Lockheed F-94C “Starfire” — Comet Series

  • Уже через 2 года после окончания Второй мировой начала разрастаться угроза новой, еще более страшной — ядерной войны между США, СССР и их союзниками. На тот момент советские ВВС уже обладали бомбардировщиком, способным достичь американского континента. Для обороны своего воздушного пространства американские вооруженные силы спешно принимали на вооружение различные типы реактивных самолетов. Одним из них стал разработанный фирмой Lokheed в 1949 году истребитель-перехватчик F-94 “Starfire” (“Звездный огонь”). Он обладал поисковой РЛС и был первым американским самолетом, оснащенным ТРД с форсажной камерой. Он простоял на вооружении около 10 лет, успев принять участие в Корейской войне, где записал на свой счет несколько самолетов противника.
     

    Столь же быстрым, как и принятие на вооружение F-94, появилась его пластиковая копия от фирмы “Comet”. На американский рынок эта модель вышла в 1954 году, а двумя годами позже отливки “Starfire” появился в Великобритании под торговой маркой FROG и индексом 373P.
     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру выражает благодарность Михаилу (участника форума “Украiнська модельна хата”) за предоставленные графические материалы. При подготовке статьи также использованы фотографии с интернет-аукциона eBay.

  • В конце 40-х годов XX века США стали уязвимы для атаки с воздуха, впервые за свою историю. Советские бомбардировщики Ту-4, скопированные с американских же B-29, имели возможность нанести ядерный удар по территории Штатов, и им требовалось противопоставить быстрые и хорошо вооруженные истребители, способные издалека засечь свою цель и эффективно ее поразить. Спецификация на оснащенный поисковой РЛС перехватчик в 1948 г. было выдано фирмам Curtiss, Northrop, Douglas и Lockheed. Одними из требований была скорость разработки и возможность массового и, по-возможности, недорогого производства. Удачный проект смогла предложить фирма Lokheed, переработавшая под новые требования выпускавшийся ей с апреля 1948 г. учебный самолет T-33A. Удачное расположение воздухозаборников, позволившее установить в носовой части РЛС, и практически готовое технологическое оборудование для постройки крупной серии склонили чашу весов на сторону Lockheed.
     

    На самолете, получившем название F-94, установили двигатель с центробежным компрессором J33-A-33 номинальной тягой 2090 кгс. Преимуществом этого двигателя по сравнению с двигателем J33-A-35 от Т-33 было наличие форсажной камеры. При включении форсажа и традиционном для того времени впрыске воды в компрессор тяга двигателя достигала 2720 кг, давая ощутимый прирост в скорости и скороподъемности. В носовой части планера разместили радиолокационный прицел фирмы Sperry А-1С массой 425 кг. Когда в поле зрения сканирующей переднюю полусферу антенны попадала цель, на экран электронно-лучевой трубки в кабине самолета выводилась отметка. По мере приближения истребителя к цели интенсивность отраженного радиосигнала возрастала, и после достижения ею определенной величины РЛС AN/APG-33 переключалась в режим радиолокационного дальномера. Его сигналы поступали в бортовое вычислительное устройство, вносящее необходимые поправки и включающее оружие при сближении на дистанцию открытия огня. Первая модификация, F-94A, была вооружена четырьмя пулеметами M3 Browning калибра 12,7 мм и имела возможность подвески под крылья топливных баков или 454-килограммовых бомб. В данном варианте было произведено 109 машин.
     

    Максимальная скорость серийных самолетов составляла 975 км/ч, а скороподъемность 28 м/с — характеристики весьма приличные для того времени. Единственный недостаток самолета — небольшой запас топлива на борту, всего 2450 литров. С учетом прожорливости форсажной камеры боевой радиус действия перехватчика составлял 480 км. Использование в полете дополнительных топливных баков стало необходимостью. Фирма Lockheed предусмотрела возможность подвески на концах крыла баков различной емкости, вмещавших от 570 до 624 литров керосина. В итоге на оптимальном режиме дальность полета достигла 1730 км.
     

