Grumman F9F-6 “Cougar” — Comet Series

  • В то время как авиация аэродромного базирования усиленными темпами наращивала количество реактивной техники в американском флоте наблюдался своего рода “застой”, преодолеть который удалось только с появлением истребителя Grumman F9F “Panther”\“Cougar”. Самолёты модификации F9F-6 были приняты в состав US Navy на вооружение в 1952-м году, однако в частях первой линии они оставался менее 10 лет в связи с быстрым техническим устареванием.
     

    Под торговой маркой FROG модель “Grumman Cougar F9F-6” (371P) появилась в 1956 году — это была не собственная разработка, поскольку на тот момент посчитали более выгодным взять в аренду пресс-форму у американской фирмы “Comet”. Несмотря на огромный по тем времена тираж в 250.000 комплектов эта модель сейчас является одной из самых редких.

     

    При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Михаилом (участника форума “Украиньска модельна хата”), а также с интернет-аукциона eBay.

  • Морская авиация США, на какое-то время сильно увлекшись суррогатами типа Ryan FR-1, спохватилась только ближе к концу 2-й мировой войны, наконец определившись, что современный истребитель должен быть реактивным. Выбор пал на очередную “кошку” от фирмы Grumman, с которой у флота были давние и очень хорошие отношения. Реактивный истребитель F9F Panther, хоть и не отвечал флотским требованиям в полном объёме, всё же был пригоден для дальнейшей модернизации.
     

    В ходе очередного этапа модернизации было принято решение установить крыло стреловидностью 35 град. В качестве базового варианта была взята модификация F9F-5, которая помимо новых несущих плоскостей, получила обновленный состав оборудования. Но самое главное улучшение заключалось в введении так называемых флапперонов, вместо классических элеронов — это были отклоняемые щитки сверху и снизу крыла, позволявшие улучшить систему поперечного управления.

    Контракт на постройку трех прототипов был подписан в марте 1951 года, а 20-го сентября первый XF6F-6 был облётан шеф-пилотом фирмы Grumman Фредом Роули. К этому времени уже был решен вопрос с серийной постройкой, поэтому к ноябрю 1952 года новенькие F6F-6 “Cougar” начали поступать не вооружение эскадрильи VF-52, базировавшейся на побережье Атлантики.

    Первые 30 серийных F9F-6 оснащались двигателями Pratt & Whitney J48-H-6 (аналогично F9F-5), но все следующие самолёты этой модификации получали двигатели J48-P-8 с увеличенной до 3289 кгс тягой при впрыске водоспиртовой смеси. Между тем, система управления огнем Мk.6, радар AN/APG-30 и стрелковое, вооружение из четырех пушек М-3 в передней части фюзеляжа с общим боезапасом 760 снарядов, остались неизменными.

    Впоследствии, снятые с вооружения истребители “Cougar” переделывали в беспилотные самолёты-мишени F9F-6D (QF-9F) и самолёт управления F9F-6K (DF-9F). Кстати, несмотря на отсутствие этих самолётов в частях первой линии с 1962 года они также сменили обозначение на F-6F.
     

    Появившийся в марте 1953 года вариант F9F-7 отличался в основном только двигателем Allison J33-A-16 c тягой 2835 кгс, хотя подобная замена была признана далёкой от оптимальной. Аналогичная силовая установка ранее использовалась на F9F-4 и показала отвратительные эксплуатационные данные, в связи с чем выпуск семёрок был ограничен только 168 самолётами. С 1962 года оставшиеся самолёты обозначались как F-9H.
     

    Наиболее удачной получилась модификация F9F-8. Взяв за основу конструкцию серийного F9F-6 разработчики из Grumman оставили двигатель J48-P-8, но добавили примерно посреди размаха крыла так называемый зуб, что позволило улучшить аэродинамические характеристики. Помимо этого, самолёт получил два дополнительных бака на 113,5 литров каждый в передней части крыла и один 318-литровый бак в центральной секции фюзеляжа, из-за чего длина самолета выросла на 20 см. Также стандартной стала система дозаправки в воздухе, а на внешних пилонах появилась возможность подвески 568-литровых топливных баков или ракет AIM-9B “Sidewinder”. Истребитель выпускался в трех основных вариантах:

    F9F-8 — модификация чистого истребителя, с 1962 года обозначались как F-9J

    F9F-8P — модификация истребителя-фоторазведчика

    F9F-8B — модификация истребителя-бомбардировщика с системой сброса Aero 18C LABS и возможностью подвески атомной бомбы на узле типа Aero 22А (фактически использовались только фугасные боеприпасы), с 1962 года обозначалась как AF-9J.
     

