Gloster “Javelin” FAW.Mk.9


  • Ещё одной широко известной и очень популярной в Советском Союзе моделью, производившейся в 1979-1997 гг. на московском заводе Прогресс, безусловно был “Самолёт индекс 408”, представлявший собой разработку фирмы FROG 1975-го года. На западном рынке она была более известна под «фроговским» коробочным названием “Javelin FAW.9/9R All-weather fighter” и индексом F408.
     

    Выпуск данной модели был прерван после принудительного свертывания производства на заводе “Прогресс”, где к концу 1990-х гг. имелись обширные планы по изменению упаковок для собственной продукции и поставок её на экспорт. Судьба пресс-формы оказалась печальной — она эксплуатировалась до 2005 г., после чего завод был закрыт новыми хозяевами, и все оборудование было сдано в металлолом при ликвидации предприятия.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, Suede, Pit и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Британская фирма Gloster Aircraft Company начала работу над реактивными самолетами еще до Второй Мировой, благодаря чему Англия единственная среди стран-союзниц создала и серийно производила в годы войны боевой самолет, оснащенный ТРД — “Meteor”. Вектор развития авиации во второй половине сороковых был направлен на скорейшую постановку на вооружение машин с реактивной силовой установкой и устаревание техники более ранних моделей происходило буквально на глазах.
     

    В январе 1947 года министерство авиации Великобритании разработало 2 спецификации — на одноместный истребитель-перехватчик для замены Gloster “Meteor” и на тяжеловооруженный двухместный высотный ночной, оснащенный радаром.

    В компании Gloster Aircraft занялись проработкой обоих вариантов, снабдив их характерным для истребителей первого поколения стреловидным крылом, но главный конструктор В.Картер полагал наиболее подходящим дельтавидное. Пока шел поиск оптимальных технических решений, министерство изменило свои требования, отдав предпочтение дневному истребителю с возможностью создания его ночного варианта. Конструкторский коллектив “Глостер” вновь разработал 2 самолета, оба имевшие дельтавидное крыло, но им не суждено было сойти с чертежной доски, руководство королевских ВВС вновь изменило свои требования, на сей раз, основываясь на информации полученной о новом истребителе США — North-American F-86 “Sabre”.

    В итоге, проработка проекта была закончена в 1949-м и в цехах Gloster Aircraft закипела работа. Для прототипа был выбран двигатель Armstrong-Siddeley “Sapphire” тягой 3400 кг, устанавливаемый в спарке. 27 ноября 1951 г. самолет был впервые поднят в воздух. Полет, несмотря на отмеченную пилотом хорошую управляемость, сопровождался сильной тряской, потребовавшей отправить машину на доработку. Работы завершились успешно, и в марте 1952-го была достигнута высота в 13.1 км и скорость в 0.95 Маха. Испытания шли успешно, пока 29 июня 1952-го 99-й вылет чуть было не закончился трагедией — в середине полета аэродинамический флаттер оторвал руль высоты, но несмотря на отсутствие управляющих поверхностей, пилот Билл Уотертон не только смог посадить самолет, но спас оборудование с полетными данными из загоревшейся машины. За свои действия он был отмечен высокой наградой — медалью Георга.

    В ожидании готовности второго прототипа самолет, наконец, получил имя — “Javelin” (Дротик). Последовало еще 4 опытных самолета, на которых доводилась до идеала форма крыла, испытывались подвеска ракет и баков, различного оборудования, а также система дозаправки в воздухе. Пилот, на чью долю выпала эта сложная задача, отметил огромный риск и сложность использования заправочного оборудования, поэтому на серийных самолетах от него решили отказаться.
     

    На вооружение “Javelin” был принят 30 ноября 1955-го. К этому времени он имел двухместную кабину, два двигателя “Sapphire” Sa.6 с тягой по 3628 кг, четыре 30-мм пушки “Aden” и бортовую РЛС с радиусом обнаружения целей в 29 км. Таким образом, он стал первым в мире двухмоторным истребителем с дельтавидным крылом.

