МиГ-21 — НПО «Вектор» (А\Я-51)


  • Четвертой, и последней, пластиковой моделью, выпускаемым ленинградским предприятием, входившем в НПО “Вектор” (скрывшимся под названием А\Я-51), стал истребитель “МИГ-21”. Как и почему на оборонном заводе не только разработали пресс-формы, но и наладили выпуск целой серии МиГов, пока остается не выясненным, но похоже, что без плановой экономики тут не обошлось.

     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона Мешок.

  • История развития самолётов МиГ-21 началась в 1954-м году, когда в моду вошла концепция воздушного боя на сверхзвуковых скоростях с применением пушечно-ракетного вооружения (впоследствии – только ракетного). Пока шли испытания прототипов МиГ-19 была начата работа по новому истребителю со стреловидным крылом и двигателем АЛ-5, проект которого получил обозначение Е-1. В скором времени проект был переработан под установку двигателя АЛ-9Б и стал обозначаться как Е-2. Крыло самолёта во много заимствовалось от МиГ-19, но с уменьшенным размахом элеронов и тремя небольшими перегородками, вместо двух больших аэродинамических гребней.

    Первый образец Е-2 был готов в декабре 1954-го года, а 14-го февраля 1955-го года состоялся его первый полёт. Испытания привели к противоречивым результатам – после установки модифицированного двигателя прототип смог разогнаться до 1900 км\ч, но на больших углах атаки самолёт самопроизвольно задирал нос до полной потери несущих свойств крыла и сваливался в штопор.

    Между тем в ОКБ Микояна активно шли работы по аналогичному самолёту под обозначением Е-4, который получил треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 57°, сохранив фюзеляж и оперение от Е-2. В сумме этот “гибрид”, первый полёт которого состоялся 16-го июня 1955-го года, показал лучшую маневренность, в связи с чем приоритет сместился в его сторону. Дальнейшие работы привели к постройке прототипа Е-5, оснащенного двигателем АЛ-11, доработанным фюзеляжем и оперением, а также крылом без автоматических предкрылков, но с большими перегородками.

     

    Несмотря на это, полной уверенности в преимуществах стреловидного крыла ещё не было. Для сравнительных испытаний была построена серия из 15 предсерийных самолётов под обозначением Е-2А. Эти самолёты имели фюзеляж с элементами от Е-5 и были рассчитаны на установку двигателя АМ-11. В свою очередь, на авиазоводе в Тбилиси построили серию из 10 самолётов Е-5.

    Как и следовало ожидать, победу одержал Е-5, но в текущем виде запускать его в серийное производство было рано. Новый виток доработок привел к появлению модели Е-6, оснащенной двигателем Р-11Ф-300. В течении 1958-го года было построено три прототипа, последний из которых стал эталоном для серийной модификации МиГ-21Ф. Помимо силовой установки, он отличался улучшенной аэродинамикой носовой части фюзеляжа, смещённым вниз стабилизатором, килем увеличенной площади, единственным подфюзеляжным гребнем, новыми тормозными щитками и усиленным переплётом фонаря кабины.

    Впоследствии прототип Е-6/3 был модернизирован для установки скоростных рекордов, получив обозначение Е-66. На этом самолёте лётчик-испытатель Георгий Мосолов установил 31 октября 1959 года абсолютный рекорд скорости на дистанции 15/25 км — 2388 км/ч, а 16 октября 1960 года был установлен рекорд скорости на дистанции 100 км — 2146 км/ч.

    Несмотря на победу «треуголок» тема самолётов со стреловидными крыльями отошла не сразу. В октябре 1954-го года на рассмотрение было принято предложение создать сверхзвуковой истребитель-перехватчик с ракетным ускорителем, способный действовать на высотах 20-22 км. Проект получил обозначение Е-50 и разрабатывался на основе Е-2. В течении 1955-1957 гг. было построено четыре прототипа, включая улучшенный Е-50А, который получил двигатель Р-11Е-300 и топливный бак для ЖРД под фюзеляжем. Испытания показали, что Е-50 можно принять на вооружение только после ряда доработок, но схема перехватчика с ЖРД уже не была актуальной и в 1958-м году проект закрыли.

     

    Первая серийная модификация МиГ-21Ф оснащалась двумя встроенными 30-мм пушками НР-30 и двумя подкрыльевыми пилонами для блоков НУРС С-5, ракет С-24, бомб массой до 250 кг или зажигательных баков. Самолёт был выпущен на заводе №21 (г.Горький) в 1959-1960 гг. малой партией в 83 экземпляра.

    Непосредственным развитием этой модели стала модификация МиГ-21Ф-13, находившаяся в производстве на заводе №21 в 1960-1965 гг. Отличительными особенностями был двигатель Р-11Ф2-300, отсутствием одной из пушек, увеличением запаса топлива на 140 литров, а также возможностью подвески управляемых ракет Р-3С и подвесного топливного бака.

