Танк Т-18 – AER


  • Легкий танк Т-18, более известный среди любителей бронетанковой техники под обозначением МС-1, являлся одной из самых легендарных боевых машин советского производства, которой довелось принять участие в конфликте с китайцами на КВЖД и в боях начального периода Великой Отечественной Войны. Тем не менее, очень долгое время ни одна из модельных фирм не делала даже попыток воспроизвести этот танк в виде пластиковой модели.

     

    Устранить этот пробел удалось фирме “AER” из г.Кишинев (Молдова), которая в конце 1993 года выпустила модель “Танк Т-18/Tank T-18” в масштабе 1/35. Несмотря на ряд неточностей эта постсоветская разработка на долгие годы оказалась не только безальтернативной, но и одной из самых успешных. Рассказ о ней читайте в нашей статье.

     

    Редакция сайта Retromodels.ru выражает благодарность А.Батаеву за предоставленные материалы по истории фирмы “AER”.

  • Каноническая версия истории танка Т-18 (МС-1) гласит, что эта боевая машина стала достойным преемником “Русскго Рено”, по факту являвшегося адаптацией французского танка Renault FT под российскую специфику производства. В целом, данная версия не имеет расхождения с реальными событиями, однако основная их часть в советских источниках совершенно не освещалась.

     

    В ходе эксплуатации трофейных британских “ромбов” и французских “рено” советские танкисты накопили немалый опыт, который позволил руководству бронетанковых сил достаточно точно сформировать требования к различным типам гусеничных бронемашин. В июне 1926 года готовые технические задания были включены в трехлетнюю программу танкостроения, которая имела два варианта выполнения. Так называемый “план-максимум” предусматривал, в рамках одной пехотной дивизии, наличие батальона “маневренных” (средних) танков, а также батальона танков сопровождения (легких) и “пулеметок сопровождения” (танкеток). В свою очередь, “план минимум” позволял обходиться без “маневренных” танков. В общей сложности предполагалось построить 112 легких и 60 средних танков, учитывая командирские и учебные машины.

    Для выполнения этой программы в сентябре 1926 года, на совместном заседании руководства РККА, ГУВП и ОАТ, было принято решение о создании новых боевых машин. При этом нетрудно заметить, что тяжелые танки ни в один из планов не включались, а в качестве образца для “танка сопровождения пехоты” рассматривался итальянский FIAT 3000А. Работы по такой машине были поручены Московскому танковому бюро ГУВП под руководством С.Шукалова, которое в 1927 году представила проект под обозначением Т-16.

    Надо отметить, что французское влияние тогда ощущалось очень сильно. Корпус советского танка имел классическую компоновку, рассчитанную на экипаж из двух человек, и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 6 до 12 мм. В шестигранной башне, поворот которой осуществлялся при помощи плечевого упора, находилась 37-мм пушка типа Гочкис и спарка из двух 6,5-мм пулеметов Федорова. Моторно-трансмиссионное отделение было отгорожено от боевого бронированной заслонкой – здесь устанавливался двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с. (специально созданный для легкого танка), который монтировался в едином блоке с коробкой передач. Важным отличием Т-16 была наблюдательная башенка с грибовидным колпаком, существенно улучшавшая обзор с места командира.

    Отдельно стоит рассказать про ходовую часть. Применительно на один борт она состояла из 6 опорных катков с пружинной свечной подвеской, 3 поддерживающих роликов малого диаметра с листовой амортизацией, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Гусеничные цепи были мелкозвенчатыми и состояли из траков шириной 300 мм.

     

    Постройка первого образца Т-16 несколько затянулась – хватало технических проблем как с основной конструкцией, так и с новым двигателем. В итоге, полученный в конце февраля 1927 года прототип отличался от утвержденного ранее варианта. В частности, добавили ещё один опорный каток на каждый борт, моторно-трансмиссионное отделение было более коротким и с дополнительным воздухозаборником в виде широкого “грибка”. Кроме того, вооружение состояло только из спарки 6,5-мм пулеметов. Перед отправкой на испытания, а также в течении всего испытательного периода, танк не имел окраски и каких-либо надписей.

     

    В течении февраля-апреля 1927 года были проведены всесторонние тесты Т-16 по результатам которых был составлен список доработок из 25 пунктов. Модернизация была завершена к 14 мая, причем танк получил 37-мм пушку, которая испытывалась с двумя типами дульных тормозов (как оказалось, никакого положительного эффекта они не имели и все серийные танки оснащались только “чистыми” пушками). Вторая фаза испытаний Т-16 была успешно завершена к середине июня 1927 года, но ещё до этого было принято решение о начале постройки серийных танков под новым обозначением Т-18.

