Grumman F8F-1B “Bearcat” — FROG


  • В 1975 году под торговой маркой FROG вышла модель “Grumman F8F-1B Bearcat Naval Fighter”, которая стала одной из лучших во всём “фроговском” ассортименте. К большому сожалению для британского производителя сделать из этой модели хит продаж не получилось, поскольку из-за экономических трудностей пресс-формы в том же годы были проданы советской фирме “Novoexport”, однако даже в этом случае выпущенный тираж успешно разошелся на внутреннем рынке Великобритании.

     

    После прибытия в СССР, пресс-формы прошли извилистый путь по нескольким советским предприятиям, пока не оказались на заводе “Огонек”. Здесь модель начала выпускаться под замысловатым названием “Истребитель палубный. Сборная модель индекс 407”. Благодаря достаточно высокой культуре опытно-экспериментального завода “Огонек” именно она отличалась не только оригинальными формами, но и хорошим качеством отливок. Экспортные поставки этой модели так и не состоялись (хотя полиграфия была напечатана), а после 1991-го года следы “экс-фроговской” пресс-формы затерялись где-то в Москве…
     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • Появление в составе морской авиации США таких истребителей, как Grumman F6F и Vought F4U не решало всех проблем. Обладая высокими скоростными показателями, большой дальностью и мощным вооружением эти самолёты заметно отставали в маневренности, что в воздушной схватке играло далеко не последнюю роль. Выйти из этой ситуации доработкой существующих конструкции было невозможно, что привело фирму Grumman к инициативной разработке.
     

    В середине 1943 года главный конструктор Уильям Т.Швендлер приступил к работе над проектом G-58. В целом этот истребитель являлся логическим развитием F6F-3, отличаясь от него меньшими размерами и гораздо более чистыми аэродинамическими формами. Осенью проект был представлен на рассмотрение морской комиссии и 29-го ноября 1943 года был подписан контракт на постройку одного прототипа под официальным обозначением XF8F-1.
     

    Первый прототип XF8F-1 поднялся в воздух 21-го августа 1944 года, а в скором времени было построено ещё 4 опытных образца. Даже несмотря на то, что вооружение на прототипах не устанавливалось XF8F-1 был принят на вооружение авиации флота США под обозначением F8F-1 “Bearcat” («Росомаха»). Первая партия из 23 предсерийных истребителей была готова к середине 1945 года, но только 10 из них распределили между боевыми эскадрильями VF-18 и VF-19.
     

    Подготовка пилотов велась без особой спешки, поэтому принять участие во 2-й мировой войне F8F-1 так и не довелось. С марта 1946 года в серийное производство поступили истребители F8F-1B, хотя до заключения контракта их обозначали как F8F-1C. Этот вариант, прототипом для которого послужил один из серийных F8F-1 (рег.номер 90440), получил усиленное вооружение, состоявшее из двух 20-мм пушек Ford-Pontiac М39А с боекомплектом по 205 снарядов на ствол.
     

    С ноября 1946 года начались поставки ночных истребителей F8F-1N, которые поступили на вооружение ночных истребительных эскадрилий CVN-1 и CVN-2. В числе дополнительно оборудования находились автопилот GR-1, радиовысотомер, ночной оптический прицел Мк.20, радар AN\APS-19 в каплевидном обтекателе, система опознавания “свой-чужой”, а также пламегасителями на выхлопных патрубках
     

    В период с октября 1947-го и до конца мая 1949 года было собрано 293 самолёта F8F-2. По аналогии с F8F-1N был создан вариант ночного истребителя F8F-2N с тем же комплектом оборудования, но на этот раз удалось собрать только 12 самолётов. Больший успех сопутствовал разведывательному варианту F8F-2P, который оснащался тремя фотоаппаратами K-17 или K-18 в фюзеляже. Разведчики поступили на вооружение в январе 1949 года. Также в планах остался выпуск истребителей F8F на предприятиях фирм General Motors и Canadian Car and Foundry, где им должны были присвоить обозначения F3M-1 и F4W-1.
     

    Отзывы об этом самолёте были очень хорошими и к 1948 году “Bearcat” стали основными истребителями флота – к этому времени в строю имелось 747 самолётов, распределенных между 24 подразделениями. Тем не менее, наступала эра реактивной авиации и с 1950-го года F8F стали выводить в резерв. Соответственно, в Корейской войне они участия не принимали. Дольше всех находились в эксплуатации модификации F8F-1D и F8F-2D, представлявшие собой самолёты управления летающими мишенями – их вывели из эксплуатации в 1955 году.
     

