МиГ-21СМТ\бис

  •  

    Рассказ о модели “МиГ-21СМТ\бис” от минского производственного объединения “Мир” открывает цикл статей в новой рубрике “Модели СССР”. Данная разработка была если не эпохальной, то во всяком случае, вывела производство советских моделей на качественно новый уровень, показав, что при должном усердии и ответственности можно выпускать изделия, не хуже многих западных образцов.

     

    При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Pit.

  • В истории многоцелевого истребителя МиГ-21, судя по всему, не было другой серийной модификации, столь негативно воспринятой строевыми пилотами – речь идёт о МиГ-21СМТ, который задумывался как развитие весьма удачного МиГ-21СМ.

    Работы над новой модификацией, имевшей внутренний индекс «Изделия 50”, начались в конце 1960-х гг. Задача состояла в том, чтобы обеспечить самолёту наибольшую дальность полёта при использовании «внутренних резервов», а не подвесных топливных баков, которые сбрасывались в боевой ситуации. Решение было найдено за счет введения в конструкцию дополнительного 900-литрового бака в гарготе, что привело к его заметному увеличению в объёме. Бак разделен гермоперегородкой на два отсека – передний обладал вместимостью 650 литров, а задний был рассчитан на 250 литров топлива (при этом задний отсек вырабатывается одновременно с крыльевыми баками). В сумме это довело объём топлива до 3250 литров.

    В дополнение к этому был установлен двигатель Р13Ф-300 с чрезвычайным режимом, что позволило увеличить тягу на 1900 кгс при полёте у земли, по сравнению с первым форсажным режимом двигателя Р13-300.

    Вооружение состояло из одной встроенной пушки ГШ-23Л, ракет класса “воздух-воздух” К-13 или Р-60 и Р-60М для ведения ближнего боя и/или блоков НУРС УБ-16 и УБ-32, неуправляемых ракет класса “воздух-земля” С-24, бомб.

    Серийное производство нового истребителя под обозначением МиГ-21СМТ было развернуто на Горьковском авиационном заводе в 1971-м году. До конца года было собрано 116 самолётов, на которых, начиная с номера 0-ММ07, устанавливался накладной топливный бак вместимостью 530 литров, что довело его до уровня модификации МиГ-21бис.

    Несмотря на возросшую до 1300 км дальность полёта (1670 км с подвесными баками) и наличие “чрезвычайного форсажа” МиГ-21СМТ оказался не столь удачным, как на это рассчитывали разработчики. Из-за возросшего веса серьёзно ухудшилась манёвренность истребителя, являвшаяся одним из его главных “козырей”, что привело к быстрому завершению производства.

    В общей сложности, до 1973 года включительно, было выпущено 281 самолётов типа МиГ-21СМТ. К ним ещё можно добавить 15 экспортных МиГ-21МТ (“Изделие 96Б”), собранных на Московском заводе “Знамя Труда” в 1971 году, но в результате оставшихся в СССР.
     

    Параллельно с работами по совершенствованию МиГ-21СМТ была разработана модификация МиГ21бис (“Изделие 75”), которая завершила цикл проектирования этого эпохального для советских ВВС истребителя. По классификации NATO самолёт проходил как “Fishbed-L”.

    Главным отличием модернизированного самолёта стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу 4100 кгс без форсажа и 6850 кгс на форсаже, а на чрезвычайном форсаже тяга составляла 7100 кгс (по некоторым источникам даже 9900 кгс). Благодаря этому скороподъёмность МиГ21бис увеличилась почти в 1,6 раза. Исходя из горького опыта МиГ-21СМТ объём внутренних баков уменьшили до 2880 литров. По сравнению с МиГ-21СМТ состав вооружения практически не изменился, но с 1973 года в арсенал добавилась ракета Р-13М и спаренная подвеска ракет Р-60 на одном пилоне. Кроме того, были введены другие улучшения:

    — установлена более совершенная РЛС “Сапфир-21М” (С-21М или РП-22М)

    — установлен доработанный оптический прицел

    — установлена система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя

    — на более поздних сериях добавлен пилотажно-навигационным комплексом “Полёт-ОИ” (эти самолёты получили в NATO обозначение “Fishbed-N”).