    В рамках “улучшенной” концепции современного воздушного боя была разработана модификация всепогодного истребителя-перехватчика МиГ-21П без пушечного вооружения. Самолёт оснащался радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения “Лазурь”, позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1”. Между тем, на перехватчике был установлен двигатель Р-11Ф-300 и прицел АСП-5НДН. Установочная серия была изготовлена к июню 1960-го года, однако проектные работы по МиГ-21П были прекращены в связи с появлением более современной модификации МиГ-21ПФ.

     

    Дальнейшее развитие МиГ-21 привело к появлению таких знаковых модификаций, как МиГ-21ПФ, МиГ-21МФ, МиГ-21С и конечно же МиГ-21бис, последний из которых стал вершиной развития этого истребителя. Впрочем, рассказ о них выходит за рамки рассказа о варианте, который был выбран в качестве исходного образца для модели НПО “Вектор”.

     

    В составе советских ВВС истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 были полностью переведены во вторую линию к началу 1970-х гг. в связи с полной заменой на более поздние модификации. Часть из них перевели в разряд учебно-тренировочных самолётов, в то время как другие были поставлены на экспорт. Наиболее массовыми зарубежными покупателями стали Египет, Куба, Финляндия и КНДР, причем египетские и кубинские самолёты активно использовались против внешних врагов.

    Лицензию и документацию на МиГ-21Ф-13 в 1959-м году приобрел Китай, специалисты которого не только освоили массовый выпуск данной модели под обозначением J-7, но и продолжили её активную модернизацию, фактически создав альтернативную ветку развития.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Е-2 - опытный образец
    Slider

  • ВСоветском Союзе производство пластиковых моделей на НПО “Вектор” продолжалось с середины 1970-х до 1991-го года, пока не разрушилась кооперация старого образца, а наладить новую своевременно не удалось. Судьба пресс-форм остаётся не выясненной – скорее всего, уже при “независимой” России они были отправлены в металлолом.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "МИГ-21" - коробка раннего типа НПО "Вектор" (АЯ-51), 1970-1980-е гг.
    Slider

  • Модель под коробочным названием “МИГ-21” на протяжении 1970-1980 гг. упаковывалась в два типа коробок. Ранний вариант представлял собой прямоугольный “пенал” из плотного картона. В более поздней версии была введена унифицированная коробка с примерным соотношением сторон 1:1,5. Помимо этого, изменился бокс-арт на лицевой стороне, который в обоих случаях был выполнен полноцветным. В набор также входили две детали V-образной подставки из прозрачного пластика, инструкция, лист с исторической справкой по самолётам МиГ и декаль в виде “липкой аппликации” со звёздами, но без бортовых номеров и технических надписей.

    Внешний вид модели весьма близок к модификации МиГ-21Ф-13, широко распространенной в 1960-1970 гг. А вот о том, откуда черпали вдохновение ленинградские разработчики – информация пока отсутствует. Как бы там ни было, модель сильно уступала по такому параметру, как копийность, продукции чехословацкой фирмы “KP”. Помимо некоторой схематичности, ленинградский “МИГ-21” обладал сильно выраженным внешним раскроем и заклёпками а-ля “болты на 32”. Кроме того, на модели использовалась та же деталь фонаря, что и для “МИГ-19”, а ракеты Р-3М и подвесной топливный бак из “родного” набора лишь примерно соответствовали оригиналам.

     
    Долгое время ленинградский “МИГ-21” имел только одну альтернативу в виде модели от московского завода “Кругозор”, которая также относилась к модификации МиГ-21Ф-13. Разработка от НПО “Вектор” отличалась в лучшую сторону наличием подвесного вооружения и деталей шасси, которые были проигнорированы москвичами. Да и серебристо-серый пластик смотрелся куда эффектнее стабильно белых отливок из Москвы.

    Модель от фирмы “Hasegawa”, которая в 1968-1973 гг. перепаковывалась фирмой FROG, в Советском Союзе появлялась крайне редко. Кроме того, японцы сильно ошиблись в геометрии, сделав свою версию МиГ-21Ф-13 близкой к масштабу 1\68.

    Ситуация переменилась с выходом модели “MIG-21 MF” от фирмы “KP” в 1984-м году, на основе которой два года спустя была создана модель “МИГ-21 СМТ”, выпускаемая минским ПО “Мир”. При наличии выбора ленинградский набор утратил былую привлекательность, но всё же неплохо продавался в советской розничной сети. К сожалению, история как пресс-формы, так и самой модели закончилась в 1991-м году.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "МИГ-21" - отливки из комплекта НПО "Вектор" (АЯ-51), 1980-е гг.
    Slider


  • Ссылки (модель):
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:

Запись опубликована СССР