Mitsubishi A6M2\A6M5 “Zero”


  • Среди всех японских самолётов самым популярным является Mitsubishi A6M, также известный, как “Палубный истребитель морской тип 0 модель 11” — именно благодаря официальному “нулю” союзники называли этот самолёт “Zero” (также использовалось обозначение “Zeke”), хотя сами японцы называли его “Reisen”. Принимая в 1940-м году на вооружение этот истребитель, командование японского флота и не подозревало, насколько успешными будут действия его пилотов вплоть до середины войны. Даже несмотря на то, что к началу 1943-го года “Zero” перестал отвечать обновленным требованиям, его производство продолжалось почти до капитуляции Японии, а отдельные экземпляры продолжали служить в ВВС других стран вплоть до 1946-го года.

     

    В ассортиментном перечне FROG было три модели, имевшие отношение к “Zero” — два варианта палубного истребителя в масштабах 1/72 и 1/32 (второй являлся разработкой фирмы “Hasegawa”), а также поплавковый истребитель A6M2-N “Rufe”, выпуск которого в массовых количествах производила уже фирма “Revell”. В данной статье будет рассказано о самой ранней модели в 72-м масштабе, выпускавшейся в течении 1959-1977 гг. и последовательно сменившей индексы 392P, F392, F219F и F219.
     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • Когда в 1937 на вооружение морской авиации Японии начали поступать истребители А5М, Технический отдел штаба флота уже приступил к разработке новой спецификации 12-Shi. Первые требования были выданы 19-го мая 1937 года фирмам Mitsubishi Jukogyo K.K. и Nakajima Hikoki K.K., которые сразу же приступили к работам, несмотря на большую занятость проектами палубных пикировщиков и торпедоносцев. Когда работы находились на начальной стадии, в октябре 1937 года в техзадание были внесены новые изменения. Согласно уточненным требованиям истребитель должен был иметь скорость скорость 446 км/ч на высоте 4000 метров, набор высоты 3000 м за 3 минуты 30 секунд и продолжительность полета 1,2-1,5 часа при нормальной мощности и 6-8 часов при экономической скорости со сбрасываемыми баками. Вооружение включало две 20-мм пушки, два 7,7-мм пулемета и до 60 кг бомб на внешней подвеске. Также предусматривалась установка радиостанции и радиокомпаса.
     

    По большому счету, флот хотел получить улучшенный А5М, однако конструкторская бригада фирмы Mitsubishi под руководством Джиро Хорикоши решила пойти другим путем и приступила к проектированию совершенно нового самолёта, которому было суждено изменить расстановку сил в тихоокеанском и южно-азиатском регионе в 1940-1942 гг. Положение для Mitsubishi облегчилось выходом из конкурса слишком загруженной заказами фирмы-конкурента, однако даже в этом случае проект был выполнен блестяще.
     

    Прототип истребителя, получившего обозначение А6М1, представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения и однокилевым оперением. Кабина пилота закрывалась обтекаемым прозрачным фонарем, что в совокупности с пониженным гарготом обеспечивало прекрасный обзор. Трехопорное шасси было выполнено полностью убираемым: стойки и колеса складывались в ниши центроплана, хвостовое колесо – в нишу под килем. Основная проблема заключалась в выборе мощного двигателя, способного обеспечить требуемую скорость. На выбор имелись следующие варианты: 875-сильный Mitsubishi “Zuisei” 13, 950-сильный Nakajima “Sakae” 12 и 1070-сильный Mitsubishi “Kinsei” 46. Вначале был выбран “Kinsei” 46, но из-за требований флота пришлось изменить проект и установить на истребитель “Zuisei” 13 с трехлопастным винтом постоянного шага Sumitomo-Hamilton. Состав вооружения точно соответствовал спецификации: два 7,7-мм пулемета устанавливались перед капотом, а две 20-мм пушки находились в крыле. Правда, боекомплект для пушек оказался просто смехотворно мал и составил всего 30 снарядов на ствол.
     

    В окончательном виде проект был представлен в апреле 1938 года, а спустя 11 месяцев в небо поднялся первый прототип, получивший официальное обозначение “морской экспериментальный палубный истребитель программы 12-Shi”. Испытания первого А6М1 прошли без существенных замечаний, хотя максимальная скорость составила только 491 км\ч на высоте 3000 метров. В скором времени был собран второй прототип, а в мае на испытания поступил третий прототип, оснащенный более мощным двигателем Nakajima “Sakae” 12.
     