    Последняя модификация оказалась наиболее долгоживущей – МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21. Сборка последнего самолёта для ВВС Индии завершилась в 1987 году, а всего было выпущено 2013 МиГ-21бис, значительная часть которых была отправлена на экспорт как “Изделие 75А” для стран социалистического содружества и “Изделие 75Б” для капиталистических и развивающихся стран.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    МиГ-21СМ
    Slider

  • Сама идея создать пресс-формы для выпуска модели собственной разработки, как говорится, давно витала в воздухе. Настоящим двигателем проекта стал Рустем Исмагилов – знаковая фигура среди советских моделистов, который также занимал одну из руководящих должностей в конструкторском бюро ПО “Мир”. Именно он с 1983-го года активно продвигал эту идею, которая периодически буксовала из-за бюрократических сложностей.

    В положительную сторону ситуация сложилась путем совпадения двух факторов. Первый заключался в том, что “фроговские» пресс-формы после интенсивной эксплуатации порядком износились и количество брака увеличилось. Второй фактор заключался в готовности минских специалистов взяться за работу в инициативном порядке. Оставалось только определиться, модель какого самолёта будет выпускать ПО “Мир”. И вот тут снова помог случай…
     

    В 1984-м году на рынок была выпущена модель “MIG 21 MF” от чехословацкой фирмы “KP” в масштабе 1:72. При некоторых недостатках, она была относительно доступной на внутреннем рынке стран СЭВ и к тому же очень хорошо смотрелась на фоне зарубежных аналогов, среди которых особого разнообразия не наблюдалось, поскольку основное внимание тогда уделялось более “древней” модификации МиГ-21Ф.
     

    К примеру, самая первая модель этого истребителя была выпущена фирмой “Hasegawa” в 1966-м году и имела название “MIG-21 Fishbed”. На общем фоне эта разработка выделялась фюзеляжем в масштабе 1/67 и прочими отклонениями в геометрии, что совершенно не помешало 1968-1973 гг. фирме FROG выпустить 190.000(!) японских отливок на рынок Великобритании под собственным индексом F263. Более того, южнокорейская фирма “Academy” пошла чуть дальше, выпустив в 1986-м году свой вариант той же модели с внутренним раскроем.

    Далее, опоздав совсем чуть-чуть, фирма “Airfix” в 1967-м году выпустила свою модель “MIG.21” (также относящуюся к модификации МиГ-21Ф). В плане геометрических размеров она была выдержана значительно лучше, но всё-равно оставалась далёкой от чертежей. Производство этой модели, с некоторыми перерывами и в различных изданиях, продолжалось до 1995-го года включительно. Перепаковкой британских отливок в конце 1960-х гг. также занималась американская фирма “MPC”..

    Кроме того, модели “на тему” МиГ-21Ф выпускались израильской фирмой “Starfix” (1968? г.) и французской “Heller” (1973 г.), но из-за недолгого периода производства по массовости они уступали двум первым, а для советского моделиста и вовсе были практически недоступны.
     

    Всё это натолкнуло Рустема и его коллег на мысль сделать собственную версию “чехословацкого МИГа”, творчески её переосмыслив.

    Пока неизвестно, было ли подписано какое-либо соглашение между предприятиями СССР и ЧССР об использовании «MIG 21 MF” в качестве мастер-модели, но вряд ли чехословацкие коллеги отказали бы советской стороне, особенно когда речь шла о “взаимовыгодном партнерстве в рамках СЭВ”. Таким образом, с 1985-го года на ПО “Мир” закипела работа…
     

    Казалось бы, что может быть проще – взять и скопировать изделие от KP. Однако, минчане рассудили иначе, решив переработать чехословацкую модель. К тому времени модификация МиГ-21МФ была откровенно не новой, да и зачем плодить “клонов”? Выбор пал на модификацию МиГ-21бис, которая оказалась одной из наиболее удачных и производилась на заводе в Тбилиси вплоть до 1988 года, правда, в основном на экспорт.

    На фоне остальных пластиковых моделей производства ПО “Мир” новая разработка была просто великолепна. При очень чистом литье в набор входила пусть простенькая, но всё же декаль, а также огромная и очень подробная инструкция не только с детальным описанием сборки, но и с краткой историей МиГ-21! Модель очень быстро стала легендарной, а при массовости производства и цене 90 копеек, она долгие годы являлась одной из наиболее доступных в СССР. Дополнительной рекламой для “МиГ-21СМТ” послужила статья в журнале “Крылья родины” (1988-10), где вкратце рассказывалось о моделях, выпускаемых ПО “Мир” и прилагалось фото литников модели.

