Dassault «Mirage» IIIE\IIIO


  • Dassault “Mirage” — это одно- или двухместный французский многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик. Является первым европейским истребителем, вдвое превысившим скорость звука. Он представляет собой самолет-бесхвостку с дельтавидным крылом, подобная схема как обеспечивала ему хорошие скоростные характеристики, так и приводила к ограничениям в маневрировании ввиду повышенных, по сравнению с самолетом стандартной аэродинамической схемы, нагрузок на крыло. “Mirage” впервые поднялся в воздух более шестидесяти лет назад и стал одним из самых знаменитых самолетов мира. Феноменальный успех этой машины до сих пор продолжает удивлять. Чего стоит только тот факт, что этот сверхзвуковой истребитель был разработан усилиями лишь 55 инженеров, 50 чертежников и 95 квалифицированных рабочих. На выполнение всей задачи, с момента подписания контракта до первого полета, фирме Dassault потребовалось всего 13 месяцев.
     

    Модель самолета была выпущена фирмой FROG на самом излете ее существования — в 1975 г., и вскоре она перекочевала на Донецкий завод игрушек в УССР. Набор пользовался успехом и производился до самого краха завода в 2006 г., после чего производственная оснастка на нее была выкуплена российской фирмой “ARK Models”, выпускающей набор и по сей день.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Дмитрий (Минск), А.Алов и C.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • История многоцелевого истребителя “Mirage“ III началась с проекта MD.550 “Mirage” I, который создавался в рамках конкурса на лёгкий высотный перехватчик с ракетным вооружением, который можно было бы применять с необорудованных взлётно-посадочных полос. Прототип MD.550, оборудованный двумя двигателями Bristol Siddeley “Viper“ совершил свой первый полёт 25-го июня 1953-го года. Двухдвигательная конфигурация позволяла этому небольшому самолёту не только развивать сверхзвуковую скорость, но и нести мощное вооружение. Несмотря на хорошие показатели было принято решение начать разработку проекта “Mirage” II, который так и остался на бумаге.
     

    Ещё раньше проектирование вышло на отдельную ветвь развития, приведшую к появлению варианта “Mirage” III. Данный проект предусматривал полную переработку фюзеляжа под один двигатель SNECMA “Atar” 101G-2. Первый прототип начал летать уже в ноябре 1956-го года и уже 30-го января 1957-го года он достиг скорости М=1,5.
     

    Общие впечатления от нового самолёта были положительные и уже готовились планы по замене устаревших F-86 “Sabre” на “Mirage” III, как в том же году предпочтение было отдано другому самолету — на рынок вышел более скоростной F-104 “Starfighter”, который можно было использовать не только как истребитель-перехватчик.
     

    Чтобы догнать конкурентов, французское правительство распорядилось провести серию доработок для переделки «Mirage» III в многоцелевой самолёт. Новая модификация получила название “Mirage” IIIA, а её первый прототип поступил на испытания 12-го мая 1958-го года. В ходе дальнейшей модернизации было достигнуто число М=2,0 на высоте 12.500 метров, однако общая техническая надежность французского самолёта была ненамного выше, чем у американского “Starfighter”. В скором времени была построена серия из 10 предсерийных самолётов с двигателями SNECMA “Atar” 9B, причем последние 6 машин были оборудованы новейшим радаром CSF Cyrano Ibis. Массовая постройка началась только с модификации “Mirage” IIIB. Список модификаций самолёта “Mirage” III выглядит следующим образом:

    “Mirage” IIIA – предсерийная модификация из 10 самолётов

    “Mirage” IIIB – первая серийная модификация с двухместной кабиной пилота и радиобуем вместо радара, первый прототип которой поднялся в воздух 20 октября 1959 года, а первый серийный образец был передан заказчику 19 июля 1962 года. В течении 1966-1968 гг. три самолёта было передано Израилю.

    “Mirage” IIIC – модификация идентичная “Mirage” IIIA с двигателями Atar 9B3 и ракетными ускорителями SEPR 841 или 844. С 1960-го года было изготовлено около сотни машин этой серии, которые поступили на вооружение 2-й и 13-й эскадрилий ВВС Франции.