    Несмотря на потерю второго прототипа в катастрофе, тесты были успешно завершены в июле 1940 года, после чего 15 предсерийных А6М1 были направлены в состав двух эскадрилий, дислоцированных в Китае, где подтвердили своё полное превосходство над любым китайским истребителем того времени. Наиболее сокрушительным для ВВС Гоминьдана стал воздушный бой 13-го сентября 1940 года, когда 13 А6М1 уничтожили в полном составе группу китайских И-15бис и И-16 из 27 самолётов не понеся при этом собственных потерь. До конца года ими было сбито 59 машин противника, что окончательно убедило флот в “непобедимости” нового истребителя. В течении 1940-1945 гг. были приняты на вооружение и проходили испытания следующие модификации А6М.
     

    А6М2 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 11”) – изменена форма и расположение воздухозаборников, начиная с 22-го самолёта усилен лонжерон крыла.

    А6М2 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 21”) – введены складывающиеся консоли крыла.

    А6М2-N – серийный поплавковый истребитель разработанный на основе А6М2 фирмой Nakajima.

    А6М2-K – тренировочный истребитель с двухместной кабиной пилотов, без фюзеляжного топливного бака и 20-мм пушек. Начиная с ноября 1943 года на 21-м Военно-морском арсенале было собрано 236 A6M2-K и еще 272 таких самолета построены с мая 1944 в Хитачи.

    А6М3 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 32”) – серийный вариант с мотором “Sakae” 21, укороченными консолями крыла и увеличенным боезапасом пушек (60 снарядов на ствол). Построено 343 самолёта.

    А6М3 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 22”) – серийный вариант со скругленным законцовками консолей и дополнительными крыльевыми баками. Модель 22а оснащалась 20-мм пушками Тип 99 модель 2 Mk.3 с увеличенной длиной ствола.

    А6М4 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 41”) – проект. По одним данным это был высотный перехватчик на основе А6М3 оснащенный турбокомпрессором, по другим — промежуточная модель между А6М3 и А6И5.

    А6М5 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 52”) – серийный вариант на основе А6М3 модель 22, но с доработанным крылом, новым капотом двигателя и коком винта, а также реактивными выхлопными патрубками.

    А6М5а (“палубный истребитель морской тип 0 модель 52a”) – серийный вариант с усиленной обшивкой крыла и 20-мм пушками Тип 99 модель 2 Mk.4 с ленточным питанием.

    А6М5b (“палубный истребитель морской тип 0 модель 52b”) – серийный вариант с лобовым бронестеклом, системой пожаротушения топливных баков и 13,2-мм пулеметом Тип 3 вместо одного из фюзеляжных 7,7-мм пулеметов. Большинство самолётов оборудовалось подвеской для 250-кг бомбы под фюзеляжем.

    А6М5с (“палубный истребитель морской тип 0 модель 52c”) – серийный вариант с дополнительным 13,2-мм пулеметами в крыле и проектированным 140-литровым баком за кабиной пилота. Начиная с 93-й машины стали устанавливать двигатели “Sakae” 31.

    А6М6c (“палубный истребитель морской тип 0 модель 53c”) – прототип истребителя на основе А6М5 оснащенный двигателем “Sakae” 31 с системой водо-метанолового форсирования и протектированными топливными баками.

    А6М7 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 63”) – вариант на основе А6М5с оснащенный бомбодержателями, двумя подкрыльевыми топливными баками и усиленной хвостовой частью.

    А6М8 (“палубный истребитель морской тип 0 модель 64”) – вариант с двигателем Mitsubishi МK-8Р “Kinsei”-62 мощностью 1560 л.с., перепроектированной носовой частью фюзеляжа и без синхронных пулеметов. Построено несколько прототипов из общего заказа на 6300 самолётов.
     

    В общей сложности было построено 10449 истребителей А6М, включая 3879 на Mitsubishi и 6570 на Nakajima. Несмотря на то, что в рапортах генерала Шенно, отправленных в США ещё осенью 1940 года, однозначно указывалось на применение японцами истребителей нового типа, командование USAC отнеслось к этой информации пренебрежительно. Лишь когда завязались первые бои над Гавайями, Филиппинами и Сингапуром стало понятно, что А6М2 фактически не имеет равного себе палубного аналога. Союзники вначале обозначили японский истребитель как “Zeke”, но впоследствии прижилось название “Zero”.
     

