплевидным фонарем с пониженным гарготом и укороченным крылом.
     

    На самолётах “Spitfire” использовалось крыло трех типов, отличавшихся составом вооружения и, соответственно, выштапмовками и обтекателями на верхней поверхности:

    Type A – четыре 7,71-мм пулемета Browning в каждой консоли (Mk.I – Mk.V)

    Type B – одна 20-мм пушка Hispano и два 7,71-мм пулемета Browning в каждой консоли (Mk.II – Mk.VI)

    Type C – одна 20-мм пушка Hispano и два 7,71-мм пулемета Browning или две 20-мм пушки Hispano в каждой консоли (Mk.V, Mk.VII – Mk.IX, Mk.XII, Mk.XIV)

    Type E – одна 20-мм пушка Hispano и два 12,7-мм пулемета в каждой консоли (Mk.IX, Mk.XII, Mk.XIV, Mk.XVI, Mk.XVIII)

    На истребителях Mk.21\22\24 использовалось крыло с двумя 20-мм пушками в каждой консоли.
     

    Кроме того, в зависимости от высотного эшелона, консоли крыла могли быть как укороченными, так и удлиненными:

    LF – низковысотная модификация с укороченными консолями (Mk.V, Mk.VIII, Mk.IX, Mk.XII, Mk.XIV, Mk.XVI)

    HF – высотная модификация с удлиненными консолями (Mk.VI – Mk.VIII)
     

    Тут история истребителя “Spitfire” заканчивается. Однако конструкция этого замечательного самолёта послужила основой для таких машин, как “Seafire” и “Spitful”. С наступлением эры реактивных самолётов поршневые истребители стали отводиться на второй план, но в некоторых странах, куда были поставлены “Spitfire”, их эксплуатация продолжалась до середины 1950-х гг.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Supermarine "Spitfire" Mk.Ia (X4474, QV-I)
    Slider

    Наверх

  • Истребитель «Spitfire» в масштабе 1:72 стал одной из первых самостоятельных разработок фирмы FROG на ниве создания моделей из пластмассы. Пресс-форма была разработана в 1959-м году, причем в первоначальном варианте он имел коробочное название «Spitfire II» и выпускался под индексом 394P в упаковке типа D (коробка с бокс-артом, на котором был изображен самолёт с кодом ZP-A и серийным номером P7370).

    Модель состояла из 21 детали: 16 уместились на одном литнике, а половинки фюзеляжа, цельнолитые консоли крыла, фонарь и две детали подставки изготовлялись отдельно. Такая комплектация сохранялась впоследствии на всём протяжении выпуска.
     

    Выпуск моделей «Spitfire II» первого издания завершили в 1964-м году. Вместо них, до 1965-го года, производились модели второго издания, всё отличие которых заключалось в изменении индекса на F394, в связи с проведенной ревизией.

    Также в 1964-м году, был выпущен подарочный набор «Four Famous Fighters» (F148), который включал четыре модели: Fokker D.XXI, M.C.202, P-47D-20 и Spitfire II. Выпуск данного издания в коробках типа Х продолжался до 1967-го года включительно, а всего успели изготовить 9000 таких комплектов.
     

    Более радикальные перемены случились во первой половине 1965-го года. В рамках ребрендинга стала использоваться стандартизированная упаковка типа F1 (коробка с новым бокс-артом), а коробочное название изменили на «Vickers Supermarine Spitfire Mark II» при сохранении индекса F394.

    Также модель стала участником акции Golden Token – при её приобретении можно было получить 5 «золотых» купонов, отпечатанных на инструкции. Схема окраски и декаль по-прежнему предполагали только один вариант оформления. Выпуск третьего издания завершился в 1968-м году, но двумя годами ранее акция Golden Tokens завершилась и оставшийся тираж коробок получил наклейки с надписью «Golden Token scheme now discontinued». За это время было выпущено 110.000 комплектов.
     

    Далее, серией в 20.000 экземпляров, был выпущен подарочный набор из серии «Inside Story» (F146), предусматривавший упаковку типа S (нестандартную коробку с новым бокс-артом) и брошюру с историей истребителя «Spitfire».
     

    Четвертое издание могло и не появиться вовсе, если бы не вмешательство фирмы АМТ, благодаря усилиям которой старая модель буквально получила «второе дыхание». После реставрации пресс-формы обновленный истребитель стал позиционироваться как «Spitfire Mk.1a or Mk.5a». Модель сменила коробку на более экономичный «лепесток» типа J2. В каталоге FROG ей был присвоен индекс F220F. Вариантов оформления стало теперь два:

    «Spitfire» Mk.Ia – No.19 Sqn.RAF, P9386 / QV-K, September 1940 (Battle of Britain)

    «Spitfire» Mk.Va – Tangmere Wing, 11 Group, RAF, W3185 / DB (Wg.Cdr. Douglas R.S.Bader), August 1941

    В течении 1968-1972 гг. было выпущено 355.000 комплектов типа F220F, что сделало «Spitfire» самой массовой моделью фирмы FROG на тот момент. Кроме того, имелись планы конверсировать пресс-форму в вариант для производства морского истребителя «Seafire», но они так и не были реализованы.
     

