Morane Saulnier I — Темэкс

  • Истребитель-моноплан Morane Saulnier Type I не был столь популярным, как Nieuport 17 или SPAD.VIII — выпускался он недолго и использовался на Западном фронте в очень ограниченном количестве. Однако, в России этот самолёт оказался более востребованным и в 1916-м году на нём летал известный лётчик-ас Александр Казаков, сбивший 17 самолётов лично и 15 в группе.

     

    На модельном рынке с реализацией в масштабе 1/72 у истребителя Morane Saulnier Type I как-то не сложилось. Пожалуй, единственный более-менее доступный в наше время комплект выпускался компанией “Восточный экспресс” на пресс-формах, изготовленных в середине 1990-х гг. для белорусской фирмы “Темэкс” .

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • Незадолго до начала 1-й мировой войны, а именно 21-го июля 1914 года, фирма Morane-Saulnier показала свой новый самолёт-моноплан, получивший название Type N.

     

    В основе конструкции этой машины лежал более ранний Type H, но фюзеляж овального сечения, собиравшийся из реек с полотняной обшивкой, получил многогранную форму. Носовая часть обшивалась алюминиевыми листами.

    Двухлонжеронное крыло тонкого профиля было обшито тканью и не оснащалось элеронами. Для обеспечения жесткости, консоли усиливались расчалками, противоположным концами крепившимися к “кабану” на фюзеляже. Соответственно, управление в поперечной плоскости осуществлялось перекосом (скручиванием) крыла с помощью тяг, которые крепились к заднему лонжерону, проходили через блоки на стойках и соединялись с ручкой управления. Аналогичная схема была достаточно простой и использовалась на многих других самолётах того времени, но для боевого самолёта она совершенно не годилась.

    Подобно крылу, хвостовое оперение было выполнено тонким. Имелся вертикальный руль направления, а вот горизонтальное оперение выполнили плавающего типа без стабилизатора.

    Шасси самолёта использовало схему с общей осью и амортизацией посредством резинового шнура. Колеса были спицованными с бескамерными шинами. В хвостовой части фюзеляжа устанавливался костыль пирамидальной конструкции.

    На самолётах Type N устанавливался роторный двигатель Le Rhône 9C мощностью 80 л.с., закрывавшийся алюминиевым капотом. Для улучшения аэродинамических качеств на винт монтировался большой кок, что в совокупности с характерной конструкцией фюзеляжа придавало будущему истребителю обтекаемую каплевидную форму.

     

    Благодаря отличной аэродинамике Type N смог развивать скорость до 144 км\ч, но в то же время управление самолётом стало более сложным и большой популярности у пилотов он не нашел. Тем не менее, Type N успел получить второе название “Morane-Monocoque”.

     

    Возможно, новая разработка Morane-Saulnier так и осталась бы в единичных экземплярах, если бы не Великая война. Союзникам по Антанте срочно понадобился скоростной истребитель и на эту роль выбрали Type N. В период с апреля 1915-го по июнь 1916-го года было построено всего 49 экземпляров этого самолёта в модифицированном варианте, которые были распределены между Aéronautique Militaire, Royal Flying Corps и Имперскими Воздушными Силами России. В качестве основного вооружения использовались пулеметы Hotckiss или Vickers.

    Во Франции истребители получили официальное обозначение Morane-Saulnier 5С1 и поступили на вооружение 12-й и 49-й истребительных эскадрилий, где на них летали такие известные пилоты, как Жан Наварр и Адольф Пегу. Кстати, именно Великобритания первой заказала истребители на базе Type N (получив их осенью 1915 года), а британские пилоты называли их не иначе как “Morane Bullet” (“Моран-Пуля”). В России, куда поступило 11 самолётов, они обозначались как “Мормон”.

