Gloster «Gladiator» Mk.I


  • Судьбы самолётов и их моделей иногда бывают очень похожи, но именно этот редкий случай относится к Gloster «Gladiator». Истребитель появился слишком поздно, чтобы стать реальной угрозой для противника — едва успев попасть в строевые части уже в концу 1940-го года «Gladiator» практически полностью вывели во вторую линию. Кратковременный успех сопутствовал этим самолётам разве что в Африке и на Мальте.
     
    В свою очередь модель, пресс-форма для которой была создана FROG в 1973-м году, также появилась слишком поздно, чтобы в полной мере насладиться успехом. На завершающей стадии существования этой фирмы, «Gloster Gladiator Mk.II» весьма неплохо продавался, но экономический кризис привел к продаже большей части производственной оснастки Советскому Союзу, где наладить массовое производство этой модели так и не удалось.
     

    При подготовке статьи ипользовались материалы, которые предоставили нам DenLo, Ltl, А.Алов и Jicéhem (fighters.forumactif.com), а также с интернет-аукциона eBay.

  • В качестве развития истребителя «Gauntlet» инженеры фирмы Gloster, в порядке частной инициативы, разработали проект модернизированного самолёта, который мог составить конкуренцию официальным разработкам в рамках спецификации F.7/30. В частности, от разработчиков требовалось получить скорость 400 км\ч с обязательным использованием рядного двигателя и четырехпулеметным вооружением. Предложенный проект SS.37 соответствовал практически всем пунктам, кроме двигателя. Вместе рядных Rolls-Royce было принято решение сделать ставку на радиальные двигатели воздушного охлаждения. Получившийся в результате истребитель конструктивно во многом соответствовал «Gauntlet» Mk.II, но оснащался более мощной силовой установкой, закрылками типа Frize и рядом других улучшений.
     

    Первый полёт SS.37 состоялся 12-го сентября 1934 года. Оснащенный двигателем «Bristol Mercury» VIS самолёт смог не показать расчетные скоростные характеристики (максимальная скорость составила 390 км\ч), но даже в этом случае он заслужил хорошую оценку. Весной 1935 года этот самолёт проходил оценочные испытания для RAF, а за это время фирма Gloster разработала вариант с более мощным двигателем Bristol Mercury IX (830 л.с.) с полностью закрытой кабиной пилота. На повторных испытаниях SS.37 превысил 400-км скоростной рубеж и был принят к серийному производству под обозначением «Gladiator» Mk.I. Для выпуска серии был оформлен отдельный контракт по спецификации F.14/35.
     

    Поставки «Gladiator» Mk.I начались с июля 1936 года, а RAF начали принимать самолёты с января 1937 года, когда в производство уже поступили истребители-монопланы. Тем не менее, сборка бипланов продолжалась до 1939 года. К этому времени появилась модификация «Gladiator» Mk.II, оснащенная новым двигателем, трехлопастным металлическим винтом и некоторыми другими улучшениями. На базе этой модели была разработана модификация «Sea Gladiator» с посадочным гаком и надувной лодкой, предназначенная для базирования на авианосцах. Методом конверсии серийных Mk.II было собрано 98 «морских» истребителей, из которых 54 все ещё оставались на вооружении к сентябрю 1939 г.

    Gladiator Mk.I

    K6129-K6151 — 1936-37

    K7892-K8055 — 1937

    L7608-L7623 — 1937

    L8005-L8032 — 1937

    Gladiator Mk.II

    N2265-N2314 — 1938

    N5500-N5549 — 1938-39

    N5565-N5594 — 1938-39

    N5620-N5649 — 1938-39

    N5680-N5729 — 1938-39

    N5750-N5789 — 1938-39

    N5810-N5859 — 1938-39

    N5875-N5924 — 1938-39
     

    Общее количество истребителей «Gladiator» модификаций Mk.I и Mk.II оценивается в 747 экземпляров. Из них 483 поступили на службу RAF, 98 были направлены в FAA и ещё 213 самолётов продали на экспорт в такие страны, как Бельгия (22), Китай (36), Египет (45), Греция (6), Ирак (14), Ирландия (4), Латвия (26), Литва (14), Норвегия (6), Португалия (15), Южная Африка (11) и Швеция (55). Несколько трофейных «Gladiator» использовались в военной авиации Германии и Италии. Также единичные экземпляры находились на вооружении ВВС Свободной Франции.
     