    Вторая модификация, работы по созданию которой были завершены в сентябре 1950 года, логично получила обозначение F-94B. Основной целью модификации самолета стало увеличение дальности полета до 2250 км за счет подвески огромных топливных баков емкостью по 873 литра каждый. Список бортового оборудования пополнился автоматической системой посадки ILS, в которую входил знаменитый “ноль-индикатор” фирмы Sperry, фактически ставший предшественником навигационно-плановых приборов (НПП). Его основное назначение — облегчение навигации по радиомаякам и повышение точности вывода самолета на глиссаду. Было выпущено 355 перехватчиков.
     

    Следующая серийная модификация F-94С, получила название “Starfire”, распространенное впоследствии на все семейство. При ее создании конструкторы задались целью увеличить огневую мощь перехватчика, чьи пулеметы не позволяли быстро и с безопасной для летчика дистанции уничтожать тяжелые самолеты противника. В итоге, на перехватчике осталось чисто ракетное вооружение, которое включало 4 пусковых установки вокруг носовой части самолета, в каждой из которых находилось по 6 ракет. Дополнительно, 24 ракеты размещались в двух контейнерах на консолях крыла. Использовались 70-мм неуправляемые ракеты FFAR (Folding-Fin Aircraft Rockets). После пуска они могли разогнаться до скорости 880 м/с, а разрушительное действие в случае попадания в цель было сопоставимо с эффектом от поражения самолета 75-мм артиллерийским снарядом. Впоследствии, в распоряжении американских ВВС появились управляемые ракеты Falcon GAR-I, которые начали ставить на все имеющиеся американские истребители-перехватчики, в том числе и на “Starfire”, еще больше увеличив его боевую эффективность.

    Модификация, которая была вооружена УР класса «воздух-воздух», получила обозначение DF-84C. Помимо управляемых ракет Falcon, на F-94С можно было также подвешивать неуправляемые ракеты “Genies”, оснащенные ядерной боевой частью.

    Также, для улучшения характеристик самолета было создано новое, более тонкое крыло и увеличена площадь хвостового оперения. На самолете появился новый двигатель. Старый J33 было решено заменить на более мощный и совершенный Pratt & Whitney J48, являвшийся лицензионной копией английского Rolls-Royce “Tay. Суммарный выпуск третьей модификации составил 387 экземпляров.
     

    В марте 1951 года F-94B отправились на войну в Корее, где ими были укомплектованы 4-я, 68-я, 319-я и 339-я эскадрильи перехватчиков. Данные самолеты претендовали на несколько одержанных воздушных побед, в том числе первый сбитый в ночное время истребитель МиГ-15. При этом один самолет F-94B был потерян в бою, шесть самолетов американцы отнесли к небоевым потерям, два самолета были объявлены пропавшими без вести во время совершения боевых вылетов, три самолета были потеряны в результате аварий. Один из истребителей был потерян по той причине, что снизил скорость до 180 км/ч, пытаясь перехватить корейский биплан По-2. Всего за время войны самолеты F-94B совершили 4694 боевых вылета, записав на свой счет 5 поршневых самолетов (4 По-2 и один Ла-9) и три реактивных истребителя МиГ-15.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    F-94А на дозаправке, 1952 г.
    Slider

  • В далекие 1950-е годы существовала в США фирма “Comet”, которая с переменным успехом занималась выпуском пластиковых моделей. Поскольку дело обстояло на заре развития стендового “пластика” производители вполне могли допускать вольности, совершенно непозволительные сейчас (мягко говоря, современный потребитель их просто бы “не понял”).

    В числе одного из наиболее распространенных приёмов был так называемый “Fit-the-box” – то есть, “под коробочку”. На практике это означало, что производитель принимал некую стандартизированную коробку (например, размерами 300х200х40 мм) и под неё в буквальном смысле подгонял масштаб настолько разных моделей, что на одной полке они смотрелись явно несуразно.

    Впрочем, как это было сказано выше, в 1950-е гг. это особо никого не заботило. В приоритетах стояло количественное наращивание ассортимента с пренебрежительным отношением не просто к масштабам, но и копийности в целом.
     

