Mig-21 ‘Fishbed’


  • Как известно знатокам истории FROG, эта фирма всегда старалась идти в ногу со временем, периодически выпуская на рынок очень неплохие разработки, долгое время остававшиеся актуальными и даже безальтернативными. Но зачем изобретать велосипед, когда всё уже сделано до нас? Именно с такой мыслью британцы подошли к сотрудничеству с фирмой “Hasegawa”, которая летом 1962-го года выпустила свою первую пластиковую модель, а спустя несколько месяцев полностью прекратила выпуск своей традиционной продукции, изготавливавшейся из дерева.

     

    Наступали новые времена, но насколько удачной оказалась японская разработка и как сложилась судьба модели “Mig-21 ‘Fishbed’” в Великобритании, можно узнать из данной статьи.

     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • История первых модификаций истребителя МиГ-21 ранее была приведена в статье МиГ-21 — НПО «Вектор» (А\Я-51) и печатается в данном разделе без сокращений.

    Развитие МиГ-21 началось в 1954-м году, когда в моду вошла концепция воздушного боя на сверхзвуковых скоростях с применением пушечно-ракетного вооружения (впоследствии – только ракетного). Пока шли испытания прототипов МиГ-19 была начата работа по новому истребителю со стреловидным крылом и двигателем АЛ-5, проект которого получил обозначение Е-1. В скором времени проект был переработан под установку двигателя АЛ-9Б и стал обозначаться как Е-2. Крыло самолёта во много заимствовалось от МиГ-19, но с уменьшенным размахом элеронов и тремя небольшими перегородками, вместо двух больших аэродинамических гребней.

    Первый образец Е-2 был готов в декабре 1954-го года, а 14-го февраля 1955-го года состоялся его первый полёт. Испытания привели к противоречивым результатам – после установки модифицированного двигателя прототип смог разогнаться до 1900 км\ч, но на больших углах атаки самолёт самопроизвольно задирал нос до полной потери несущих свойств крыла и сваливался в штопор.

    Между тем в ОКБ Микояна активно шли работы по аналогичному самолёту под обозначением Е-4, который получил треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 57°, сохранив фюзеляж и оперение от Е-2. В сумме этот “гибрид”, первый полёт которого состоялся 16-го июня 1955-го года, показал лучшую маневренность, в связи с чем приоритет сместился в его сторону. Дальнейшие работы привели к постройке прототипа Е-5, оснащенного двигателем АЛ-11, доработанным фюзеляжем и оперением, а также крылом без автоматических предкрылков, но с большими перегородками.

     

    Несмотря на это, полной уверенности в преимуществах стреловидного крыла ещё не было. Для сравнительных испытаний была построена серия из 15 предсерийных самолётов под обозначением Е-2А. Эти самолёты имели фюзеляж с элементами от Е-5 и были рассчитаны на установку двигателя АМ-11. В свою очередь, на авиазоводе в Тбилиси построили серию из 10 самолётов Е-5.

    Как и следовало ожидать, победу одержал Е-5, но в текущем виде запускать его в серийное производство было рано. Новый виток доработок привел к появлению модели Е-6, оснащенной двигателем Р-11Ф-300. В течении 1958-го года было построено три прототипа, последний из которых стал эталоном для серийной модификации МиГ-21Ф. Помимо силовой установки, он отличался улучшенной аэродинамикой носовой части фюзеляжа, смещённым вниз стабилизатором, килем увеличенной площади, единственным подфюзеляжным гребнем, новыми тормозными щитками и усиленным переплётом фонаря кабины.

    Впоследствии прототип Е-6/3 был модернизирован для установки скоростных рекордов, получив обозначение Е-66. На этом самолёте лётчик-испытатель Георгий Мосолов установил 31 октября 1959 года абсолютный рекорд скорости на дистанции 15/25 км — 2388 км/ч, а 16 октября 1960 года был установлен рекорд скорости на дистанции 100 км — 2146 км/ч.

    Несмотря на победу «треуголок» тема самолётов со стреловидными крыльями отошла не сразу. В октябре 1954-го года на рассмотрение было принято предложение создать сверхзвуковой истребитель-перехватчик с ракетным ускорителем, способный действовать на высотах 20-22 км. Проект получил обозначение Е-50 и разрабатывался на основе Е-2. В течении 1955-1957 гг. было построено четыре прототипа, включая улучшенный Е-50А, который получил двигатель Р-11Е-300 и топливный бак для ЖРД под фюзеляжем. Испытания показали, что Е-50 можно принять на вооружение только после ряда доработок, но схема перехватчика с ЖРД уже не была актуальной и в 1958-м году проект закрыли.