    Новый японский истребитель прекрасно зарекомендовал себя в боях на начальном периоде войны на Тихом океане. Достаточно сказать, что во время битвы за Мидуэй, в течении 4-го июня 1942 года, “Zero” и корабельная ПВО подбили более 60 американских самолётов, включая 37 торпедоносцев Douglas TBD-1. Тем не менее, по мере качественного роста американской авиации и, в особенности, введения в строй истребителей F6F и F4U, дела у пилотов “Zero” стали идти всё хуже и хуже. Наконец, в начале 1945 года истребители стали использовать для “специальных атак” на американские корабли с использованием камикадзе, которые привели лишь к бессмысленной гибели пилотов и потере самолётов, при весьма сомнительной эффективности.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Mitsubishi A6M2
    Slider

  • Среди моделей самолётов выпускаемых FROG, особое место занимала авиация стран Оси, на которую у британских маркетологов были собственные планы. В первых рядах (вполне естественно) шли истребители Luftwaffe, вслед за которыми были выпущены бомбардировщики и три модели реактивных самолётов. Совсем немного внимания было уделено Италии, где дело ограничилось выпуском лишь двух истребителей – Macchi MC.202 и FIAT G.55. И совсем оригинально сложилась история с японской авиацией…
     

    Во второй половине 1950-х гг., после выпуска серии современных реактивных самолётов, FROG перешла к авиации 2-й мировой войны. Помимо широко известных на Западном фронте “Spitfire” и FW-190 внимание было удалено самому известному японскому истребителю Mitsubishi A6M “Reisen”, который был более известен как “Zero”.

    Рабочие чертежи для модели под коробочным названием “Mitsubishi Zero” были готовы в 1959-м году, но в каталоге “FROG 1959” она не анонсировалась, так как поступила в продажу уже после его выпуска. Первое издание выпускалось в упаковке типа D и имело два подтипа, которые отличались только индексами – 393P издавался до 1964-го года включительно, а далее ему на смену пришел индекс F393. В период с 1959-го по 1965-й год было выпущено 45.000 комплектов обоих типов (при этом стоит отметить, что “Mitsubishi Zero” никогда не выпускался в упаковках типа E, которые были признаны самыми неудачными, но использовались для большинства моделей из Black Series).
     

    Второе издание под индексом F392 вышло в 1965-м году в упаковке типа F1. Помимо общего ребрендинга на смену рисунку пришел полноценный бокс-арт, где “Zero” изображался на фоне тропического острова и атакуемых им на бреющем полёте союзников.

    На тот момент это была наиболее крупная серия – в течении 1965-1968 гг. было выпущено около 100.000 комплектов, не считая отливок, сделанных фирмами “Tri-ang” (Франция) и “Air Lines” (США), куда были временно доставлены пресс-формы для сокращения таможенных пошлин.
     

    В рамках “новой экономической политики” с 1969-го года модели из Black Series стали выпускаться в “лепестках”, на внутренней стороне которых печаталась схема сборки. Но для “Zero” это означало не просто смену упаковочного формата – в 1968-м году был поднят вопрос о снятии модели с производства, но в итоге пресс-формы для части ранних моделей решили передать фирме “AMT”, которая провела их ремонт и обновление. В результате, “Zero”, “Typhoon”, “Kittyhawk” и ряд других моделей сменили толстый внутренний раскрой на тонкий наружный. Также появилась декаль с двумя вариантами оформления. В каталоге FROG модель осталась в Black Series, но индекс изменили на F219F.
     

    Принятые мере дали положительный результат – с 1969-го по 1974-й год под торговой маркой FROG было выпущено 260.000 “лепестковых” комплектов! Догнать таких лидеров продаж, как Bf.109F, “Hurricane” и “Vampire” не удалось, но и текущий показатель получился более чем достойным.
     

    ********

     

    На этом моменте стоит отдельно рассказать про экспортные поставки.

