SEPECAT «Jaguar» A.2\T.2


  • В советские годы модель этого интереснейшего боевого самолёта была буквально фетишем для моделистов независимо от возраста — увешанная огромными ракетами «Сборная модель самолёта 264» производства Наро-Фоминского завода пластических масс была «гвоздем» многих коллекций того времени, но мало кто тогда знал, что за обезличенным названием скрывается одна из лучших моделей фирмы FROG, которая выпускалась в Великобритании в 1974-1976 гг. Разумеется речь идёт о SEPECAT «Jaguar» A.2/T.2 (F402).
     

    Так и не попав в экспортные поставки эта модель вплоть до 1992-го года выпускалась столь большими партиями, что ранние отливки начала 1980-х гг. не составляет труда найти даже сейчас. К несчастью, слишком интенсивное использование пресс-формы привело к тому, что в начале 2000-х гг. (когда она находилась у фирмы Maquette) качество отливок катастрофически снизилось, а спустя некоторое время модель и вовсе была снята с производства без надежд на его возобновление.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, С. Васюткин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В начале 60-х французским ВВС (Armee de I ‘Air) стал требоваться современный реактивный самолет, на котором можно было бы обучать военных пилотов. Техзадание было сформировано в 1963-м, на следующий год оно было дополнено требованиями применения будущей машины и как ударной. Из всех фирм, представивших свои разработки, лучшим был признан проект фирмы Breguet – Br.121.

    Параллельно, Королевские воздушные силы Британии также планировали замену своим старым учебным самолетам, провода аналогичный конкурс среди английских компаний. Решение объединить усилия лежало на поверхности, благо, на тот момент две страны уже имели опыт совместной разработки проекта Concorde.
     

    В 1966 г. межправительственным соглашением был образован консорциум SEPECAT — от французского Société Européenne de Production de l’avion Ecole de Combat et d’Appui Tactique, в переводе — Европейское Сообщество по Проектированию и Производству Учебного и Легкого Ударного самолета. В него вошли компании ВАС и Breguet, занимавшиеся планером самолета, Rolls-Royce и французская Turbomeca, строившие для него двигатели Adour и работавшие над шасси Messier (Франция) с участием Dowty (Великобритания).

    Новый самолет назвали звучным именем «Jaguar», отлично сочетающимся с его хищным стремительным обликом. Кроме учебно-тренировочной спарки предполагалось разработать и одноместный самолет, предназначенный для поддержки войск на поле боя и разведки. Важным требованием было обеспечить простоту обслуживания в полевых условиях.

    Уже в ноябре того же 1966-го был сконструирован макет в натуральную величину и консорциум приступил к изготовлению 10 прототипов, 2 из которых предназначались для “краш-тестов” — испытаний на прочность конструкции. Все прототипы отличались от серийных самолетов наличием щитка-отсекателя пограничного слоя перед воздухозаборниками.

    Двухместные (хронологически появившиеся раньше) машины получили обозначения jaguar_a2_side_1.jpeg»Jaguar» Е (Armee de I ‘Air) и «Jaguar» Т.2 (RAF), а боевые — А и S (GR.1) соответственно. Французской спарке принадлежит честь первого полета 8 сентября 1968 года. Всего было построено восемь прототипов — по паре на каждый из вариантов, кроме Т.2, и еще один — палубного ударного самолета «Jaguar» М. Последний должен был заменить Etandard фирмы Dassault, но ей удалось пролоббировать новую модификацию – «Super Etendard», и в серию “морской” «Jaguar» так и не пошел, хотя и превосходил соперника по многим параметрам.
     

    В 1971-м стартовало серийное производство. Было заказано 160 «А» и 40 «Е»; Королевским ВВС досталось чуть больше — 165 GR.1 и 38 Т.2. Французские самолеты имели более ранний вариант двигателя и несколько уступали британским в части оборудования. Оба варианта были оснащены системой дозаправки в воздухе. Британские машины несли пару (Т.2 — только одну) 30-мм пушек «Aden», а французские — DEFA 553 того же калибра. В ходе дальнейшей службы англичане неоднократно модернизировали свои «Jaguar» (в 1984-м, 1996-м и 1997-м гг.), оснащая их не только новым оборудованием, но и более мощными вариантами двигателя.

    10 января 1968 года был оформлен заказ на 400 «Jaguar»: 160 боевых и 40 учебных спарок для Франции, 165 би 35 соответственно для Великобритании. Вскоре для Королевской школы летчиков-испытателей ETPS были заказаны еще 2 учебных самолета. Производство развертывалось как на французских, так и на английских предприятиях. Французские ВВС, интенсивнее занимавшиеся программой облета прототипов, получили «Jaguar» на вооружение в 1972 году, тогда как британские – в 1973-м.
     

