Heinkel He-162 “Salamander”


  • Являясь безусловным лидером в области реактивной авиации, Германия к началу 1945-го года освоила массовый выпуск трёх самолётов — Arado Ar-234, Messerschmitt Me-262 и Heinkel He-162. Последний из этой “троицы” относился к программе так называемого “народного истребителя”, концепция которого заключалась в максимально экономичном производстве и доступности для пилотов с низкой квалификацией. На практике оказалось, что серийная постройка He-162 также потребует значительного количества ресурсов, а для новичков эта машина находилась за уровнем доступности.
     

    Модель He-162A от фирмы FROG, имевшая индексы F401F\F401 и F434 также получилась неоднозначной. При достаточно корректной общей геометрии проработка мелких деталей почему-то была оставлена “за бортом”, что популярности ей явно не добавляло. Тем не менее, в период с 1972-го по 1976-й год включительно, было произведено 165.000 комплектов в трёх изданиях, а после ликвидации этой торговой марки, новым владельцем пресс-форм стала фирма “Revell”, которая выпустила в 1979-м и 1994-м гг. собственные издания данной модели.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представил нам С.Васюткин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Техническое задание на разработку “народного истребителя”, концепция которого была представлена начальником истребительного штаба Luftwaffe Отто Зауром, было выдано 8-го сентября 1944 года. В основе данной концепции предполагалось, что истребитель будет максимально прост в изготовлении, при условии использования дешевых материалов и низкоквалифицированных рабочих. Требования были следующими: турбореактивный двигатель ВМW-003, взлётная масса не более 2000 кг, вооружение из одной-двух 30 мм пушек, максимальная скорость 745 км/ч, продолжительность полета 30 минут и взлетная дистанция в 500 метров.
     

    За реализацию проекта “Volksjager” взялись такие фирмы, как Arado, Blom und Voss, Fieseler, Focke-Wolf, Heinkel, Messrschmitt и Junkers. При этом, эскизные проекты им следовало предоставить к 20 сентября 1944 г. Явным фаворитом стал проект Р.211 от фирмы Blohm und Voss, однако руководству фирмы Heinkel удалось оспорить решение Технического департамента RLM и “протолкнуть” собственный проект Р.1073. Таким образом, уже 29-го октября 1944 года удалось построить первый прототип реактивного истребителя, который сначала получил обозначение Не-500, в скором времени измененное на Не-162 “Salamander”. Приоритет программы был настолько высок, что для производства “народного истребителя” выделили три сборочные линии на заводах Heinkel-Nord в Марнэнэ и Junkers-Mittelwerke в Нордхаузене с общим планом производства 2000 машин в месяц.
     

    Первый прототип He-162V-1 впервые поднялся в воздух 6-го декабря 1944 года, достигнув скорости 835 км\ч на высоте 6000 метров. Однако, в процессе очередного вылета 10-го декабря самолёт потерпел катастрофу. После расследования этого происшествия в конструкцию прототипа He-162V-2 внесли ряд изменений, параллельно приспособив его под установку пушек MK-108. Опытные образцы He-162-V-3 и He-162V-4, которые совершили свой первый полет 16-го января 1945 года, оснащались характерными законцовками крыла, а прототип He-162V-7 уже можно было считать эталоном для А-серии.

    Не-162А-1 – вариант с двумя 30-м пушками MK-108 и двигателем BMW-003А-1;

    Не-162А-2 – вариант с двумя 20-м пушками MG-151/20 на основе А-1 с двигателем BMW-003Е-1\Е-2 или Е-3;

    Не-162А-3 – проект с усиленным фюзеляжем и двумя 30-м пушками MK-108;

    Не-162А-8 – проект на основе А-1 с двигателем Jumo-004D;

    Не-162А-9 – вариант с двигателем BMW-003R, построен один прототип;

    Не-162А-14 – проект на основе А-1 с возможностью установки ракетных пакетов 15еr wabe или SG “Rohrblocktrommel”;

    Не-162В-1 – проект с двумя 30-м пушками MK-108 и двигателем НеS-11А;

    Не-162С – проект, сочетавший планер Не-162В с двигателем НеS-11А, крылом типа “чайка” стреловидностью 38° и V-образным оперением;

    He-162D – проект на основе Не-162С с крылом обратной стреловидности, построен полноразмерный макет;

    Не-162Е-1 – проект с двигателем BMW-003R на основе А-9;

    He-162S – учебный планер с увеличенным размахом крфла и удлиненным фюзеляжем, прототипами которого стали V-16 и V-17.
     