     

    Интересный факт!

    Обозначение МС-1, получившее широкое распространение в печатных изданиях советского периода, не являлось официальным, но использовалось параллельно с основным индексом. В рабочей документации и актах приёмки фигурировали только производственные серии танка Т-18.

    Согласно плану строительства предполагалось построить 927 танков, причем объём выпуска распределялся более-менее равномерно, что делало всю программу весьма реалистичной (чего нельзя было сказать о планах постройки танков БТ и Т-26):

    12 – 1927-1928 гг.

    175 – 1928-1929 гг.

    200 – 1929-1930 гг.

    240 – 1930-1931 гг.

    300 – 1931-1932 гг.

    Впрочем, уже в сентябре 1927 года план скорректировали, увеличив объём выпуска на 1927-1928 гг. до 23 танков и 60 тракторов, а в течении 1928-1929 гг. требовалось сдать 85 танков и 80 тракторов.

     

    Перед запуском в серию Т-18 подвергся серьёзным доработкам. Танк получил переделанный корпус, где основные изменения коснулись носовой части и моторно-трансмиссионного отделения. Также доработали ходовую часть и установили съёмные брезентовые крылья. Попутно установили дополнительное оборудование, включавшее переднюю фару, кормовой фонарь и звуковой сигнал. В таком виде было построено 23 танка Т-18 первой серии, которые были сданы заказчику к декабрю 1928 года.

    Первая значительная модернизация была произведена на танках 2-й производственной серии. В частности, была введена усиленная подвеска, измененные направляющие колеса и четыре поддерживающих катка на каждый борт. Кроме того, Т-18 наконец-то получили электрический стартер, отсутствовавший на танках первой серии, а спарка пулеметов Фелорова была заменена на один пулемет ДТ калибра 7,62-мм. В общей сложности, в конструкцию силовой установки танков второй серии было внедрено 152 переделки, в то время как остальная конструкция машины прошла ещё 85 пунктов доработок. Из-за потопа в Ленинграде сборка танков вновь затянулась и выпуск пришлось разделить на две части – тем не менее, к ноябрю 1929 года все Т-18 второй серии были предъявлены заказчику.

    Танки 3-й производственной серии имели два важных отличия. Во-первых, должен был состояться переход на сварную конструкцию корпуса, причем башня Т-18 получила кормовую нишу. Также планировалась установка 4-скоростной коробки передач, но её разработка сильно затянулась, и замена траков. Работы проводились в течении 1929-1930 гг., но в итоге первые машины практически не отличались от 2-й серии, поскольку смежные предприятия не смогли вовремя поставить необходимые комплектующие. В первую очередь это касалось башен, а новые траки массово ввели только в 1930 году. Ещё хуже дела обстояли с освоением сварки и в итоге конструкция танков 3-й серии была только клёпаной. Все эти изменения очень негативно сказалось на темпах работ, что привело к сокращению выпуска до 305 серийных машин.

     

    Наиболее совершенной стала 4-я производственная серия танков Т-18, на которой в очередной раз усилили подвеску, ввели новое “тюльпанообразное” ведущее колесо и установили долгожданную 4-скоростную коробку передач. В планах на 1931-й год предусматривалась постройка 720 танков, но вскоре их количество сократили до 550, а затем и вовсе – до 144 единиц.

    Причин для столь резких изменений было несколько. Прежде всего, командование РККА требовало поставок танков других типов, в результате чего вначале запланировали выпуск танков Т-19 и Т-20 отечественной разработки, но в 1931-1932 гг. их полностью заменили на Т-26 и БТ-2, которые имели куда лучшие характеристики. В отношении Т-18 это и вовсе означало скорое завершение строевой карьеры.

    В конечном итоге 1931-й год стал самым массовым в истории производства танков Т-18 и по состоянию на 15-е марта 1932 года в различных соединениях РККА имела 952 машины этого типа из 961 построенных.

     

    ********

     

    Модернизация танка Т-18 производилась сразу по нескольким направлениям, одно из которых привело к появлению проекта под индексом Т-20 (он же Т-18 “улучшенный”) – здесь предполагалась частичная унификация с танком Т-19, установка более мощного двигателя и ряд других доработок, но в итоге не успели достроить даже прототип.

     

    Второй тур “борьбы за выживаемость” был предпринят в 1933 году, когда на Т-18 установили ходовую часть от Т-26. Опытный экземпляр такого танка поступил на испытания 19 мая 1933 года, но эффект был получен скорее отрицательный. Из-за неравномерной нагрузки на опорные катки машина “приседала” при трогании с места и “кивала” при торможении – это приводило к преждевременному износу подвески. По ходовым качествам обновленный Т-18 оказался даже хуже серийных машин. При попытке двигаться на третьей передаче глох двигатель, а подъём в 30° оказался для танка непреодолимым.

