Messerschmitt Bf.109F

  • Пожалуй, нет известнее самолёта Luftwaffe периода 2-й мировой войны, чем 109-й «мессер»! Не имея особых перспектив на ранней стадии своего существования уже к концу гражданской войны в Испании этот истребитель доказал, что именно он является сильнейшим на текущий момент. Резерв, заложенный в его конструкцию, оказался настолько велик, что модернизация и постройка экспериментальных вариантов производилась вплоть до мая 1945 года. Среди многочисленных модификаций особо выделяется Bf.109F, которая не стала самой массовой, но пользовалась заслуженным авторитетом у немецких пилотов.

     

    Фирма FROG в очередной раз очень долго раскачивалась и только в 1968-м году выпустила на модельный рынок набор под названием «Messerschmitt BF 109F». Нельзя сказать, что модель была идеальной, но среди великого ассортимента «мессеров» в масштабе 1:72 она оказалась не просто хорошей, но ещё и самым настоящим «фроговским» бестселлером!
     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • По мнению большинства немецких пилотов, летавших на различных модификациях Bf.109, наиболее сбалансированной была F-серия («Frank»), появившаяся в 1940 году. В ней наиболее оптимально сочетались скоростные характеристики, маневренность и вооружение. В очередной раз была облагорожена аэродинамика, радиаторы были углублены в крыло, уменьшили размер предкрылков, изменили вертикальное оперение, диаметр винта сокращен до 2,95 метров. Ещё одними отличиями от Е-серии стало отсутствие подкосов под горизонтальным оперением, увеличенная база основных стоек шасси и полуубираемое хвостовое колесо.

    Bf.109F-0 – установочная серия из 10 самолётов с моторами DB-610Aa, которые позднее заменили на DB-601N. Один из самолётов (V-23) оснащался мотором DB-601E и полуэллиптическими законцовками, ставшими впоследствии стандартными для F-серии. Вооружение состояло из одной мотор-пушки MG-151/20 и двух фюзеляжных пулеметов MG-17.

    Bf.109F-1 – аналог F-0, но с доработанным воздухозаборником нагнетателя по образцу V-24. Позднее все серийные самолёты получили усиливающую накладку в хвостовой части фюзеляжа. Вооружение состояло из одной мотор-пушки MG-FF и двух пулеметом MG-17.

    Bf.109F-2 – аналог F-1 с заменой мотор-пушки MG-FF на MG-151/15.

    Bf.109F-2/Z – вариант с системой GM-1, проект.

    Bf.109F-2/Trop – вариант с противопылевыми фильтрами, поступивший на вооружение JG 27 в Африке.

    Bf.109F-3 – вариант с мотором DB-601E.

    Bf.109F-4 – вариант с мотор-пушкой MG-151/20.

    Bf.109F-4/B – истребитель-бомбардировщик в подфюзеляжным держателем для 250-кг бомбы или подвесного 300-литрового топливного бака.

    Bf.109F-4/Z – вариант с системой GM-1.

    Bf.109F-5 – тактический разведчик без мотор-пушки и фотокамерой Rb-50/30, 20/30 или 75/30.

    Bf.109F-6 – тактический разведчик без вооружения и фотокамерой Rb-50/30, 20/30 или 75/30.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Messerschmitt Bf.109F-2
    Slider

  • Модель истребителя Messerschmitt Bf.109F от фирмы FROG имела очень короткую, но насыщенную событиями биографию. Вообще, первая «фроговская» модель знаменитого «мессера» появилась ещё в 1940-м году – это изделие из ацетата целлюлозы по ряду признаков соответствовало модификации Bf.109D. Вплоть до 1941-го года «Messerschmitt Me 109» продавался под индексами 60P и 61PM, разница между которыми была только в вариантах оформления. Послевоенное издание 1946-1950 гг. получило индекс 060P. На этом фирма FROG временно остановилась.
     