    Первые серийные самолеты GR.1 были практически идентичны прототипам, но вскоре были снабжены характерными устанавливаемыми на киле контейнерами с оборудованием радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и размещенные в носу лазерные дальномеры-целеуказатели, имевшие находившееся под ПВД характерное окошко.
    В Armee de I ‘Air Ягуары не модернизировались аналогичным образом, и в боевых вылетах их приходилось снабжать подвесными контейнерами с оборудованием наведения, РЭБ разведки и пр. Также, хотя Ягуары и имели возможность нести атомные бомбы AN-52, они не поставлялись в эскадрильи ядерного сдерживания Force de frappe. Их ролью было прокладывать путь стратегическими силам: подавление ПВО, РЭБ, применение обычных и ядерных боеприпасов по наземным целям. Для борьбы с радарами предназначались огромные ракеты AS-37 «Martel», длиной 4.18 м и массой 550 кг, которые самолет поднимал только в единственном экземпляре.

    Спустя 4 года, в 1977-м, французы уже активно использовали «Jaguar» в Африке для защиты своих национальных интересов огнем и мечом. Самолеты интенсивно применялись против проливийских партизан из Фронта освобождения Северо-Западной Африки в Мавритании (Полисарио), позже в Габоне, Сенегале, Центрально-Африканской республике, особенно активно в середине 1980-х в Чаде против ливийцев и поддерживаемых ими сепаратистов. До момента окончания боевых действий в 1987-м несколько машин было потеряно от огня ПЗРК и зениток. В ходе авиационных налетов применялись как обычные вооружения, так и бетонобойные бомбы ВАР-100 и «Martel».

    На заре своей карьеры в RAF из самолётов «Jaguar» сформировали ядро британских тактических ядерных сил в Германии. Эти машины постоянно находились в состоянии повышенной боеготовности и их редко можно было увидеть вне бетонных укрытий.
     

    Далее герои нашей статьи несли обычную строевую службу до 1991-го, когда прогремела “Буря в пустыне”. В совместной с американцами операции использовались 12 британских и 24 французских истребителя-бомбардировщика.17 января в составе второй ударной волны из 400 самолетов 12 “французов” атаковали иракские позиции, нанеся бомбовый удар по захваченной кувейсткой авиабазе Ахмед-аль-Джабель с предельно малой высоты — всего 35 метров. Несколько машин было повреждено ответным огнем, но все смогли вернуться. На следующий день в бой вступили и британские GR.1. Удары по территории Ирака, ввиду невозможности длительного полета на малых высотах, Ягуары не наносили, сосредоточившись на очистке территории Кувейта от иракских сил. Типичной боевой нагрузкой были топливный бак, кассетные или обычные фугасные бомбы, контейнера с НАР. Для борьбы с вражескими самолетами у британских GR.1 над крыльями устанавливались пилоны с ракетами “Sidewinder”.
     

    Во время боевых действий важным качеством Ягуаров оказалась их маневренность — в отличие от более современных и тяжелых Торнадо, они могли оперативно среагировать на огонь с земли и уйти из зоны поражения. Все летавшие на “старичках” пилоты вернулись домой. После завершения “Бури” начавшаяся несколько ранее замена Ягуаров на Торнадо была приостановлена.
     

    Последними боевыми действиями, в которых пришлось поучаствовать этим самолетам, были события на Балканах в первой половине 90-х. Во время Боснийской войны для исполнения резолюции ООН об установлении бесполетной зоны, проигнорированной сторонами конфликта, силами международной коалиции было организовано воздушное патрулирование силами НАТО. После расширения бесполетной зоны, в ее границах оказалась используемая сербами авиабаза Удбина, которую международные силы и разбомбили 21 ноября 1994 г. В рейде участвовало 30 самолетов, из них 4 британских и 2 французских «Jaguar». Патрулирование воздушного пространства продолжалось до 1997-го г.
     

    Несколько слов об экспортной судьбе самолетов: с началом производства, самолетом заинтересовались Бельгия, Эквадор и Оман. Однако, бельгийцы хотели участвовать в производстве и, получив отказ, занялись локализацией выпуска F-16. Оман и Эквадор же начали получать самолеты в 1970-хх.
    Крупнейший же экспортный контракт на «Jaguar» сулила Индия. Предполагалось 3 этапа: ВВС Индии получают на время 16 британских истребителей для обучения, вторым этапом идет поставка 35 самолетов уже для постоянной службы, третьим же этапом предполагалось развертывание лицензионного производства на заводах HAL в Бангалоре. В конце концов, индусы к 1992 году построили на родине более 100 машин (в Европе выпуск был завершен в 1986 году.)
     