     

    Финальная попытка выжать всё возможное из конструкции устаревшего танка состоялась в 1938 году, когда в опытном порядке был построен опытный образец под индексом Т-18М. Доработки включали установку двигателя ГАЗ-М1 и коробку передач от плавающего танка Т-38 обр.1936 г., что повлекло за собой переделку моторно-трансмиссионного отделения. Изменилась и ходовая часть: были установлены новые направляющие и ведущие колёса, вместо 4-х поддерживающих роликов оставили только два. Также была модернизирована башня – кормовую нишу (за ненадобностью) устранили, а на крыше вместо грибообразного колпака появилась конусная крышка из углеродистой стали, что позволяло немного снизить массу. В очередной раз рассматривался вопрос об усилении вооружения, но тогда оптимального решения не нашли и так по-прежнему остался с 37-мм “гочкиссом” и одним 7,62-мм пулеметом ДТ.

    Испытания состоялись в марте 1938 года и не принесли желаемых результатов. Вместо заложенной в проекте максимальной скорости 30-35 км\ч удалось развить всего 24,3 км\ч, при этом старый двигатель не смог работать на 4-й передаче. Более серьезной проблемой стал сместившийся назад центр тяжести. Теперь танк “юзил” при торможении на мокром шоссе и с трудом преодолевал даже незначительный уклон. Сравнив полученные показатели в ГАБТУ решили, что идея полноценной модернизации Т-18 себя полностью изжила, и имеющиеся танки необходимо будет использовать для других целей…

     

    ********

     

    По причине полной устарелости к январю 1938 года все Т-18 были переведены в разряд машин, непригодных к боевому применению. Достаточно сказать, что из 862 сохранившихся к тому моменту танков (а это 89% от их общего количества) только 196 находились в ведении полигонов, заводов, учебных учреждений и на складах, в то время как остальные формально числились за военными округами, за исключением Средне-Азиатского и Забайкальского.

    Основная масса Т-18 находилась “на хранении” и была частично разукомплектованы. В первую очередь с танков снимали вооружение, элементы силовой установки и шасси. Однако, отдавать на переплавку столь большое количество боевых машин, пусть даже и некомплектных, было крайне неразумно. Тогда им нашли другое применение – передать Т-18 в распоряжение УРов и использовать их для переделки в БОТ – бронированные огневые точки.

    Согласно приказу от 2-го марта 1938 года для этой цели планировалось использовать 700 “резервных” танков, причем долговременные огневые точки бронебашенного типа должны были комплектоваться средствами связи, прицельными приборами и дополнительным боекомплектом. Основание установки предполагалось строить из бетона, с соответствующими пристройками и оборудованием (системой вентиляции и переговорных устройств).

    Судя по всему, в отношении Т-18 эти правила, в целях экономии средств, решили не соблюдать и танки просто вкапывали в землю, либо вообще ставили “в засаде” или на открытой местности без какой-либо маскировки. Поскольку лишь малое количество танков всё ещё имело вооружение, а снарядов для 37-мм танковых пушек катастрофически не хватало, было принято решение оснастить Т-18 пушками 20К калибра 45-мм. Это существенно усилило огневую мощь старых машин и позволило им бороться с любой бронетехникой противника, хотя встречный бой Т-18 был по-прежнему противопоказан. Внешне такие машины отличались более длинным стволом орудия в маске новой формы. Дополнительного боекомплекта не предусматривалось, но имелись стандартные танковые прицелы ТОП-1.

     

    По самым приблизительным оценкам к началу 1941 года для переделки в БОТ подготовили 450 корпусов с башнями и ещё 150 танков можно было вернуть в строй и использовать в качестве подвижных огневых точек. К примеру, в составе Осовецкого УР (район крепости Осовец на Белостокском выступе), занимавшего по фронту порядка 35 км, имелось 36 бронебашенных установок с 45-мм пушками, в том числе с башнями от Т-18 и Т-26. Кроме того, в его составе числилось две танковые роты (1-я состояла из 25 танков и располагалась в Кольно, 2-я имела 18 танков и находилась в районе Беляшево), правда неизвестно, сколько танков в них находилось в состоянии “на ходу”. В течении 22-24 июня машины 2-й роты провели несколько боёв с механизированными подразделениями немецких войск. По имеющимся отзывам Т-18 проявили себя с хорошей стороны, однако при отступлении все “уровские” танки и установки пришлось оставить противнику.

