Сага о Кругозоре

Предисловие

Данная статья написана  Владимиром Троицким, известным моделистом, работающим преимущественно с гражданской авиацией в масштабе 1:100 и близкими к нему.  Оригинал статьи размещен на сайте scalemodels.ru и печатается с разрешения автора, за что коллектив retromodels.ru выражает огромную благодарность!

Когда мне было 4 года, однажды я встретил на улице мальчика с красивой оранжево-синей коробочкой в руках, на которой был изображен самолет. “А дай посмотреть!” В коробочке оказался пакет с отдельными частями из голубой пластмассы (позже я понял, что это был Як-3). Естественно, мне захотелось такой же (во всё летающее я был влюблен с рождения). Родители поняли поставленную перед ними ребенком задачу, и вскоре я узнал, что такое “сборная модель”, став счастливым обладателем двух изделий завода “Кругозор” – Як-40 и Ту-104. Правда, собирались они руками деда, а внук сидел рядом и наслаждался ароматом клея… Уже при сборке третьей модели – подаренного на 5-летие Ан-24 – мне было доверено самому приклеить крыло… Дальше – больше… Покупая тогда те “Як” и “Ту”, мама и представить не могла, на какую “иглу” на всю жизнь подсадила сына…

Сегодня я попытаюсь рассказать о линейке отечественных сборных авиамоделей, с которой (а вовсе не с Пластикарта и Ново-Фрога) на самом деле начался пластиковый стендовый моделизм в Великом и Могучем. Ибо “корни” этого “бренда” уходят непосредственно в советский авиапром…

Меня же всегда интересовало происхождение моделей кругозоровской линейки и косяков в них. Так вот, просмотр старых фильмов и книг навел на мысль, что это копии КБшных сувенирок и тактических/идентификационных моделей. В бытность мою сотрудником ЦАГИ, версия подтвердилась (имел доступ в музей и кабинеты некоторых начальников). Копировались ли готовые сувенирки, или прессформы их непосредственно передавались из макетных цехов КБ на игрушечные заводы – неясно, но факт: КБшные “оригиналы” кругозоровских Ан-10, Ан-24 и Ту-144 я держал в руках. Вероятно, так же делались и ранние модели Пластикарта. А сувенирки были разные – в разных масштабах и разного уровня проработанности и копийности. Для больших самолетов в ходу были масштабы 1:100 и 1:120(125). И вот смотрите: у Пластикарта аж 2 модели Бааде-152: 1:100 и 1:125 в примитивном бесколесном исполнении. А теперь сравним Як-40: пластикартовский 1:100 и кругозоровский 1:125! То же с Ил-62. Есть неподтвержденная байка о существовании и советской модели Ту-114, опять же в 1:125. (Похоже, остаток жизни посвящу поискам этого реликта, если он реально существовал). А вот в случае с Ту-104 и Ил-18 исходная “мастерка” была одна и та же, поэтому соответствующие модели у Пластикарта и Кругозора были идентичны (за исключением дополнительного стыка крыла с центропланом у Ту-104 Кругозора). Правда, материал прессформ у нас был, мягко говоря, недолговечным (гипс, что ли?). Поэтому поздние выпуски кругозоровских моделей отличаются от ранних (до-кругозоровских – МЗМПИ/Юный Техник) как земля и небо.
“Первозданную свежесть” в процессе выпуска более-менее удалось сохранить только прессформе Ан-10А – видимо, его очень мало выпускали (мне он в продаже никогда не попадался. Узнал о его существовании в 7-м классе по найденным на помойке останкам и с тех пор наивно искал в магазинах.  Нулёвый кит удалось добыть только с рук уже во взрослом возрасте…) А вот форма Ан-24 была “уделана” до неузнаваемости еще на “Юном Технике”, а с переездом на Кругозор моделька хоть и стала ровнее и акуратнее, но сходство с самолетом утратила напрочь. Кстати, стеклянные круги вместо винтов Аны получили, вероятно, не сразу: раннюю коробку Ан-10А украшает фото собранной модели с нормальными винтами, правда,заретушированными “вращением”. На КБшных моделях в музее ЦАГИ тоже винты, причем не изготовленные вручную, а отлитые из черного пластика (вот как на этой фотографии).

В ранний период модели оснащались подставками фирменных КБшных дизайнов. Мне удалось идентифицировать “антоновскую”, “яковлевскую”, “ильюшинскую” и “милевскую” подставки (на фото слева направо).