    После списания из морской авиации США часть самолётов была продана в частные руки. Демилитаризованные F8F оказались прекрасной платформой для создания на их базе гоночных и демонстрационных самолётов – примером тому может служить G-58 “Gulfhawk” IV, который был сделан специально для лётчика Эла Уильямса и был облётан в июне 1947 года. Также одному из гоночных F8F, оборудованном 3800-сильным двигателем R-3350, принадлежит официальный рекорд скорости для поршневых самолётов равный 850,24 км\ч, который был установлен 21-го августа 1989 года и до настоящего момента является абсолютным в данном классе самолётов.
     

    Повоевать пришлось F8F отправленным на экспорт. В 1951 году, в рамках оказания военной помощи “терпящей бедствие” колониальной авиации Франции, американцы передали партию истребителей F8F-1 и F8F-1B. Эти самолёты прошли небольшую модернизацию (доработана топливная система, установлена радиостанция SCR-300, бомбодержатели адаптировали для подвески французских бомб) и получили обозначения F8F-1D и F8F-1DB. На них воевали эскадрильи GC 1/6 и GC 1/8, но в виду полного отсутствия у вьетнамских партизан авиации истребители использовались как самолёты непосредственной поддержки наземных сил, причем весьма успешно. Об интенсивности применения французских “Bearcat” во Французском Индокитае говорит такой факт – только по официальным данным до объявления перемирия в 1954 году было безвозвратно потеряно 64 и повреждено ещё 167 истребителя-штурмовика, хотя ряд западных специалистов склоняется к выводу, что потери были более значительными.
     

    Также в 1951 года “рука помощи” была протянута Таиланду, правительство которого было сильно озабочено крупномасштабными боевыми действиями вблизи своих границ. От США тайцам удалось получить 50 истребителей экспортных вариантов F8F-1D и F8F-1DB, распределив их между тремя эскадрильями. В бой им вступить так и не пришлось, что продлило карьеру “Bearcat” до 1963 года.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Grumman XF8F-1
    Slider

    Наверх

  • Модель под коробочным названием «Grumman F8F-1B Bearcat Naval Fighter», вышедшая под торговой маркой FROG, получилась на редкость удачной. Пресс-форма для неё была готова в 1975-м году уже под занавес существования фирмы-владельца “Rovex Models and Hobbies”, поэтому вся партия была выпущена только в упаковках типа Н — до 1976-го года включительно использовались коробки H1, состоявшими из отдельных верхних и нижних половин, а на завершающей стадии производства их сменили коробки H2, которые изготавливались из уельного листа картона.

     

    Декаль и схема окраски предусматривали два варианта оформления:

    F8F-1B — VF-72 “Hawks” USN, Quonset Point, Rhode Island\USS “Leyte” (CV 32), номер 218, Ensign Richard M.Hill, 1950

    F8F-1DB — GC 1/21 “Artois” Armee de l’Air, Bac-Mai, Hanoi, Vietnam, 438, Capitane Faure, 1953
     

    В каталоге FROG модель вошла в Red Series и получила индекс F407. В общей сложности, до начала 1977-го года, было выпущено 30.000 комплектов. Перепаковкой модели никто не занимался, поскольку к этому времени пресс-формы уже формально принадлежали советской фирме “Novoexport”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Grumman F8F-1B Bearcat Naval Fighter" (F407) - упаковка типа H2, FROG, 1976-1977 гг.
    Slider

    Наверх

  • Сразу после завершения производства в Великобритании пресс-форма на модель Grumman F8F “Bearcat” была отправлена в Советский Союз. Испытания проводились на мощностях ЦКТБИ, при этом, по воспоминаниям очевидцев, было сделано две партии отливок — официальная и “черная”. Разошлись они в основном через частные руки на московском клубе моделистов в течении 1979-1980 гг.

    Дальнейшая судьба “экс-фроговской” модели выглядела бы очень скромно, если бы не один интересный нюанс. Следуя концепции распределения пресс-форм по предприятиям СССР в министерстве легкой промышленности (или в одном из его ведомств) “Bearcat” решили отправить в Курск на завод “Счетмаш”. Приблизительно в 1978-1979 гг. здесь изготовили партию тестовых отливок, но затем процесс застопорился и в конечном итоге производственная оснастка вернулась в Москву, где попала на завод “Огонек”. Складывая эти факты можно понять, почему вышла задержка с экспортными поставками.
     