    В 2005-м все «Jaguar» были сняты с вооружения во Франции, а в 2007-м выведены из состава RAF. В Омане они прослужили до 2014-го и только в Индии применяются и на сегодняшний день. Всего было построено 543 экземпляра.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    SEPECAT "Jagaur" A.2
    Slider

    Наверх

  • Модель нового британского самолета в пластике не заставила себя долго ждать. Первоначально велись переговоры с японской фирмой Hasegawa, которая разрабатывала собственную пресс-форму. Чтобы не заниматься дублированием британцы, в рамках взаимовыгодного сотрудничества, стали терпеливо ждать, пока их японские коллеги наконец-таки выпустят свою модель.
     

    Ожидание продолжалось с 1969-го по 1971-й год. За это время перспективная японская разработка успела получить индекс F273 и войти в «зеленую» серию каталога FROG (Green Series), но «Jaguar» от Hasegawa в обозначенный период так и не появился. Осознав упущенность момента британские разработчики создали собственную пресс-форму, которая на долгие годы оказалась в числе лучших, хотя и не была лишена недостатков.
     

    Набор «SEPECAT Jaguar A.2/T.2 Tactical support trainer» (что можно перевести как “учебный самолет тактической поддержки”) с индексом F402 появился на модельном рынке в 1974-м году. Новинка продавалась в той же “зеленой” серии , но в новейших коробках типа H. Бокс-арт за авторством художника-иллюстратора Раша (Rush) был одним из самых эффектных и запоминающихся среди всех рисованных иллюстраций.
     

    Проносящийся над портом в нескольких метрах от водной глади, вооруженный четырьмя здоровенными самолет с горящим кораблем за заднем плане, немедленно западал в душу и вызывал настойчивое желание купить модель машины, обладающей такой сокрушительной мощью. Мало кто сознавал всю фантастичность сюжета картинки и ее деталей…
     

    Начнем с того, что к 1974-му истребители еще только осваивались войсками и не успели “понюхать пороха”. Более тонкий момент состоял в боевой нагрузке, т.к. самолет был в состоянии поднять только одну ракету «Martel», подвешивавшуюся на подфюзеляжном пилоне (однако же, именно такая конфигурация давалась в самом наборе, куда она перекочевала с одной из авиационных выставок, где прототип был увешан макетами вооружения). Третий интересный момент связан с использованием части иллюстрации с коробки модели танкера «Shell Welder», который и предстает в образе объятого пламенем судна.
     

    Также несколько запутан вопрос и с соответствием представленной в пластике модели реальным машинам. Набор содержал 2 кабины с фонарями, на одноместный боевой самолет «Jaguar» A французских ВВС и учебную британскую спарку «Jaguar» T2. Декали были даны на самолет с номером 118-AE, приписанный к учебному центру в Монт-де-Морсане (Centre d’Experiences Aeriennes Militaires — CEAM) и борт XX136, являвшийся первой серийной двухместной машиной для RAF. В то же время, на модели у воздухозаборников имелись отсекатели пограничного слоя, характерные исключительно для прототипов, а на нижней части носа кабины французской машины отсутствовал небольшой обтекатель, для ракеты «Martel» отсутствовал подфюзеляжный пилон.
     

    Судьба этих самолётов сложилась по-разному. Британская «спарка» T.2 (XX136) погибла в катастрофе по причине возгорания двигателя – неуправляемая машина упала вблизи Wimborne St. Giles (Dorset), но обоим пилотам удалось катапультироваться (Wing Commander C.C.Austin и Flight Lt. C.J.Cruickshanks).
     

    Французский прототип «Jaguar» A.2 некоторое времени использовался для обучения экипажей и различных испытательных программ, проводимых CEAM, после чего был списан.
     

    Вместе с тем, отливки демонстрировали хорошее качество, неплохую для середины семидесятых деталировку, а собиралась модель без щелей и перекосов. Таким образом, «Jaguar» от FROG имел все шансы стать хитом продаж, но бедственное положение головной фирмы «Rovex» привело, в итоге, к продаже пресс-форм в Советский Союз.
     