    Несмотря на новаторскую конструкцию, доработки самолета с целью увеличения надежности и дальности полета начались задолго до начала серийного выпуска первой модификации, и уже в июле 1956-го в воздух поднялся “Javelin” Mk.5, получивший дополнительные крыльевые баки. Несмотря на ухудшившиеся ЛТХ, самолет гораздо лучше подходил для длительного воздушного патрулирования, и уже через 10 месяцев первые самолеты начали поступать в строевые части. Несколько эскадрилий были расквартированы в Западной Германии и Бельгии, занимаясь сопровождением летавших на боевое дежурство британских стратегических бомбардировщиков.
     

    Бешеный темп развития реактивной авиации привел к тому, что уже через год после принятия на вооружение перехватчик начал выглядеть довольно бледно на фоне зарубежных конкурентов, потребовалась гораздо более радикальная модернизация, результатом которой стал “Javelin” Mk.7. Установка новы двигателей “Sapphire” Sa.7, имевших тягу 4990 кг, потребовала увеличения ширины фюзеляжа и уменьшения объема внутренних баков на 200 л, взлетный вес вырос на 2 т. до почти 16200 кг, но скорость удалось сохранить на уровне 1140 км/ч на уровне моря, а скороподъемность даже увеличилась. Важной вехой стало оснащение Mk.7 первым из английских истребителей четырьмя новейшими управляемыми ракетами “Firestreak” с головками теплового наведения производства компании De Havilland. Правда, для облегчения самолета, в ходе производства на Mk.7 оставили только 2 пушки.

    Появление аналогичного вооружения у советских самолетов заставило задуматься о снижении уровня заметности самолета в инфракрасном диапазоне. Задача была решена путем установки на сопла специальных колец с 27 сегментами. Была заменена на более современную и часть электроники, данная модификация имела обозначение “Javelin” Mk.8. На ней закончилось производство новых самолетов, но выпущенные ранее “семерки” было решено довести до ее уровня, а установка при модернизации новых систем жизнеобеспечения и спасения пилотов позволили производителю заявить о создании новой, теперь уже последней версии “Javelin” – FAW Mk.9. Всего было построено 436 машин.
     

    Необходимость в оперативной переброске авиационных соединений, вооруженных “Javelin”, на дальние расстояния привела к возвращению к идее дозаправки в воздухе. На сей раз оборудование устанавливали на серийные строевые машины, они получили обозначение Mk.9F. Также, 64 “девятки” получили универсальные пилоны для подвески ракет или топливных баков, данный вариант был назван Javelin” Mk.9R.
     

    Наиболее близки к боевому применению “Javelin” были в период Индонезийско-Малайзийской конфронтации 1960-1966-го гг., когда Великобритания, защищая недавно появившуюся на карте Малайзию, перебросила в этот регион войска и в 1964-м году уже была готова объявить Индонезии войну. К счастью, в армейском руководстве этой страны хватило трезвых голов, не допустивших разрастания конфликта дальше пограничных столкновений, и в 1968-м “Javelin”, предназначавшиеся для перехвата индонезийских бомбардировщиков, вернулись домой. На этом их активная карьера в RAF была завершена, после всего 8.5 лет службы их сменили более совершенные “Phantom” и “Lightning”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Gloster "Javelin", WD804, прототип
    Slider

    Наверх

  • И вновь, как в случае с Fairey “Gannet”, English Electric P.I и DH.110, разработчики фирмы IMA (на рынке представленной под торговым названием FROG) проявили чудеса оперативности. Производственная оснастка для “Gloster Javelin” появилась уже в 1955-м году(!) – то есть, всего через три года после появления этого самолёта. В каталоге FROG модель находилась под индексом 324Р, а отливки упаковывались в коробки типа С1. Оформление предусматривало только один вариант для прототипа из принятого RAF. Соответственно, на лицевой стороне коробки был помещен бокс-арт прототип “Javelin”.
     