    Владимир-Волынский УР (КОВО) не был наиболее подготовленным к оборонительным действиям, поскольку строительство и обустройство большей половины ДОТов и опорных пунктов было ещё не завершено. Кроме того, этот укрепрайон не имел штатных танков. Тем не менее, выдвинутая в полдень 22 июня 87-я стрелковая дивизия получила в качестве усиления пять танков Т-18. Их приёмка состоялась на станции Устилуг, но поскольку эти машины не имели вооружения и двигателей в течении 23-24 июня на них предстояло установить пулеметы ДТ и переместить в район боевых действий для использования в качестве неподвижных огневых точек. Однако, уже к вечеру 24 июня дивизия оказалась в окружении и была почти полностью уничтожена. Об использовании Т-18 известно, что танки были установлены на огневых позициях, но подробностей их боевого применения найти не удалось.

    В полосе Минского УР также было сосредоточено несколько десятков бронебашенных установок, хотя основная их масса основывалась на башнях от Т-26. Впрочем, более старым Т-18 тоже довелось повоевать. Наиболее известен факт боя, проведенного экипажем БОТ в составе сержанта Гвоздева и рядового Лупова 23 июня 1941 года. Обслуживая огневую точку с 45-мм орудием, установленную для охраны моста на реке Друть близ н\п Белыничи, советские артиллеристы подбили три немецких танка, один бронетранспортер, несколько автомобилей и рассеяли до роты пехоты. Наступление противника на этом участке было задержано почти на сутки, за что экипаж был представлен к орденам Боевого Красного Знамени.

    Небольшое количество Т-18 также использовалось и в составе 9-го мехкорпуса. После тяжелого поражения в районе Луцк-Броды-Ровно корпус (более точное подразделение неизвестно) в районе г.Сарны, на севере Ровненской области, 29 июня получил на пополнение 42 легких танка, включая роту из 14 Т-18 и одного командирского Т-26. Большую часть этой техники потеряли в ходе контрудара, но к 2 июля в 9-м мехкорпусе всё ещё числилось два Т-18, один из которых был небоеспособен.

    Что касается применения Т-18 в составе 150-й танковой бригады, то к подобной информации следует относиться очень осторожно. Как часто указывается, в ходе Битвы за Москву это подразделение располагало девятью Т-18, которые по документам числились до ноября 1942 г. Прежде всего, непонятно происхождение этих танков, поскольку к тому времени в Московском ВО танков этого типа пригодных к самостоятельному передвижению просто не осталось. Помимо этого, на 4 декабря 1941 года в составе бригады боеспособными числилось всего 12 Т-26 и Т-34, а остальные танки находились в ремонте. Возможно, Т-18 были получены перед наступлением на московском направлении в непригодном для боевой эксплуатации виде и числились только на бумаге. Не стоит также исключать факт опечатки в документе.

    Не сохранилось информации о Т-18, переданных в распоряжение НИБТ. Скорее всего, как и другая устаревшая техника, в октябре-ноябре 1942 года оба танка заново вооружили и задействовали при обороне полигона, а после войны их отправили на слом.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Т-16 - первый прототип со спаркой 6,5-мм пулеметов Федорова, 1927 г. (фото с сайта Warspot)
    Slider

  •  

    Если не считать моделей из полиуретановой смолы, изготовленных фирмой “OA” (“SK”, г. Пенза) ограниченным тиражом в 1992-1993 гг., то первенство в разработке модели танка Т-18 из пластмассы в классическом “бронетанковом” масштабе 1/35 принадлежит молдавской фирме “AER” (г. Кишинёв).

     

    Работы над этой моделью начались летом 1993 года, сразу же после официального оформления фирмы, и проходили параллельно с изготовлением чертежей и производственной оснастки для истребителя Су-1 (1/48) и плавающего танка Т-38 (1/35). Материалы были предоставлены известным далеко не в узких кругах военным историком Г.Петровым, а разработкой технической документации руководил А.Батаев.

     

    Первый тестовый прогон состоялся уже 24-го августа, но на доводку пресс-формы потребовалось несколько недель и массовое производство, которое анонсировалось в рекламных брошюрах на сентябрь, началось в октябре-ноябре 1993 года. Одна из первых партий в 2000 комплектов отливок сразу отправилась в Минск, откуда производилась реализация по регионам. Ещё 300 штук приобрел предприниматель из Казахстана, а более мелкие партии по 50-100 штук выкупили владельцы модельных магазинов в Молдове и Киргизстане. Далее состоялись более крупные поставки в Москву и Санкт-Петербург. На тот момент коробки, инструкции и декали ещё не была готовы, в связи с чем отливки первого выпуска поставлялись в виде “голого пластика”.