    В рамках модернизации В-серии проводились проектные работы по использованию ПВРД. В частности, один из вариантов предполагал установку двух двигателей Аs-014 тягой 330 кг, а другой — одн Аs-044 тягой 500 кг. Планировалось, что максимальная скорость соответственно составит 800 км/ч и 705 км/ч на уровне земли, а максимальная продолжительность полёта на высоте 6000 метров — 21 и 44 минуты. Впрочем, сама фирма Heinkel особых надежд на эти варианты не возлагала, отдавая предпочтение обычным реактивным двигателям.
     

    Планировалось также использовать Не-162А в комбинациях типа Mistel. В начале 1945 года был предложен вариант Mistel-5, предусматривавший использование реактивного истребителя как средства доставки “летающей бомбы” Arado E.377A. Предварительные расчеты были обнадеживающими, но времени для их реализации не хватило.
     

    Кроме того, в 1945 году лицензионное производство истребителей Не-162 вполне могло быть развернуто в Японии на предприятии фирмы Tachikawa. Японская сторона получила полный пакет документации, согласной которой самолёты должны были оснащаться двигателями Argus и ПВРД “Lorin”. Однако, капитуляция Германии не позволила осуществить эти планы.
     

    В силу целого ряда причин большинство из перечисленных модификаций никогда не были реализованы. Основной производственной моделью стал Не-162А-2, поскольку 20-мм орудия обладали меньшей отдачей при стрельбе. По замыслу руководителей фольксштурма, новые пилоты должны были садиться в кабины истребителей сразу после выпуска из планерных школ, что ставило под сомнение эффективность боевого применения новой техники. Тем не менее, в конце января 1945 года в Рехлине была создана Volksjager Kommando 162, занимавшаяся приёмкой и испытаниями Не-162, после чего была сформирована Einshatz-Gruppe I/JG.1. Практически сразу выяснилось, что пилоты с низкой квалификацией испытывают массу трудностей в освоении нового самолёта. Несмотря на то, что к маю 1945 года в наличии имелось 170 истребителей и ещё более 800 находилось на стапелях, лишь единичные экземпляры совершали боевые вылеты. Достоверно подтверждена единственная победа (с дистанции около 1000 метров якобы был сбит британский “Typhoon” или “Tempest”) при потере одного собственного самолёта в бою с американскими истребителями. До конца войны удалось начать формирование только одной эскадрильи фольксштурма (1.(Volkssturm)/JG.1) в Заген-Куппере, которая в боях не участвовала.
     

    Большинство Не-162А (общее количество построенных самолётов оценивается примерно в 320 экземпляров) было захвачено союзниками весной 1945 года. Несмотря на достаточно большое количество самолётов, более 100 из них никогда не поднимались в воздух и сразу пошли на слом. К настоящему времени сохранилось шесть Не-162А-2 и один Не-162А-1, которые являются музейными экспонатами в США, Франции и Великобритании. Также один Не-162А был захвачен советскими войсками и доставлен в НИИ ВВС.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Heinkel He-162V-1
    Slider

  • В очередной раз воспользовавшись отсутствием интереса среди фирм-конкурентов к не самым известным немецким “реактивам”, разработчики из FROG взялись за разработку пресс-формы для модели истребителя Heinkel He-162. Поскольку ко времени выхода модели на рынок на дворе стоял 1972-й год, первое издание вышло не в коробочном исполнении, а в более экономичном “лепестке” типа J2. На его лицевой части имелся рисунок He-162A-2 оберлейтенанта Демута из 3./JG1 с бортовым номером 11, который был изображен с выпущенным шасси на фоне алого зарева над промышленным районом.