    Второе издание отличалось только тем, что после ревизии 1964-го года индекс модели в каталоге FROG изменился на F324. Также эта модель приняла участие в акции Golden Tokens – приобретая “Javelin” покупатель получал 7 “золотых” купонов. В общей сложности, в период с 1955-го по 1965-й год было выпущено 20.000 комплектов, часть из которых продавалась за рубежом в коробках от фирмы Tri-Ang.
     

    Третье издание оказалось самым многочисленным – в 1965-1967 гг. под логотипом FROG выпустили ещё 30.000 комплектов F324 в коробках типа F1. В каталоге модель “Gloster Javelin” вошла в Green Series.
     

    Судьба пресс-формы на “Gloster Javelin” 324P\F324 остаётся неизвестной. Судя по тому, что в Советский Союз она не попала, и ни одна из других западных фирм-производителей её не перекупила, есть все основания предполагать, что участь производственной оснастки была печальной…
     

    Второй раз разработчики работавшие на FROG подошли к данной модели лишь спустя 10 лет. Новая пресс-форма была разработана для серийной модификации Gloster “Javelin” FAW.9/FAW.9R, а в каталоге она получила индекс F408 и вошла в Orange Series. Отливки упаковывались в коробки типа Н1 с названием “Javelin FAW.9/9R All-weather fighter” и эффектным бокс-артом от Криса Голдса (Chris Golds). Декаль и схема окраски содержала два варианта оформления:

    “Javelin” FAW.9R — No.64 Sqn.RAF, XH766/E, Waterbeach, September 1961

    “Javelin” FAW.9 — No.5 Sqn.RAF, XH905/E, Geilenkirchen, August 1963
     

    К несчастью для западных моделистов, выпуск этой модели в Великобритании продолжался очень недолго – 1975-й год выдался для фирмы “Rovex” (которой тогда принадлежала торговая марка FROG) очень тяжелым, в результате чего пришлось не только закрыть ряд проектов, но и продать несколько новейших пресс-форм Советскому Союзу, успев выпустить ограниченные серии моделей. Экономическая ситуация была настолько печальна, что в 1976-м году британскому производителю пришлось не только ввести коробки типа Н2, но и уменьшить количество цветов в декалях до 24. Более того, модели лишились фирменной подставки Skybase. Производство модели “Gloster Javelin” завершилось в 1976-м году после выпуска 35.000 комплектов.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Javelin FAW.9/9R All-weather fighter” F408 - упаковка типа H1, FROG, Orange Series, 1975-1976 гг.
    Slider

    Наверх

  • В СССР пресс-форма на модель с индексом F408 попала на завод “Прогресс”, расположенный в Москве. Интересная особенность данной поставки заключалась в том, что в комплекте сразу прибыл британский термопластоавтомат! Ни через в ЦКТБИ, ни через Институт Игрушки модель, соответственно, не проходила.

    Точную дату начала массового производства назвать на данный момент затруднительно, но к 1980-м году значительное количество отливок было отправлено в Великобританию. Экспортный вариант оформления предусматривал стандартную синюю коробку с бокс-артом и схемами окраски унаследованными от FROG. В каталоге “Novo Toys Limited” модель получила индекс 76086 и вошла в Sereis 5. На британском рынке она продавалась под коробочным названием “Javelin — All Weather Fighter”.
     

    Поскольку дело происходило непосредственно перед ликвидацией британской фирмы-посредника на большую валютную выручку рассчитывать не приходилось, а с 1981-го года весь объём продукции пошёл на внутренний рынок СССР. До этого момента на экспорт удалось поставить около 25.000 отливок, после чего британская сторона передала остатки полиграфии Novo, которые оказались весьма внушительными.
     