     

    В силу своей безальтернативности в мире пластиковых моделей, а также благодаря низкой розничной стоимости (составлявшей от 3 до 5 USD в эквиваленте валют постсоветских стран), “Танк Т-18” пользовался заслуженной популярностью среди моделистов. Модели от “AER” продавались многотысячными тиражами и прошли несколько стадий выпуска.

     

    Первый вариант полиграфии появился в марте 1994-го года – данное издание получило коробку-пенал такого же форм-фактора, как и модель “Sukhoy Su-1” (265х215х30 мм), но с зелеными боковинами вместо синих, и коробочное название “Танк Т-18\Tank T-18”. На лицевой части был размещен бокс-арт с изображением танка Т-18 ранней серии, сделанный на основе рисунка за авторством художника Олейника. Нижняя часть коробки полностью использовалась для схемы окраски модели, имевшей только один вариант оформления.

     

    Со второго издания 1995-го года была введена новая коробка из двух раздельных частей (верх-низ) с тем же бокс-артом, но в другой стилистике графического оформления. Нижняя часть, при этом, изготовлялась из обычного картона, так что схему окраски пришлось перенести в инструкцию обновленного типа. Годом ранее было решено ввести нумерацию по каталогу и модель “Танк Т-18” получила индекс 3503, который также указывался на торцевой части коробки.

     

    Очередное издание вышло в 1995-1996 гг. под совместным брендом “AER-EEE” и предназначалось в основном для реализации на внутреннем рынке России. Официальным дистрибьютером выступила фирма “Eastern Express” (“Восточный экспресс”), которая приобрела значительное количество отливок. По просьбе российской стороны был подготовлен новый комплект полиграфии, где при сохранении прежнего форм-фактора в очередной раз изменилось графическое оформление коробки – на боковинах размещались мини-арты выпускавшихся в то время моделей “AER”. Также в некоторых каталогах того периода стал указываться новый индекс 35003.

     

    Повторно на российском рынке в массовых количествах модель танка Т-18 появилась в упаковке от фирмы “Eastern Express”, но уже без указания фирмы-разработчика. Интересно, что это издание сохранило “аэровский” бокс-арт и индекс 35003, но остальная часть полиграфии была выполнена по собственным стандартам. Комплект получил коробочное название “Легкий танк Т-18\Light Tank T-18”, но его появление было обусловлено стечением целого ряда обстоятельств и по сути было “остаточным явлением” – в течении 1996-1997 гг. российский дистрибьютер распродавал молдавские отливки, полученные ранее. В силу экономических причин дальнейшее сотрудничество фирм “AER” и “Eastern Express” было прекращено без надежды на продолжение.

     

    После нескольких лет хранения на складе пресс-формы для “аэровского” Т-18 был вновь востребованы – и неудивительно, ведь аналогов за это время так и не появилось. На этот раз выпуск модели под возобновлен фирмой “Parc Models” из Румынии, которая тогда производила ещё несколько наименований моделей, доставшихся от исчезнувших постсоветских фирм. Модель танка получила коробочное название “Light Tank T-18/MS1” и индекс 3505, а её производство наладили в 2000-2001 гг.

    Параллельно с этим несколько партий отливок получили ещё две западные фирмы – немецкая “TVA” (“Russian Tank” T-18 M30, 3505) и испанская “Bum” (“Light Tank T-18”, BUM 303). В обоих случаях печатались только новые комплекты полиграфии для реализации на внутреннем рынке этих стран.

     

    В заключении можно сказать, что вплоть до появления аналога от китайской фирмы “HobbyBoss” молдавская модель была единственной пластиковой моделью-копией танка Т-18 в масштабе 1/35. Конечно же, со временем отношение к ней изменилось не в лучшую сторону (надо признать, не все элементы были хорошо проработаны), но об этом будет рассказано в разделе Модель.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Танк Т-18\Tank T-18” (3503) - коробка первого издания, весна 1994 г.
    Slider

  • Несмотря на широкую известность первый советский массовый танк был обделен вниманием производителей пластмассовых изделий как при советской власти, так и после неё. Дело было даже не в отсутствии точных чертежей (при большом желании их можно было сделать самим на основе фотографий), а в нежелании руководства заводов заниматься новыми видами игрушек, которые требовали создания более сложных пресс-форм. Конечно же, можно было пойти по пути предприятия из Белозерово, которое стало известно своими “моделями на тему” Т-55 и ЗСУ-57-2, но даже до такого “приземленного” уровня руки у советских производителей так и не дошли.