    В виду минимального количества деталей (как и небольшой стоимости пресс-формы в целом), в каталоге FROG модель относилась к Black Series и получила лепестковый индекс F401F. Хитом продаж она не стала, однако до 1974-го года включительно было выпущено 85.000 комплектов под коробочным названием “Heinkel He.162A”.

     

    После очередной ревизии модельного ряда и смены дизайна, проведенной в 1974-м году, модель получила коробку типа H1 и подставку Skybase, что в каталоге FROG вывело её в Blue Series. Кроме того, индекс был изменен на F434, а коробочное название расширили до “Heinkel He.162 Jet Fighter”, причем в инструкции писали даже более развернуто — “HEINKEL He 162 A-2 & A-3 SALAMANDER”. С 1974-го по 1976-й год выпустили 55.000 таких комплектов, что на фоне остальных моделей было хорошим показателем.

     

    Третье издание, произведенное только в 1976-м году тиражом в 25.000 комплектов, отличалось коробкой типа H2 и отсутствием подставки Skybase, что автоматически вернуло модель в Black Series. При этом, модель вновь получила индекс F401, но уже без “задней” буквы F, характерной только для лепестковых изданий. Графический дизайн упаковки претерпел минимальные изменения — после изъятия фирменной подставки с боковой стороны удалили упоминание о ней, заменив на ещё одну мультиязычную секцию с комментарием о возможности приобретения данного элемента отдельно. В то же время, в инструкции Skybase action display stand оставили без изменений.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Heinkel He.162A" (F401F) - лицевая сторона "лепестка" типа J2 для модели первого издания фирмы FROG, Black Series, 1972-1974 гг.
    Slider

  • Процесс ликвидации торговой марки FROG сопровождался массой интересных особенностей, одна из которых заключалась в том, что основным покупателем пресс-форм выступила советская фирма “Novoexport”, отказавшаяся от приобретения фашистских самолётов по идеологическим соображениям. Невостребованные пресс-формы были выкуплены фирмой “Revell”, имевшей на тот момент филиалы в Великобритании, ФРГ, Испании и Франции.

     

    Производство экс-фроговской модели под новым коробочным названием “Heinkel He 162 A-2/A-3” (Cat.No.H-80) было возобновлено в 1979-м году. Для собственной коробки был использован бокс-арт от FROG, причем варианты оформления оставили прежними, изменив только расположение элементов декали на общем листе. В 1982-м году, после перехода на цифровую систему, артикульный номер модели был изменен на 0080, но вскоре модель сняли с производства. У фирмы “Revell” были планы наладить выпуск Heinkel He 162 A-2/A-3 на мощностях испанского филиала ”Congost\Revell”, однако, по причине его закрытия в 1983-м году, осталось не ясным, были ли они реализованы на практике.

    Так, ещё не сильно изношенная пресс-форма оказалась на хранении, где пролежала более 10 лет, пока в 1994-м году фирма “Revell” не выпустила небольшую партию “винтажного” издания под коробочным названием “HEINKEL He 162 A-2” (Cat.No.04178). На данный момент состояние пресс-формы неизвестно (не исключено, что она была в очередной раз перепродана), но суть ситуации состоит в том, что модель He-162A была далеко не единственной в арсенале “Revell”.

     

    Как говорится, свято место пусто не бывает, и едва экс-фроговские пресс-формы были сняты с эксплуатации, как французский филиал “Ceji\Revell” заключил соглашение с фирмой “Lindberg” из США о перепаковке и продаже на европейском рынке американских отливок. Данное издание появилось в 1984-м году под коробочным названием “Heinkel He 162 A-1” (Cat.No.4143), хотя на лицевой части коробки по прежнему присутствовало изображение (а если быть более точным — фотография собранной модели) истребителя с бортовым номером 11, который относился к модификации А-2.