    До момента завершения производства в Великобритании было выпущено около 80.000 моделей в коробках типа H1 (две отдельные части и подставка Skybase, 1974-1976 гг.) и H2 («шкатулка» из цельного листа картона без части рисунков на боковинах и без подставки, 1976-1977 гг).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "SEPECAT Jaguar A.2/T.2 Tactical support trainer" F402, упаковка типа H1, FROG, Green Series, 1974-1976 гг.
    Slider

    Наверх

  • Производство модели Ягуара было развернуто в подмосковном Наро-Фоминске. В 1979-м модель пошла на экспорт в фирменных синих коробках Novo под названием «Seepecat Jaguar-Strike fighter» с прежним бокс-артом, и новым индексом 78085. Досадная ошибка в названии консорциума производителей не была замечена в процессе подготовки макетов и коробки с таким текстом так и пошли в печать.
     

    Ввиду того, что производство на НФЗПМ было налажено слишком поздно, а фирма Novo Toys Limited принудительно подверглась процедуре банкротства в конце 1980-го года, в продажу на территории Великобритании эта модель так и не попала. Чтобы готовая полиграфия не пропала даром, в течении 1981-го года неиспользованные упаковки и декали были направлены в СССР, благодаря чему достать “комплект” на «Jaguar» было достаточно просто, а вот именно экспортные комплекты если и существовали, то в очень ограниченном количестве.
     

    Для нужд же внутреннего рынка Наро-Фоминский завод пластических масс использовал простые пакеты с картонным лепестком, на лицевой стороне которого имелся сильно утрированный и отзеркаленный «нововский» рисунок. Столь простой подход к упаковке свой продукции НФЗП весьма своеобразно компенсировал различными сочетаниями цветов на полиграфии и сопутствующими надписями:

    Вариант 1 – первая половина 1980-х гг., ярко-красная окантовка, рисунок в бело-серо-голубых тонах, логотип предприятия голубого цвета и надпись «Сборная модель самолёта» (артикул МО-085-01-4583, ОСТ-17-296-75).

    Вариант 2 — первая половина 1980-х гг., красная окантовка, рисунок в бело-синих тонах, логотип предприятия голубого цвета и надпись «Сборная модель самолёта 264» (артикул МО-085-01-235, ОСТ-17-296-75).

    Вариант 3 — первая половина 1980-х гг., красная окантовка, рисунок в бело-серых тонах, логотип предприятия серого цвета и надпись «Сборная модель самолёта 264».

    Вариант 4 — середина 1980-х – начало 1990-х гг., красная штрихованная окантовка типа «сеточка», рисунок в бело-синих тонах, логотип предприятия синего цвета и надпись «Сборная модель самолёта 264».
     

    Во всех этих «тонкостях» имелся один интересный момент, объяснение которому пока не найдено. Свойство переделывать названия «экс-фроговских» моделей на советский мотив объяснялось идеологической подоплекой – продавать модель «натовского самолета» в Союзе можно было только максимально его обезличив. Тем не менее не совсем понятно, откуда появился цифровой индекс 264, если обычно использовали «фроговскую» нумерацию.
     

    Тем не менее, «суровый меч советской идеологии» всё же настиг «Jaguar». А началось всё со статьи «Ягуар на столе» в газете «Комсомольская правда», опубликованной в начале 1985-го года. Автор данного опуса, явно не разбираясь в истории авиастроения и боевого применения авиации, буквально «заклеймил позорным клеймом» все потенциально опасные для советского обывателя самолёты – кроме «Jaguar» под раздачу попал F-4 «Phantom II», выпускавшийся в Минске под советским названием «Всепогодный истребитель», и ещё несколько «экс-фроговских» моделей. Всё это идеологическое мракобесие вылилось в приказ о приостановке выпуска «Phantom II» и «Jaguar», но ненадолго…
     

    Начавшаяся в 1986-м году «перестройка» принесла свои положительные плоды в виде отказа от идеологических догм, временами балансировавших на грани маразма. Казалось бы, можно было только порадоваться за счастливое будущее, но не тут-то было! Вместе с «перестройкой» пришла эра тотального дефицита, что вызвало ухудшение качества полиграфии. Пока ещё работала плановая экономика предприятие могло обеспечивать стабильную цену на модель в 80 копеек, но у такой «стабильности» была и обратная сторона.
     

    С годами и качество отливок существенно снизилось – тираж в сотни тысяч экземпляров давал о себе знать. Если изначально почти новая форма позволяла получать качественный результат, то литники конца 1980-х гг. уже были заплывшими облоем, с нечеткими линиями расшивки, некачественно отлитой мелочевкой. Интересно, что недоливами в первую очередь детали для ракет «Martel», причем в аналогичной ситуации была модель «Buccaneer», в то время производившаяся в Одессе. Ремонтом пресс-формы в «перестроечный» период, естественно, никто не занимался.
     