    Завод “Прогресс” выпускал модели в фирменных цветастых пакетах и коробке, на лицевой стороне которой был изображен упрощенный рисунок истребителя, частично заимствованный у Novo. При этом, коробки были двух типов – с преимущественно белым или синим фоном. Характерной особенностью была внутренняя упаковка из целлофанового пакета с различными “цветастыми” рисунками на детскую тематику. Инструкция была разработана своя (стандартизированного типа, меньшая по размерам).
     

    Долгое время в комплекте отсутствовала декаль, но приблизительно с 1990-го года московские наборы начали комплектовать “липкими аппликациями” с британскими опознавательными знаками. В этот же период была изменена упаковка — общий стиль был сохранен, но рисунок стал более полноцветным. На нижней части коробки была изображена схема нанесения опознавательных знаков.
     

    Производство “Сборной модели самолёта Индекс 408” в данном виде продолжалось до 1991-го года включительно, пока страна не вошла в затяжной экономический кризис. Надо отдать должное “Прогрессу” – несмотря на тяжелые экономические условия на предприятии удалось сохранить пресс-формы и в середине 1990-х гг. возобновить серийное производство под новым коробочным названием “Всепогодный истребитель Джавелин \ Gloster Javelin F.A.W.9\9R”. При этом, как бы по традиции, в верхней части бокс-арта была оставлена надпись “Модель самолёта F-408”.
     

    А вот с остальными элементами полиграфии как-то не сложилось. “Квадратная” инструкция советского типа, созданная в середине 1980-х гг. для всех моделей, производимых в Москве (независимо от предприятия) осталась без изменений. При наличии достаточного количества производителей качественных декалей можно было заменить и этот компонент, но до конца производства “фирменный” набор содержал только “аппликации”.
     

    А что же с “нововскими” упаковками, которые прибыли в СССР после ликвидации Novo?

    Некоторая часть из них действительно разошлась ещё при Союзе, но большое количество полиграфии всё ещё оставалось на складе. Возможность завершить процесс, казалось бы, появилась в “лихие 90-е”, однако…
     

    Из беседы с Шамаевой Ларисой Дмитриевной, бывшим коммерческим директором завода «Прогресс»
    При мне с 1995 года выпускалась модель в нашей упаковке, а английская лежала на складе. Без необходимых надписей на русском языке мы не могли и сейчас не можем выпускать продукцию на внутреннем рынке…

    Единственное, в чем завод “Прогресс” мог действительно продвинулся вперёд — это экспорт. Но тут задача оказалась с несколькими неизвестными. Переговоры если и велись, то не напрямую с руководством предприятия. Вместе с тем, польские фирмы “ZTS Plastic” и “Chematic” в 1990-е гг. выпустили ограниченный тираж моделей, отливки которых были близки к “фроговским”.
     

    “Лебединая песня” имела место быть в 1997-1999 гг., когда у руководства “Прогресса” появились планы перезапуска производства пластиковых моделей – для “Javelin” (F408) и “Avenger” (F244) успели не только разработать, но и выпустить большую партию новой полиграфии. Возможно, так оно и случилось бы, не приведи дальнейшие события к ликвидации московского предприятия в 2005-м году и последующей отправке пресс-форм на металлолом. Производство же их продолжалось до самого последнего момента, пока на заводе не были остановлены все работы.
     

    Тут стоит отметить, что для внутреннего рынка использовался пластик только белого цвета, в то время как для поставок за рубеж он был серым. После 1991-го года подобная стандартизация была отменена и в продаже могли появляться модели из пластика серого или желтого цвета. Последние выпуски отличались серо-серебристым пластиком, как у ранних моделей FROG.