Принадлежность прямоугольной подставки установить не удалось (возможно, “туполевская”), не нашел также “микояновской” (в моих моделях МиГ-19 и МиГ-21 (о них позже) лежали “антоновские” подставки со значком Аэрофлота: истребители на авиалиниях – это по-нашему!) В поздне-юнотехниковский период появилась подставка “пластикартовского” образца, причем поначалу она отливалась из полиэтилена, т.к.собиралась “в замок” без клея. В дальнейшем, уже на Кругозоре, ею стали комплектовать все небольшие модели (хотя “яковлевская” еще попадалась), а крупные – “прямоугольником”. Остальные исчезли бесследно…

Ну а теперь о “мутациях” кругозоровских моделей в процессе производства. К сожалению, у меня не осталось фото самого раннего выпуска Ан-24, который я видел у однокурсника – это был вполне узнаваемый опытный самолет со скругленным носом и обрезанными хвостами мотогондол (всем известная “Жар-птица”), отлитый из очаровательной прозрачно-голубой пластмассы, он очень красиво светился под люстрой. К сожалению, модель вместе с хозяином улетела за границу. А вот как выглядит выпуск “Юного техника” середины 70-х в сравнении с Кругозором 90х:


А еще на ранних выпусках модели на крыле и фюзеляже были проштампованы разные бортовые номера.

В позднем выпуске крыльевой номер остался, а с фюзеляжа его убрали. Способность этой модели собираться без клея сохранилась до конца Smile

В те далекие уже годы в ГДР существовала фирма DIWI, занимавшаяся импортом советских моделей в ГДР. Фирма печатала свои коробки и ротапринтные инструкции на немецком, а содержимое приходило из Союза в запаянных пакетах вместе со штатными инструкциями, декалями (где они были) и клеем. Впоследствии эти DIWIшные коробки порождали в Союзе байки о секретных “ГДРовских моделях, не продававшихся в СССР”, среди которых назывались Ан-10А, Ми-2 и т.п. Вообще, чудна социалистическая экономика – ладно Ан-10 и Ми-2, но нафига немцам было покупать дублеры своих пластикартовских Ту-104 и Ил-18, только худшего качества, и совсем уж убогий Ан-24?

Да, некоторые КБшные прессформы попали и на другие заводы. Киевский завод им. Ватутина выпускал Ан-2М в масштабе 1:50 (стандартный КБшный масштаб для небольших самолетов). В Донецке, опять же в 50м масштабе, делали вертолёты Ми-4 и Ми-8 (последний там обозначался В-8, как прототип). От кругозоровского он отличался глухим фюзеляжем без окон и дверей и несколько другим членением. Ми-4 был в таком же стиле и почему-то с 5-лопастным винтом от Ми-8! (Возможно, форма родной 4-лопастной втулки была утеряна и модели унифицировали по винтам). А в Казани (вероятно, на самом вертолетном заводе) выпускалась третья модель Ми-8 – подобная кругозоровской, но без обтекателей на шасси, зато с отлитым на фюзеляже переплетом кабины (как у пластикартовского Аэро-45).
Донецкий вариант:

И Ми-4 (к сожалению, не весь):

Продолжим, все ж, про Кругозор. Ранние варианты оформления коробок для своего времени вполне приличны и даже вызывают уважение. Позже дизайн многих коробок изменился не в лучшую сторону. Очевидно, на Юном Технике к моделям как к товару относились серьезнее, чем на Кругозоре (игрушки же!) Были и обратные примеры – ранний смешной рисунок Як-25 заменили на ч/б фото собранной модели, что на мой взгляд всё же лучший вариант, а вот аналогичная замена для Як-3 была по-моему излишней.

Ил-62 на коробке в 70е гг. “набрал высоту и вышел в горизонтальный полет”, а в конце 80х он и Ми-2 неожиданно вышли в веселых коробочках с комиксами, изображавшими летательные аппараты в разных ракурсах на земле и в полете. Ещё веселее стало в 2000-е, когда на коробках мелкими картинками стала изображаться сразу вся линейка (включая НОВОвские модели), а содержимое конкретной коробки определялось… налейкой со штрихкодом, вклеенной в пустой квадратик с нужным названием на боковушке коробки. Маразматичность такого оформления явно предрекала скорый конец “бренда”, который не замедлил воспоследовать.

Правда, в середине 0-х случился “посмертный выдох ПЖ” – переиздание моделей Ту-104, Ил-18 и Ил-62 под брендом Алангера, в совершенно роскошных для такого содержимого коробках и с не менее роскошными декалями от “Бегемота”. Но “недолго музыка играла…” – вскоре исчезли и они.