     

    Как истребитель, Type N показал себя неплохо, но прогресс не стоял на месте. В ответ на появление более современных немецких истребителей капитан Лорд Иннес-Кер предложил оснастить самолёт двигателем Le Rhône 9J мощностью 110 л.с. и топливным баком большей ёмкости. Официальный заказ от British Aviation Supplies Depot был оформлен 14-го января 1916 года, а спустя всего 8 дней фирма Morane-Saulnier подготовила чертежи.

    Первый прототип новой модели Type I был готов к полётам 4-го марта 1916 года – этот образец был получен путем установки нового двигателя на один из серийных Type N без увеличенных топливных баков. Серийные самолёты получили полный комплект нового оборудования и могли развивать скорость порядка 168 км\ч на высоте 2438 метров, при проектной продолжительности полёта до 3 часов (которая на самом деле не превысила 1 часа 20 минут).

     

    В общей сложности RFC должны были получить 12 самолётов и первый прототип, который приобрели первым и в дальнейшем использовали для обучения летного состава. Силами No.1 Air Depot первый из прибывших Type I получил синхронизатор Alkan уже 19-го июля 1916 года, но установка на другие три самолёта затянулась из-за задержек с их поставками. Вместе с несколькими Type V они вошли в состав No.60 Squadron, хотя использовались там очень недолго — из-за проблем с силовой установкой и управляемостью Type I заменили на другие машины уже в августе. С этого времени “уволенные” истребители выполняли второстепенные задачи, пока они не были окончательно списаны 11-го октября 1916 года.

     

    В составе Aéronautique Militaire истребители Type I (обозначавшиеся как Morane-Saulnier 6С1) не нашли себе применения, в связи с чем основной заказ пришелся на Россию. По различным данным заказ, оформление которого состоялось в октябре 1916 года, составил от 12 до 20 самолётов.

    Французские истребители вошли в состав XIX-го корпусного авиационного отряда, где с августа 1915 года начальником был штабс-ротмистр А.А.Казаков (впрочем, летал он, преимущественно, на истребителях Nieuport). В этом же отряде летали и другие российские лётчики-асы, а в 1916 году из его состава была выделена 1-я Боевая авиагруппа, которую можно было считать элитной. Стоит отметить, что в зимний период на истребители устанавливалось лыжное шасси.

     

    По состоянию на 1-е августа 1917 года в составе российской авиации формально числилось 18 самолётов Type I, но в связи с разложением армии большинство из них вскоре пришло в негодность. Впрочем, три истребителя всё же достались Украинской Народной Республике и в течении 1918 года они находились в её военно-воздушных силах.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Morane Saulnier Type I - истребитель из состава Имперских воздушных сих России на лыжном шасси, зима 1916-1917 гг.
    Slider

  • В начале 1990-х гг. моделизм в только что образованной Республике Беларусь переживал наивысший подъём. Помимо появления летом 1991-го года первого специализированного модельного магазина “Модус” (который снимал часть помещения “Союзпечати” на станции метро “Площадь Победы”) в стране издавался дайджест “Аэроплан-Курьер”, а минская фирма “Мир” всё ещё выпускала ассортимент из более, чем десяти наименований. Налаженные поставки из Москвы, Донецка и ближнего зарубежья позволяли белорусским моделистам многократно расширить свои коллекции, но всего этого было мало – как говорится, в воздухе уже давно витала идея создания собственной модели…

     

    По стечению обстоятельств, первой постсоветской разработкой пошедшей в серийное производство стала модель истребителя 1-й мировой войны “Morane Saulnier I”. Сейчас можно долго рассуждать о том, насколько правильным был выбор реального самолёта-прототипа, но в 1994-1995 гг. вопрос стоял именно в “стартовом прыжке”. Взялся за этот нелёгкий труд С.Кульбака – один из сотрудников редакционного совета журнала “Аэроплан”. Вместе с группой коллег он сотрудничал с производственно-коммерческой фирмой “Темэкс”, зарегистрированной 25-го августа 1992 года в Минске.