    На самолётах F9F-6 в 1955-1958 гг. летала показательная пилотажная группа “Blue Angels”, а вот в реальных боевых действиях именно истребители Cougar так и не засветились. А вот самая немногочисленная двухместная модификация F9F-8T (с 1962 года обозначалась как TF-9J) вполне понюхала пороху.

    В период с 1966-го по 1968-й год самолёты из состава Marine Aviation Logistics Squadron 11 (Дананг) и Marine Aviation Logistics Squadron 13 (Чу Лай) использовались для воздушного контроля и наведения бомбовых ударов по объектам в Южном Вьетнаме.

    Эксплуатация F9F в составе US Navy завершилась в 1959 году, когда им на смену пришли Grumman F11F. Тренировочные самолёты летали гораздо дольше и были заменены на TA-4F лишь в феврале 1974 года.
     

    Экспортные поставки F9F осуществлялись только в Аргентину. Довольно забавно, что для своего единственного авианосца ARA “Independencia” (бывший британский “Warrior”), аргентинцы приобрели в 1958 году 24 снятых с вооружения US Navy истребителей F9F-2B. Цель сделки была вполне понятна, но тут внезапно выяснилось, что старые корабельные катапульты не могут быть использованы для запуска самолётов этого типа, поэтому все Cougar базировались только на аэродромах.

    Карьера аргентинских “кошек” выдалась довольно насыщенной. В 1963 году истребители использовались мятежниками в ходе восстания на флоте, а в 1965 году их собирались применить против Чили, когда между этими латиноамериканскими странами вспыхнул пограничный конфликт. Окончательно Panther вывели из эксплуатации в 1969 году, а последние “Cougar” в тренировочном варианте TF-9J летали вплоть до 1972 года.

     

    Список серийных номеров Grumman F9F “Cougar” с сайта Joseph F. Baugher Serials Encyclopedia:

    126670/122672 — Grumman XF9F-6 Cougar

    126257/126264 — Grumman F9F-6 Cougar

    127216/127470 — Grumman F9F-6 Cougar

    127473/127492 — Grumman F9F-6P Cougar

    128055/128294 — Grumman F9F-6 Cougar

    128295/128310 — Grumman F9F-6P Cougar

    130870/130999 — Grumman F9F-6 Cougar

    131000/131062 — Grumman F9F-6 Cougar

    131252/131255 — Grumman F9F-6P Cougar

    134446/134465 — Grumman F9F-6P Cougar

    130752/130919 — Grumman F9F-7 Cougar (130870/130919 поставлены как F9F-6)

    131063/131251 — Grumman F9F-8 Cougar

    134234/134244 — Grumman F9F-8 Cougar

    138823/138898 — Grumman F9F-8 Cougar

    141030/141229 — Grumman F9F-8 Cougar

    141648/141666 — Grumman F9F-8 Cougar

    144271/144376 — Grumman F9F-8 Cougar

    141668/141727 — Grumman F9F-8P Cougar

    144377/144426 — Grumman F9F-8P Cougar

    141667 — Grumman F9F-8T Cougar

    142437/142532 — Grumman F9F-8T Cougar

    142954/142999 — Grumman F9F-8T Cougar

    143000/143012 — Grumman F9F-8T Cougar

    146342/146425 — Grumman F9F-8T Cougar

    147270/147429 — Grumman F9F-8T Cougar

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Grumman F9F-6 “Cougar” (Photo US Navy)
    Slider

  • Первой пластиковой моделью в серии “Jet & Fighters” для фирмы “Comet” стал именно “Grumman Cougar F9F-6”, выпущенный под индексом PL1. Вопрос, почему был сделан выбор в пользу этого истребителя, может иметь несколько ответов, но наиболее вероятным из них представляется абсолютная новизна оригинального самолёта, первый полёт которого состоялся в том же 1952 году.

