Vauxhall Victor Estate


  • Vauxhall Victor – это серия больших легковых автомобилей для семьи, которая выпускалась в странах Британского Содружества с 1957-го по 1978-й год и пользовалась успехом за рубежом. Достаточно сказать, что данные машины очень неплохо продавались в США, хотя в этом была немалая заслуга концерна GM, в который входила британская фирма-производитель. Не удивительно, что именно Vauxhall Victor с кузовом типа «универсал», попал в поле зрения разработчиков из FROG. Впрочем, обо всём по порядку…
     

    При подготовке статьи использованы материалы с интернет-аукциона eBay.

  • Первая модель Vauxhall Victor появилась в 1957-м году и имела индекс F. Это был классический крупногабаритный седан с большой площадью остекления и вместительным салоном. Vauxhall Victor F находился в производстве до 1961-го года включительно, а всего было собрано более 390.000 машин.

    Появившаяся осенью 1961-м года модель Vauxhall Victor FB имела гораздо более современный дизайн кузова, а также улучшенную антикоррозийную защиту. В опции входили две коробки передач (3-х и 4-х ступенчатые), а с 1963-го года ввели 360-мм тормозные диски и увеличенный с 1508 до 1594 куб.см. объём двигателя. Кузов производился в двух вариантах – купе (Saloon) и универсал (Estate). Кроме того, выпускались варианты Victor Super, Victor De Luxe и спортивный VX 4/90 с новым карбюратором и дисковыми тормозами с сервоприводом на передних колесах.

    Машина была популярна на рубежом, но в США к тому времени появились аналоги от фирм Pontiac, Oldsmobile и Buick, что привело к сокращению экспортных поставок. Тем не менее, до 1964-го включительно, было собрано более 328.000 машин.

    Логическим продолжением стали следующие серии:

    Vauxhall Victor FC –модели Victor FC и VX4/90 FC, 1964-1967 гг.;

    Vauxhall Victor FD – модели Victor FD, VX4/90 FD и Ventora FD, 1967-1972 гг.

    Vauxhall Victor FE – модели Victor FE, VX4/90 FE, Ventora FE, VX1800 FE и VX2300 FE, 1972-1978 гг.

    Vauxhall VX – модели VX1800, VX2300 GLS и VX 4/90, 1978 г.

    Дальнейшее развитие серии было остановлено по экономическим соображениям, поскольку концепция, заложенная в исходный автомобиль в конце 1950-х гг., перестала быть актуальной. На смену Victor пришла абсолютно новая модель Carlton, которая последовательно выпускалась в двух основных вариантах, являвшихся адаптированными версиями немецких Opel Rekord E (Carlton Mark 1) и Omega A (Carlton Mark 2).

  • В рамках работ над электромеханическими моделями автомобилей в масштабе 1:16 разработчики фирмы IMA (владевшей тогда торговой маркой FROG) анонсировали на 1964-й год целую серию, в состав которой вошли:

    F600 Jaguar E-Type

    F601 Vauxhall Victor Estate

    F602 Ford Consul Cortina

    F603 The Dennis A. V. Ambulance

    F610 Morris 1100

    План был хорош, но оказался слишком оптимистичным, поскольку модели с индексами F601 и F602 появились только в продаже только в 1965-м году. Данная модель получила стандартизированную коробку типа М, где на бокс-арте был изображен автомобиль с «фирменным» номером 620IMA.

    Британские разработчики выбрали модель Victor FB Estate, поскольку на момент создания производственной оснастки именно она пользовалась большой популярностью не только в Великобритании, но и в других странах. Надо полагать, кузов «универсал» был выбран специально, для оригинальности ассортимента.
     

    Интересный факт!
    Выпуском модели занималась не только FROG. В 1968-м году основной конкурент в виде фирмы Airfix представил модель «Victor 2000 Estate» (номер в каталоге M302C). Правда, она была выполнена в масштабе 1:32 и не оснащалась электродвигателем. Аналогично FROG, была создана целая серия таких моделей, среди которых были Triumph Herald 1200 и Aston Martin DB5, причем некоторые относительно недавно переиздавались в новой упаковке.

    Выпуск «Vauxhall Victor Estate» (в книге о истории FROG она позиционируется как «1962 Vauxhall Victor FB Estate») в крупногабаритных коробках типа М продолжался вплоть до 1971-го года включительно, после изготовления 35.000 комплектов. Прекращение производства было вызвано сразу несколькими причинами. Прежде всего, сказался экономический кризис, который постиг все ведущие «игрушечные» фирмы в 1970-е гг. Кроме того, модельный ряд FROG сильно обновился и держать сложные в производстве модели старых образцов посчитали не рациональным.

    Таким образом, производственная оснастка для «Vauxhall Victor Estate» направилась на хранение, где находилась предположительно до 1976-го года. В соответствии со списком, одобренным представителями советской фирмы Novoexport в 1975-м году, пресс-формы для моделей автомобилей в масштабе 1:16 были проданы СССР.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vauxhall Victor Estate" F601 - модель FROG в упаковке типа М образца 1965 г. (photo by splash, UAMF)
    Slider

    Наверх

  • Очередная туманная история с электромеханическими моделями напрямую относилась к «Vauxhall Victor Estate». Никаких сведений, относительно того, куда первоначально отправились пресс-формы и что с ними происходило в течении 1976-1979 гг. найти пока не удалось. Можно лишь предположить, что пробные отливки были сделаны в ЦКТБИ (г.Москва) или в Институте игрушки (г.Загорск), впоследствии разойдясь «среди своих».