     

    Начиная с 1968 года компания “Rovex Industries Ltd.” (владевшая тогда торговой маркой FROG) предпринимала неоднократные попытки расширить рынки сбыта, причем не только в Европе. Например, в том же году в Австралии была основана фирма “Minix”, через которую планировали начать продажи моделей из Black Series в “лепестковых” упаковках. В число 13 наименований попал и “Mitsubishi Zero”, которому присвоили индекс F219M. Согласно данным из книги о FROG было заказано около 2400 комплектов, но выпуск “австралийского издания” так и не состоялся.
     

    В 1969 году “Rovex” наладила сотрудничество с фирмой “Bienengraber & Co.Gmbh” из ФРГ. Вновь была выбрана Black Series, но на этот раз ассортиментный перечень был расширен до 28 моделей (с учетом новинок, выходивших до 1972 года включительно). Индекс модели “Mitsubishi Zero” не изменился, но для создания более презентабельного внешнего вида “лепестки” получили дополнительную картонную “рубашку” с прямоугольным вырезом на лицевой части. Цвет немецкой упаковки был желтым с надписями черным шрифтом на немецком языке. Общее количество проданных в 1969-1972 гг. комплектов пока остается неизвестным.
     

    Более интересно сложилась история с бразильской фирмой “Roly Toys”. В 1974 году было достигнуто соглашение об аренде шести “фроговских” пресс-форм, включая “Mitsubishi Zero”. О том, действительно ли оснастка была перемещена на некоторое время в Бразилию, информация отсутствует — по имеющимся данным имел место только пробный запуск, в рамках которого была изготовлена тестовая партия отливок. В качестве упаковок были выбраны блистеры, причем бокс-арт на картонном вкладыше заимствовали от последнего издания FROG. В комплект также входил фирменный клей “Roly-Fix”.

    Дальнейшего развития событий так и не последовало по причине подписания договора между “Rovex” и “Novoexport”. Непонятно, как проходила реализация тестового выпуска, но к 1978-м году на складе осталось некоторое количество некомплектных моделей. Бразильская сторона отправила в Великобританию запрос на изготовление дополнительных прозрачных деталей, который был переадресован фирме “Novoexport”. Вероятнее всего, он так и не был выполнен.
     

    ********

     

    Последнее издание последовательно вышло в двух вариантах. После очередного ребрендига, который имел место в 1974 году, модель получила коробку типа H1 с инструкцией нового типа. Коробочное название изменили на “Mitsubishi Zero Fighter”, попутно вернув индекс F392. Поскольку модель перешла в Blue Series комплект был расширен за счет ввода фирменной подставки типа Skybase. В таком исполнении “Mitsubishi Zero Fighter” производили вплоть до 1976 года включительно, выпустив в продажу 35.000 комплектов.

    Второй вариант имел несколько важных отличий. Во-первых, коробка типа H1 уступила место коробке типа H2 (разница между ними заключалась в том, что “единица” состояла из двух отдельных частей (верхней и нижней), а “двойка” изготовлялась из цельного листа картона и открывалась наподобие шкатулки). Во-вторых, текущие суровые экономические условия привели к выводу подставки из комплекта и перемещению модели обратно в Black Series. И в-третьих, индекс в каталоге FROG изменился на F219. Таких комплектов выпустили ещё меньше – всего 30.000 штук, но общий тираж на начало 1977 года составил 470.000 экземпляров всех изданий.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Mitsubishi Zero" (392P) - верхняя часть коробки типа D, FROG, 1959-1964 гг.
    Slider

  • Дальнейшая судьба “Mitsubishi Zero Fighter” была связана с фирмой “Revell”, немецкий филиал которой выкупил практически все пресс-формы для “фроговских” самолётов стран Оси. Впрочем, выгода от приобретения “Zero” была весьма сомнительной, поскольку в наличии имелся собственный вариант этой модели, выпущенной в продажу ещё в начале 1960-х гг. Соответственно, в тот момент посчитали, что развертывание выпуска морально устаревшей модели даже на мощностях дочерних фирм будет нецелесообразной и производственную оснастку положили на хранение.
     

    Вспомнили о FROG лишь в начале 1990-х гг. К этому времени “Revell” приобрела значительную часть пресс-форм от “Matchbox” (вместе с торговой маркой) и даже успела выпустить два собственное переиздание модели “Mitsubishi A6M2 Zero” под индексом 40004. Но более важным было то, что немецкий филиал существенно расширил свой ассортимент за счет моделей, ранее выпускавшихся другими производителями.