    Между тем, минская команда под руководством Рустема развивала план дальнейшего развития, в которые входил выпуск моделей По-2 и Grumman F4F “Wildcat” – насколько они оказались успешными, можно прочитать в соответствующих статьях.

    После двух лет стараний новая модель, наконец-таки, дошла до широкой публики – продажи начались в конце 1986-го года под коробочным названием “Самолёт-истребитель МИГ-21”. Вместе с тем, в инструкции была указана модификация “МИГ-21 СМТ”, а не “бис”. Одной из причин тому послужил переразмеренный гаргот, форма которого была выполнена более близкой именно к этой модификации, но не исключено, что у издателя были иные соображения по этому поводу.

     

    Минская идиллия длилась недолго — начатая в том же году “перестройка” быстро привела к развалу экономики, что тут же отразилось на работе конструкторского бюро и всего предприятия в целом. Крутой поворот в судьбе модели обозначился в 1990-м году, когда ПО “Мир” было преобразовано в фирму. Ещё через год, после витка инфляции, цена на модель была повышена до 3 рублей 50 копеек, но даже в этом случае она оставалась адекватной. В момент выхода на коммерческую основу были неплохие шансы наладить поставки минских моделей за границу, но руководство “Мира” не чувствовало потенциал в подобном сотрудничестве, ориентируясь на другую продукцию.

     

    После развала Союза производство “МиГа” продолжалось с использованием полиграфии советского образца. На фоне появления моделей от других фирм-конкурентов, в первую очередь – западных, интерес к минской разработке стал стремительно снижаться, как впрочем и к моделям на “экс-фроговских” пресс-формах.

     

    Прошло ещё немного времени, и в 1993-м году появилась фирма “Корпак”, которая фактически стала приемником некогда могучего ПО “Мир”. За прошедший период существенно снизилось качество отливок, но заниматься ремонтном пресс-форм никто тогда не спешил, поскольку конструкторский отдел уже перестал существовать.

    Тем не менее, в “лихие 90-е” отливки “МИГ-21 СМТ” поставлялись для перепаковки другим фирмам, одной из которых стала белорусская “Belfix”. Что это была за контора – сейчас остаётся только догадываться. Скорее всего, она являлась “теневым” проектом минских бизнесменов от моделизма.

    В обновленный комплект под коробочным названием “МиГ-21 бис «Черная рысь»” входила коробка из плотного картона с рисунком истребителя из состава ВВС Финляндии с бортовым номером MG-130. Выбирая вариант оформления белорусы чуть менее, чем полностью, позаимствовали дизайн коробки от модели фирмы “Fujimi” образца 1991 года (“MiG-21bis Black Lynx”, Cat.No.H-21). Соответственно, прилагалась новая декаль и немного измененная схема сборки. В общей сложности создавалось впечатление, что этот “гибрид” никакого отношения к продукции существовавшей тогда ещё фирмы “Мир” не имеет. Впрочем, самым любопытным было то, что японская модель, при явном превосходстве в качестве литья и уровне детализации, вчистую проигрывала в “геометрии”.

    Такой нехитрый маркетинговый ход действительно сработал, но на очень короткое время. На прилавках минских магазинов и точек “Белсоюзпечати” этот вариант модели присутствовал в 1992-1993 гг., после чего полностью исчез в следствии ограниченной партии полиграфии. Затем этот “белфикс” периодически “всплывал” в модельных клубах вместе с другим “репаком” этой же фирмы – истребителем F-4 “Phantom”.
     

    А тем временем, фирма “Корпак” провела ребрендинг, выпустив в 1995-м году модели собственного производства в новых упаковках. Наконец-то, историческая справедливость добралась и до предприятия-изготовителя, так как с этого времени модель обозначалась как “МИГ-21 БИС \ MIG-21 BIS”. Впрочем, этот “праздник” продолжался всего пару лет – в 1997-м году “Корпак” ликвидировали, демонтировав всю производственную оснастку и продав оставшуюся на складах продукцию в частные руки по “копеечной” цене.
     