    Справедливости ради надо сказать, что разработчики из FROG тоже “баловались” моделями типа “Fit-the-box”. В качестве примеров можно привести 300-ю серию самолётов и 100-ю серию кораблей – масштабы у них варьировались очень сильно, но зато модели отлично влазили в существовавшие тогда коробочные стандарты. При этом, в геометрическом отношении “фроговские” модели стояли на голову выше аналогичных разработок от конкурентов.

    Фирма “Comet” отличилась на этом поприще целой гаммой моделей американских боевых самолётов, среди которых был “Lockheed Starfire F94C”, получившийся в масштабе 1/84.

    Первое издание под индексом PL-3 (то есть, по каталогу это была третья модель в “Comet Series”) появилось ещё в 1954-м году в очень простой коробке с черно-белой фотографией модели самолёта. В комплект входила одностраничная инструкция с краткой исторической справкой и декаль. Такой вариант был включен в подарочный набор под названием “Comet`s Squadron of Six”, в который входили модели:

    “Grumman Cougaur F9F-6” (PL-1)

    “North American Super Sabre F100” (PL-2)

    “Lockheed Starfire F94C” (PL-3)

    “Douglas Skyknight F3D” (PL-4)

    “Douglas Skyray F4D” (PL-5)

    “Republic Thunderstreak F84F” (PL-6)

    В скором времени все они будут изданы в коробках под торговой маркой FROG для реализации на территории Великобритании. Американское издание подарочного комплекта продавалось по цене 1.69 USD, что составляло около 28 центов за модель.

    Следующее издание отличалось немного измененным графическим дизайном коробки, а в третьем выпуске 1957-го года упаковка стала намного более презентабельной. На этот раз был сделан именно полноцветный рисунок ведущего огонь ракетами истребителя – всё это происходило на фоне синего неба и оставляющего дымный шлейф сбитого советского самолёта. Индекс в каталоге и вся внутренняя “начинка”, включая серебристый пластик отливок для “Lockheed Starfire F-94C” (для остальных моделей он мог быть другого цвета), изменений не претерпели.
     

    В таком виде выпуск модели под торговой маркой “Comet Series” был завершен, а позднее пресс-формы были проданы фирме “Aurora”. Та, уже обладая моделью-аналогом, решила пойти своим путем, начав реализацию отливок с “кометовской” оснастки через дочернюю фирму “Addar”, причем в издании типа “2 in 1”. Результатом этого стал двойной комплект “Lockheed F94C Starfire / North American F100 Super Sabre” под артикульным номером 902, появившийся в продаже в начале 1970-х гг. В настоящее время модель не производится.
     

    ********

    Сказать, что F-94 был обделён вниманием модельных фирм было бы неправильно. Наибольший интерес к этому истребителю, конечно же, проявили американские фирмы-производители в 1950-1960-е гг., но и европейцы тоже не остались в стороне. Ситуация с F-94 интересна тем, что все без исключения “ранние американцы” были выполнены в нестандартных масштабах, в то время как “поздние европейцы” придерживались классического 1/72.

    “Lindberg” – 1955 г., масштаб 1/51, выпускалась в четырех изданиях, включая “винтажное” переиздание 2006 года.

    “Revell” – 1953 г., масштаб 1/56, выдержала больше десятка изданий, последнее из которых появилось в 1987 г.

    “Aurora” – 1954 г., масштаб 1/81, дважды переиздавалась.

    “Airmodel” – 1973 г., вероятно это была первая модель в масштабе 1/72, вакуформ на три варианта: A,B,C.

    “Heller” – 1984 г., масштаб 1/72, дважды переиздавалась.

    “EMHAR” – 1993 г., масштаб 1/72, выпускалась в двух вариантах: Early (EM3003) и Late (EM3004)

     

    Уже в 21-м веке первыми отличились китайцы из фирмы “Kitty Hawk”, выпустившие в 2012 году комплект “F-94C Starfire”, но уже в другом классическом масштабе – 1/48. Судя по отзывам моделистов с сайтов Cybermodeller и Scalemodels модель получилась далеко не идеально, но альтернативы в данным масштабе у неё на данный момент нет.