Автор картинки зеленого самолетика с красным носом был даже указан на днище коробки.

Ранние модели МЗМПИ/Юного техника отливались из цветной пластмассы под окраску реальных самолетов. Не исключено, что когда-то в комплектах были и краски. Во всяком случае, в ранних текстовых инструкциях предписывалось “окрасить нижнюю часть фюзеляжа в цвет крыльев самолета”.

Декали… пардон, “переводные картинки” Кругозора – это отдельная песня! Грубовато отпечатанные номера и эмблемы на цветных непрозрачных подложках, приклеенные к листу обратной стороной (магическое слово ТОЛФОРЕА, проглядывающее сквозь желтый фон – просто заклинание, возвращающее в детство! Smile ) Правда на Ил-18 и Ил-62 фон подложек был белым для верхней части самолета и серым для нижней – под стандартную окраску Аэрофлота, что еще раз наводит на мысль о красках в комплекте, но вот желтый фон для Ту-104 логическому объяснению не поддается. Возможно, это подражание желтеющей “с рождения” пленке ранних ГДРовских декалей. Военные самолеты комплектовались 4-6ю корявыми звездочками, Як-40, Ан-10, Ан-24 и Ми-2 вообще не имели “сводилок” (там была рельефная “окраска” на пластике), а единственной моделью, комплектовавшейся декалями на полную ливрею, а не только номерами и флажками, был Ту-144 – только изображала она не реальный 68001, а выставочный макет 1965г. с красно-синим читлайном и синей “галочкой” на киле. Увы, я остатки этой роскоши безжалостно ободрал с доставшейся мне в бэушном виде модели, т.к. решил сделать из нее хорошую копию 68001 (грех было не воспользоваться безупречной КБшной геометрией, гораздо точнее чем у Пластикарта!)

В конце 80х старые декали были заменены на яркие наклейки из лавсановой пленки, гораздо лучшего товарного вида, но по-прежнему “никакой” копийности (этот параметр вообще Кругозор не заботил). Их получили и ранее бездекальные Як-40, Ан-24 и Ми-2 (Ан-10 уже давно не выпускался).

Последней декальной вариацией стали уже упомянутые Алангеровские издания трех моделей с приличными бегемотовскими декалями – польза от них была в том, что их можно было использовать на Пластикарт

Еще немного “мутаций”. Детали вертолета Ми-10, цветные – ранний Юный Техник, белые – Кругозор 80х. Как говорится, без комментариев…

Пару ему составлял Ми-6, очень неплохой по геометрии (как и Ту-144, существенно точнее пластикартовсого аналога).

Далее, Ту-104, сверху вниз – ЮТ 70-х, Кругозор 80-х, Алангер 2000-х. В последнем варианте окна изобразили декалью. Кроме того, упразднили шасси, а чтобы не заделывать дырки в нижних панелях крыльев, вместо них стали класть вторую пару верхних. Типа, кто умный – тот лишние гребешки срежет, а вообще детям и так сойдет… Россия…

Ил-62 – тоже отдельная “песня”. Модель явно делалась по каким-то предварительным эскизам самолета, поэтому макетчики “ничтоже сумняшеся” прилепили нос от Ил-18 (разница в сечении фюзеляжа была скмпенсирована разницей в масштабах – нос от Ил-18 1:100 на Ил-62 в 1:120). Тем не менее в деталировке присутствуют такие подробности реальных самолетов, как выштамповки в районе ниш шасси и гребень под хвостом (вернее, присутствовали – в кругозоровских выпусках это всё исчезло). Форма мотогондол также напоминает вполне конкретный второй прототип Ил-62 СССР-06176 (в отличие от первого прототипа у Пластикарта).

Сверху вниз – МЗМПИ 60х, ЮТ 70х, Кругозор 80х-90х… Движки от МЗМПИ и Кругозора.

Из вертолетов осталось упомянуть Ми-2. Культовый пепелац из “Мимино” в 50м масштабе был неплохо сделан, за исключением забавного “глюка” – расположение окон и дверей на правом и левом борту было зеркальным отражением оригинала
Красный пластик (модель б/у, в процессе реставрации и исправления окон) – ЮТ, белый – поздний Кругозор.