    Далее производственная оснастка переехала в Донецк, где попала на местный завод игрушек и получила название «Модель автомобиля сборная. Электромеханическая игрушка М4». Здесь сразу сделали вывод, что для постоянного производства данная модель явно не годится, и дело было далеко не в изношенности пресс-форм. Проблема советской легкой промышленности заключалась в принципе, хорошо озвученном Гришкой Артиллеристом в фильме «Свадьба в Малиновке»: «Мне бы такую работу, чтобы поменьше работы». Другими словами, возиться с настройкой ТПА под разные пресс-формы (а для машин в масштабе 1:16 она была далеко не одна) в Донецке совершенно не собирались, потому на прилавках советских магазинов такие модели были большой редкостью, если не сказать больше.

    Ещё одна интересная деталь касалась упаковки. По всей видимости британская фирма Novo Toys Limited, которая являлась посредником между «Novoexport» и непосредственными потребителями в Великобритании, не успела сделать эскизов для полиграфии, в связи с чем на ДЗИ разработали собственный вариант «бокс-арта», на котором узнать Vauxhall Victor FB Estate было несколько затруднительно, да и советский покупатель вряд ли вообще догадывался, какая машина послужила прототипом для этой модели. Зато схема сборки была скопирована с «фроговского» оригинала, но с русскоязычным вариантом инструкции. На данный момент известны четыре цветовые вариации донецких коробок:
     

    Вариант 1
    Окантовка: сине-бело-синие полосы
    Надпись «Модель автомобиля сборная»: заглавные буквы — красные, прописные – желтые
    Надпись «Электромеханическая игрушка»: черная
    Номер «М4»: желтый
    Фон: красный
    Цвет рисунка машины, батареек и логотипа ДЗИ: бело-синий
     

    Вариант 2
    Окантовка: зелено-бело-зеленые полосы
    Надпись «Модель автомобиля сборная»: заглавные буквы — красные, прописные – желтые
    Надпись «Электромеханическая игрушка»: черная
    Номер «М4»: желтый
    Фон: оранжевый
    Цвет рисунка машины: черный, белый, зелёный
    Цвет рисунка батареек и логотипа ДЗИ: бело-зеленый
     

    Вариант 3
    Окантовка: зелено-бело-зеленые полосы
    Надпись «Модель автомобиля сборная»: заглавные буквы — красные, прописные – желтые
    Надпись «Электромеханическая игрушка»: черная
    Номер «М4»: желтый
    Фон: оранжевый
    Цвет рисунка машины: черный, белый, желтый, синий
    Цвет рисунка батареек и логотипа ДЗИ: бело-синий
     

    Вариант 4
    Окантовка: зелено-бело-зеленые полосы
    Надпись «Модель автомобиля сборная»: заглавные буквы — красные, прописные – желтые
    Надпись «Электромеханическая игрушка»: черная
    Номер «М4-З»: белый
    Фон: красный
    Цвета рисунка машины: черный, белый, зелёный
    Цвет рисунка батареек и логотипа ДЗИ: бело-зеленый
     

    В более-менее приличном количестве «М4» появилась только в период «перестройки» (1987-1991 гг.), но к концу существования СССР качество отливок было настолько низким, что появлялась масса вопросов к состоянию пресс-форм.
     

    Дальнейшая судьба производственной оснастки не совсем очевидна, хотя после 1991-го года выпуск электромеханических машин был прекращен. Предположительно, снятые с ТПА формы отправились на склад, где успешно сгнили и были распилены на металл до ликвидации ДЗИ в 2009-м году. По другой неподтвержденной версии, пресс-формы (уже находившиеся в плачевном состоянии) были выкуплены частным лицом и увезены в неизвестном направлении.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Модель автомобиля сборная. Электромеханическая игрушка М4" - упаковка ДЗИ. Сочетание цветов: светло-зелёный, желтый, оранжевый, черный, белый. 1990 г.
    Slider

    Наверх

  • Благодаря относительно массовости донецкий «М4» изредка, но всё же попадается на интернет-аукционах за приемлемые деньги, что дало нам возможность детально ознакомиться с данной моделью.

    Комплект деталей упакован в коробку с размерами: . Внутри нижняя часть коробки разделена согнутыми картонными вставками на три секции, предназначенные для двигателя с батарейками, крупных и мелких деталей. В более раннем варианте предполагалось наличие формы из пластмассы с шестью ячейками, но в комплектах выпуска 1990-1991 гг. она отсутствовала (скорее всего, изъята в целях экономии).
    Технологическое деление набора следующее:

    — верхняя и нижняя половинки кузова (боковые двери отлиты вместе с верхней половиной)

    — капот и задняя дверь (выполнены подвижном варианте)

    — детали шин

    — литники из цветного пластика с мелкими деталями салона, дисков для колёс и двигателем

    — литник из серебристого пластика для деталей бамперов, фар и фонарей

    — отдельная цельнолитая деталь для остекления

    В оригинальном виде модель не представляла особой сложности в сборке, однако донецкие «М-4» требуют тщательной очистки деталей от облоя и последующей подгонке к местам стыковки. Основная деталь остекления выполнена из очень мутного пластика, так что при огромном желании можно заняться изготовлением новых стекол для салона. Также придется повозиться с монтажом электродвигателя.

    Если не придираться к копийности (а при наличии качественных фото придраться есть к чему), то в остальном «М-4» представляет собой исключительный раритет.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Модель автомобиля сборная. Электромеханическая игрушка М4" - верхняя деталь кузова
    Slider

    Наверх

  • Ссылки:
    UAMF — Splash’s Vauxhall Victor Estate ***Sorry DNF***
    Frog kits by Triang
     

    Ссылки (инфо):
    classiccarcatalogue.com — Vauxhall 1961
    Trigger’s Retro Road Tests! (Flickriver)
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639