    Между тем, к началу 1970-х гг. модель F394 в очередной раз была включена в подарочные наборы. На этот раз компанию истребителю составил немецкий бомбардировщик Junkers Ju-88A (F160\F292):

    F511 – 1969-1972 гг., упаковка G4, 40.000 экземпляров

    F521 – 1973-1974 гг., упаковка G4, 8.000 экземпляров (только на экспорт)

    F531 – 1973 г., упаковка G4, 6.000 экземпляров (только для Великобритании)
     

    Лебединая песня бестселлера от фирмы FROG состоялась в 1974-1976 гг. Пятое издание включало стандартизированную коробку типа Н1 при сохранении прежних вариантов оформления, но с коробочным названием «Spitfire IA\VA Fighter». В общей сложности, до отправки пресс-формы в СССР, удалось выпустить ещё 65.000 комплектов. Весьма необычно выглядит тот факт, что перепаковкой именно этой модели не занимался вообще никто из зарубежных производителей.
     

    Весьма интересным выглядит тот факт, что «Spitfire» от FROG не нашел себе должного применения среди фирм-партнеров. Разве что дочерняя Tri-ang в 1964-1966 гг. перепаковала часть «фроговских» отливок для реализации во Франции. Кроме того, в 1968-1974 гг. ограниченная партия моделей «Spitfire Mk.1a or Mk.5a» была отправлена в Германию, где «лепестковые» комплекты получили дополнительную картонную «рубашку» с немецкими надписями черным шрифтом на желтом фоне.
     

    Чуть ранее, в 1968-1969 гг. аналогичные «фроговские» комплекты в упаковках типа J2 отправились в Нидерланды, где их реализацией занималась дочерняя фирма HEMA. От британского варианта «лепестки» отличались только стикерами с логотипом голландской фирмы и индексом F220H. В книге о FROG упоминается, что общий заказ составил 10.000 комплектов, но был ли он выполнен полностью — неизвестно.
     

    Не сложилось у фирмы FROG с Австралией. Основав там в 1968-м году дочернюю компанию Minix британцы хотели реализовать через неё 13 моделей «лепесткового» варианта в количестве от 3100 до 8800 штук каждого наименования. Для «Spitfire Mk.1a or Mk.5a» уже был заготовлен индекс F220M, как вдруг выяснилось, что сделка не состоится. Напечатанная к тому времени полиграфия впоследствии была использована для внутреннего рынка Великобритании (собственно, также поступили с «лепестками» от других моделей, ранее запланированных для HEMA).
     

    Очень забавная история получилась с фирмой Kellogg`s, которая осенью 1970-го года выразила желание приобрести партию отливок от FROG. Для тех кто не в курсе, следует пояснить, что эта американская фирма является одним из крупнейших производителей сухих завтраков и продуктов питания быстрого приготовления. Британский филиал решил проявить инициативу, добавив на рубеже 1971-1972 гг. «фроговские» модели в отдельные виды продукции. Переговоры велись о поставках Do-335, Me-262. «Wildcat» и некоторых других отливок, но в конечном итоге к единому решение британский Kellogg`s и FROG так и не пришли. Вместо этого, была приобретена небольшая партия моделей самолётов 1-й мировой войны другого производителя, которые в 1972-м году шли как бонус при покупке «Puffa Puffa Rice». Что касается «Spitfire Mk.1a or Mk.5a», то для него был зарезервирован индекс F220FK.
     

    Как известно, фирма FROG не раз пыталась войти на рынок США с различной долей успеха. После неудачи с Air Lines в 1972-м году была основана фирма Minicraft (FROG), формально входившая в состав американской компании Calex International Inc. В планах была реализация 13 наименований моделей в количество от 11.500 до 14.000 штук каждой, включая «Spitfire Mk.1a or Mk.5a», но поскольку договор заключался в период очень сложной экономической ситуации, в США доставили далеко не все из перечисленных моделей. Например, «Spitfire» среди них не оказалось, хотя есть вероятность, что тестовая партия всё же была изготовлена.
     