     

    Описание модели начнём с того, что отливки из серого или темно-серого цвета (в зависимости от серии выпуска) размещались на двух литниках, хотя в оригинальном виде был разработан единый литник, разрезавшийся пополам для соответствия формату упаковки. Общее количество деталей составляло – 24 штуки (12+12). Подставка и прозрачные детали в комплект не входили (впрочем, на российских Type I козырек кабины пилота отсутствовал).

    Собранная “из коробки” модель имела полную длину 82 мм, размах крыла 104 мм и высоту 35 мм. Учитывая то, что реальный истребитель имел размеры 5820х8240х2500 мм, в 72-м масштабе эти цифры должны были выглядеть как 81, 114 и 34 мм соответственно. Таким образом, белорусские разработчики промахнулись только с размахом (а заодно и с площадью) крыла. Вместе с тем, остальные детали вполне неплохо укладываются чертежи из “Plastic Kits Review” (35/95), вопрос лишь в том, насколько они точные.

    Из прочих недостатков можно отметить “монолитный” выступ перед кабиной пилота, где монтировался пулемет Vickers нетипичного для русской армии калибра 7,71-мм с кожухом жидкостного охлаждения (из-за чего его часто путают с русским “Максимом”) – на самолёте этот элемент представлял собой арку.

    В зарубежных обзорах на эту модель также отмечалось полное отсутствие детализации кабины пилота, за исключением заголовника в виде отдельной “шишки” на гарготе, а также излишнюю упрощенность “звезды” французского двигателя Le Rhône 9J. Всё это вполне справедливо, но если вспомнить потуги других, более именитых фирм, в имитации этих элементов, то отсутствие подобной “мелочевки” не играет существенной роли.

     

    На современных форумах моделистов периодически можно встретить мнение, что “минский моран” являлся видоизмененной копией модели “Morane Saulnier N” от американской фирмы “Revell”, релиз которой состоялся в середине 1960-х гг. Вне всякого сомнения белорусские разработчики были знакомы с ней, однако утверждение, что модель была “содрана с Ревелла” не соответствует действительности. На самом деле “Morane Saulnier N” послужил лишь объектом для оценки, поскольку модель от “Темэкс” отличалась не только расположением деталей на литниках — наиболее яркие различия видны в форме крыла и хвостового оперения, а также в технологическом делении фюзеляжа.

     

    Отдельно стоит упомянуть полиграфию. Для минской модели была разработана коробка размерами 180х100х30 мм в собранном состоянии. Она изготовлялась из цельного листа картона и открывалась наподобие “фроговской” коробки типа H2 (т.е. как шкатулка). Инструкция на двух страницах печаталась на плотном листе бумаги размерами 135х355 мм. Знаменательным являлось то, что полиграфия содержала тексты на трех языках – белорусском, русском и английском.

    Интересную особенность имела схема окраски. Исходя из инструкции, предлагалось оформить варианты для самолётов командира 19-го авиаотряда 1-й авиагруппы А.Козакова и прапорщика И.Смирнова. Фактически, декаль, содержавшая только кокарды и эмблему “головы Адама” без бортовых номеров, могла подойти к любому самолёту этого соединения. Кроме того, помимо неправильно указанной фамилии командира (всё-таки он был Казаков, на не “Козаков”), его вариант никак не мог относиться к апрелю 1916 года, поскольку на тот момент истребители Morane Saulnier Type I ещё не были заказаны российской военной миссией.

     

    В течении 1995-1996 гг. “Morane Saulnier I” можно было без труда приобрести как на минском клубе, так и в магазинах. Параллельно публиковалась реклама в “Аэроплане”, но в скором времени модель внезапно исчезла с прилавков розничной торговли. Помешал ли дальнейшему производству дефолт 1998 года (очень сильно отразившийся на экономике Беларуси) или у владельцев пресс-формы были свои планы – пока выяснить не удалось. Сама фирма “Темэкс” была официально ликвидирована в 2002 году.

