Ford Consul Cortina


  • Как много зарубежных автомобильных легенд прошло мимо любителей масштабных моделей в СССР! Конечно же, многие в 1970-1980 гг. были знакомы с маркой Ford, но вот со знаниями модельного ряда был знаком далеко не каждый. Как правило, слово «Ford» ассоциировалось с американскими машинами, но в Западной Европе «первую скрипку» играл филиал в ФРГ. Не отставал от него и британский филиал Ford of Britain, разработавший в начале 1950-х гг. очень удачную модель «Consul», имевшую множество модификаций. Одна из них в 1965-м году стала прототипом для электромеханической модели в масштабе 1:16.

     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы от Sauron, Матвей_Глухарь и Владимир Несинюк, а также с интернет-аукционов eBay и Violity.

  • Собственно, модель «Consul Cortina» первоначально носила название Ford «Consul 225», а название появилось несколько позже и было взято от итальянского курорта Cortina d’Ampezzo, где зимой 1956-го года проходили Олимпийские Игры. Не удивительно, что в обиходе оно сокращалось до просто «Cortina». В основу идеи был положен принцип «семейного автомобиля», который мог выпускаться в больших количествах. Предполагалось, что «Cortina» будет востребована покупателями таких машин, как Morris «Oxford Farina» и Vauxhall «Victor». Руководил разработкой инженер Рой Браун-младший (Roy Brown Jr.), который ранее работал над провальным проектом «Archbishop», но впоследствии сумел оправдать оказанное ему доверие.
     

    Презентация Ford «Cortina» Mark 1 состоялась 12-го сентября 1962-го года и в скором времени в продаже находились сразу несколько модификаций, отличающихся следующими параметрами:

    — количество дверей: 3, 4 или 5 (с марта 1963-го года);

    — коробка передач: ручная 4-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая;

    — двигатель объёмом 1200 куб.см. или 1500 куб.см. (с начала 1963-го года).
     

    Внешние различия были хорошо заметны на моделях Mark 1a и Mark 1b. Первая из них имела массивную решетку радиатора, получившей прозвище «Ironbar», эллиптические бортовые огни спереди и большие круглые фары сзади. Вторая модель получила перепроектированную решетку с более угловатыми фонарями – оказавшись более дешевой именно она стала наиболее массовой. В свою очередь Mark 1a, по стоимости почти не уступавший далеко не бюджетной Deluxe-версии, был снят с конвейера и теперь является большой редкостью.
     

    Производство машин модельного ряда Ford «Consul Cortina» продолжалось вплоть до 1982-го года. Последней модификацией стала Mark V, обладавшая весьма современным кузовом и выбором из более мощных двигателей, а «классические» варианты перестали выпускать на 12 лет раньше. В общей сложности было выпущено более 2,6 миллионов Ford «Consul Cortina», что поставило эту модель на видное место в списке британских автобестселлеров.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Ford Consul Cortina Mk.1
    Slider

    Наверх

  • Идя в ногу со временем разработчики из фирмы IMA, более известной под торговой маркой FROG, в 1965-м году разработали производственную оснастку для автомобиля Ford «Consul Cortina» Mark 1 Saloon. Даже, если быть совсем точными, в масштабе 1:16 была воспроизведена одна из наиболее редких модификаций Mark 1a в четырехдверном варианте. Так что, машина получилась раритетной во всех смыслах. Разумеется, у фирмы Ford of Britain была получена соответствующая лицензия.
     

    Набор деталей поставлялся в коробке типа М, разработанной для моделей автомобилей. Основная часть деталей, за исключением «стекла» и имитации шин, изготовлялась из черного пластика. Для фар имелся отдельный литник с деталями из серебристого пластика. Также в наборе поставлялась декаль с британским номером 640LBL, который должен был наноситься на капот и нижнюю часть багажника, а также «наклейка» с индексом «GB». Весьма забавно, что на лицевой стороне коробке была изображена машина с весьма «говорящим» номером «640IMA». Поскольку модель была электромеханической в комплекте шёл электромотор и батарейки типа U11.