     

    Первая серийная модификация МиГ-21Ф оснащалась двумя встроенными 30-мм пушками НР-30 и двумя подкрыльевыми пилонами для блоков НУРС С-5, ракет С-24, бомб массой до 250 кг или зажигательных баков. Самолёт был выпущен на заводе №21 (г.Горький) в 1959-1960 гг. малой партией в 83 экземпляра.

    Непосредственным развитием этой модели стала модификация МиГ-21Ф-13, находившаяся в производстве на заводе №21 в 1960-1965 гг. Отличительными особенностями был двигатель Р-11Ф2-300, отсутствием одной из пушек, увеличением запаса топлива на 140 литров, а также возможностью подвески управляемых ракет Р-3С и подвесного топливного бака.

    В рамках “улучшенной” концепции современного воздушного боя была разработана модификация всепогодного истребителя-перехватчика МиГ-21П без пушечного вооружения. Самолёт оснащался радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения “Лазурь”, позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1”. Между тем, на перехватчике был установлен двигатель Р-11Ф-300 и прицел АСП-5НДН. Установочная серия была изготовлена к июню 1960-го года, однако проектные работы по МиГ-21П были прекращены в связи с появлением более современной модификации МиГ-21ПФ.

     

    Дальнейшее развитие МиГ-21 привело к появлению таких знаковых модификаций, как МиГ-21ПФ, МиГ-21МФ, МиГ-21С и конечно же МиГ-21бис, последний из которых стал вершиной развития этого истребителя. Впрочем, рассказ о них выходит за рамки рассказа о варианте, который был выбран в качестве исходного образца для модели НПО “Вектор”.

     

    В составе советских ВВС истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 были полностью переведены во вторую линию к началу 1970-х гг. в связи с полной заменой на более поздние модификации. Часть из них перевели в разряд учебно-тренировочных самолётов, в то время как другие были поставлены на экспорт. Наиболее массовыми зарубежными покупателями стали Египет, Куба, Финляндия и КНДР, причем египетские и кубинские самолёты активно использовались против внешних врагов.

     

    Лицензию и документацию на МиГ-21Ф-13 в 1959-м году приобрел Китай, специалисты которого не только освоили массовый выпуск данной модели под обозначением J-7, но и продолжили её активную модернизацию, фактически создав альтернативную ветку развития.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    МиГ-21Ф-13 из состава ВВС Египта
    Slider

  • Выход на модельный рынок японской фирмы “Hasegawa” начался с однозначных “хитов”, названия которых были на слуху если не у всех, то у многих любителей авиации — конструкторы компании подготовили линейку пластиковых моделей современных реактивных самолётов в масштабе 1/72 которая включала:

    McDonnell F-4 Phantom II Battle Bomber

    Mig-21 Fishbed Intercepter Warfighter

    F-104J Starfighter Intercepter Battlefighter

    F-105D Thunderchief Battle Bomber

    F-5 Freedom Fighter Light fighter
     

    Каждая из этих моделей поступила в продажу одна за другой в течении 1966 года по цене 300 иен, что в то время составляло около одного доллара США. Что интересно, на приведённом изображении самой ранней найденной коробки указана цена 200 иен. В Японии, находившейся в условиях американской оккупации, использовалась американская система, когда после артикула товара через тире или двоеточие указывалась его цена.

    К сегодняшнему дню десятки модельных фирм выпустили сотни переизданий своих моделей МиГ-21, но модель “Mikoyan Gurevich MiG-21 Fishbed” от фирмы “Hasegawa” была самой первой, поступив в продажу в мае 1966-го года — всего на месяц позже своего основного оппонента во Вьетнамской войне — модели американского истребителя “Phantom II”.
     

    В это время МиГ-21 продемонстрировал свои выдающиеся боевые качества в воздушных боях во Вьетнаме в обстановке подавляющего воздушного превосходства со стороны американской авиации, проявил себя в небе Кубы во время Карибского кризиса 1962 года и, несмотря на то, что успехи истребителя тщательно замалчивались средствами массовой информации Запада, стал знаменит на стороне противников СССР. Кроме того, в обстановке секретности в самом СССР о самолёте в то время было известно немного фактических данных. Поэтому модель конструкторы “Hasegawa” создавали по немногочисленным фотографиям, используя собственное воображение для реконструкции его вида.
     