     

    ********

     

    По прошествии нескольких лет выяснилось, что производственная оснастка была продана в Россию и оказалась у фирмы “Восточный экспресс”. В начале 2000-х гг. выпуск модели был возобновлен с новой полиграфией и под коробочным названием “Истребитель Моран Солнье I \ Fighter Morane Saulnier I” (EE72210). Отличия от минского издания заключались лишь в том, что из-за большего формата коробки единый литник не разрезался на две части, а декаль получила более “цивильный” вид при сохранении “универсального” варианта оформления. На данный момент производство модели остановлено.

    Примерно в тот же период отливки, выполненные на пресс-форме от “Темэкс”, появились в коробках фирмы “Toga” из ФРГ. Были ли они российского производства или немецкое издание “Morane Saulnier I” включало ещё минские запасы — выяснить пока не удалось.

     

    Подводя итог, можно сказать, что первая модель белорусской разработки, хоть и под косвенным влиянием “Revell” (а у кого его не было?) получилась примерно на 7 из 10 баллов. Как это часто бывает, С.Кульбаке и фирме “Темэкс” удалось избежать “ревелловских’ ошибок, но своих тоже хватало.

    Ввиду того, что модели самолётов 1-й мировой войны на постсоветском пространстве не столь популярны, как на Западе, минское издание “Morane Saulnier I” так и не стало раритетом, даже несмотря на то, что выпуск ограничился всего несколькими тысячами экземпляров. Зато есть в наличии комплекты от “Восточного экспресса”, которые продаются в интернет-магазинах по цене в пересчете на твердую валюту около 4-6 USD.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Morane Saulnier I" - лицевая часть коробки фирмы "Темэкс", 1995 г.
    Slider

  • Раз в нашем рассказе упоминалась модель от фирмы “Revell”, будет совершенно не лишним остановиться на этой “древней” разработке из США немного подробнее.

     

    Первое издание этой “ревелловской” модели датируется 1965 годом — она вышла под вполне тривиальным коробочным названием “Morane Saulnier N” и индексом в каталоге H-644:60. Последняя цифра в номере указывала на розничную стоимость — 60 центов, что было не так уж мало по тем временам. Очень стильная коробка американского издания была украшена изумительным бокс-артом, рисунок для которого выполнил художник Bryan Knight, работавший также для FROG.

    Вообще фирма “Revell” выпустила тогда целую серию самолётов 1-й мировой войны, в состав которой входили такие знаменитые истребители, как S.E.5a, Sopwith “Camel”, Albatros D.III и другие. Модель “Morane Saulnier N” также издавалась в подарочном комплекте “3 Famous Fighters of WWI”.

     

    Два следующих американских издания вышли в 1966-м и 1969-м году, соответственно получив индексы P444 и H-644. Последний выпуск датировался 1989-м годом (индекс 4147), когда модель сменила не только дизайн коробки, но и вариант оформления — теперь, вместо самолёта русского аса, можно было на выбор собрать “моран” из состава Aéronautique Militaire или Royal Flying Corps.

    Внушительное количество отливок было выпущено под брендами фирм-партнеров. Так, в период с 1967-го по 1977-й год модель “Morane Saulnier N” можно было встретить в коробках от “Revell Great Britain” (Великобритания), “Revell/Kikoler” (Бразилия) и “Revell/Takara” (Япония). Причем, первые два издания сохраняли “ревелловский” дизайн коробки, а вот японцы разработали свою.

     

    Сама модель, включавшая 25 деталей (и две детали подставки), хоть и была выполнена на вполне достойном уровне в плане детализации и качества литья, совсем не блистала точностью. Подробный рассказ о том, как и что надо переделать у “ревелловской” модели, чтобы получить действительно достойный образец в своей коллекции, был опубликован в одной из тем на форуме Britmodeller.com. Отметим только, что фюзеляж и крыло придется серьёзно доработать, а хвостовое оперение и шасси полностью заменить.

     

    Очень интересным получился единственный вариант оформления — для своей модели американский разработчик выбрал наиболее эффектный вариант для самолёта из состава 19 Sqn., на котором летал Ivan Smirnoff.