    Интересный факт!
    Как любая уважающая себя фирма IMA провела в середине 1960-х гг. исследование, согласно которому оказалось, что модели собираемые детьми имеют очень низкий процент успешной сборки. Причина заключалась не только в наличии мелких деталей или сложности в сборке, но и (как ни странно) в обязательной необходимости использовать клей для фиксации деталей.
    В связи с этим IMA решилась пойти на своего рода эксперимент, разработав так называемую серию «Quick-Fit Cars Kit», в состав которой вошли пять автомобилей. Ключевым стал достаточно большой дюймовый масштаб 1:16 и крепление деталей на защелках.

    Производство модели под коробочным названием «Ford Consul Cortina Motorized» в крупногабаритных коробках типа М продолжалось до 1970-го года включительно. В каталоге FROG она получила индекс F602 и входила в отдельную не «цветную» серию. Всего было выпущено около 50.000 комплектов, после чего производственная оснастка была отправлена на хранение. Судьба этой модели решилась в 1975-м года, когда она попала в список для продажи в СССР.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Ford Consul Cortina Motorized" \ F602 - верхняя часть коробки типа "М" от модели FROG, 1965 г. (фото: Atommagpie)
    Slider

    Наверх

  • Нельзя сказать, что Ford «Consul Cortina» была совсем уж незнакомой для советского человека машиной. В 1980-е гг. выпускалась двухдверная модель из силумина в масштабе 1:43, но в очень скромных количествах. Чуть больше могло повезти пластиковой копии, пресс-форма для которой прибыла в СССР в 1976-м году.

    Трудно сказать, что тогда случилось в Москве, но британская фирма-посредник Novo Toys Limited так и не сделала ни одной партии полиграфии для модели с «фроговским» индексом F602. Соответственно, в каталог она не попала и новый индекс ей не присваивался.
     

    Тем временем, вместе с производственной оснасткой для трёх других «экс-фроговских» автомобилей, Ford «Consul Cortina» Mark 1 отправилась на Донецкий завод игрушек. Здесь она должна была выпускаться под коробочным названием «Модель автомобиля сборная электромеханическая М-2».

    Судя по всему, британская сторона не успела сделать никаких эскизов для новой коробки, поэтому оформление упаковки и инструкцию в Донецке разработали сами. Декаль для советской версии модели не предусматривалась.

    Причина, по которой «М-2» так и не стал массовым, оказалась весьма прозаичной – для изготовления отливок требовалось три цвета пластика, отдельно была форма для массивной «стеклянной» детали, да ещё и электромотор с батарейками! Понятно, что проще было штамповать небольшие модели самолётов, которые умещались на одной пресс-форме. Есть предположение, что после изготовления тестовых отливок «М-2» около 6-7 лет просто лежала на складе.
     

    В более-менее массовом количестве «М-2» стали появляться только под конец существования СССР. При отсутствии надлежащего качества отливок, которые были сплошь залиты облоем, донецкое предприятие предлагало широкую цветовую палитру коробок. На текущий момент известно по меньшей мере пять вариантов:
     

    1. Вариант 1
    Боковые полосы на лицевой стороне: бело-красно-белые
    Фон – белый
    Окраска машины – красный, зелёный, белый
    Название «Модель автомобиля» – красный, зеленый (тени)
    Название «Сборная механическая» — зеленый
    Модель «М-2» – красный, зеленый (тени)
    Слово «Игрушка» – белый, зеленый (тени)
     

    2. Вариант 2
    Боковые полосы на лицевой стороне: розово-сине-розовые
    Фон – желтый
    Окраска машины – розовый
    Название «Модель автомобиля» – розовое
    Название «Сборная механическая» — черное
    Модель «М-2» – красное
    Слово «Игрушка» – светло-синее
     