     

    Вероятно, лучшим образцом в 72-м масштабе получилась модель у фирмы “Sword” из Чехии. Если не считать издержки изготовления отливок по технологии “short run”, то в целом этот образец более чем достоин внимания.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "LOCKHEED STARFIRE F-94C" (Cat.No.PL-3) - коробка позднего типа фирмы "Comet", 1957 г.
    Slider

  • Расширить ассортимент пластиковых моделей можно несколькими способами. Например, разрабатывать оснастку собственными силами. Но если на это нет времени, то можно арендовать её у другой фирмы-производителя или вообще, закупать готовые отливки для перепаковки.

    Фирма International Model Aircraft (IMA), владевшей в 1930-1960-е гг. торговой маркой FROG, на заре производства пластиковых моделей решила задействовать все доступные методы. Помимо собственной линейки моделей были начаты переговоры с зарубежными производителями, в первую очередь из США. Во второй половине 1950-х гг. именно американские фирмы обладали наибольшим ассортиментом моделей, пусть даже не самого высокого качества в плане соответствия реальным прототипам. Достаточно привести такие торговые марки, как “Revell”, “Lindberg” и “Aurora”, под логотипами которых многие пластиковые модели впервые вышли на рынок.

    Впрочем, представители британской стороны обратили внимание на модели более скромной фирмы “Comet”, с руководством которой удалось договориться об аренде пресс-форм (закупка готовых отливок была экономически невыгодна из-за таможенных пошлин). В течении 1956-1958 гг. американцы представили в общей сложности 10 комплектов производственной оснастки, получившие “пингвиньи” индексы из 370-й и 380-й серий:

    “Grumman Cougar F9F-6” 371P

    “North American Super Sabre F100C” 372P

    “Lockheed Starfire F94C” 373P

    “Douglas Skyknight F3D-2” 374P

    “Douglas Skyray F4D-1” 375P

    “Republic Thunderstreak F84F” 376P

    “Boeing B47E” 377P

    “Boeing Stratofortress B52D” 378P

    “Douglas Destroyer B66B” 379P

    “Douglas Invader B26B” 385P
     

    Разумеется, никакой “чистки” арендованных пресс-форм с целью удаления “опознавательных знаков” предыдущей фирмы-производителя не проводилось. Отливки выполнялись из стандартизированного серо-серебристого пластика, сохраняя логотип “Comet” на подставках, а весь модельный ряд получил название “Comet Series”.

    Для упаковки моделей использовались коробки “кометовского” типа с немного измененным графическим дизайном и логотипом FROG. Декаль осталась прежней, а в инструкции использовали собственные шрифты, хотя расположение текстовых блоков и рисунков оставили прежними. Кроме того, практически каждая модель имела свои приоритетный цвет коробки типа C1X – для “Lockheed Starfire F94C” таким цветом стал оранжевый.
     

    Вообще “Comet Series” стоит отдельно от остальных моделей FROG, поскольку на неё у руководства IMA были свои планы…
     

    Помимо расширения ассортимента британская фирма активно работала в сфере увеличения рынков сбыта готовой продукции. Для “Comet Series” была уготована участь распространения через торговую сеть “Woolwohrts”, название которой русскоязычному моделисту не скажет почти ничего.

    Так что же такое “Woolwohrts” и почему именно она? Для начала приведем выдержку из англоязычной Wikipedia:
     

    “Супермаркеты Woolworths — сеть австралийских супермаркетов / продуктовых магазинов, принадлежащая Woolworths Limited. Основанная в 1924 году, Woolworths вместе с Coles образуют почти дуополию австралийских супермаркетов, на которые приходится около 80% австралийского рынка.”

    Таким образом, всё было продумано достаточно логично – британские отливки, изготовленные на американских пресс-формах, отправлялись в Австралию для распространения через одну из крупнейших торговых сетей. Более того, модели из “Comet Series” даже не вошли в каталоги FROG.