    Мало кто знает, что FROG перед своей ликвидацией пыталась наладить сотрудничество с фирмой Humbrol. Список из четырех моделей, включая «Spitfire Mk.1a or Mk.5a», был анонсирован в каталоге в январе 1973-го года, но затем прогресс застопорился и в апреле 1974-го года было объявлено, что сделка не состоится из-за того, что FROG прекращает выпуск моделей в экономичных «лепестковых» упаковках.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Spitfire II" 394P - упаковка типа D, FROG, 1959-1964 гг.
    Slider

    Наверх

  • После прибытия в Москву и прохождения испытаний пресс-форма была отправлена на Донецкий завод игрушек, где производилась вплоть до самой его кончины. Экспортный вариант предполагал только синий «лепесток» от Novo Toys Limited с индексом 76013 и названием «Spitfire 1A\5A Fighter». Количество деталей было сокращено до 19 за счёт исключения подставки. В общей сложности, в период с 1976-го по 1980-й год включительно, на экспорт было поставлено порядка 105.000 отливок. После ликвидации концерна DCM, в состав которого входили фирмы Rovex и Novo Toys Limited, в 1981-м году внушительные остатки полиграфии были переданы Советскому Союзу.
     

    Весь дальнейший период производства модели с «фроговским» индексом F394 вполне официально можно разделить на советский и пост-советский. Первый захватывает три года экспортных поставок, когда донецкие модели практически не появлялись на прилавках советских магазинов. В это время отливки изготовлялись из пластика различных оттенков серого цвета, в основном темного. Далее началась более длинная история производства для внутреннего рынка, которую условно можно разделить ещё на две части.

    С 1981-го по 1984-й год модель поставлялась в комплекте со стандартизированной «малой» коробкой, которая также использовалась для таких моделей, как D.520, S.6B, «Magister», «Master» и «Whittle». Рисунок на верхней части коробки был упрощенной копией с боокс-арта Novo, при этом, даже коробочное название было почти «нововским» — «Спитфайр 1А\5А». Декаль отсутствовала, а вместо неё прямо на второй странице инструкции обычной типографской краской печатались британские опознавательные знаки.
     

    Изменения постигли модель на рубеже 1984-1985 гг. Восприняв лозунг «Экономика должна быть экономной» слишком буквально в Донецке решили, что на цветную полиграфию уходит слишком много краски, в результате чего вместо сплошного фона появилась специфическая «сеточка», хорошо знакомая советским моделистам по моделям из Наро-Фоминска. Но и этого показалось мало — перед распадом СССР, в очередной пик «холодной войны», наступил кратковременный период с любыми проявлениями капитализма и «натовской агрессии», который вылился в устранение всех британских и американских опознавательных знаков с полиграфии и полному обезличиванию коробочных названий. Соответственно, бывший «Спитфайр 1А\5А» стал называться «Сборная модель копия Ф394». На первой страницы инструкции название «Спитфайр» всё же оставили, но «декаль» убрали совсем. Цвет пластика в этот период мог быть различных цветов, от белого, до желтого или оранжевого. Единственное, что не изменялось совсем, была розничная стоимость, составлявшая 45 копеек.
     

    В таком состоянии модель дожила до «перестройки» и заката Советского Союза, причем, даже если в кризисные 1990-1991 годы комплектация сохранялась полной, то с 1992-го года стали экономить буквально на всем и в первую очередь — на полиграфии. В первые пост-советские годы «Сборная модель копия Ф394» если и производилась, то в очень скромных количествах, а в магазинах и модельных клубах всё чаще стали появляться комплекты а-ля «солянка сборная», собиравшиеся из донецких отливок и инструкций с «нововскими» декалями (или их заменителями) и «лепестками».
     

    Своего рода «третье дыхание» открылось во второй половине 1990-х гг., когда ДЗИ более-менее оправился от экономического шока и вновь приступил к выпуску моделей, вынужденно снятых с производства. Новые рыночные отношения требовали совершенно нового подхода в маркетингу и продажам, в связи с чем в Донецке разработали новый тип упаковки, ранний вариант которого имел желтую окантовку, а более поздний — синюю, с немного облагороженным дизайном. Коробочное название модели изменили на «Spitfire Mk.I \ Mk.V», также оставив «фроговский» индекс F394.
     

    В начале 2000-х гг. отливки паковала фирма Eastern Express (Восточный Экспресс), причем в двух вариантах. Первый был полностью аналогичен «экс-фроговской» модели и носил название «Истребитель Спитфайр Мк.1 \ Мк.5 / Fighter Supermarine Spitfire Mk.1/Mk.5» (Cat.No.72281). В российский комплект была включена новая декаль, где помимо «штатного» варианта для истребителя Дугласа Бадера добавили красные звезды РККА.