    Так, в 1992 году под торговой маркой “Matchbox” вышло три “фроговских” модели, включая “Mitsubishi Zero” (40002). Фирменные “черные” коробки нового стиля были также разработаны фирмой “Revell”, а в состав комплект ввели новую декаль.
     

    Интересный факт!
    В каталоге “Matchbox” 1996 года имел место забавный конфуз – подбирая фото реального истребителя дизайнеры-оформители остановили свой выбор на… тренировочном самолёте T-6 “Texan”, который был “загримирован под Зеро” для съёмок в историческом фильме “Tora! Tora! Tora!”

    Выпуск “Mitsubishi Zero” состоялся в 1996-1998 гг., причем в относительно скромных количествах. По всей видимости, такой “винтаж” пришелся по душе далеко не всем моделистам, в связи с чем производство модели окончательно свернули, вновь отправив пресс-формы на хранение.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Mitsubishi Zero" (40002) - коробка фирмы "Matchbox", 1992 г.
    Slider

  • Принимая во внимание знаменитость Mitsubishi “Zero” можно было бы сказать, что модель этого самолёта в 72-м масштабе не делал только самый ленивый производитель, однако, это далеко не так. Например, фирма “Italeri” по какой-то причине проигнорировала этого японца, а “Monogram” выпускала его только в 48-м масштабе. Впрочем, вернемся к периоду существования торговой марки FROG и начнем с наиболее сильных конкурентов.

     

    На рассвете пластикового моделизма в Великобритании для “IMA” не было более серьёзного противника, чем фирма “Airfix”. Оба производителя старались ни в чем не уступать друг другу в плане выпуска “хитов” продаж и к моделям истребителя Mitsubishi “Zero” это имело прямое отношение. Выпуск модели “Mitsubishi A6M2 Zero” (108) от “Airfix” также состоялся в 1959 году, причем по уровню проработки и детализации она оказалась практически равноценна “фроговской”. Из преимуществ перед конкурентом можно было отметить более качественный наружный раскрой, попытку имитации полотняной обшивки и вырезы под ниши шасси.

    Эта модель находилась в производстве вплоть до начала 2000-х гг., когда “Airfix” наконец-таки перешла на более свежую производственную оснастку, разительно отличавшейся в лучшую сторону по всем параметрам от “классического” образца. Отметим также, что “Mitsubishi Zero” первого выпуска сменил все типы упаковок — “лепесток”, блистер, коробка, подарочный комплект. В течении 1960-2000 гг. “фиксовская” модель также перепаковывалась фирмами “Airfix Corporation of America”, “MPC”, “Airfix\Lodela” и “SK Models”.

     

    Немного запоздала с выпуском своей версии модели фирма “Revell” — её разработка под названием “Mitsubishi A6 M56 Zero” (617-50) вышла только в 1963 году и по уровню исполнения почти повторяла FROG, разве что крыло состояло из двух монолитных частей (верхней и нижней). Кроме того, пространство за предполагаемым креслом пилота “зашили”, а внутри капота имело некое подобие имитации “звезды” двигателя.

    На внутреннем американском рынке конкуренцию “Revell” создавала фирма “Hawk”, но модель “ZERO A6M5” (8-39) от этого производителя, появившаяся в 1967 году, была поистине самой минималистичной — вместе с подставкой она состояла всего из 11 деталей! Тем не менее, в 1978-м и 2003-м году она была переиздана под торговой маркой “Testors” в рамках формата EasyBuilder.

    Модель от “Revell” выпускалась в различных коробках вплоть до 1995 года, причем за прошедший период отливки перепаковывались фирмами-партнерами “Lodela” (Мексика), “Kikoler” (Бразилия) и “Congost” (Испания). Но более интересно то, что после приобретения немецким филиалом в 1991 году торговой марки “Matchbox” непродолжительное время издавалась модель “Mitsubishi A6M2 Zero” (40004) на пресс-формах обанкротившегося британского производителя.