    “Mirage” IIICJ\CZ – модификация аналогичная “Mirage” IIIC для ВВС Израиля. В 1963-м году приобретено 72 самолёта

    “Mirage” IIICZ – модификация аналогичная “Mirage” IIIC для ВВС ЮАР. В 1962-м году было приобретено 16 самолётов, которые в апреле 1963-го года вошли в состав No.2 Squadron.

    “Mirage” IIIBZ – двухместная модификация на базе “Mirage” IIIC для ВВС ЮАР

    “Mirage” IIIDZ – модификация аналогичная “Mirage” IIIE для ВВС ЮАР.

    «Mirage» IIID2Z – модификация аналогичная “Mirage” IIIE для ВВС ЮАР.

    “Mirage” IIIRZ – модификация аналогичная “Mirage” IIIE для ВВС ЮАР.

    “Mirage” IIIE – тактический ударный самолёт дальнего радиуса действия. Для ВВС Франции было построено 453 экземпляров, которые вошли в состав восьми эскадрилий Французских тактических сил (Force Aerienne Tactique (FATAC). Ещё несколько сотен самолётов было отправлено на экспорт в ВВС Аргентины, Бразилии, Ливана, Ливии, Испании, Пакистана, Швейцарии и Южной Африки. Первый прототип поднялся в воздух 5 апреля 1961 года, а первая поставка серийного самолёта состоялась в январе 1964 года.

    “Mirage” IIIO – лицензионная версия “Mirage” IIIE выпускавшаяся в Австралии. В общей сложности Royal Australian Air Force (RAAF) получили для 50 истребителей “Mirage” IIIO(F), 50 ударных самолётов “Mirage” IIIO(A) и 16 “Mirage” IIID — двухместных учебных самолётов. Во второй половине 1970-х все остававшиеся на службе “Mirage” IIIO(F) были переделаны в “Mirage” III(O)A. С боевого дежурства последние самолёт этого типа сняли только в 1988 году.

    “Mirage” IIID – двухместная модификация “Mirage” IIIO, выпускавшая по лицензии в Австралии.

    “Mirage” IIIEE\ED – модификация на базе “Mirage” IIIE для ВВС Испании, всего поставлено 19 самолётов и 6 двухместных «Mirage» IIIED.

    “Mirage” IIIEZ – модификация аналогичная “Mirage” IIIE для ВВС ЮАР.

    “Mirage” IIIP – модификация на базе “Mirage” IIIE для ВВС Пакистана.

    “Mirage” IIIS – модификация на базе “Mirage” IIIE для ВВС Швейцарии. Всего было приобретено 35 самолётов, которые находились на вооружении 35 лет, вплоть до получения F\A-18A «Hornet».

    “Mirage” IIIR – разведывательная версия “Mirage” IIIE с пятью фотокамерами OMERA 31 в носовой части фюзеляжа, на месте основного радара.

    “Mirage” IIIRCJ – разведывательная версия на базе “Mirage” IIIR для ВВС Израиля, передано 2 самолёта.

    “Mirage” G – модификация самолёта с изменяющейся геометрией крыла. Проект был начат в октябре 1965-го года, а 18 ноября 1967 года самолёт совершил свой первый полёт. После примерно 400 часов налёта, этот самолёт потерпел катастрофу. Всего было построено 3 прототипа.
     

    Немного подробнее остановимся на австралийской модификации. Первый самолёт типа “Mirage” IIIO с номером А3-1 и двигателем Atar 9C впервые поднялся в воздух с аэродрома под Бордо (Bordeaux) 14-го марта 1963-го года. Спустя менее месяца, 9-го апреля, этот истребитель был передан представителям RAAF находившимся в Вильяроше (Villaroche) – в Австралию его доставили на транспортном самолёте С-130. Второй образец с номером А3-2 оставался во Франции до августа 1965-го года – на нём тестировали ряд улучшений, который собирались применить на других австралийских самолётах.
     