    Примечательно, что оригинал от “Lindberg” появился ещё в 1965-м году, но даже для того времени 22-детальный комплект выглядел “слегка” упрощенным — например, крыло представляло собой единую деталь, которая вставлялась в вырезы половинок фюзеляжа, а детализация кабины пилота и ниш шасси отсутствовала вовсе. Впрочем, такие мелочи “Ceji\Revell” совершенно не смущали.

    Стоит также отметить ещё два интересных факта о модели истребителя He-162A от фирмы “Lindberg”. Первый заключается в том, что в США вышло по меньшей мере 8 изданий, причем два последних появились в 2007-м и 2012-м гг. Помимо этого, в начале 1990-х гг. на курском заводе “Счетмаш” ограниченной партией была выпущена “переосмысленная” модель “HEINKEL He 162A”, основой для которого послужили отливки всё той же фирмы “Lindberg”.

     

    Но и это ещё не всё! Фирму “Revell” по праву можно было считать “собирательницей земель русских”, а точнее говоря — “саламандровских”. После отправки на пенсию морально устаревших пресс-форм немецкий филиал заключил соглашение с китайской фирмой “Dragon”, в рамках которого в 2000-м году состоялся выпуск модели составного самолёта “Mistel 5. Heinkel He 162 A-2 + Arado E 377a” (Cat.No.04145). Интересно, что в оригинальном “дрэгоновском” издании 1990-го года (Cat.No.5001) имелось два варианта декали, включая хорошо знакомый нам самолёт оберлейтенанта Демута с бортовым номером “11”.

    Не остановившись на этом, в 2004-м году “Revell” выпускает собственную модель “Heinkel He162A-2 «Salamander»” (Cat.No.04723), но уже не в 72-м, а в 32-м масштабе. Впрочем, это уже совсем другая история…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Heinkel He 162 A-2/A-3 (Cat.No.H-80) - первое издание фирмы "Revell" образца 1979 г.
    Slider

  • У человека, впервые взявшего в руки эту модель, может сложиться впечатление, что при создании пресс-формы для неё британские разработчики решили отдохнуть. Делая скидку на то, что события происходили на рубеже 1960-1970 гг., всё это может показаться шуткой, если не учитывать несколько очень важных факторов. Заключаются они в том, что динамика развития FROG в те годы была положительной и практически каждая новая разработка была, по меньшей мере, не хуже предыдущей в плане детализации. Что случилось в ходе работ по Heinkel He-162A, сказать сложно, но в финале получилась модель, недалеко ушедшая от моделей разработанных в конце 1950-х гг., которые на просторах бывшего СССР принято было называть “юниорской” серией. Но всё ли было так плохо?

     

    Для анализа имелись отливки из комплекта выпуска 1976-го года (в коробке H2) и три вида чертежей-проекций – из журнала “Аэроплан” (1994-01), а также из монографий “Война в воздухе. Heinkel He 162” и “He 162 Volksjager” (“Militaria” 49), различия между ними заключаются только в мелких деталях.

     

    Фюзеляж и остекление. Отливки последнего “фроговского” выпуска выглядят так, как будто их изготовили где-нибудь на просторах Советского Союза. Облой присутствует только местами, но само качество литья явно не соответствует привычному “европейскому” уровню – при соединении половин фюзеляжа место стыка нуждается в дополнительной обработке. Надо полагать, что в конце производства литформы FROG на He-162A использовали нещадно.

    Впрочем, основной недостаток “фроговской” модели в том, что разработчики забыли (или специально не захотели) сделать отдельные детали для имитации внутренней части воздухозаборника двигателя и ниш шасси хотя бы в виде заглушек – вместо них в фюзеляже имеется четыре выреза, которые иначе как дырами назвать нельзя.

    Вместе с тем, общая геометрия фюзеляжа находится на весьма высоком уровне и имеет очень незначительные отклонения от имеющихся чертежей. Разве что, секция сопряжения фюзеляжа с двигателем и кабина пилота нуждаются в некоторой коррекции. Ещё одним положительным моментом стало разделение фонаря на две детали – козырек и подвижную часть, что позволяет выполнить модель в стояночной конфигурации с открытой кабиной (впрочем, из-за практически полного отсутствия детализации последней в варианте “из коробки”, это преимущество выглядит сомнительно).