    На этом историю можно было бы закончить, однако в 2015-м году фирма “Mistercraft” неожиданно выпустила на рынок модель под коробочным названием “Gloster Javelin FAW Mk.7” (Cat.No.D-26). Более того, в 2017-м году фирма “Mirage Hobby” порадовала моделистов изделием “Gloster Javelin F(AW) Mk.9” (Cat.No.872093). Как это ни странно, но обе модели оказались не чем иным, как “переосмысленной” разработкой старого-доброго FROG с новой расшивкой и иным расположением деталей на литниках. В таком виде модель продолжает существовать на текущий момент.
     

    С другими альтернативами Gloster “Javelin” в масштабе 1:72 было плохо даже в период благоденствия FROG. Вместе с британцами, в том же 1955-м году, американская фирма Hawk выпустила свою модель “Javelin” (Cat.No.502-98). Весьма интересно, что бокс-арт для неё был выполнен в стиле “future”, поскольку на рисунке были изображены два перехватчика, бодро сбивающие советские Ту-16. В течении 1950-1960 гг. американская модель выдержала ещё четыре переиздания, а в конечном итоге фирма Testors выпустила в 1995-м году ограниченную партию на той же производственной оснастке.
     

    А вот основной конкурент в лице фирмы Airfix дошел до модели этого самолёта лишь в 1993-м году, причем не сам – производственная оснастка была выкуплена у французской фирмы Heller, которая разработала её в 1981-м году. Обе версии выдержали по два издания и на данный момент не производятся.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Javelin — All Weather Fighter” (Cat.No.76086) - экспортная коробка Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель, выпускаемая заводом Прогресс как на экспорт, так и для внутреннего рынка, содержала 65 деталей. А вот полная комплектация наборов от FROG, как уже было сказано, могла различаться. Различие состояло в том, что первое издание содержало подставку Skybase из синего пластика, и коробки типа Н1 (состоявший из двух отдельных половинок верха и низа) с одной из сторон содержали рисунки этого элемента в четырех позициях. Начиная с 1976-го года, в рамках концепции тотальной экономии, подставку изъяли, заодно удалив с коробки типа Н2 («шкатулка» из цельного листа картона) все упоминания о Skybase. Также отметим, что цвет «фроговского» пластика был черным, а экспортного — темно-серым. Московские отливки выпуска 1981-1991 гг. изготовлялись из пластика только белого цвета, и лишь после «перестройки» они стал использоваться материал серого или серебристого цвета.
     

    В совокупности с традиционным московским качеством детали “Сборной модели самолёта индекс 408” хорошо стыковались между собой, за исключением некоторых узлов в фюзеляже. Рядового советского потребителя особо радовали прочные стойки шасси, которые не просто выдерживали не малый вес модели, но и зачастую оставались на своих местах после жестких падений. Вообще, откровенных “минусов” набралось не так много:

    — модель имеет полностью пустой корпус с единственной перегородкой, вклеиваемой далеко позади воздухозаборников

    — все ниши шасси пустые

    — передняя стойка шасси отлита вместе с колесом

    — слишком низкий фонарь кабины пилотов

    — есть небольшие проблемы с достаточно грубым наружным раскроем, который не везде воспроизвели верно
     

    В остальном модель выполнена на очень высоком уровне и вполне достойна занять место в коллекции среди лучших моделей, разработанных под маркой FROG.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Сборная модель самолёта Индекс 408” - отливки из пластика белого цвета, комплект завода Прогресс, выпуск 1989 г.
    Slider

    Наверх

  • Gloster «Javelin» FAW.9, XH766/E, No.64 Sqn.RAF, Waterbeach, September 1961
    Автор модели Владимир (Redvostok)

     


  • Ссылки (модель):
    Catalogues FROG — Westland Lysander Mk.I/IIIA Ref F193
    FIGHTERS! — Gloster Javelin FAW.9/9R Javelin, Frog, 1/72, 1975
     

    Ссылки (инфо):
    Topwar.ru — Дротик номер 408
    Photo Library. Location: RAF Waterbeach
    BAE Systems — Gloster Javelin
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639