    Первый заказ на лицензионные самолёты был размещен в декабре 1960-го года. Постройка производилась силами Commonwealth Aircraft Corporation (CAC), причем абсолютное большинство комплектующих было австралийского производства. Всего было построено четыре партии с номерами: А3-1 – А3-30, А3-31 – А3-60, А3-61 – А3-100 и А3-101 – А3-110. При этом, самолёты с номерами от А3-3 до А3-50 относились к модификации “Mirage” IIIO(F) и с 1964-го года поступали на вооружение No 2 Operational Conversion Unit (2OCU), No.75 Squadron и No.76 Squadron. Другие 50 самолётов с номерами от A3-51 до A3-100 были штурмовиками “Mirage” IIIO(A).
     

    За время своей долгой службы в Воздушных силах разных стран истребителям “Mirage” III пришлось достаточно много повоевать. Сначала на Ближнем Востоке, затем в Пакистане, Южной Африке и, наконец, в Южной Атлантике над Фолклендскими островами. Боевой дебют “Mirage” состоялся во время, так называемой, «Войны за воду» 1964-1967-гг. Этот конфликт разгорелся после того, как Сирия начала строительство водоотводного канала, чтобы отвести притоки Иордана в свою сторону. В первых воздушных боях “Mirage” ярко продемонстрировал как свои достоинства, так и недостатки. Главным «открытием» войны стали значительные недостатки прицела CSF-95, проявившиеся во время воздушных боев с истребителями. Для того чтобы попасть в самолет противника, приходилось сближаться с ним на дистанции 200…250 метров, что ставило под угрозу безопасность самолета и летчика.
     

    Ракеты Shafrir 1 совершенно не годились для воздушного боя, поэтому пилотам приходилось полагаться только на пушки. Маневренных боев за этот период практически не было. Большинство схваток в воздухе сводилось к атакам противника по прямой снизу на минимальных дистанциях, что опять-таки было следствием недостатков прицела и вооружения M»Mirage»rage. Эти недостатки частично компенсировались неплохой маневренностью и личной храбростью летчиков.
     

    Наибольшую известность израильским Mirage принесла Шестидневная война 1967 г. В общей сложности 21 “Mirage” из 101-й эскадрильи с базы Хацор (командир м-р Амос Лапидот) выполнили за первый день 84 самолето-вылета: 40 — ударных, 42 — на прикрытие своих самолетов, 2 — на перехват. В воздушных боях они сбили 2 самолета противника и потеряли один свой. 24 “Mirage” из 117-й эскадрильи с базы Рамат-Давид (командир м-р Амихай Шамуэль) выполнили 42 самолето-вылета, одержали 12 воздушных побед. Потери составили 4 Mirage и 2 летчика (один погиб и один попал в плен). 19 Mirage из 119-й эскадрильи с базы Тель-Ноф (командир м-р Рен Ронен) выполнили 68 самолето-вылетов, из них 43 приходилось на удары по аэродромам противника и 25 — на разведывательные полеты. Летчики заявили о десяти сбитых самолетах. Потерь не было.
     

    Общие потери арабских государств за первый день войны составили 375 самолетов, а за последующие пять дней боевых действий еще 76 самолетов. Потери израильских ВВС в Шестидневной войне насчитывали всего 40 машин. Из них не более восьми “Mirage” (5 в воздушных боях).
     

    Третья большая война на Ближнемм востоке носила наименование Войны Судного дня 6-26 октября 1973 г. Наиболее известным израильским летчиком, летавшим на “Mirage”, стал Гиора Эпштейн, одержавший 17 побед (9 на “Mirage”, остальные на “Nesher”). Ему удалось всего за одну неделю, с 18 по 24 октября, сбить 12 самолетов противника. По израильским данным, за весь период войны Израиль потерял в воздушных боях 12 истребителей “Mirage”. Оставшиеся самолеты продолжали использоваться до 1982 г. Последний пригодный к полетам “Mirage” IIICJ с бортовым номером 59 находится в музее ВВС Израиля. Именно на этом самолете сбили сирийский МиГ-21 в июле 1966 г.
     