Немного о военных самолетах. Пожалуй, самой загадочной моделью линейки является т.н. “МиГ-19” (так он назывался на коробке) – нечто реданной схемы, напоминающее одновременно опытные машины Су-15П и микояновский И-320, но отличающееся от обоих расположением двигателей – на тех аппаратах один располагался в редане, а другой в хвосте фюзеляжа, на модели же в редане были оба движка (этакий МиГ-9 с крыльями от Миг-15-D ) Обычно модель считают “сдеркой” с аналогичного изделия американской фирмы Lindberg… Вот только с позиции госорганов, ведающих производством товаров для детей, подсовывание советским школьникам вражьей “дезы” о доблестной советской авиации представлялось бы… мягко говоря, вредительством. Лично мне думается, что корни у игрушки вполне отечественные. Может, какая-то нереализованная разработка. На одном английском модельном форуме была высказана версия, что самолет существовал в виде полноразмерного макета, построенного студентами МАИ в рамках дипломного проекта и сфотографированного западными шпионами, в результате чего и появилась линдберговская модель. Кроме того, изображения подобного самолета встречаются на советских авиационных агитплакатах 50-х годов, была также похожая жестяная игрушка-каталка.

Модели перехватчика Як-25 также обычно приписывают “вражеское” происхождение – похожая модель была у фирмы Revell. Правда, похожего в них только масштаб (около 1:50) и явно избыточный размах крыла. Деталировка моделей совершенно разная, Ревель гораздо сложнее и подробнее, зато у кругозоровского Яка более правильный нос. Скорее всего, оригинал обоих моделей – “тактическая” учебная моделька, с какими лётчики отрабатывают задания “пеший по-лётному” (видел эту сцену в каком-то старом фильме, и в руках у летчиков были вот эти самые Яки!) Одна из них вполне могла попасть в руки “вероятного противника”.

Модели ЮТ, Кругозора и Revell:

Аналогичное происхождение имеет, вероятно, и модель Миг-21, также в 50м масштабе, в которой прослеживаются черты сразу нескольких модификаций: нос от Ф/Ф-13, узкий киль также от Ф, небольшой гаргрот за кабиной и верхнее расположение ПВД указывает на ПФ, а контейнер тормозного парашюта на киле – на МФ/СМТ/Бис. Впрочем, такие гибриды были нормой в модельной практике 60х гг, и не только у нас или у немецких друзей – полно таких примеров и на Западе.

Модель штурмовика Ил-2 была неплохо проработана (подвижные элероны, расшивка, шасси, правда в убранном положении – колеса вклеивались прямо в гнезда гондол), но сделана в несколько странноватом масштабе 1:57 (смутно припоминаю, что такой масштаб вроде бы встречался на чертежах в “Моделисте-Конструкторе”)

Ну и, конечно, вряд ли кто из старшего поколения моделистов не помнит Як-3 (“сувенирка” из десятка деталей в 1:50) и спортивный Як-18П (1:40) Мне посчастливилось найти эту модель в раннем исполнении. Обратите внимание на прямую “спину” фюзеляжа за кабиной (позже прогнувшуюся как у Росинанта), имитацию полотна на стабилизаторе, лючки на фюзеляже… “…Но куда ушло всё это…”

В завершение “титры” – список моделей-героев нашей саги и их масштабы:
Ан-2М – 1:50 (выпускался в Киеве)
Ан-10А – 1:150
Ан-24 – 1:157
Ил-2 – 1:57
Ил-18 – 1:100
Ил-62 – 1:120
Ми-2 – 1:50
Ми-4 – 1:50 (выпускался в Донецке)
Ми-6 – 1:100
Ми-8 – 1:50
Ми-8 (В-8) – 1:50 (выпускался в Донецке)
Ми-8 – 1:50 (выпускался в Казани)
Ми-10 – 1:100
“Миг-19” – 1:50 (если можно говорить о масштабе для несуществующего самолета)
МиГ-21 – 1:50
Ту-104 – 1:100
Ту-144 – 1:100
Як-3 – 1:50
Як-18П – 1:40
Як-25 – 1:50
Як-40 – 1:125

Если кто-то сможет дополнить этот список, буду очень рад! (Условие – прессформа должна быть отечественной и изготовленной не позднее 70х гг. ХХв. )
Ну и на десерт – несколько моих поделок из кругозоровской линейки разных лет:

Ну вот, и всё. Прошу прощения, что не выложил фото абсолютно всех моделей – всех у меня нет.
Спасибо за внимание,

С уважением, Владимир

P.S. Когда я в разлуке с любимой коллекцией (например в отпуске, на югах), мне регулярно снится один и тот же сон. Будто я иду по огромному магазину игрушек, а по залу в здоровенных решетчатых корзинах внавал насыпаны кругозоровские модели… Честное пионерское!