    География применения «Gladiator» была весьма широка. Британские истребители героически воевали над Мальтой, Северной и Восточной Африкой, Ближнем Востоком и Грецией. Самолёты, оставшиеся в метрополии, использовались для обучения пилотов. Финские и шведские «Gladiator» Mk.II принимали непродолжительное участие в Зимней войне 1939-1940 гг., но потерпев ряд неудач в столкновениях с советскими И-16 были отправлены в ПВО. Иракские «Gladiator» пытались использовать во время мятежа Рашида Али в мае 1941 года, но тоже без особого успеха. Тем не менее, пилоты ВВС Ирака претендуют на несколько подбитых британских самолётов. Истребители, находившиеся на вооружении балтийских стран, летом 1940 года вошли в состав ВВС РККА. По причине крайней устарелости литовские и латвийские «Gladiator» большей частью простаивали на аэродромах и в июле 1941 года были захвачены немецкими войсками. На текущий момент сохранилось порядка шести «Gladiator» обоих модификаций, которые являются экспонатами в музеях Великобритании, Мальты и Швеции.
     

    Определённый интерес вызывают схемы окраски «фроговской» модели, которые для обоих изданий предусматривали два варианта оформления. Казалось бы, логичным было бы воспроизвести один из «мальтийских» истребителей, отважно защищавших остров в 1941-м году, или добавить «финский» вариант времен Зимней войны, однако разработчики фирмы FROG решили пойти другим путем.

    Первый вариант представлял собой истребитель с бортовым кодом HP-B (N2308) из состава No.247 Sqd.RAF. Это авиационное соединение состояло только из «Gladiator» Mk.II и в период Битвы за Британию базировалось на аэродроме Roborough Fleet Air Arm Station (Плимут). Несмотря на то, что истребители-бипланы являлись полностью устаревшими, их всё ещё продолжали выпускать серийно и передавать в боевые части. Так, No.247 Sqd. в общей сложности получил 13 самолётов с серийными номерами N2308, N5575, N5576, N5585, N5622, N5631, N5644, N5648, N5649, N5682, N5684, N5897, N5901. Бортовые коды начинались с букв «НР».

    Находясь в метрополии пилотам «Gladiator» Mk.II была поставлена задача охранять юго-западное побережье Британии, включая порты Плимут (Plymouth) и Фалмут (Falmouth). Впрочем, «стариков» берегли и вплоть до 13-го августа они сделали всего один боевой вылет. Первый воздушный бой имел место 25-го сентября 1940-го года, когда «Gladiator» были подняты на перехват группы немецких самолётов, состоявших из 24 бомбардировщиков Do-17 и 12 истребителей Bf.110. Немцы шли через Ла-Манш, пересекая побережье в районе Старт Поинт (Start Point), направляясь к Плимуту. Для пилотов «Gladiator» атака оказалась безуспешной, так как им не хватало скорости, и в конечном итоге с немцами «разобрались» пилоты истребителей Hawker «Hurricane», вылетевших из Эксетера (Exceter) и заставивших бомбардировщики сбросить бомбы не доходя до цели.

    В дальнейшем «Gladiator» из No.247 Sqd. пытались использовать в качестве ночных истребителей, обеспечив им наведение на цель радаром с земли. Понятно дело, что особых успехов на этом поприще они не добились. Единственную победу одержал пилот Винтер (P/O R. C. Winter), который в 19:15 16-го ноября 1940-го года добил над Фалмутом тяжело поврежденный немецкий бомбардировщик Не-111. Эксплуатация истребителей «Gladiator» Mk.II в составе No.247 Sqd. продолжалась до февраля 1941-го года, после чего экипажи прошли переобучение на Hawker «Hurricane» Mk.I.
    Как видим, боевая карьера Gloster «Gladiator» в метрополии оказалась весьма невыдающейся, если не сказать больше. Так почему же именно этот вариант был выбран фирмой FROG?

    А дело в том, что перед тем, как попасть в состав No.247 Sqd., истребитель с номером N2308 эксплуатировался в составе No.615 Sqd. (куда он попал, в свою очередь, из No.605 Sqd.). В конце 1939-го года этот самолёт находился во Франции в составе Британского Экспедиционного Корпуса и носил тогда бортовой код KW-T. Управляя этой машиной флайт-лейтенант Джеймс Сэндерс (F/L James Sanders) 12-го декабря перехватил над Виссантом (Wissant) бомбардировщик Не-111 и сумел повредить его. В дальнейшем No.615 Sqd. какой-либо успех не сопутствовал и 22-го мая 1940-го года оставшиеся истребители были эвакуированы в Великобританию. Упомянутый выше «Gladiator» при перелёте из Франции на аэродром Рэдхилл (Redhill) пилотировал Тони Айр (F/O Tony Eyre).