    Разработка модели «мессера» из пластика была инициирована только в конце 1960-х гг. Причина, по которой FROG не занималась выпуском столь знаменитого самолёта была достаточно тривиальной – долгое время руководство фирмы придерживалось концепции «избегания перекрещевания», чтобы на рынок не поступали одинаковые наименования товаров, которые уже производили конкурентами или компаниями-партнерами. Какое-то время такая позиция приносила свои плоды, ведь именно благодаря ей свет увидело сразу несколько уникальных моделей, ставшими безальтернативными на долгие годы вперёд (достаточно вспомнить «Gannet» и «Shackleton»). Однако, не угасающая популярность таких самолётов, как «Mustang», «Spitfire» и Bf.109 диктовала свои условия…
     

    Для реализации модели в масштабе 1:72 фирма FROG выбрала не самую популярную на тот момент модификацию Bf.109F – тогда среди ведущих модельных фирм в фаворитах были E и G. Сама модель получила индекс F192 и упаковывалась в коробку типа G1, на лицевой части которой размещался бокс-арт с изображением «африканского» истребителя из состава JG27. Коробочное название определялось как «Messerschmitt Bf 109F». Модель была введена в Black Series, что говорило о её невысоком ценовом статусе.

    В комплект входило четыре литника с отливками 31 детали из серого пластика и одной прозрачной деталью (3+5+8+15+1). Отдельно стоит отметить, что на литнике с нижней частью крыла размещалось две детали унифицированной подставки.

    Раз уж была выбрана столь оригинальная модификация, какие же варианты оформления стоило предложить покупателю? Обычно фирма FROG выбирала прототипы, которые в реальной жизни ничем особым не отличились, но только не в этот раз! Для модели были выбраны самолёты таких асов, как Адольф Галланд и Ханс Йоахим Марсейлле, имевших 94 и 101 победу соответственно. Первый вариант относился к эскадре JG26 дислоцированной во Франции в 1941-м году, а второй нёс пустынный камуфляж эскадры JG27, находившейся в начале 1942-го года под Эль-Газалой. Нюанс заключался в том, что истребители немецких асов были разных модификаций с рядом внешних отличий, но подробнее об этом будет рассказано в разделе «Модель».

    Первый тираж, выпущенный в 1968-1970 гг., оказался отнюдь не грандиозным, составив всего 25.000 экземпляров. Тем не менее, модель оказалась успешной, составив неплохую конкуренцию разработке от «Airfix».

    Успех был закреплен с выходом в 1969-м году исторического фильма «Битва за Британию» («Battle of Britain»), когда компания IMA, владевшая тогда торговой маркой FROG, заключила договор с кинопроизводителем Spitfire Productions Ltd. на использовании их логотипа. Хотя в реальности со стороны Luftwaffe в боях над Великобританией участвовали истребители Bf.109E это совершенно не помешало FROG создать бокс-сет «Bristol Blenheim I & Messerschmitt Bf 109F». Этот набор, получивший в каталоге индекс F512, включал отдельный Colour Painting Guide для шести вариантов оформления и пластиковую рамку с индексом F22. Последняя была введена не случайно, так как коробка типа G4 содержала большой бокс-арт на лицевой стороне, который можно было вырезать и использовать как отдельную картинку. В течении 1968-1970 гг. было выпущено 60.000 таких комплектов.
     

    Подоспевшая к том времени «новая экономическая поликтика» FROG привела к тому, что практически все выпускавшиеся на тот момент модели из Black Series сменили коробочные упаковки типа F и G на «лепестки» типа J2 – этот пример был ранее подан фирмой-конкурентом и имел положительный результат, поскольку в условиях экономического кризиса удалось удержать розничную стоимость на приемлемом уровне. Тем же путем пошла и фирма FROG.
     

    В период с 1969-го по 1974-й год модель «Messerschmitt Bf109F» выпускалась в «лепестке», на лицевой части которого размещался «африканский» бокс-арт с самолётом Марсейлля, но в сокращенном виде, а на обратной стороне печатались схемы окраски. В комплект входила инструкция нового образца на уменьшенном формате листа. После всех изменений модель получила индекс F192F.