    Для экспортного варианта британской фирмой-посредником “Novo Toys Limited” была сделана коробка с бокс-артом, который в целом повторял “фроговский” образца 1975 года. Варианты оформления также не изменились, за исключением позиционирования элементов декали. По каталогу модель с названием “Bearcat Naval Fighter” проходила под индексом 78080 и была включена в состав Series 4.
     

    О судьбе полиграфии и экспортных отливок известно крайне мало. В 1979-1980 гг. в Великобритании было напечатано небольшое количество коробок (по всей видимости, это была тестовая партия), а вот истинно “нововских” декалей так и не появилось — в промо-комплекты входили декали, оставшиеся на складах FROG. Что касается отливок, то британская сторона вполне могла получить некоторое количество с ЦКТБИ, поскольку серийное производство “Bearcat” было развернуто уже после ликвидации фирмы “Novo Toys Limited”, но ещё до прибытия пресс-форм на завод “Огонек”. В начале 1981-го года оставшиеся невостребованными коробки и декали были переданы советской стороне.

     

    Версия модели для внутреннего рынка от завода “Огонек” вполне ожидаемо получила боле простую коробку с черно-белым изображением истребителя на “фирменном” синем фоне и названием “Истребитель палубный. Сборная модель индекс 407”. Инструкция также не отличалась особыми изысками в плане графического дизайна, но шаги повторяли “фроговский” вариант. В набор также могла входить “нововская” декаль, но в открытой продаже такие комплекты были скорее редкостью. Московские отливки изготовлялись из пластика серого цвета различных оттенков.
     

    По всей видимости, выпуск модели “Истребитель палубный” на заводе “Огонек” был прекращен в 1991-м году – по крайней мере, с этого времени новых отливок в продаже не появлялось. Вероятнее всего, пресс-форма была повреждена и затем утилизирована.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bearcat Naval Fighter" (Cat.No.78080) - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Надо отметить, что Grumman F8F «Bearcat” является не частым гостем на прилавках модельных магазинов. До FROG модель этого самолёта выпускала только фирма “Monogram, пресс-форма для которой появилась в 1967-м году и впоследствии несколько раз переиздавалась. Лишь несколько лет назад чешская фирмы “Sword” и “ART Model” представили свои варианты Grumman F8F “Bearcat”, которые в лучшую сторону отличаются только деталировкой.

     

  • Пластиковая модель истребителя Grumman F8F-1B “Bearcat» производства завода Кругозор состоит из 38 деталей (12+10+15+2), которые располагаются на четырех литниках, включая один с прозрачными деталями. В отличии от “фроговского» оригинала тут присутствует локальный наплывы облоя, хотя в целом качество отливок довольно хорошее. Что касается самой модели, то по геометрическим размерам она выполнена с минимальными издержками, а вот в отдельных деталях присутствует определённый примитивизм:

    — отсутствует деталировка кабины пилота и ниш шасси

    — створки перепуска воздуха на капоте выполнены внутренним раскроем

    — имитация полотняной обшивки на рулях выполнена внешним раскроем

    — двигатель и стволы пушек выполнены слишком упрощенно
     

    Отдельно отметим фонарь кабины пилота, который состоит из двух частей, что позволяет сделать его в открытом варианте. Правда, при отсутствии внутренней деталировки, такой “фроговский» изыск выглядит несколько избыточно. В остальном “огоньковская» модель доработок не требует.

    Наверх


  • Grumman F8F-2 “Bearcat”, 553, Marines
    Автор модели – Олег Тенячкин
    Завод “Огонек”, модель собрана в 1991 г.

    Grumman F8F-1DB “Bearcat”, 438, GC 1/21 “Artois” Armee de l’Air, Bac-Mai, Hanoi, Vietnam
    Автор модели – М.Чизганов, фото С.Боровик
    Завод “Огонек”, 1980-е гг.


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Grumman F8F-1B Bearcat Réf F407
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002
    М.Райдер “Пылающее небо Кохинхины” (“История Авиации” 2000-04)
    E.Brown “Last of the Wartime ‘Cats … the Bearcat was no kitten” (“Air International” 1980-05)
    Hal Andrews “The Grumman F8F Bearcat» (“Aircraft in profile” No.107). Windsor. Profile Publications Ltd., 1972
    Rene J.Francillon “Grumman Aircraft Since 1929”. Annapolis. Naval Institute Press. ISBN 0-87021-246-X. 1989
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639