     

    Отсюда плавно перейдем к “Matchbox” и её модели “Mitsubishi Zero-Sen” (PK-4). Эта разработка, вместе с десятью другими дебютантами, была представлена в январе 1973 года на Brighton Toy Fair. Чтобы потеснить конкурентов (а это были “Airfix” и FROG) заявленная цена составляла 23 пенса, но в момент поступления в продажу она была снижена до 19 пенсов. Для сравнения — “фроговские” модели Me-262 и “Corsair” стоили тогда 21 пенс, а за “Lysander” и “Hurricane” от “Airfix” надо было выложить 25 пенсов. Такая тактика принесла временный успех, поскольку с расширением ассортимента цена на модели от “Matchbox” постоянно увеличивалась.

    Вместе с тем, было официально заявлено, что пресс-формы разрабатываются на основе реальных чертежей или обмера реальных самолётов! В частности, для “Mitsubishi Zero-Sen” вроде как использовалась документация от “Mitsubishi Heavy Industries Ltd.”, но фактически модель едва дотягивала до уровня “крепкого середнячка”. Если оставить в стороне общую геометрию (к которой есть отдельные вопросы), то разработчики из “Matchbox” не стали утруждать себя детализацией ниш шасси и кабины пилота, а “звезда” двигателя была всё так же “вписана” в капот. Глубокий внутренний раскрой также не добавлял положительных эмоций. Другими словами, для модели, которая “делалась по чертежам” (хотя, скорее, по общим планам) это очень невысокий показатель.

    Под торговой маркой “Matchbox” модель истребителя “Zero” собственной разработки выпускалась вплоть до 1991 года. В начале 1980-х гг. была попытка выйти на рынок США под торговой маркой “AMT” (которая была куплена британцами в 1978 году вместе с пресс-формами), в рамках которой модель “Mitsubishi A6M2 Zero-Sen («Zeke»)” (7901) поставлялась в американской упаковке, но с двумя типами инструкций — таким нехитрым способом старались проверить, какой из брендов будет более перспективным.

    Далее британские пресс-формы были приобретены фирмой “Tyco” и в том же 1991 году были сделаны их копии, которые продали немецкому филиалу фирмы “Revell”. Впрочем, часть из них, которая имела дубликаты в “ревелловском” ассортименте, сразу же отправилась на хранение — именно такая участь постигла “Zero”…

     

    Пока развивались эти события, в 1972 году французская фирма “Heller”, без лишнего пафоса, представила модель “Mitsubishi A.6M5 Zero-Sen” (L082). Если не считать японские разработки, то на её фоне модели остальных европейских производителей смотрелись крайне блекло. К сожалению, издавалась она только до начала 1980-х гг., после чего исчезла из продажи, но в 1990-е гг. ограниченный тираж был выпущен под брендом американской фирмы “Encore Models”.

     

    Не совсем понятная ситуация сложилась с моделью фирмы “Starfix” из Израиля (нам этот производитель стал широко известен в самом начале 1990-х гг. благодаря моделям F5E «Tiger», UH-1 «Iroquois» и HH-3 «Jolly Green Giant»). В 1970-е гг. был выпущен комплект “Mitsubishi A6M5 Zero-sen” (118), отливки в котором были очень схожими с разработкой фирмы “Heller” — по большому счету, они отличались только другим размещением деталей на литниках.

     

    Но это всё Европа и Америка, а что же Япония? Тут тоже было всё в порядке! Достаточно сказать, что фирма “Tamiya” в 1964 году начала вторжение на модельный рынок именно с модели этого истребителя, причем не в самой известной модификации “A6M3 Zero Fighter Type 32”. Издавалась она до конца 1990-х гг., пока пресс-форма устарела не только морально, но и полностью износилась.

    С середины 1960-х гг. модели истребителя “A6M2 ZEROFIGHTER Type 21” в различных вариантах полиграфии начала выпускать фирма “Aoshima”. В отличии от ранее рассмотренных разработок эта японская модель отличалась наличием отдельных деталей для элеронов и законцовок крыла, а также имитацией двигателя не “интегрированного” в капот.

    Чуть запоздали с релизами фирмы “Hasegawa” и “Fujimi”, но если первая представила модель собственной разработки (причем очень приличного качества), то вторая тесно сотрудничала с американской фирмой “UPC”. Вот и получилось, что “Fujimi”\“UPC” свернули выпуск в конце 1970-х гг., в то время как “Hasegawa” продолжала массовое производство почти на 10 лет дольше.