    К тому времени торговая марка FROG перешла в собственность фирмы «Rovex», которая в 1969-м году попыталась начать массовые продажи моделей в ФРГ, работая через фирму Bienengraben & Co.Gmbh. В общей сложности немцам был предоставлен список из 28 наименований – все они относились не просто к Black Series, а к экономичным «лепестковым» вариантам. Для этих моделей была разработана отдельная картонная «рубашка» черно-желтой цветовой гаммы с текстом на немецком языке. К несчастью, продажи не заладились с самого начала и сколько именно было продано «Messerschmitt Bf109F», сохранившими в ФРГ индекс F192F, остается неизвестным.

    Аналогичная участь постигла торговую марку «Minix», которая была приобретена в 1969-м году для продажи моделей из Black Series на территории Австралии. Тут всё сложилось ещё проще – модель «Messerschmitt Bf109F» попала в общий список из 13 моделей, даже успев получить индекс F192M, но для австралийского рынка партия так и не была изготовлена.

    Ещё одно фиаско ждало «Rovex» в США – повторная попытка входа на американский рынок была сделана столь неуклюже, что после этого британцы так и не успели прийти в себя. В качестве партнера была выбрана фирма «Calex», в задачу которой входило распространение продукции под новой торговой маркой «Minicraft\FROG». На этот раз среди моделей из Black Series оказался «Messerschmitt Me-410», но никакой погоды это не сделало. Вначале для моделей были зарезервированы модифицированные индексы (например, для «Messerschmitt Bf109F» это был F192FU), но в итоге решили использовать американскую практику только с использованием цифр. Очередной список из 13 наименований, с партиями от 11.500 до 14.000 комплектов для каждой модели, вновь оказался неудачным – стартовавшие в 1972-м году продажи оказались мизерными и проект в США пришлось свернуть.
     

    Несмотря на столь впечатляющие провалы на внешнем рынке модель «Messerschmitt Bf109F» стала хитом продаж в Великобритании – в общей сложности было выпущено около 400.000 комплектов в «лепестках», что стало своего рода рекордом для FROG! Достаточно сказать, что после пика продаж 1969-го года, когда было продано 175.000 комплектов, даже некоторое снижение покупательской способности не выглядело катастрофическим. Впрочем, за весь 1972-й год было продано 70.000 «мессеров», а в 1973-м году этот показатель составил 80.000 экземпляров.

    Кроме того, в 1973-м году в продажу поступил очередной бокс-сет под индексом F530, состоявший из моделей «Bristol Beaufort» и «Messerschmitt Bf109F» – всего было выпущено около 7000 таких комплектов в упаковках G4. При таких объёмах можно было задуматься над расширением рынков сбыта, но развить успех в очередной раз помешали конъюнктурные издержки.

    Свою лепту внесла и фирма «Humbrol», с которой у FROG были старые партнерские отношения. В январе 1973-го года было анонсировано четыре комплекта с «фроговскими» отливками и «хамброловскими» красками, сред которых был и «Messerschmitt Bf109F». Продажи шли неплохо, но в апреле 1974-го года сотрудничество было прекращено с мотивировкой прекращения выпуска моделей в «лепестках», что исключало дальнейшую экономическую выгоду. Никаких отдельных индексов этим комплектам не присваивалось.
     

    После выхода на рынок пластиковых моделей фирмы Matchbox в руководстве головной компании «Rovex» задумались не просто над ребрендингом FROG – требовалось полностью изменить тип упаковки. Стильный дизайн от нового конкурента с черной окантовкой и эффектными бокс-артами заставил полностью пересмотреть концепцию оформления, что в итоге привело к появлению упаковок типа H.

    Третье по счету издание, выпущенное в 1974-1976 гг., отличалось не только полиграфией, включавшей коробку типа H1 и инструкцию нового типа – в комплект ввели подставку типа Skybase из синего пластика, для которой была изготовлена отдельная пресс-форма. В связи с этим из литника была удалена ранняя унифицированная подставка, но при этом общее количество деталей увеличилось до 33. В каталоге FROG модель сменила индекс на F426 совсем ненадолго войдя в Blue Series.