    Что происходило с пресс-формами для моделей SEPECAT «Jaguar» и Fairey «Delta» в первой половине 1990-х гг. сказать очень затруднительно. По неподтвержденным данным их выпуск был вынужденно прекращен в 1992-м году, хотя не исключено, что периодически оснастка всё-таки использовалась. По крайней мере, есть информация о том, что «Jaguar» продавался в упаковке польской фирмы ZTS Plastic, но действительно ли это была «наро-фоминская» модель, пока остается не выясненным.
     

    Последняя глава в истории «экс-фроговских» пресс-форм из Наро-Фоминска была написана в начале 2000-х гг. Волею судеб они были выкуплены московской фирмой Maquette (Макет) и перевезены на одно из местных предприятий с ТПА. Поскольку дело происходило уже не в эпоху «дикого капитализма», когда модели можно было продавать в любом виде (даже без полиграфии), встал вопрос о графическом оформлении упаковки. Вместо советского «лепестка» наконец-то появилась полноценная коробка с эффектным рисунком SEPECAT «Jaguar», новой инструкцией и декалью от Анна и Ко., однако, что-то тут было не так…
     

    Моделисты со стажем наверняка помнят, что в 1996-м году итальянская фирма Italeri (No.067) выпустила модель «Jaguar GR.1A», а на следующий год появилась перепакованная версия от Revell (04351) — бокс-арты на обоих коробках были не идентичные, поскольку немецкая фирма (видимо, в целях разнообразия) решила добавить немного «экшена» со вторым самолётом и взрывом на заднем плане по мотивам операции «Буря в пустыне». Неизвестно, как обстояли дела с авторскими правами, но дизайнеры, работавшие по заказу Maquette, не обращая внимание на разницу в модификациях, просто «использовали зарубежный опыт». В финале получилась более чем интересная смесь — в коробке от Maquette с «заимствованным» бокс-артом от Revell и коробочным названием «Jaguar GR1»(!!!) находились отливки, изготовленные на «экс-фроговской» пресс-форме, ранее приехавшей из Наро-Фоминска.
     

    Впрочем, если отбросить всю эту лирику, следует отметить, что производственная оснастка для «Jaguar» к тому времени была порядком «убита». Почему не был употреблён термин «изношена»? На этот вопрос нет пока однозначного ответа, но в 1990-1991 гг. последние серии отливок, находившиеся в открытой продаже, хоть и страдали от многочисленного облоя, но сохраняли чистоту форм. С «макетовской» продукцией всё было диаметрально противоположно — облоя осталось относительно немного, но на деталях появились многочисленные «язвы» и «плешины», а часть деталей вообще оказалась деформированной. надо полагать, такие дефекты стали следствием не столько износа, сколько неправильно хранения пресс-форм в 1990-е гг.
     

    Где сейчас находится пресс-форма для «Jaguar» и каково её состояние – неизвестно. Предположительно она всё ещё в Москве, но в виду продолжительного отсутствия новых отливок можно предположить, что на модельный рынок эта «экс-фроговская» модель больше не вернётся…

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Seepecat Jaguar-Strike fighter" (Cat.No.78085) - экспортная упаковка Novo, 1978-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта 264" - отливки раннего выпуска НФЗПМ, пластик светло-серого цвета, первая половина 1980-х гг. Данный комплект имеет дефект отливки ракет, хотя в целом качество изготовления комплекта литников было вполне приемлемым.
    Slider

  • Автор модели — Сергей Васюткин

  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Sepecat Jaguar A2
    Scalemodels.ru — FROG/NOVO — Nostalgie
    Истребитель-бомбардировщик SEPECAT «Jaguar»
    Catalogues FROG — Sepecat Jaguar A/T Ref F402
    «Родословная» модели Sepecat Jaguar A.2/T.2 на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
    Le Jaguar dans l’armee de l’air: La genese (partie 1)
    Pilote Chasse 11 Ec — Le JAGUAR au CEAM
    PHOTO LIBRARY — SEPECAT JAGUAR T2, XX136 / B.1, ROYAL AIR FORCE
     

    Литература:
    Михаил Никольский «SEPECAT «Jaguar»» («Война в воздухе» #143)
    Dave Windle «Sepecat Jaguar: Tactical Support and Maritime Strike Fighter (Profiles of Flight)». Pen and Sword Aviation . 2011
    Peter Foster «Sepecat Jaguar Endangered Species Paperback». The History Press; UK ed. edition. 2006
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639