    Другими словами, более логичным выглядел бы именно вариант No.615 Sqd. периода Битвы за Францию, но и тут был нюанс – так уж получилось, что до нашего времени сохранился именно HP-B (N2308) из состава No.247 Sqd. Таким образом, сейчас есть возможность всем желающим ознакомиться с реальным прототипом модели. Кстати, вариант от фирмы FROG датируется августом 1940-го года.

    Второй вариант оформления относился к ВВС Норвегии, которым тоже похвастать было особо нечем. Как уже было сказано ранее, в июне 1937-го года, в целях укрепления обороноспособности страны, норвежское правительство заказало на фирме Gloster Aircraft аж целых 12 истребителей «Gladiator» Mk.I и Mk.II (по 6 штук каждого), которые имели британские серийные номера N5919-N5924. Самолёты прибыли в 1939-м году, получив номера 413, 415, 417, 419, 421, 423, 425, 427, 429, 431, 433 и 435.

    Все прибывшие «Gladiator» вошли в единственное Истребительное Авиакрыло ВВС Норвегии (Jagevingen, Haerens Flygevеpen), которое базировалось на аэродроме Форнебу (Fornebu) и должно было защищать столицу страны город Осло. По состоянию на 8-е апреля 1940-го года в Авиакрыле находилось 4 Mk.I и 6 Mk.II, но в боеспособном состоянии было всего 3 самолёта (по другим данным — 5). По личному распоряжению командира Авиакрыла капитана Эрлинга Мюнте Даля (Erling Munthe Dahl) в строй срочно ввели ещё несколько машин, после чего в боеспособном состоянии числились «Gladiator» с номерами 413, 419, 423, 425, 427, 429 и 433.

    На истребителе с номером 425 первым полетел лейтенант Арве Браатен (Arve Braathen). Боевой вылет состоялся в паре с лейтенантом Финном Торсагером (Finn Thorsager), который управлял истребителем с номером 433 – оба самолёта были подняты в воздух 05:00 9-го апреля, как только посты ВНОС сообщили о шуме авиационных моторов. Норвежские пилоты заметили самолёт с двумя килями, который определили как Do-17, но скорее всего это был Bf.110C. Торсагер пытался атаковать четыре или пять раз, но как только противник скрылся в облаках оба «Gladiator» вернулись на свой аэродром.

    Около 07:00 было получено новое сообщение о приближении самолётов и кораблей. Место за штурвалом 425-го занял теперь сержант Пер Ваалер (Per Vaaler). В составе группы из пяти «Gladiator» он перехватили большую группу, состоявшую из более 70 немецких самолётов. Норвежцы разделились и Ваалер сразу атаковал бомбардировщик, опознанный им как He-111. Вражеский самолёт был поврежден, что позволило норвежцам заявить о достигнутой победе, однако в немецких источниках подтверждения ей не нашлось. После этого Ваалер сам был атакован и сбит немецким истребителем Bf.110C из состава 1./ZG 76 – победителем оказался оберлейтенант Вернер Хансен (Werner Hansen), который в том бою уничтожил ещё один норвежский «Gladiator».

    Такая вот незавидная участь была у истребителя с номером 425, который воевал всего два дня. Не менее трагично сложились судьбы обоих норвежских пилотов.

    Арве Браатен – управляя «Gladiator» с номером 413 в тот же день (9-го апреля 1940-го года) он обстрелял и повредил бомбардировщик He-111H, но и сам был сбит. Летом 1940-го года Браатен вместе с семьёй пытался бежать в Великобританию по морю, но из-за сильных ветров побег не состоялся. Отказавшись служить на немцев бывший пилот устроился в рыбный промысел и участвовал в помощи местному Сопротивлению. Вторая попытка, оказалась более удачной – норвежцам удалось попасть на борт британского судна во время рейда на Лофонтен, проведенного в 1941-м году.

