Grumman F8F-1B «Bearcat»


  • Среди всех моделей московского производства особое место занимал “Истребитель палубный. Сборная модель индекс 407” — именно под этим замысловатым названием скрывалась модель “Grumman F8F-1B Bearcat Naval Fighter”, выпущенная фирмой FROG в 1975 году. Благодаря достаточно высокой культуре опытно-экспериментального завода “Огонек” именно она отличалась не только оригинальными формами, но и хорошим качеством отливок.

    К большому сожалению, экспортные поставки этой модели так и не состоялись (хотя полиграфия была напечатана), а после 1991-го года следы “экс-фроговской” пресс-формы затерялись где-то в Москве…
     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • Появление в составе морской авиации США таких истребителей, как Grumman F6F и Vought F4U не решало всех проблем. Обладая высокими скоростными показателями, большой дальностью и мощным вооружением эти самолёты заметно отставали в маневренности, что в воздушной схватке играло далеко не последнюю роль. Выйти из этой ситуации доработкой существующих конструкции было невозможно, что привело фирму Grumman к инициативной разработке.
     

    В середине 1943 года главный конструктор Уильям Т.Швендлер приступил к работе над проектом G-58. В целом этот истребитель являлся логическим развитием F6F-3, отличаясь от него меньшими размерами и гораздо более чистыми аэродинамическими формами. Осенью проект был представлен на рассмотрение морской комиссии и 29-го ноября 1943 года был подписан контракт на постройку одного прототипа под официальным обозначением XF8F-1.
     

    Первый прототип XF8F-1 поднялся в воздух 21-го августа 1944 года, а в скором времени было построено ещё 4 опытных образца. Даже несмотря на то, что вооружение на прототипах не устанавливалось XF8F-1 был принят на вооружение авиации флота США под обозначением F8F-1 “Bearcat” («Росомаха»). Первая партия из 23 предсерийных истребителей была готова к середине 1945 года, но только 10 из них распределили между боевыми эскадрильями VF-18 и VF-19.
     

    Подготовка пилотов велась без особой спешки, поэтому принять участие во 2-й мировой войне F8F-1 так и не довелось. С марта 1946 года в серийное производство поступили истребители F8F-1B, хотя до заключения контракта их обозначали как F8F-1C. Этот вариант, прототипом для которого послужил один из серийных F8F-1 (рег.номер 90440), получил усиленное вооружение, состоявшее из двух 20-мм пушек Ford-Pontiac М39А с боекомплектом по 205 снарядов на ствол.
     

    С ноября 1946 года начались поставки ночных истребителей F8F-1N, которые поступили на вооружение ночных истребительных эскадрилий CVN-1 и CVN-2. В числе дополнительно оборудования находились автопилот GR-1, радиовысотомер, ночной оптический прицел Мк.20, радар AN\APS-19 в каплевидном обтекателе, система опознавания «свой-чужой», а также пламегасителями на выхлопных патрубках
     

    В период с октября 1947-го и до конца мая 1949 года было собрано 293 самолёта F8F-2. По аналогии с F8F-1N был создан вариант ночного истребителя F8F-2N с тем же комплектом оборудования, но на этот раз удалось собрать только 12 самолётов. Больший успех сопутствовал разведывательному варианту F8F-2P, который оснащался тремя фотоаппаратами K-17 или K-18 в фюзеляже. Разведчики поступили на вооружение в январе 1949 года. Также в планах остался выпуск истребителей F8F на предприятиях фирм General Motors и Canadian Car and Foundry, где им должны были присвоить обозначения F3M-1 и F4W-1.
     

    Отзывы об этом самолёте были очень хорошими и к 1948 году “Bearcat” стали основными истребителями флота – к этому времени в строю имелось 747 самолётов, распределенных между 24 подразделениями. Тем не менее, наступала эра реактивной авиации и с 1950-го года F8F стали выводить в резерв. Соответственно, в Корейской войне они участия не принимали. Дольше всех находились в эксплуатации модификации F8F-1D и F8F-2D, представлявшие собой самолёты управления летающими мишенями – их вывели из эксплуатации в 1955 году.
     