    Второй вариант модели, выпускаемый фирмой Eastern Express в тот же период, имел название «Истребитель Спитфайр Мк.5 «Флоатфайр» / Fighter Spitfire Mk.V Floatfire» (Cat.No.72206). Данный комплект являлся ни чем иным, как перепаковкой модель от фирмы Грань, которая, в свою очередь, закупала донецкие отливки и добавляла к ним отдельный литник с деталями поплавком и подфюзеляжного киля. Такой вот получился российско-украинский «микс», выпускавшийся в начале 2000-х гг. очень ограниченной серией.
     

    После краха донецкого предприятия выпуск самого первого «Spitfire» (F394) был прекращен и сейчас местонахождение пресс-формы неизвестно. По неподтверждённым данным пресс-форма была разрезана на металлолом по причине высокой степени износа.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Spitfire IAVA Fighter" (Cat.No.76013) - экспортный "лепесток" Novo размерами 150х175 мм, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель от FROG образца 1959-го года отличалась не столько высоким качеством отливок, сколько глубоким «траншейным» раскроем, которым также разметили посадочные места для опознавательных знаков на крыле и серийного номера на фюзеляже. К счастью, усилиями фирмы АМТ в 1968-м году от этих фирменных изысков удалось избавиться и модель приобрела тонкий внешний раскрой.
    Критиковать модель «Spitfire» (F394), учитывая год разработки пресс-формы, не имеет никакого смысла. Просто примите её такой, какой она есть, поскольку дорабатывать «экс-фроговский» набор деталей просто бессмысленно:

    — геометрические размеры «играют» по всем параметрам

    — полное отсутствие деталировки, за исключением антенны

    — цельнолитое крыло и горизонтальное оперение слишком тонкие для своего масштаба

    — полностью отсутствуют ниши шасси

    — фонарь кабины пилота (как, впрочем, и стойки шасси вместе с колесами) можно сразу выкинуть

    — кок винта и лопасти не соответствуют ни одной из модификаций «Spitfire»

    И так далее…

    С другой стороны, донецкие «дрова» могут послужить неплохой базой для создания одной из редких модификаций «Spitfire», при условии наличия ряда ключевых деталей от других «экс-фроговских» моделей (можно использовать доработанное крыло и оперение от F233) и должного усердия.
     

    Для те же, кто всё-таки решился собрать «экс-фроговскую» модель, можно посоветовать вариант с номером W3185 – именно на этом самолёте летал и был сбит 9-го августа 1941-го года британский ас Дуглас Бадер. Знаменит он не только тем, что был прекрасным лётчиком-истребителем, а ещё и тем, что совершал боевые вылеты без ног (на протезах), которые потерял ещё в декабре 1931-го года во время тренировочного полёта на истребителе Bristol «Bulldog». Попав в плен Бадер предпринял несколько попыток побега, пока неуёмного британца не перевели в специальную тюрьму для военнопленных находившуюся в замке Колдиц. Кстати, вскоре после пленения британские пилоты сбросили ему «посылку», в которой находились новые протезы, причем попросили их об этом… сами немцы. Такая вот невероятная история «британского Маресьева».

    Отдельно стоит отметить, что на истребителе Бадера было установлено крыло типа «А» с восемью пулеметами и фотокинопулеметом в левой консоли. Воздухозаборник маслорадиатора соответствовал модификации Mk.V, а вот выхлопные патрубки использовались от Mk.I. Кабина пилота закрывалась фонарем также от Mk.I (без выпуклой сдвижной части) с накладным бронестеклом. Внутренняя окраску кабины была зеленого цвета (Interior Green), за исключением кислородных баллонов цвета натурального алюминия.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Suprenarine SPITFIRE I/V" (F394) - отливки из темно-зеленого пластика, комплект ДФИ, начало 2000-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Supermarine «Spitfire» Mk.Ia\Mk.Va

     

    Автор модели — Сергей Васюткин


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Спитфайр
    Frog 1/72 Vickers Supermarine Spitfire II (394P/F394)
    Catalogues FROG — Supermarine Spitfire Mk.I/V Ref F394
    frogmodelaircraft.co.uk — From that “Other Place”
    Britmodeller.com — 1/48 Douglas Bader’s Spifire Mk.Va W3185
     

    Ссылки (инфо):
    Уголок неба — Spitfire Mk.V
     

    Литература:
    С.Сидоренко «Истребитель Supermarine Spitfire. История. Конструкция. Вооружение. Боевое применение». Харвест. 2002. ISBN:985-13-1093-X
    В.Котельников, А.Фирсов «Супермарин «Спитфайр»» («Авиация и Космонавтика» 2007-01)
    Eric B. Morgan, Edward Shacklady «Spitfire: The History». Key Pub Group. 2000. ISBN-13:978-0946219483
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom,‎ Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639