     

    Тем не менее, при Советском Союзе, модель танка “МС-1” всё же была выпущена, правда, только в бумажном виде. Разумеется, некоторые из бывалых моделистов догадались, что речь идет и серии “Сделай сам” от украинского издательства “Веселка” (“Радуга”), где в первом номере за 1980-й год были напечатаны выкройки для сборки танков МС-1, БТ-7, Т-26 и Т-27.

    Работу над этими моделями вёл Леонид Иосифович Рабинович в течении 1976-1980 гг., и надо сказать, что для детского творчества все пять изданий были выполнены на весьма хорошем уровне. Что касается непосредственно модели МС-1, то юным моделистам предлагалось собрать танк ранних серий с башней без ниши. Полный список серии бумажных моделей “Советские танки” представлен ниже:

    Выпуск №1 – МС-1, БТ-7, Т-26, Т-27

    Выпуск №2 – Т-60, Т-28, Т-34

    Выпуск №3 – Т-35, КВ, Т-70

    Выпуск №4 – ПТ-76, ИС-2, ИСУ-152

    Выпуск №5 – СУ-76, СУ-100, Т-54

     

    Интересный факт!

    Наверняка многие обратили внимание, что выпусках 1, 3 и 4 на обложке присутствовало весьма странное изображение танка Т-28, которое скорее относилось к пятибашенному варианту, а в 5-м выпуске этот танк был вообще обозначен как Т-22. Вероятнее всего, здесь имела место досадная ошибка художника-оформителя, которую не стали исправлять, поскольку обложка уже была передана в тираж.

    Первый “луч надежды” после распада СССР подала фирма под названием “ОА” из Пензы. В 1992 году она выпустила набор из полиуретановой смолы с деталями “white metal” под очень развернутым названием “МС-1 Легкий пехотный танк образца 1929 г.” Модели был присвоен порядковый номер 2, но что было издано под номер 1 так и осталось загадкой. Впрочем, главным событием стало то, что “МС-1” был выпущен в классическом для бронетехники масштабе 1/35.

    Далее, в течении 1993 года, появилось ещё 4 набора, которые на этот раз издавались под логотипом фирмы “СК”. На этот раз внимание было уделено двум не самым известным модификациям, хотя другие два комплекта представляли собой логическое “развитие” исходного образца:

    №1 – САУ на базе пехотного танка МС-1 76 мм

    №2 – САУ. Истребитель танков на базе МС-1 45 мм

    №3 – Легкий пехотный танк образца 1930 г. с 45-мм орудием

    №4 – Легкий пехотный танк образца 1930 г. позднего выпуска

    В силу исключительной редкости пензенских моделей дать им оценку весьма затруднительно, да и вообще, единственная информация о них имеется только на сайте Scalemates, где представлена только хронология выпуска.

     

    Как мы уже знаем, в том же 1993 году свою модель (на этот раз из пластика) выпустила молдавская фирма “AER”, а вот следующего “пришествия Т-18” пришлось ждать больше 20 лет. В данном случае благодарность можно вынести китайской фирме “HobbyBoss”, анонсировавшей в апреле 2016 года первую модель в собственной серии под коробочным названием “Soviet T-18 Light Tank MOD1927” (83873). На прилавках магазинов она появилась осенью, а спустя совсем немного времени были изданы комплекты “Soviet SU-18 SPH” (83875) и “Soviet T-18 Light Tank (Mod. 1930)” (83874).

    Лишний раз рассказывать о том, что уровень деталировки и литья самих деталей у китайской модели (относительно того же “AER”) более высокий, пожалуй, будет избыточно – это предмет отдельной статьи. Другое дело, что “HobbyBoss” представил на выбор несколько модификаций Т-18, что само по себе уже является плюсом. Ещё можно добавить, что розничная стоимость любого из перечисленных комплектов весьма демократичная по нынешним временам.

     

    ********

     

    Если у вас появится желание собрать танк Т-18 в масштабе 1/35, то можно воспользоваться дополнительными наборами деталей, повышающих уровень копийности модели. В частности, российские фирмы “Studio Perfect Model” и “MasterClub” предлагают комплекты из наборных траков для ранних и поздних серий Т-18, а польская фирма “Taurus Models” разработала детали “работающей” подвески (“Workable suspension for T-18/SU-18”, D3502). В совокупности всё это очень хорошо поможет “оживить” любую модель Т-18 в масштабе 1/35.