     

    Из других производителей выделим фирму “Jo-Han” из США, представившей в 1973 году двойной комплект “A6M2 Zero Carrier Fighter Zeke Or Floatplane Fighter Rufe” (А-105), а также разработку от японской фирмы “LS” под коробочным названием “Mitsubishi A6M5 Zeke Zero Mk 52”, которая в издании под номером M06-106 включала комплект моторизации (затем эта модель, но уже в чистом виде, была переиздана фирмами “Arii” и “Micro Ace”).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Mitsubishi Zero" (108) - первое издание в "лепестковой" упаковке фирмы "Airfix", 1959 г.
    Slider

  • Делать обзор для модели, релиз которой состоялся ровно 60 лет назад, занятие достаточно сложное с точки зрения сравнительной части, поскольку это самый натуральный “динозавр”, на котором выросло по меньшей мере два поколения западных моделистов. Тем не менее, “фроговский Зеро” был выпущен в огромных количествах и сейчас всё ещё встречается в продаже (причем не только на интернет-аукционах), а потому описание для него становится просто обязательным.

     

    Сперва разберемся с тем, к какой именно модификации истребителя принадлежала “фроговская” модель, поскольку британские художники-оформители далеко не всегда стремились быть абсолютно точными в коробочном названии (что не удивительно, учитывая отсутствие чертежей).

    Не стал исключением и “Mitsubishi Zero”, первые два издания которого получили только один вариант оформления для самолёта с номером 252-51 и в зеленом камуфляже, зато в двух следующих декаль содержала “камуфляжные” варианты для самолётов из “Ацуги” 1944-го года и 251-го кокутай 1942-го года. В дополнение к этому, на бокс-арте истребитель явно позднего варианта изображался на фоне тонущих кораблей, что косвенно говорило об атаке на Перл-Харбор.

    Всё это вносило путаницу с принадлежностью модели от FROG к какой-либо определенной модификации, поэтому, чтобы разобраться с этим, воспользуемся монографией “Mitsubishi A6M Zero” (серия “Война в воздухе”), из которой возьмём чертежи для сравнения.

     

    Начнем с геометрических размеров, которые вызывают большего всего вопросов у каждой “фроговской” модели. В данном случае под примерку попал образец позднего выпуска из пластика очень специфического черного цвета, выпуск которого приблизительно определяется 1976 годом. Итак, основные габариты “фроговской” модели в масштабе 1/72:

    длина полная — 126,5 мм

    длина фюзеляжа — 119 мм

    размах крыла — 152 мм

    размах горизонтального оперения — 66 мм

    диаметр пропеллера — 43 мм

    диаметр\толщина основных колес — 8\1,5 мм

     

    Теперь подсчитаем, сколько в 72-м масштабе будет составлять длина и размах крыла для A6M2 (в оригинале это 9060 и 12000 мм) — получаем 125,8 и 166,6 мм соответственно. То есть, “фроговский Зеро” явно не соответствует первой крупносерийной модификации, хотя “лобастость” капота двигателя говорит об обратном. А вот с модификацией A6M5 (9120 и 11000 мм) отливки смотрятся чуть получше — 126,6 и 152,7 мм, но это ещё не всё.

     

    При отсутствии точного раскроя фюзеляж по габаритам получился практически “универсальным” – то есть, он был выполнен одинаково неправильно для всех модификаций “Zero”. Проблема заключалась в том, что его общая длина получилась больше примерно на 1,5 мм, но длина кока винта была примерно настолько же короче. В итоге эти элементы как бы компенсировали друг друга.

    Продолжая разговор о винтомоторной группе также стоит упомянуть о том, что диаметр винта и форма кока относится к модификации A6M5, но лопасти однозначно тонковаты. А вот с имитацией двигателя совершенно не сложилось – внутри капота стоит заглушка с цилиндрическим выступом для монтажа воздушного винта. В пользу “пятерки” говорит отсутствие воздухозаборника карбюратора под капотом, который был свойственен только A6M2, но выхлопная система вообще никак не имитирована, хотя в передней части фюзеляжа имеется “юбка” двигателя.

     

    Вырез под кабину пилота, как и фонарь, выполнены не очень точно (немного подвела геометрия передней части в районе козырька), но после финальной сборки смотрятся они довольно органично. В задней части фонаря наружу выходила антенна радиостанции, которую не забыли добавить в набор.