    Перед выходом на рынок руководство фирмы “Comet” определилось с основной концепцией разработки пресс-форм, которую сейчас принято называть “Fit-the-Box”. Суть её заключалась в том, что масштаб моделей определялся габаритами стандартизированных коробок. Вот и получилось, что “Grumman Cougar F9F-6” был выполнен в оригинальном масштабе 1/82. Впрочем, в начале 1950-х гг. стандартизация масштабов ещё только зарождалась и на такие нюансы просто не обращали внимания.

     

    В период своего существования фирма “Comet” никогда не указывала точный масштаб для моделей, входивших в серии “Jet & Fighters” и “Jet Bomber” — вместо этого, в верхнем правом углу инструкции печаталась измерительная линейка.

    В процессе производства модель прошла три издания, различия между которыми заключалось только в стиле оформления упаковок. В первом, так сказать, классическом исполнении образца 1952 года, оформилась основная концепция — с правой стороны, на белом фоне вытянутого треугольника, располагалось изображение самолёта, а с левой стороны находилось название фирмы и серии. Ещё одной отличительной чертой кометовских упаковок серии “Jet & Fighters” стал индивидуальный цвет каждой коробки. Так, для модели “Grumman Cougar F9F-6” был выбран красный. Аналогичная тенденция сохранилась и во втором издании, с той лишь разницей, что красный фон стал более насыщенным, а надпись “Plastics” теперь была желтого цвета на черном фоне.

    Впрочем, апогей оригинальности заключался в самих отливках, цвет которых также был закреплён за определённой моделью. Например, отливки, входившие в комплект “Grumman Cougar F9F-6”, были темно-синего цвета, а основные детали были отделены от литников перед укладкой в коробку. Единственный вариант оформления включал опознавательные знаки для самолёта с бортовым номером 126257, который относился к самой первой серии F9F-6.

     

    Во третьем издании 1954-го года последовало очередное изменение дизайна. Помимо изменения шрифтов треугольник был усечен до параллелограмма, а на лицевой части фон вместо красного стал желтым.

     

    В том же году модель “Grumman Cougar F9F-6” была включена в подарочный набор под названием “Comet`s Squadron Six”, включавший шесть других моделей американских истребителей в форм-факторе “Fit-the-Box”.

     

    По возвращении в 1957 году пресс-форм назад в США модель некоторое время выпускалась в упаковке четвертого издания совершенно другого форм-фактора и с более эффектным бокс-артом. На этом выпуск модели “Grumman Cougar F9F-6” фирмой “Comet” был завершен.

     

    На этом фоне обычно упускается из вида другие разработки от “Comet”. В 1950-е гг. ещё были сильны тенденции именно авиамоделизма и модели из бальсы (одной из самых легких древесин в мир) также пользовались неплохим спросом.

     

    Чтобы сохранить свою часть рынка фирма “Comet” продолжила американским моделистам целых два издания летающей модели “Grumman Cougar F9F6” под внутренним индексом P7. Причем её деталировка была несравненно выше, чем у пластиковой копии! Даже в наше время такие комплекты изредка попадаются на интернет-аукционах.

    Впрочем, история модели продолжалась, но связана она была уже с другим американским производителем. В 1957-1958 гг. “кометовские” пресс-формы стали собственностью фирмы “Aurora”. К этому времени у неё уже имелась собственная модель “F9F Panther” в масштабе 1/48, однако и “Grumman Cougar F9F-6” расценили как приятное дополнение. Выпуск этой модели на оснастке от “Comet” продолжался до начала 1960-х гг., причем в двух вариантах коробочного исполнения под индексами 293-29 и 293 (для филиала “Aurora Netherlands”).