     

    Крыло и оперение. Здесь разработчики из FROG решили не мудрствовать и в итоге в наличии имеется пять деталей: две консоли крыла, две детали вертикального оперения и одна общая деталь для горизонтального оперения. Соответственно, все подвижные элементы имитированы внутренним раскроем. В плане геометрии тут также значительных отклонений не наблюдается.

     

    Шасси. Исполнение этих важных элементов нельзя было считать большой удачей для FROG. Носовая стойка воспроизведена вместе с колесом, а основные стойки хоть и являются отдельными элементами, но выполнены без особого энтузиазма.

     

    Вооружение и дополнительное оборудование. Поскольку He-162A не нёс никакого подвесного вооружения, разработчики были избавлены от необходимости прорабатывать детали для него. Вместо этого можно было бы сделать отдельные стволы для пушек MG 151/20, но раз уж вся модель создавалась в минималистичном стиле, то и тут инженеры не стали напрягаться, органично включив эти элементы в половинки фюзеляжа.

    Остальная мелочевка свелась к носовой и подфюзеляжной антеннам штыревого типа, а также к кольцевой антенне радиополукомпаса на обтекателе двигателя.

    Собственно, по отливкам это всё.

     

    Оформление. На протяжении всего выпуска “фроговской” модели предлагалось два стандартных варианта:

    He-162A-2 — W.Nr.120074, 1./JG3, Leck, Spring 1945 (белая “11”, пилот Oberleutenant Demuth)

    He-162A-3 — W.Nr.?, 1./JG3, Leck, Spring 1945 (белая “5”)

    К такому подходу есть определённые вопросы хотя бы потому, что модификация He-162A-3 осталась только в проекте, а самолёт с белой “пятеркой” существовал вполне реально и относился к модификации He-162A-2 (тем более, что в мае 1945-го оба “фроговских” истребителя базировались на аэродроме Лек). Первый же вариант, согласно современным источникам, имел не белые, а желтые цифры “11”. Хотя цветных фотографий, подтверждающих этот факт, в доступных источниках пока не найдено, во втором издании от “Revell” (Cat.No.04178) цвет цифр был изменен.

     

    Итог. С учетом наличия на модельном рынке в 1970-е гг. только одного конкурента от “Lindberg” (изделие фирмы “Faller” из ФРГ в масштабе 1:100 в данном случае выходит за оценочные рамки), модель He-162A фирмы FROG могла бы действительно стать “маленьким шедевром”. Британского издателя в очередной раз подвела тяга к удешевлению не только производства, но и самой пресс-формы, хотя геометрические размеры для своего времени были выдержана достаточно точно.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Сравнение левой половины фюзеляжа модели He-162A от FROG с чертежами из журнала "Аэроплан" (1994-01). Отклонения весьма незначительные, за исключением выреза под нишу шасси.
    Slider

  •  


  • Ссылки (модель):
    Modelingmadness.com — 1/72 Heinkel HE-162A by Brian Baker
    The Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Heinkel He 162 ‘Salamander’ (F401)
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    “Война в воздухе. Heinkel He 162”
    “Хейнкель Хе-162” (“Аэроплан” 1994-01)
    “Мировая Авиация” 156\193
    М.Маслов “Тот еще «Хейнкель»” (”Авиация и Космонавтика” 1996-03)
    В.Бакурский “Реактивные самолеты Германии. Могли ли они изменить ход войны?” (“Авиация и Космонавтика” 2013-04)
    “Der «Volksjager» He 162” (“Waffen-Arsenal” 85). Podzun-Pallas-Verlag. 1984
    “He 162 Volksjager Units” (“Osprey Combat Aircraft” 118)
    Janusz Ledvoch “He 162 Volksjager” (Wydawnictwo “Militaria” 49)
    Robert Forsyth, Eddie J.Creek “Heinkel He 162: From Drawing Board to Destruction: the Volksjager Spatz”. Classic Publications. 2008
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639