    3. Вариант 3
    Боковые полосы на лицевой стороне: оранжево-зелено-оранжевые
    Фон – желтый
    Окраска машины – оранжевый
    Название «Модель автомобиля» – оранжевое
    Название «Сборная механическая» — черное
    Модель «М-2» – оранжевое
    Слово «Игрушка» – зелёное
     

    4. Вариант 4
    Боковые полосы на лицевой стороне: красно-зелено-красные
    Фон – желтый
    Окраска машины – красный
    Название «Модель автомобиля» – красное
    Название «Сборная механическая» — черное
    Модель «М-2» – красное
    Слово «Игрушка» – зелёное
     

    5. Вариант 5
    Боковые полосы на лицевой стороне: зелено-оранжево-зелёные
    Фон – желтый
    Окраска машины – зелёное
    Название «Модель автомобиля» – зелёное
    Название «Сборная механическая» — черное
    Модель «М-2» – зелёное
    Слово «Игрушка» – оранжевое
     

    6. Вариант 6
    Боковые полосы на лицевой стороне: розово-сине-зеленые
    Фон – желтый
    Окраска машины – красно-розовый
    Название «Модель автомобиля» – красно-розовое
    Название «Сборная механическая» — черное
    Модель «М-2» – зелёное
    Слово «Игрушка» – светло-синее
     

    В общем, полиграфисты развлекались под конец 1980-х гг. как могли, а вместе с ними (но уже отчасти вынужденно) – и работники ДЗИ. В годы тотального дефицита никто особо не обращал внимания на такую мелочь, как цвет пластика, поэтому отливки разных годов выпуска могли были такими:

    — кузов (включая внутренние детали) – серые, фары – серебристые, колеса – черные;

    — кузов (низ и внутренние детали) – молочно-белые, крыша со стойками – черная, фары – серебристые, колеса – серые;

    — кузов (включая внутренние детали) – желтые, фары – серебристые, колеса – черные.

    И это только то, что точно подтверждается фотографиями! Впрочем, время берёт своё – к концу 1991-го года оснастка была настолько «убита», что практически сразу после объявления независимости Украины производство этой модели прекратили. Что случалось потом – можно только догадываться. Вероятнее всего, пресс-формы для «М-2» разрезали на металл до ликвидации ДЗИ в 2009-м году.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Модель автомобиля сборная электромеханическая М-2" - верхняя часть коробки ДЗИ, комплект 1980 г.
    Slider

    Наверх

  • Рассуждать о том, получилась ли у FROG модель в масштабе 1:16, собираемая практически без помощи клея и оснащенная электромеханическим двигателем, по меньшей мере кощунственно. В обозримой перспективе конкурентов у неё нет и не предвидится вообще. Так что, пока ещё есть возможность, стоит приобрести этот уникальный раритет. Впрочем, есть смысл рассказать о том, из чего именно предстояло собрать модель автомобиля «М-2».
     

    Технологическое деление всех моделей от FROG в масштабе 1:16 было идентичным, за исключением мелких деталей, наличие которых зависело не столько от года разработки, сколько от машины-прототипа. На основном литнике размещались мелкие детали. Более крупные элементы, такие как капот, крышка багажника и крыша со стойками шли отдельно. Шины для колес также были отдельными деталями без единого литника. Как уже было сказано ранее, для деталей фар и бамперов был разработан отдельный литник.

    В целях упрощения сборки разработчики из IMA решили сделать не отдельные стекла, а цельнолитую деталь, которая крепилась к крыше и стойкам. В целом, такой вариант был оправдан, но в донецком исполнении вновь подвело качество – остекление получилось мутным с желтоватым оттенком.

    Электромотор крепился в задней части модели и связывался с задними колесами через детали трансмиссии.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Модель автомобиля сборная электромеханическая М-2" в собранном виде
    Slider

    Наверх



  • Ссылки (модель):
    FROG 1/16 Ford Consul Cortina (F.602)
    Onethirtysecond — Listing of Frog model sports, saloon and estate car kits
    classiccars.com — Ford Cortina MK II
    Ford Mk3 Cortina Website
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639