     

    Интересный факт!
    Как можно догадаться, тут речь идет не про эскадрилью, а про XIX-го корпусный авиационный отряд, что правильно только отчасти. Поскольку пилотом указывается Ivan Smirnoff, это был не кто иной, как Иван Смирнов — один из лучших русских асов Великой войны, одержавший на Morane Saulnier I пять подтвержденных побед! Но суть даже не в этом.

    Первым истребителем, на котором летал Смирнов, был биплан Nieuport X, который был освоен им осенью 1916 года. Летать на “монококе” Смирнов начал довольно поздно, когда его включили в состав 1-й Боевой авиагруппы, а 2-го мая 1917 года свою вторую победу он одержал над гораздо более маневренным и лучше вооруженным немецким истребителем “Albatros”, пилот которого попал в плен, но перед этим успел поджечь свой самолёт.

    В общей сложности за Иваном Смирновым числится 12 воздушных побед, которые он одержал в период с 20-го декабря 1916 года по 13-е ноября 1917 год, но официальное подтверждение нашли только 10. Спустя несколько недель 1-я Боевая авиагруппа, под воздействием большевистской пропаганды, прекратила своё существование, и Смирнову вместе с другими пилотами пришлось эмигрировать в Великобританию. Впоследствии русский ас летал на гражданских линиях голландской авиакомпании KLM и участвовал во Второй Мировой войне на стороне союзников.

    Вот такая модель с интересной судьбой получилась у фирмы “Revell”. Несмотря на то, что выпуск был прекращен 30 лет назад, она всё ещё доступна на интернет-аукционах, причем в ранних британских и американских изданиях.

    На известном сайте Scalemates.com упоминается и набор “Morane Saulnier N” от фирмы “HR Model” из Чехии, которая, в основном, занимается разработками из смолы (“resin kit”). Впрочем, подробности об этой модели отсутствуют.

     

    К этому можно добавить, что существует модель истребителя “Morane Saulnier Type I” в масштабе 1/48 от чешской фирмы “Flashback” (KLH 89 13) — она вышла в 1997-м году и, кроме пластиковых отливок, содержит детали фототравления. В свою очередь, Morane Saulnier N в масштабе 1/32 выпускает фирма “Special Hobby”, а в масштабе 1/48 есть разработка от чешской же “Eduard”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Morane Saulnier N” (H-644:60) - коробка фирмы "Revell" первого издания, 1965 г.
    Slider

  • “Morane Saulnier I”
    Собранная “из коробки” модель фирмы “Темэкс”, 1995 г.

     


  • Ссылки (модель):
    Internet Modeler — Building Temeks Morane-Saulnier Type I By Matt Bittner (February 1999)
    ScaleModels.ru — Morane-Saulnier I 1:72 ЕЕ — ГОТОВО!!!
    Britmodeller.com — Morane-Saulnier Type N, Revell 1:72 — an effort to correct it!
    modelingmadness.com — Revell 1/72 Morane-Saulnier type N
    Каропка.ру — Morane Saulnier I (Моран «Монокок»)

     

    Ссылки (инфо):
    Léon (1885 -1918) et Robert Morane (1886-1968) et Raymond Saulnier (1881 — 1964)
    Иван Смирнов — от русского аса Первой мировой до «известного голландского летчика»
     

    Литература:
    Сергей Ершов, Сергей Спичак “«Моран» — истребитель” (“АвиаМастер” 1997-04\05)
    Сергей Горожанин “«Моран» — «Убийца гигантов»” (“Крылья Родины” 1995-10)
    James J.Davilla, Arthur M.Soltan “French Aircraft of the First World War”. Flying Machines Press. 1997. ISBN 978-0-9637110-4-5.
    J.M.Bruce “The Aeroplanes of the Royal Flying Corps (Military Wing)”. Putnam. 1982. ISBN 0-370-30084-X.