    В условиях жесткого кризиса объём выпуска «фроговской» продукции постоянно сокращались, поэтому в коробках H1 было выпущено всего 60.000 комплектов под коробочным названием «Messerschmitt Bf.109F Fighter». Ещё меньшим оказался финальный тираж 1976-1977 гг., выпущенный в коробках H2 и ограниченный 35.000 комплектами. Отличия от предыдущего варианта заключались в том, что коробка теперь изготовлялась из цельного листа картона, а из комплекта вывели подставку Skybase. В каталоге FROG модели был возвращен индекс F192. Но все эти «сократительные» меры оказались тщетными…
     

    Попав в непростую ситуацию руководство концерна DCM, которой принадлежали «Rovex» и FROG, не нашло ничего лучше, как продать все пресс-формы для покрытия убытков от других подразделений. Покупатель, в лице представителей фирмы «Novoexport» из СССР, на них нашелся практически сразу, но от приобретения оснастки для моделей немецких, итальянских и японских самолётов советская сторона наотрез отказалась.
    Пока велись поиски нового покупателя пресс-формы на некоторое время арендовала фирма «Remus Play Kits» из США, которая успела выпустить два собственных издания – одно из них включало прозрачный блистер, а второе снабжалось только П-образным «лепестком» с пластиковым пакетом. Выпуск моделей датируется 1974-1975 гг.

    Малоизвестным фактом является сотрудничество «Rovex» с голландской фирмой «Mars», известной на постсоветском пространстве благодаря своим шоколадным батончикам. В 1974-м году между ними был заключен договор, в рамках которого фирма «Mars» объявляла о маркетинговой акции (покупателю нужно было собрать несколько обёрток и оплатить почтовые расходы), а британская сторона поставляла отливки для четырех моделей (Bf.109F, «Spitfire» Mk.V, «Tempest» Mk.V и «Mustang» Mk.I), получившими новые индексы в диапазоне от F550 до F553. Согласно записям фирмы «Rovex» было инициировано производство 11.000 комплектов, но в итоге до практической реализации дело так и не дошло.
     

    История с продажей пресс-формы для «мессера» завершилась тем, что в 1977-м году она была продана «Revell». Имея в каталоге аналогичные модели собственной разработки руководство американской фирмы приняло решение отправить Bf.109F и очень старый FW-190A в Испанию, где примерно с 1980-го года их производством должна была заняться фирма «Congost» – моделям успели присвоить индексы 4001 и 4000, но последующая реорганизация привела к пересмотру планов, в результате чего выпуск «экс-фроговской» модели так и не был возобновлен.\

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Messerschmitt Bf 109F" (F192) - упаковка типа G1 образца 1968 г.
    Slider

  • Что можно сказать о модели Messerschmitt Bf.109F от фирмы FROG, издававшейся под индексами F192\192F и F426? Для 1968-го года уровень проработки можно считать типично «фроговским» — то есть, общая геометрия была вполне неплохая для того времени, при минимальной детализации как внутри, так и снаружи. Более подробный «разбор полётов» показывает, что проблемных мест у модели достаточно, но все они вполне устранимы. Вопрос лишь в том, какую модификацию брать в качестве эталона.
     

    Если брать в расчет только «фроговские» варианты оформления, то круг сужается до вариантов F-2 и F-4, которые имели аналогичные геометрические размеры, но различались в мелких деталях. На момент создания статьи имелись чертежи из журнала «Аэроплан», позаимствованные в свою очередь, из альбома серии «Klub 72» — прямо скажем, не самый идеальный вариант, но и не «мурзилка».
     

    Фюзеляж и ВМГ. Начнем с главного параметра — общей длины. Выбранные нами модификации имели длину 8850 мм, что в 72-м масштабе составляет 122 мм. Длина модели от FROG составляет 126 мм, что на 4 мм больше, причем вытянутой оказалась только хвостовая часть. Можно, конечно, задаться целью и вырезать излишек, но тут нужно учесть ещё два факта — высота фюзеляжа в этом же месте примерно на 1 мм меньше, чем требуется, а кабина сдвинута назад почти на 2 мм назад. Это из крупных недостатков, теперь по мелочам:

    — выхлопные коллекторы выполнены воедино с половинками фюзеляжа

    — вырез под пулеметы и воздухозаборник нагнетателя сдвинуты назад

    — воздухозаборник маслорадиатора переразмерен

    — на капоте с обеих сторон присутствуют две выштамповки, которые не соответствуют чертежам, а вот имитация завес отсутствует совсем

    — учитывая отсутствие усиливающих накладок в хвостовой части модель ближе к модификациям F-0\F-2

    Забавно, что при указанных смещениях вырез под крыло находится на своём месте, а толщина фюзеляжа по всей длине выдержана правильно. Ещё один приятный момент заключается в наличии в наборе двух вариантов фильтров: обычный и тропический. Также стоит отметить, что тонкий внешний раскрой очень радует глаз, но выполнен он кое-как, причем больше всего опять пострадала хвостовая часть.