    В скором времени Браатен был принят в ряды No.8 Operational Training Unit, где летал на «Mosquito». Во время одного из учебных полётов его самолёт бесследно исчез – вероятнее всего, он был сбит немецким дальним истребителем.
    Пер Ваалер – после капитуляции Норвегии также бежал в Великобританию и в 1942-м году проходил обучение в Канаде. В 1943-м году был принят в состав Bomber Command в качестве второго пилота тяжелого бомбардировщика. В первом же боевом вылете, в ночь с 23-го на 24-е мая 1943-го года, его «Halifax» был сбит, а сам он попал в плен. Оставшиеся два года Ваалер провел в лагере для военнопленных. После войны он работал бухгалтером в Осло и по состоянию на 2010-й год являлся единственным живым пилотом, летавшим на норвежских истребителях «Gladiator».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Gloster SS.37 (1934 г.)
    Slider

    Наверх

  • Gloster «Gladiator» стал одной из последних и наиболее удачных моделей от фирмы FROG. Производственная оснастка для него была готова в 1973-м году. В каталоге FROG модель вошла в Black Series под индексом F206. Для «Gladiator» была разработана нестандартная упаковка типа JX, на которой присутствовал бокс-арт от художника Rush, изображавший истребитель над морем из состава No.247 Sqd.RAF (более подробно о нём будет рассказано ниже). Производство модели под коробочным названием «Gloster Gladiator II» продолжалось до 1974-го года включительно, а всего было выпущено 60.000 комплектов с отливками из серого пластика.
     

    Второе и, как оказалось, последнее издание выпускалось в упаковках типа Н1 (1974-1976) и H2 (1976-1977). На новой упаковке с коробочным названием «Gladiator II Biplanr fighter» сохранился как прежний бокс-арт, так и схемы окраски. В каталоге FROG модель переместилась в Blue Series и сменила индекс на F429. До полного завершения производства было выпущено ещё 55.000 комплектов с отливками из тёмно-зелёного пластика.
     

    Интересный факт!
    Несмотря на то, что фирма FROG позиционировала модель F206/F429 как Gloster «Gladiator» Mk.II, на самом деле она относилась к модификации Mk.I. Основное внешнее различие между ними заключается в воздушных винтах – для Mk.II его надо было сделать трехлопастным с меньшим коком, в то время как модель комплектовалась только двухлопастным с большим коком.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Gloster Gladiator II" F206 - комплект в упаковке типа JX, 1973-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Сразу после появления информации о поступлении пресс-формы в СССР модель «Gladiator» (F429) покрылась ореолом мифов и околонаучной фантастики. Производственная оснастка в конце 1977-го года была доставлена в ЦКТБИ, где сделали несколько десятков пробных отливок. Разумеется, в широкую продажу они не попали, а разошлись среди местных «бизнесменов», торговавших на толкучке у «Детского мира» в Москве.

    По воспоминаниям очевидцев, приблизительно в 1979-м году в московском клубе моделистов появилась партия новых отливок «Gladiator» и «Bearcat» из черного пластика. Причем в больших количествах и высокого качества. Надо полагать, сделали их ещё в ЦКТБИ, по «просьбам трудящихся» – то есть, исключительно для сбыта через спекулянтов.
     

    В рамках межсоюзного распределения пресс-формы для Gloster «Gladiator» и Grumman F8F «Bearcat» были переданы на завод «Счетмаш» в Курске. Точную дату отправки отследить пока не удалось, но скорее всего это произошло в 1980-м году.

    На мощностях курского предприятия была предпринята попытка наладить массовое производство обеих моделей, но, по не выясненной пока причине, дело опять ограничилось только пробными отливками. Их точное количество также не установлено, однако есть утверждения, что качество «Gladiator» и «Bearcat» было даже лучше, чем в ЦКТБИ – значит, процесс остановили явно не из-за брака готовой продукции.

    Вероятных причин отказа от производства пластмассовых моделей в Курске могло быть две. Прежде всего, это загруженность предприятия каким-то плановыми заказами. Также, нельзя исключать пренебрежения к авиационной технике, поскольку в конце 1970-х гг. технологи и разработчики завода «Счетмаш» потратили много усилий для внедрения в производство модели железной дороги в масштабе 1:43 (и надо сказать – первые серии были высокого качества!). Не исключено, что выпуск моделей самолётов на импортных пресс-формах могли просто посчитать избыточным.

    Производственная оснастка была возвращена в Москву, после чего она оказалась на заводе «Огонёк». Что происходило после 1981-го года сказать сейчас затруднительно. По неподтвержденной информации в ходе изготовления пробных отливок была повреждена форма для фонаря кабины пилота – похоже, что именно по этой причине «Gladiator» так и не пошёл в массовое производство.
     