    По мнению советских летчиков, “Mirage” был довольно серьезным противником. Вести маневренный воздушный бой, наблюдая за Mirage по радиолокационному прицелу, было просто невозможно, так как отметка цели быстро пропадала с экрана при первом же энергичном маневре противника. Кроме этого, даже кратковременное включение РЛС на излучение демаскировало истребитель и часто позволяло летчику “Mirage” увидеть атакующий МиГ-21 раньше, чем тот обнаруживал его.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Mirage III, 3-10, Escadron de Chasse 1/3 "Navarre", French Air Force
    Slider

    Наверх

  • История модели французского истребителя “Mirage” IIIE\O под торговой маркой FROG оказалась очень короткой. Пресс-форма для неё была готова в 1975-м году, когда фирма “Rovex” уже договорилась с советской фирмой “Novoexport” о продаже значительной части производственной оснастки в СССР. Несмотря на это, производство в Великобритании было всё-таки начато и нельзя сказать, что оно было неудачным – до начала 1977-го года было выпущено 55.000 комплектов модели под коробочным названием “Mirage IIIE/O Interceptor/Ground Attack”, что сделало её одним из лидеров продаж на завершающей фазе существования FROG. В каталоге модель имела индекс F400 и входила в Red Series.
     

    Отливки упаковывались в коробки типа Н1 и H2, имевшие бокс-арт от Криса Голдса (Chris Golds) на лицевой стороне, изображавший истребитель “Mirage” IIIE из состава ВВС Франции (Armee de l’Air). В комплект входила декаль, которая предполагала два варианта оформления:

    “Mirage” IIIE — номер 3-10, Escadron de Chasse 1/3 «Navarre», Nancy Air Base, French Air Force, 1972

    “Mirage” IIIO(A) — номер A3-100, No.3 Sdn., Butterworth, Royal Australian Air Force, 1972 (Flown by Wg.Cdr. P.J.Scully)
     

    Выбор реальных прототипов разработчиками из FROG в очередной раз трудно объясним. Но если в случае с австралийским A3-100 всё более-менее ясно (на этом самолёте какое-то время летал командир эскадрона, а впоследствии он стал “музейным” экспонатом), то французский 3-10 какая-либо известность вообще обошла стороной.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    FROG F400, коробка типа H, 1975-1977/FROG F400, box H-type, 1975-1977
    Slider

  • Пресс-форма на “Mirage” вполне ожидаемо попала на Донецкий завод игрушек, который к 1979-му году обладал внушительным количеством абсолютно новых британских пресс-форм. Для экспортных поставок по невыясненной пока причине был сделан новый бокс-арт с австралийским самолётом. Модель с коробочным названием “Mirage III — Ground Attack Fighter” в каталоге фирмы “Novo Toys Limited” получила индекс 78171 и место в Series 4. Варианты оформления сохранились “фроговские”.
     

    Немногим известно, что производство “Mirage” в Советском Союзе вполне могло не состояться вовсе. В книге о FROG есть упоминание, что после прибытия пресс-формы на предприятие-изготовитель, её просто бросили под открытым небом, где она провела всю зиму. Когда весной вспомнили об этой оснастке, она находилась далеко не в лучшем состоянии. Но тут “Mirage” очень повезло — усилиями технических специалистов была проведена реставрация и установка на ТПА.

    В связи с тем, что пресс-форма прибыла слишком поздно, наладить отправку отливок в Великобританию не успели, хотя британская сторона уже успела напечатать несколько тысяч экземпляров полиграфии. После того, как в конце 1980-го года фирма-посредник была ликвидирована, практически весь запас коробок, инструкций и декалей был передан СССР.
     

    Массовый выпуск для внутреннего рынка начался с 1981-го года, хотя небольшие партии “Mirage” поступали в продажу с 1980-го года. Для донецких моделей была разработана коробка с упрощенной копией “нововского” рисунка, которая, в зависимости от периода выпуска, могла быть трех основных цветов: зелёная, синяя и красно-розовая. Две последние наиболее массово встречались в 1989-1993 гг. В связи с принципом обезличивания моделей было принято коробочное название “Сборная модель самолёта Ф400”. Цена в 85 копеек позволяла купить ее практически любому желающему и обеспечивала немалую популярность среди советских мальчишек.
     

    После развала СССР донецкое предприятие продолжало штамповать “Mirage”, спрос на которые был по-прежнему высокий, даже не пытаясь улучшить полиграфию. Даже наоборот, в 1992-м году была выпущена партия инструкций на бумаге ужасного качества.