    Что получилось хорошо, так это кок и лопасти винта. Несмотря на то, что они выполнены в виде одной детали, размеры FROG снова выдержал достаточно точно.
     

    Крыло и оперение. Реальный размах равный 9900 мм в требуемом масштабе должен составлять 137,5 мм — «фроговская» модель почти точно вписалась в него, показав 138 мм, но как обычно, подкачали другие параметры. Ширина крыла в районе сопряжения с фюзеляжем меньше на 1 мм, причем линия стыка выполнена спрямлённой и не соответствует чертежам. Очень криво выполнены законцовки крыла, получившиеся заостренными. Механизация крыла и элероны имитированы глубоким внутренним раскроем, но это пол беды, поскольку все без исключения элементы находятся совершенно не на своих местах. К вырезам под шасси и воздухозаборникам можно особо не придираться, но самое интересное в том, что на крыле практически нет необходимого раскроя! Хотя, учитывая горький опыт FROG, может это было к лучшему. Не всё в порядке и с горизонтальным оперением, которое имеем неправильную форму в плане.

     

    Шасси. Основные стойки получились чуть тонковаты, но это не страшно. Гораздо неприятнее тот факт, что в принципе неплохо воспроизведенные колеса оказались тоньше, чем надо. Щитки представлены в наборе в двух вариантах — в полётном положении вместе с имитацией «полуколёс» и в положении «на стоянке». Правда, оба варианта немного не соответствуют чертежам, как и мелковатое хвостовое колесо.
     

    Вооружение и ПТБ. В наборе от FROG на выбор предлагалась 250-кг бомба типа SC250 для F-4 и 300-литровый подвесной топливный бак для F-2. Не густо, о и не пусто. Тут можно было бы порассуждать о том, что комплект выиграл бы от наличия в нём пушек в подкрыльевых контейнерах, но у FROG были свои планы относительно пресс-формы на Bf.109F.

     

    Итог — в целом модель получилась очень неплохой для своего времени и вполне могла бы составить конкуренцию в низовом сегменте цен на рынке, если бы её производство продолжилось после ликвидации фирмы FROG. Все перечисленные недостатки «мессера» вполне устранимы, а некоторая «дровянистость» просто открывает дорогу для экспериментов. С другой стороны, если бы в 1975-м году советские представители из «Novoexport» не были столь идеологизированы, то Bf.109F вполне составил бы компанию «Spitfire» Mk.I\V от FROG. По факту, обе модели ушли в небытие, только с «мессером» это случилось на 20 лет раньше.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Сравнение отливки левой половины фюзеляжа Bf.109F с чертежом
    Slider

  • Messerschmitt Bf.109F

     

  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Messerschmitt Bf 109F Réf F192
    «Родословная» модели Bf.109F на сайте Scalemates
    The Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Messerschmitt Bf 109F (F192)

     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Д.Дональд «Боевые самолеты Люфтваффе». Астрель. 2002
    У.Грин «Боевые самолеты Третьего Рейха» (перевод Андрея Фирсова), ОНТИ ЦАГИ, Москва, серия «История авиационной техники», 1996
    В.Шунков «Крылья Третьего Рейха». АСТ. 2003
    А.Фирсов «Мессершмитт Bf 109». АСТ\Астрель. Москва. 2001
    D.A.Lande «Messerschmitt 109, Warbird History». MBI Publishing Company. 2000
    Lon Nordeen «Fighters Over Israel, The Story of the Israeli Air Force from the War of Independence to the Bekaa Valley». Guild Publishing. 1990
    В.Катков, А.Фирсов «Мессершмитт Bf 109» («Авиация и Космонавтика» 1999-05)
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639