    Все перечисленные факторы привели к тому, что на рубеже 1960-1970 гг. японская модель оказалась очень востребованной на международном рынке. Одной из первых выгодное соглашение с “Hasegawa” поспешила заключить фирма “Rovex”, к тому времени полностью владевшей торговой маркой FROG вместе с разработчиками из International Model Aircraft Ltd. (IMA).
    Первое издание модели, упакованной в коробку типа G1, содержало видоизмененный японский бокс-арт, где одиночный советский МиГ-21 с бортовым номером 67 изображался на фоне ночного неба — в оригинальном вариант самолёт имел номер 37 и изображался в паре с другим МиГом, взлетающими на фоне цвета восходящего солнца. Впрочем, более важное отличие заключалось в вариантах оформления модели, включавшим опознавательные знаки для ВВС СССР, Египта, Ирака и Финляндии, в то время как первые японские издания ограничивались тремя (СССР, Вьетнам и Чехословакия).

    Модель поступила в продажу в 1969-м году под коробочным названием “Mig-21 ‘Fishbed’”. В каталоге FROG она получила индекс F263 и входила в не самую дешевую Green Series. В 1970-м году упаковка претерпела некоторые изменения. Чтобы иметь минимум внешнего сходства с “Hasegawa” бокс-арт стал содержать рисунок того де истребителя, но изображенного с другого ракурса в момент пуска сразу двух ракет Р-3, а на заднем плане виднелся ещё один МиГ-21, оставлявший инверсионный след. В таком виде модель поставлялась вплоть до 1973-го года включительно, когда объём взаимовыгодного сотрудничества с японской стороной стремился к нулевой отметке. За прошедшие четыре года в Великобританию было поставлено 190.000 комплектов отливок, что можно признать более чем хорошим показателем.

    Эта история даёт вполне внятный ответ на вопрос “А почему советские представители из “Novoexport” не приобрели пресс-форму на МиГ-21? Ведь это было так логично!” Всё потому, что создавать копию японской пресс-формы для этой модели под брендом FROG посчитали ненужным в виду изначальной проблемы с масштабностью фюзеляжа (по-видимому, более ранние “грабли” с моделью Gloster E.28/29 британцам запомнились очень хорошо).

    Вместе с тем, FROG был далеко не единственной фирмой, которая наладила контакты с “Hasegawa”. В 1968-1970 гг. большие партии отливок поставлялись в США, где они перепаковывались и поступали в продажу на внутреннем рынке под логотипами фирм “AMT\Hasegawa” (Cat.No.5076-100) и “UPC” (Cat.No.A623-100). Интересно то, что “AMT\Hasegawa” решила быть более оригинальной и в итоге ввела новую декаль с вариантами оформления для ВВС Кубы, Ирака и Чехословакии. Сама же “Hasegawa” реализовывала собственную модель “Mikoyan Gurevich MiG-21 Fishbed U.S.S.R. Fighter” в США под брендом “Minicraft Hasegawa” и обновленным артикульным номером JS-012\130.

    Свою лепту в начале 1970-х гг. внесла малоизвестная у нас фирма “Malka Brothers” из Израиля, которая разрабатывала как собственные пресс-формы, так и перепаковывала отливки других фирм. В её ассортименте был такой “джентельменский набор”, как MDD F-4D “Phantom II”, “Mirage” IIIC и F-104 “Starfighter”, но одной из первых моделей стал всё-таки МиГ-21.

    Со второй половины 1980-х гг. производством модели “MiG-21 Fishbed” занялась фирма “Academy” и её дочерняя компания “Academy Minicraft” из Южной Кореи. Как это ни странно, но все южнокорейские наборы содержат опознавательные знаки только для истребителей МиГ-21Ф-13 из состава ВВС Финляндии, причем именно более поздние “академовские” издания содержат два варианта (MG-47 и MG-48 из состава HLeLv-31), в то время как самое первое издание от “миникрафта” только один (MG-47).