    В этот же период было налажено тесное сотрудничество с зарубежными фирмами, в результате чего донецкие отливки появились в коробках таких фирм, как “Chematic\Gomix” (“Mirage III EP”) и “ZTS Plastic” (“Mirage IIIE\O”) – помимо новых бокс-артов в комплекты входили собственные инструкции и новые декали с другими вариантами оформления.
     

    В начале 2000-х гг. активное сотрудничество развернули с российской фирмой “Eastern Express” (“Восточный экспресс”), которая реализовывала в своих коробках значительную часть моделей из Донецка – на рынок они поставлялись под коробочным названием “Многоцелевой истребитель Мираж III E” (Cat.No.72282). Декаль сохранила только один вариант оформления для французского истребителя с номером 3-10.
     

    После краха ДЗИ старые “экс-фроговские” пресс-формы были выкуплены фирмой “ARK Models” и перевезены в Россию, где с 2009 года производство моделей было возобновлено. Для данной модели был сохранен бокс-арт от “Eastern Express”, но название изменилось на “Истребитель-перехватчик Мираж III” (Cat.No.72030). В оформлении также не произошло изменений, за исключением изменения расположения элементов на листе с декалью. В дальнейшем фирмой была выпущена новая “ретро-серия” коробок в “стиле Ново”, использующая старый дизайн и бокс-арт, и среди моделей, получивших подобную упаковку находится и “Mirage”.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Mirage III - Ground Attack Fighter” (Cat.No.78171) - экспортная коробка Novo, 1977-1980/export box of Novo
    Slider

    Наверх

  • Комплект от FROG включал 42 детали из темно-серого пластика, размещенных на 4 литниках (9+5+13+12) и одну прозрачную декаль для фонаря кабины пилота. Первая партия в коробках Н1 (1975-1976 гг.) ещё сохраняла подставку типа Skybase, но последние партии в коробках Н2 этого элемента были лишены. Соответственно, не было её и в комплектах советского периода выпуска. Интересно, что в двух последних каталогах FROG количество деталей определялось как 38.
     

    По уровню соответствия оригиналу “экс-фроговскую” модель можно оценить на крепкую “четверку» по пятибалльной шкале. В очередной раз подвело отсутствие надлежащего количества мелких деталей и не везде правильный внешний раскрой. Существенные недостатки у “Mirage” можно перечислить буквально по пальцам:

    — центроплан в районе щитков основных стоек шасси выполнен неверно – на оригинальном “Mirage” IIIE\O там имелся характерный наплыв, а на модели его нет.

    — воздухозаборники воспроизведены слишком упрощенно.

    — сопло двигателя не совсем соответствует оригиналу – помимо слишком толстого пластика есть проблемы с общей геометрией.

    — стабилизаторы на ПТБ придется обтачивать также в виду пластика слишком большой толщины.
     

    Учитывая огромное количество донецких отливок и продолжение выпуска фирмой “ARK Models”, у вас есть все шансы не только собрать “экс-фроговские” модификации, но и попробовать свои силы в конверсии. Модель вполне пригодна для переделки не только в более ранний “Mirage” IIIC, но при должном усердии её можно превратить в израильский вариант “Kfir” C2, который является нечастым гостем на прилавках наших модельных магазинов.

    Самую современную модель данной модификации выпускает украинская компания Modelsvit, представившая свой набор MSVIT72045 в ноябре 2018 года.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Mirage III - Ground Attack Fighter” (Cat.No.78171) - отливки Novo, 1977-1980/moulds of Novo
    Slider

    Наверх

  • Dassault “Mirage” IIIE\O, 3-10, Escadron de Chasse 1/3 “Navarre”, Nancy, 1972
    Автор Владимир (Redvostok)

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Dassault “Mirage” IIIO(A) ВВС Австралии — Frog /Novo без границ (Готово)
    Catalogues FROG — Dassault “Mirage” IIIE/O Ref F400
     

    Ссылки (инфо):
    airforce.gov.au — A3 Dassault “Mirage” III
    aeromil-yf.pagesperso-orange.fr — L’Escadron de Chasse 1/3 «Navarre»
     

    Литература:
    А.Чечин, Н.Околелов “Крылатая легенда Франции. Самолет «Мираж» III” (“Авиация и Время” 2014-01)
    “Мировая Авиация” 63\68
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639