     

    Ситуация с крылом, размах которого, как мы уже выяснили, практически точно соответствует A6M5, выглядит достаточно ясной. Портит всю картину один недостаток — консоли по площади получились меньше необходимого.

     

    Форма горизонтального оперения, выполненного в виде монолитной детали (что в те годы было очень “модно”), имеет практически те же проблемы, что и крыло — при незначительном отклонении в размахе оно получилось слишком зауженными, что негативно повлияло на общую площадь.

     

    Детали шасси, как и для всех “фроговских” моделей, были выполнены в упрощенном виде. С учетом технологического уровня 1950-х гг. к стойкам особо придираться не стоит, а вот колеса получились слишком тонкими при корректном диаметре — в натуральную величину они имели размеры 600х175 мм, что в 72-м масштабе должно составлять 8,3х2,4 мм. Щитки шасси неплохо “влазят” в чертежи, если не считать слегка переразмеренных внутренних створок. Ещё британские разработчики не побеспокоились относительно разметки под вырезы ниш шасси и на их месте оставили “чистую” поверхность нижней части крыла.

     

    Не всё просто с вооружением. На первом бокс-арте издания 1959 года “Mitsubishi Zero” изображался с двумя крыльевыми пушками, в то время как в комплект входило четыре “штыря” для имитации стволов 13,2-мм пулеметов и 20-мм пушек — эти элементы были свойственны только поздним модификациям A6M5-c и A6M5-d, выпускавшимся с 1944 года. При этом, на верхней панели фюзеляжа оставили два “пулеметных” углубления, в то время как указанные варианты “Zero” сохранили только один 13,2-мм фюзеляжный пулемет.

    Из подвесных элементов присутствовал только подвесной бак, который в “фроговском” исполнении был меньше необходимого объема, хотя A6M5 вполне могли нести легкие бомбы или восемь НУРС под крылом.

     

    Таким образом, FROG в очередной раз создала “гибрид”, который для “Zero” состоял из модификаций A6M2 и A6M5. С учетом “древности” данной разработки от FROG на такую мелочь, как точность раскроя, можно не обращать внимания. Но это не главное.

    При всех своих недостатках очередная “фроговская” модель (в которой смешались элементы от A6M2 и A6M5) была очень проста в сборке. Впрочем, из-за износа пресс-форм, в последних “фроговских” изданиях доработки требовали стыки фюзеляжа с консолями крыла и горизонтального оперения. Сейчас остается только сожалеть, что советская сторона отказалась от приобретения “идеологически чуждых” моделей самолётов стран Оси.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Mitsubishi Zero Fighter" (F219) - полный комплект отливок FROG, Black Series, 1976 г.
    Slider

  • Mitsubishi A6M2 “Zero”
    Автор модели — С.Васюткин
    Модель производства FROG, выпуск 1969-1974 гг.

     


  • Ссылки (модель):
    Revell Community — Mitsubishi Zero A6M 1:72
    Aviation of Japan — Kit Trivia ~ Another Veteran Zero
    Catalogue FROG — Mitsubishi Zero Réf F219
    The Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Mitsubishi Zero (F219F)
    Britmodeller.com — Mitsubishi Zero PK-4 — Finished
    Airfix Collecting — Roly Toys — Brazil
    Mitsubishi A6M — N/K Carrier Fighter kits available
     

    Ссылки (инфо):
    Warspot — «Зеро» — абсолютный ноль американской разведки
    warfare History Network — The Mitsubishi Zero Gave ‘Made in Japan’ New Respect
    Mitsubishi A6M — N/K Carrier Fighter kits available
     

    Литература:
    “Mitsubishi A6M Zero. 2-е издание” (“Война в воздухе 3”). ООО АРС. 2005
    О.Дорошкевич “Самолеты Японии второй мировой войны”. Харвест. Минск. 2004
    В.Котельников “Истребители Второй мировой войны” (“Моделист-Конструктор” спецвыпуск 2002-01)
    А.Демин “Авиация великого соседа” (“Авиация и Космонавтика” 2000-10)
    Н.Валуев “Зеро — летающая легенда” (“Авиация и Космонавтика” 2009-03)
    А.Подопригора “Цветенья вишни век не долог” (“Авиация и Время” 2003-04)
    В.Заблоцкий, А.Овчаренко “Австралийский Перл-Харбор” (“Авиация и Время” 2008-01)
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639