    Основной конкурент в лице фирмы “Airfix” несколько запоздал с новинкой, представив свою модель “MIG.21” только в 1967 году. Как и следовало ожидать, разработка под номером 267 в фирменном каталоге также относилась к модификации МиГ-21Ф. Британцам удалось более-менее точно соблюсти размеры в 72-м масштабе, но в плане мелких деталей модель была очень далека от совершенства. Тем не менее, этот МиГ выдержал по меньшей мере 6 “родных” переизданий, не считая трёх “репаков”, выполненных американской фирмой-партнером “MPC”. В отличии от “Hasegawa” выпуск модели от фирмы “Airfix” завершили в середине 1990-х гг, причем на пике производства она успела попасть в серию двойных комплектов (“Airfix-72 Dog Fight Double. Cessna and MIG 21”)
     

    С годами появлялось всё больше новых моделей истребителя МиГ-21, они становились всё точнее, их деталировка — всё совершеннее и постепенно модель “Hasegawa” переходила в категорию “совсем не нужна”. Как это ни странно, но она до последнего времени оставалась в продаже и Hasegawa продолжала её выпуск и переиздание. Сейчас она не является дефицитной и, скорее всего, представляет из себя предмет гордости для компании “Hasegawa” и некий курьёз для коллекционеров моделей.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Mig-21 'Fishbed'” (F263) - коробка первого издания фирмы FROG типа G1, Green Series, 1969-1970 гг.
    Slider

  • Модель истребителя МиГ-21 от фирмы “Hasegawa” нельзя назвать большой удачей для японских разработчиков, но свой определённый шарм в ней имелся. Начать следует с того, что длина фюзеляжа и размах крыла модели получились на пару сантиметров больше для масштаба 1/72, больше соответствуя масштабу 1/67. Макетчики компании “Hasegawa” предположили, что фюзеляж МиГ-21 не может не быть спроектирован без учёта правила площадей, поэтому модель получила изящную талию. Модель имела специальный узел, воспроизводивший подвижное цельноповоротное горизонтальное оперение.

    Отдельной деталью был отлит воздухозаборник с центральным телом. Передние кромки воздухозаборника имели острые края, а центральное тело воздухозаборника по своей форме выглядело похожим на МиГ-21Ф, но было заметно больше по размеру и занимало неестественно выдвинутое положение в воздухозаборнике. К сожалению боковые тормозные щитки отсутствовали, но задний тормозной щиток снизу фюзеляжа был дан отдельной деталью. На обоих половинках деталей фюзеляжа по его бортам были воспроизведены автоматические противопомпажные створки в открытом положении.
     

    По стандартам середины 60-х деталировка кабины полностью отсутствовала, Пустоту внутри заполнял собой пилот-карлик приклеивавшийся к чудной тумбе на полике кабины, а заголовник катапультируемого кресла отливался на половинках фюзеляжа. Прозрачная деталь остекления кабины имела трудноудаляемую внутреннюю гравировку, что не было редкостью для моделей того периода. Технологически легче было нанести гравировку на выпуклой части формы для фонаря кабины и такой способ в то время часто использовался. К сожалению форма фонаря лишь отдалённо напоминала оригинал, а из-за внутренних линий расшивки переплёт фонаря получался непропорционально толстым. Кроме этого, отсутствовало остекление неподвижной части фонаря.
     

    Вооружение самолёта состояло из одной пушки по правому борту. Обтекатели правой пушки и снятой левой отливались заодно с половинками фюзеляжа. На пилонах очень похожих на АПУ-28 монтировались две ракеты К-13, а на пилоне под центральной частью фюзеляжа — подвесной 800-л топливный бак. Все эти детали давались отдельными частями и легко могли быть доработаны. Ниши шасси были выполнены отверстиями в фюзеляже и тоже требовали доработки.

  • MiG-21 “Fishbed”
    Автор М.Чизганов, фото С.Боровик

     


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — MiG-21 Fishbed Réf F263
     

    Ссылки (инфо):
    Airforce — МиГ-21Ф (Ф13)
    Алексей С. Железнов — МиГ-21 в Египте и Сирии
     

    Литература:
    Н.Якубович “Истребитель МиГ-21. «Русский дух» против «фантомов», «миражей» и «громовержцев»”. Москва. Эксмо
    Н.Якубович “Истребитель МиГ-21. Рождение легенды”. Москва. Цейхгауз
    С.Иванов “МиГ-21”