     

    В заключении можно добавить, что танк Т-18 выпускался также в масштабе 1/72 – ограниченную серию моделей “Soviet 1st Serial Light Tank” (M72212), изготовленных из полиуретановой смолы, в 2018 году выпустила украинская фирма “Armory”. В комплект входили детали фототравления и декаль, а общий обзор имеется на сайте Karopka.ru.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сделай сам. Танк Т-27 БТ-7 Т-26 МС-1" - первый выпуск набора с выкройками из бумаги, издательство "Веселка", 1980 г.
    Slider

  • Модель под коробочным названием “Танк Т-18”, выпущенная фирмой “AER” в самом конце 1993 года, если не произвела фурор на постсоветском пространстве, то уж во всяком случае оценивалась очень положительно. Радовало даже не столько появление самой модели Т-18 (что уже само по себе было событием на мировом рынке), сколько отличная по тем временам детализация – шутка ли, полный комплект включал 270(!) деталей в который были включены фигурки советских танкистов – всё это счастье размещалось на шести литниках. Другое дело, что не все мелкие детали соответствовали оригиналу, но это предмет отдельного обсуждения.

    В комплект первого издания 1993-1995 гг. входила декаль на два варианта оформления с красными звездами двух типов и собственными именами “Смелый” и “ОСАВИАХИМ”. Впрочем, схема окраски на нижней части коробки содержала три проекции танка вообще без каких-либо надписей, но с упоминанием того, что Т-18 применялся в 1929 году в конфликте на КВЖД.

    Затем, в 1995 году, украинской фирмой “Fresco” была напечатана вторая партия декалей с более известной бортовой надписью “Наш ответ Чемберлену” и новыми тактическими обозначениями, сделанными согласно описанию в монографии М.Свирина. Кроме того, все графические элементы были пронумерованы во избежание путаницы. Этот выпуск получился наиболее удачным, но в то же время стал самым редким.

    Разработкой инструкции занимался художник-оформитель Сергей Ревуцкий. Подход к данному типу полиграфии был более чем творческий, но с ориентирами на лучшие европейские образцы – на первой странице размещалось фото двух Т-18 второй серии в процессе погрузки на болиндер (это один из самых известных снимков), на развороте печаталась схема литников и пошаговая сборка, а на четвертой странице размещались проекции танка и рисунки выпускаемых на тот момент моделей.

     

    ********

     

    По сложившейся традиции сначала разберемся, какой именно серии Т-18 соответствовала модель от фирмы “AER” под индексом “3”. Исходя из наличия трех поддерживающих роликов на один борт борт (задний из которых устанавливался перед блоком подвески опорных катков), траков первого образца, отсутствию кормовой фары и башни без кормовой ниши мы явно имеем дело с танком Т-18 самого раннего выпуска. Однако, если “копнуть глубже”, то конструкция надгусеничных крыльев, передняя фара и пулемет ДТ в башне указывают на соответствие модели танку 2-й производственной серии. Это не считая прочих мелких подробностей, таких как размер колес, а также количество и расположение заклепок на корпусе и башне. То есть, если не слишком вдаваться во всякие мелкие подробности, то комплект от “AER” содержал набор деталей для танка 1-й серии выпуска 1927 года.

    Причина подобной “мутации” кроется в использовании разных источников. Так, например, техническое описание и часть графики на Т-18 предоставили Г.Петров и М.Свирин, но также в ход пошли различные фотографии и проекции, где отсутствовали указания на принадлежность к той или иной серии – отсюда и возникла некоторая путаница в модификациях.

     

    Относительно процесса сборки Т-18 можно сказать следующее – однозначно, это модель не для новичков. Если с корпусом особых проблем не возникало, то наибольшую трудоёмкость представляли такие ключевые элементы, как башня и ходовая часть. Впрочем, обо всем по порядку.

    В силу некоторой технологической сложности изготовления башни в виде цельнолитой детали было принято более простое решение все грани сделать в виде отдельных элементов, которые соединялись с деталью крыши шестиугольной формы. Впрочем, на столь непопулярный технологический пришлось пойти не просто так…

     

    Из воспоминаний А.Батаева.

     

    “По башне танка. Пошли сознательно на усложнение потому что были заклепки. Если бы была башня целая, то с заклепками она не вынималась бы из формы. Поэтому, ради улучшения копийности, башню разложили как “лепестки” ромашки, тем самым усложнив сборку, но сохранив имитацию заклепок. Другое дело, с высоты опыта, я бы сделал внутрь кондуктор для точности сборки…”

    Ещё одним следствием этого решения стало обязательное соблюдение правильных углов установки каждой детали бронеплиты, что при имевшемся тогда качестве литья требовало дополнительных усилий по обработке. Понимая, что башня в текущей реализации получилась слишком сложной, на четвертой странице инструкции был сделан дополнительный рисунок, показывавший один из вариантов фиксации деталей в полном сборе.