    Таким образом, всё это время пресс-форма так и продолжала лежать на Огоньке, а поскольку сотрудничество с фирмой Novo Toys Limited было прекращено в 1980-м году по причине ликвидации последней, то ни коробок, ни инструкций, ни декалей в Великобритании не изготовили. На сегодняшний день не ясно, разрабатывались ли они вообще, хотя такой факт исключать нельзя. Надо полагать, что «советский» вариант F429 также лишился бы подставки.
     

    Интересный факт!
    На всех инструкциях Novo, которые были разработаны на основе «фроговских», был раздел, называемый «10 Top Model Tips» (т.е. 10 лучших подсказок по работе с моделью). Там, на рисунке номер 4 (в ряде случаев – номер 2 в инструкциях от FROG) был изображен неизвестный советскому моделисту фюзеляж самолёта с двумя «костылями» основных стоек. Автору этой статьи интуиция подсказывала, что рисунок выполнен не просто как «фантазия» художника, а является изображением самолёта, модель которого теоретически должна производиться в СССР.

    Первая часть сомнений была развеяна после статьи С.Сулиги «Сражавшийся в воздухе», опубликованной в журнале «Моделист-конструктор» (1992-08) – это точно был Gloster «Gladiator». Со второй частью удалось разобраться в 1993-м году, когда вышел первый номер журнала «М-Хобби» – модель действительно существовала, вот только в СССР для розничной продажи никогда не производилась.

     

    Вопрос о возобновлении производства «экс-фроговской» модели «Gladiator» вновь всплыл в 1990-х гг., когда появилась возможность выкупить пресс-формы. Однако, как и во многих других случаях, этот процесс затянулся по причине экономического кризиса. Годы шли и в скором времени выяснилось, что на «Огоньке» не сохранилось ни одной пресс-формы от FROG в рабочем состоянии – практически все они были либо разрезаны на металлолом, либо имели повреждения различной тяжести.
     

    Сказать, что в этом плане «Gladiator» повезло, весьма затруднительно, поскольку производственную оснастку для его изготовления фирма Звезда приобрела слшиком поздно. В 2007-2009 гг. имелись планы выпускать эту модель с новым остеклением и дополнительными деталями, но тут снова что-то пошло не так, и долгожданного «Gladiator» мы так и не увидели. Вероятной причиной отказа от производства могло послужить плачевное состояние производственной оснастки, от восстановления которой отказались по причине экономической нецелесообразности.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Gloster Gladiator" - тестовые отливки завода "Огонёк", цвет пластика - темно-серый
    Slider

    Наверх

  • Технологически «фроговская» отливка модели делилась на шесть частей: четыре литника и серого\черного пластика (8+5+7+9), три прозрачные детали кабины пилота и две детали подставки. Итого – 34 детали.
     

    В целом, отзывы об этой модели, с учетом её возраста, весьма неплохие. Стандартно не хватает деталировки, утрирован ряд элементов, часть деталей плохо стыкуется друг с другом, но даже для текущего времени смотрится «Gladiator» о FROG очень хорошо. Больше подробностей можно прочитать в зарубежных источниках по ссылкам ниже.

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    fighters.forumactif.com — Gloster Gladiator II
    frog.cocardes.com — Gloster Gladiator Mk.I Ref F429
    indy-amps.weebly.com — In Bag Review of Frog 1/72nd Scale Gloster Gladiator II Biplane Fighter
    mericanScaleModelforum — Frog Gloster Gladiator 1/72
     

    Ссылки (инфо):
    Gladiator production for the RAF and FAA
    combatace.com — Gloster Gladiator Mk.II RAF No.247 Sqn(Battle of Britain)
    June 2014: Finnish, Norwegian & Swedish Gloster Gladiators – 25 photos
    J8 Gloster Gladiator in the Swedish Air Force
    Aeroflight Gloster Gladiator
    surfcity.kund.dalnet.se — Gloster Gladiator in 247 RAF Squadron service
    surfcity.kund.dalnet.se — The Gloster Gladiator in the Norwegian Army Air Service (Haerens Flygevеpen)
    archive.li — The Fewю Norwegian Gladiator
    История производства моделей железных дорог в СССР. А. Хлынин, С. Попов
     

    Литература:
    Alex Crawford «Gloster Gladiator. Volume 1: Development and Operational History» (White Series). 2009. MMPBooks. ISBN-13: 978-8389450593
    Richard A. Franks «The Gloster Gladiator: A Detailed Guide To The RAF’s Last Biplane Fighter (Airframe Album)». 2017.
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639