    Последнее издание вышло уже под логотипом “Addar”, которая являлась дочерней которая являлась дочерней компанией “Aurora” — это был двойной комплект “Republic F84 Thunderstreak and Grumman F9F6 Cougar. 2 in 1″ в новой упаковке. После этого выпуск морально устаревшей модели прекратили, отправив пресс-формы на хранение.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Grumman Cougar F9F-6" (PL1) - комплект первого издания фирмы "Comet", 1952 г.
    Slider

  • В 1956 году IMA заключила взаимовыгодное соглашение с фирмой “Comet” из США, в рамках которого американская сторона передавала в аренду производственную оснастку для выпуска моделей собственной разработки. Особенностью “Comet Series” был уже упомянутый форм-фактор “Fit-the-Box”, который сохранили для торговой марки FROG. В общей сложности в британский производитель выпускал 10 моделей:

    “Grumman Cougar F9F-6” 371P

    “North American Super Sabre F100C” 372P

    “Lockheed Starfire F94C” 373P

    “Douglas Skyknight F3D” 374P

    “Douglas Skyray F4D” 375P

    “Republic Thunderstreak F84F” 376P

    “Boeing B47” 377P

    “Boeing B52 Stratofortress” 378P

    “Douglas B66 Destroyer” 379P

    “Douglas B26 Invader” 385P
     

    Примечательно, что американское название “Comet Series” сохранилось, но предназначались модели для реализации в сети магазинов “Woolwohrts” на территории Австралии. Договор между IMA и Comet также предусматривал комплектацию в коробках “кометовского” образца (с инструкциями аналогичного типа), но с атрибутами FROG — такие коробки получили обозначение C1X. Кроме того, каждая из упаковок для моделей из “Comet Series” имела свой персональный цвет, и для “Grumman Cougar F9F-6” был выбран синий. Также следует отметить, что отливки продолжили выпускать из пластика темно-синего цвета.
     

    По данным из книги в течении 1956-1957 гг. на американских пресс-формах было выпущено 250.000 комплектов. В том же 1957 году производственная оснастка была возвращена в США и впоследствии продана фирме “Aurora”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Grumman Cougar F9F-6" (371P) - верхняя часть коробки типа C1X, Comet Series, 1956-1957 гг.
    Slider

  • Приступая к созданию пластиковых моделей инженеры из фирмы “Comet” не только остановили свой выбор на форм-факторе “Fit-the-Box”, но и пошли на принципиальный шаг делать свои модели только в полётной конфигурации на стандартных прозрачных подставках. На этом месте обычно принято ругать разработчиков, но если вспомнить насколько “дубовыми” были элементы шасси в наборах фирм “Revell”, “Lindberg” того периода, то подобный подход от “Comet” не выглядит явным попустительством.

     

    Между тем, при всей своей упрощенности, комплект модели “Grumman Cougar F9F-6” (PL1) обладал несколькими интересными моментами. В общей сложности он включал 11 деталей:

    — две половинки фюзеляжа

    — две детали консолей крыла

    — две детали аэродинамических гребней

    — одна деталь горизонтального оперения

    — одна деталь типа “голова пилота”

    — одна прозрачная деталь фонаря кабины пилота

    — две прозрачные детали подставки

     

    Зачем нужно было делать аэродинамические гребни и голову пилота отдельно — не совсем понятно, но как это ни странно, набор от этого только выиграл в плане копийности. Поскольку воспроизводилась именно “шестерка”, то истребитель был выполнен “чистым”, без каких-либо элементов наружной подвески (кстати, не появились они и в более последних изданиях). Раскрой на модели был внутренним — им же обозначались места для нанесения опознавательных знаков.

     

    Итог.

    Хорошая раритетная модель, достойная занять своё место на полке вместе с другими моделями из серии “Jet & Fighters”. Ценность “Grumman Cougar F9F-6” (PL1) представляет только для закоренелых любителей истории моделизма.

  •  

  • Ссылки (модель):
     

    Ссылки (инфо):
    Joe Baugher — Grumman F9F/F-9 Panther/Cougar
     

    Литература:
    Сергей Колов “Истребители фирмы «Грумман»” (“Крылья Родины”)
    Александр Чечин “Дикие кошки Груммана”
    Jim Sullivan “F9F Panther/Cougar in Action” (“Squadron/Signal”)
    Alexander Eaglerock “Grumman F9F-6 Cougar” (“Model Airplane News” Jun 1953)
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639

Запись опубликована Novo