     

    С ходовой частью получилась несколько другая история, но с тем же итогом – ориентируясь на оригинальное техническое описание молдавские технологи, под общим руководством Александра Батаева, постарались максимально полно и точно воспроизвести колеса, элементы подвески и гусеничные траки – отсюда вытекала повышенная сложность сборки всех перечисленных узлов. Также ещё раз отметим, что наличие трёх поддерживающих роликов на один борт является характерным признаком только опытных танков Т-16 и самых первых серийных Т-18 образца 1927 года.

    Впрочем, особое “удовольствие” доставляли наборные гусеницы, особенно с учетом того, что каждый трак требовал очистки от небольшого облоя. С современной точки зрения можно было бы посоветовать сделать гусеницы сплошной ветвью из другого подходящего материала (как, например, это делалось для “кругозоровских” танков), но и тут было не всё так просто.

     

    Из воспоминаний А.Батаева.

     

    “По тракам. Самые простые (“без облоя”) собираются просто, в отличии от Т-38 и СУ-100. Сегодня я бы сделал часть сплошными участками (как на Т-38), но тогда делалась ставка на продвинутых моделистов, делавших “провисы” и оторванные траки на диорамах. Однако, при продажах этой модели десятками тысяч, такой приём для массового покупателя не годился. Вот так трудно опыт доставался – не легко было совместить предпринимателя и моделиста в одном лице (коня и трепетную лань)…”

    Тем не менее, затраченные усилия стоили того, чтобы получить в свою коллекцию первую пластиковую модель танка Т-18. В помощь моделисту очень своевременно появилась монография М.Н.Свирина и А.А.Бескурникова “Первые советские танки”, выпущенная издательством “Армада” в 1995-м году, где были опубликованы проекции не только основных моделей Т-18, но и проектов, включая достаточно интересный вариант САУ. Собственно, это издание до настоящего момента остается единственным, в котором содержится максимально полное техническое описание и графика по данной теме.

     

    “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г. “Танк Т-18\Tank T-18” (3) - отливки из комплекта первого фирмы “Aer”, весна 1994 г.

  • Легкий танк Т-18
    Оригинальные чертежи AER s.r.l. Moldova. 1994

     


  • Танк Т-18 обр.1927 г.
    Каталог фирмы “AER”, 1995 г.

     

     


  • Ссылки (модель):
    Karopka.ru – Т-18 1927г (Антон Макич)
    Scalemodels.ru – Восточный экспресс 1/35 МС-1
    Scalemodels.ru – Восточный экспресс 1/35 MS-1 – Т-18 младший брат Рено
    Scalemodels.ru – Hobby Boss 1/35 Т-18(МС-1)
    Scalemodels.ru – Armory 1/72 МС-1 обр.1927г.
    Scalemodels.ru – Armory 1/72 МС-1 обр.1930г.
    Karopka.ru – T-18 (MS-1) mod. 1927
    Izkorobka.ru – Сборная модель танка Т-18 МС-1, масштаб 1/35

     

    Ссылки (инфо):
    Warspot.ru – Т-18: серийный ответ Чемберлену
    Warspot.ru – От «Теплохода «АН» к МС-1
    Бронесайт – И. Рындин. Танк МС-1. Учебное пособие для ОСОАВИАХИМовских бронетанковых кружков. — М., 1938

     

    Литература:
    Ж.Котин, Б.Шпитальный, В.Грабин (ред.) “Историческая серия ТМ. МС-I” (“Техника-молодежи” 1970-02)
    А.Ильин “Лёгкий танк МС-1” (“Военный парад” январь-февраль 2001)
    А.А.Бескурников “Один из первых” (“Техника и наука” 1984-02)
    А.А.Бескурников “Первый серийный танк. Малый сопровождения МС-1”. Москва. Арсенал-Пресс. 1992. ISBN:5-85139-003-4
    М.Н.Свирин, А.А.Бескурников “Первые советские танки”. Москва. М-Хобби. 1995. ISBN:5-85729-045-7.
    А.Г.Солянкин, М.В.Павлов, И.В.Павлов, И.Г.Желтов “Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941”. Москва. Экспринт. 2002. ISBN:5-94038-030-1
    М.Н.Свирин “Броня крепка. История советского танка. 1919—1937”. Москва. Яуза\Эксмо. 2005. ISBN:5-699-13809-9
    P.Chamberlain, C.Ellis “Tanks of the World 1915—1945”. London. Arms and Armour Press. 1972. ISBN:0-30436-141-0