    Практически все пресс-формы на пластиковые модели отправились в Воронеж, где их формальным владельцем стала фирма “ВЭС”. На тот момент имелись планы возобновления производства, но, по факту, удалось выпустить только небольшую партию отливок “спитфайра”. Нагрянувший затем кризис 1998-го года и дальнейшие события похоронили планы владельцев оборудования.
     

    Спустя несколько лет, ставшие никому не нужными пресс-формы были вновь перепроданы частному предпринимателю и попали в Ростов. Сказать что-либо о состоянии оснастки сейчас трудно, однако, в 2000-е гг. на модельном рынке появилось сразу три модели от украинской фирмы “IOM Kit”, которая выпустила модификации “МиГ-21СМТ” (Cat.No.С101), “МиГ-21Р” (Cat.No.С103) и “МиГ-21СМ” (Cat.No.С104). Сравнение отливок показывает, что за основу была взята форма “минского МиГа”, но с существенной доработкой фюзеляжа (у каждой модели он собственный) и добавлением новых деталей для фонаря кабины пилота, носового конуса и подкрыльевой подвески.

    Кроме того, небольшой серией была выпущена модель “МиГ-21УМ” (Cat.No.72104) — в данном случае издателем являлась фирма «Eastern Express” из России. Для этой модели был также переработан фюзеляж и добавлен фонарь для двухместной кабины.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "MIG-21 MF" - коробка для модели фирмы "KP" (ЧССР), 1984 г. Именно она стала основой для минской модели "МИГ-21".
    Slider

    Наверх

  • Взяв за основу чехословацкую модель конструкторский коллектив из Минска под руководством Рустема Ибрагимова провел работу над её дальнейшим улучшением, по сути создав собственную пресс-форму. Основные доработки затронули фюзеляж, на котором предстояло изменить гаргот, сделав его более массивным. Попутно немного прошлись по раскрою, также частично его изменив. Впрочем, вторым важным улучшением стал дополнительный литник с подвесным вооружением. В финальном варианте МиГ-21бис обладал следующим арсеналом:

    двухствольная пушка ГШ-23 в подвесном контейнере

    две управляемые ракеты Р-3С

    два подвесных топливных бака на 490 литров (их часто путали с бомбами)

    две бомбы ФАБ-500

    две бомбы ФАБ-250

    две бомбы ФАБ-100

    два НУРС С-24

    два контейнера УБ-16-57У

     

    В целом, модель была хорошо проработана для того времени, но как обычно, не обошлось без “ложек дёгтя”. В плане геометрических размеров МиГ-21бис получился “кривоватым”. В первую очередь, это было хорошо заметно по фюзеляжу (особенно по «срезанной» носовой части и килю) и остеклению, которое вообще “не лезло ни в какие ворота”. Столь полезная вещь, как дополнительный набор вооружения, тоже имел массу изъянов. Практически все элементы, за исключением ПТБ, были выполнены схематично, хотя у Рустема имелась возможность ознакомиться не только с фотографиями оригиналов, благо под Минском было полно авиабаз и полигонов. Почему же так схалтурили? Вероятно, чтобы не раздражать соответствующие органы излишней реалистичностью.

     

    Ещё одним нововведением стала декаль собственного производства – в наборе от KP предполагались опознавательные знаки для ВВС ЧССР и Болгарии, а в минском наборе присутствовал только советский вариант. Впрочем, именно этот компонент из минского набора оказалась не на высоте, поскольку бортовые номера (представленные цифрами от 0 до 9) и звезды печатались на белой “подложке” и перед нанесением на готовую модель их предстояло вырезать по контуру. Но это было ещё терпимо, поскольку главная проблема заключалась в излишней хрупкости цветного слоя, который грозил развалиться ещё в воде.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "МИГ-21" - отливки из комплекта ПО "Мир", пластик серого цвета, конец 1980-х гг.
    Slider


  •  

    Ссылки (модель):
    Scalemodels — Конверсия Корпак 1/72 МиГ-21СМТ изделие 50 (Korpack MiG-21SMT Fishbed)

     

    Ссылки (инфо):
    Уголок неба — МиГ-21УС(УМ)
    Уголок неба — МиГ-21бис
     

    Литература:
    «МиГ-21. Конверсия» («Авиамастер» 1996-00)
    В.Марковский «От первого до последнего дня войны. МиГ-21 в Афганистане» («Авиация и Космонавтика» 2011-02)
    С.Шумилин «Китография МиГ-21» («Авиация и Время» 2008-01)