    Можно сказать, что “кометы” оказались одним из наиболее удачных примеров британо-американского сотрудничества. По данным из книги о FROG за весь период производства было выпущено более 1.300.000 комплектов моделей “Comet Series”, из которых около 250.000 пришлось на долю “Lockheed Starfire F94C”, находившейся в производстве в 1956-1957 гг.

    Дальнейший выпуск был остановлен по причине необходимости возврата производственной оснастки в США, хотя IMA успела сделать три копии для моделей B-26B, B-47 и B-52 (кстати, затем отправившихся в Новую Зеландию, где располагался филиал фирмы “Tri-ang”).
     

    Несмотря на огромные тиражи сейчас модели из “Comet Series” от FROG являются коллекционными редкостями, в то время как оригинальные американские комплекты периодически появляются на интернет-аукционах типа eBay за вполне вменяемую стоимость порядка 20-30 USD.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Lockheed Starfire F94C" (373P) - верхняя часть коробки типа C1X фирмы FROG, Comet Series, 1956-1957 гг.
    Slider

  • В нашей стране изделия вроде “Lockheed Starfire F94C” было принято называть “пионерскими” за чрезмерное упрощение и низкую детализацию. Как правило, у моделей подобного класса была “зашита” кабина пилота (либо вместо неё была “дыра” или “голова” пилота), отсутствовало шасси, а у реактивных самолётов мог быть ещё и “сковозной” фюзеляж, без каких-либо внутренних перегородок. Вот и F-94 “Starfire” не стал исключением, хотя имелся и ряд приятных моментов. Весь комплект от “Comet” содержал 17 деталей, список которых вполне достоин отдельного перечисления: 

    — две половинки фюзеляжа

    — две цельнолитые консоли крыла

    — две цельнолитые детали горизонтального оперения

    — две детали входной части боковых воздухозаборников

    — четыре детали дополнительных топливных баков

    — две детали типа “голова пилота”(!)

    — прозрачная деталь фонаря кабины пилота

    — две прозрачные детали подставки (“каплевидное” основание и наклонная стойка)

     

    Во всей этой прелести особо впечатляют отдельные “головы” при полном отсутствии какой-либо детализации шасси и прочих компонентов самолёта. Справедливости ради отметим, что фюзеляж “Lockheed Starfire F94C” не “светился”, поскольку за входными секциями воздухозаборников имелись заглушки.

    Ещё одной характерной особенностью “кометовской” модели были широкий внутренний раскрой, которым также отмечались посадочные места для элементов декали. Впрочем, всё это тогда не имело особого значения, ведь дело заключалось именно в возможности приобрести новинку по более чем приемлемой цене.
     

    Итог.

    Винтаж — он и в Африке винтаж. Оценивать такие модели с современной точки зрения, по крайней мере, неприлично, но если очень сильно хочется, то вполне вменяемые чертежи от Николая Околелова были опубликованы в книге “Все реактивные самолеты Корейской войны”.
     

  •  

  • Ссылки (модель):
    ФСМ — Lockheed Starfire F94C FROG 373P, FROG 373P
    Britmodeller.com — F-94 Starfire & RF-80A questions
     

    Ссылки (инфо):
    Joe Baugher — Lockheed F-94
     

    Литература:
    Александр Чечин, Николай Околелов “Все реактивные самолеты Корейской войны”, ЭКСМО. 2014. ISBN:978-5-699-71652-4
    Александр Чечин, Николай Околелов “Истребитель-перехватчик F-94 Starfire” (“Моделист-конструктор” 2015-02)
    Larry Davis “P-80 Shooting Star. T-33/F-94 in action”. Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, 1980. ISBN 0-89747-099-0.
    René J.Francillon “Lockheed Aircraft since 1913”. London: Putnam, 1982. ISBN 0-370-30329-6.
    René J.Francillon, Kevin Keaveney “Lockheed F-94 Starfire”. Arlington, Aerofax, Inc., 1986. ISBN 0-942548-32-9.
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639