    После списания из морской авиации США часть самолётов была продана в частные руки. Демилитаризованные F8F оказались прекрасной платформой для создания на их базе гоночных и демонстрационных самолётов – примером тому может служить G-58 «Gulfhawk» IV, который был сделан специально для лётчика Эла Уильямса и был облётан в июне 1947 года. Также одному из гоночных F8F, оборудованном 3800-сильным двигателем R-3350, принадлежит официальный рекорд скорости для поршневых самолётов равный 850,24 км\ч, который был установлен 21-го августа 1989 года и до настоящего момента является абсолютным в данном классе самолётов.
     

    Повоевать пришлось F8F отправленным на экспорт. В 1951 году, в рамках оказания военной помощи «терпящей бедствие» колониальной авиации Франции, американцы передали партию истребителей F8F-1 и F8F-1B. Эти самолёты прошли небольшую модернизацию (доработана топливная система, установлена радиостанция SCR-300, бомбодержатели адаптировали для подвески французских бомб) и получили обозначения F8F-1D и F8F-1DB. На них воевали эскадрильи GC 1/6 и GC 1/8, но в виду полного отсутствия у вьетнамских партизан авиации истребители использовались как самолёты непосредственной поддержки наземных сил, причем весьма успешно. Об интенсивности применения французских “Bearcat” во Французском Индокитае говорит такой факт – только по официальным данным до объявления перемирия в 1954 году было безвозвратно потеряно 64 и повреждено ещё 167 истребителя-штурмовика, хотя ряд западных специалистов склоняется к выводу, что потери были более значительными.
     

    Также в 1951 года «рука помощи» была протянута Таиланду, правительство которого было сильно озабочено крупномасштабными боевыми действиями вблизи своих границ. От США тайцам удалось получить 50 истребителей экспортных вариантов F8F-1D и F8F-1DB, распределив их между тремя эскадрильями. В бой им вступить так и не пришлось, что продлило карьеру “Bearcat” до 1963 года.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Grumman XF8F-1
    Slider

    Наверх

  • Модель под коробочным названием «Grumman F8F-1B Bearcat Naval Fighter» от FROG получилась на редкость удачной. Пресс-форма для неё была готова в 1975-м году уже под занавес существования этой фирмы, поэтому вся партия была выпущена только в упаковках типа Н1 и H2. Декаль и схема окраски предусматривали два варианта оформления:

    F8F-1B — VF-72 «Hawks» USN, Quonset Point, Rhode Island\USS «Leyte» (CV 32), номер 218, Ensign Richard M.Hill, 1950

    F8F-1DB — GC 1/21 «Artois» Armee de l’Air, Bac-Mai, Hanoi, Vietnam, 438, Capitane Faure, 1953
     

    В каталоге FROG модель вошла в Red Series и получила индекс F407. В общей сложности, до начала 1977-го года, было выпущено 30.000 комплектов. Перепаковкой модели никто не занимался.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Grumman F8F-1B Bearcat Naval Fighter" (F407) - упаковка типа H2, FROG, 1976-1977 гг.
    Slider

    Наверх

  • Сразу после завершения производства в Великобритании пресс-форма на модель Grumman F8F «Bearcat» была отправлена в Советский Союз. Испытания проводились на мощностях ЦКТБИ, при этом, по воспоминаниям очевидцев, было сделано две партии отливок — официальная и «черная». Для экспортного варианта британской фирмой-посредником Novo Toys Limited была сделана коробка с бокс-артом, который в целом повторял «фроговский». Варианты оформления также не изменились, за исключением позиционирования элементов декали. По каталогу модель проходила под индексом 78080 и названием «Bearcat Naval Fighter».
     

    О судьбе полиграфии и экспортных отливок известно крайне мало. В 1979-1980 гг. в Великобритании было напечатано небольшое количество коробок (по всей видимости, это была тестовая партия), а вот «истинно нововских» декалей так и не появилось — в промо-комплекты входили декали, оставшиеся на складах FROG. Что касается отливок, то британская сторона вполне могла получить некоторое количество с ЦКТБИ, поскольку серийное производство «Bearcat» было развернуто уже после ликвидации фирмы Novo Toys Limited. В начале 1981-го года оставшиеся невостребованными коробки и декали были переданы советской стороне.
     

    Дальнейшая судьба «экс-фроговской» модели выглядела бы очень скромно, если бы не один интересный нюанс. Следуя концепции распределения пресс-форм по предприятиям СССР в министерстве легкой промышленности (или в одном из его ведомств) «Bearcat» решили отправить в Курск на завод Счетмаш. Приблизительно в 1978-1979 гг. здесь изготовили партию тестовых отливок, но затем процесс застопорился и в конечном итоге производственная оснастка вернулась в Москву, где попала на завод Огонек. Складывая эти факты можно понять, почему вышла задержка с экспортными поставками.
     

    Версия модели для внутреннего рынка от завода Огонек вполне ожидаемо получила боле простую коробку с черно-белым изображением истребителя на «фирменном» синем фоне и названием «Истребитель палубный. Сборная модель индекс 407». Инструкция также не отличалась особыми изысками в плане графического дизайна, но шаги повторяли «фроговский» вариант. В набор также могла входить «нововская» декаль, но в открытой продаже такие комплекты были скорее редкостью. Московские отливки изготовлялись из пластика серого цвета различных оттенков.
     

    По всей видимости, выпуск модели «Истребитель палубный» на заводе Огонек был прекращен в 1991-м году – по крайней мере, с этого времени новых отливок в продаже не появлялось. Вероятнее всего, пресс-форма была повреждена и затем утилизирована.
     

    Надо отметить, что Grumman F8F «Bearcat» является не частым гостем на прилавках модельных магазинов. До FROG модель этого самолёта выпускала только фирма Monogram, пресс-форма для которой появилась в 1967-м году и впоследствии несколько раз переиздавалась. Лишь несколько лет назад чешская фирмы Sword и ART Model представили свои варианты Grumman F8F «Bearcat», которые в лучшую сторону отличаются только деталировкой.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bearcat Naval Fighter" (Cat.No.78080) - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пластиковая модель истребителя Grumman F8F-1B «Bearcat» производства завода Кругозор состоит из 38 деталей (12+10+15+2), которые располагаются на четырех литниках, включая один с прозрачными деталями. В отличии от «фроговского» оригинала тут присутствует локальный наплывы облоя, хотя в целом качество отливок довольно хорошее. Что касается самой модели, то по геометрическим размерам она выполнена с минимальными издержками, а вот в отдельных деталях присутствует определённый примитивизм:

    — отсутствует деталировка кабины пилота и ниш шасси

    — створки перепуска воздуха на капоте выполнены внутренним раскроем

    — имитация полотняной обшивки на рулях выполнена внешним раскроем

    — двигатель и стволы пушек выполнены слишком упрощенно
     

    Отдельно отметим фонарь кабины пилота, который состоит из двух частей, что позволяет сделать его в открытом варианте. Правда, при отсутствии внутренней деталировки, такой «фроговский» изыск выглядит несколько избыточно. В остальном «огоньковская» модель доработок не требует.

    Наверх


  • Grumman F8F-2 “Bearcat”
    Автор модели – Олег Тенячкин, собрана в 1991 г.

    Grumman F8F-2 “Bearcat”
    Автор модели – М.Чизганов, фото С.Боровик


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Grumman F8F-1B Bearcat Réf F407
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002
    М.Райдер «Пылающее небо Кохинхины» («История Авиации» 2000-04)
    E.Brown «Last of the Wartime ‘Cats … the Bearcat was no kitten» («Air International» 1980-05)
    Hal Andrews «The Grumman F8F Bearcat» («Aircraft in profile» No.107). Windsor. Profile Publications Ltd., 1972
    Rene J.Francillon «Grumman Aircraft Since 1929». Annapolis. Naval Institute Press. ISBN 0-87021-246-X. 1989
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639