Douglas F4D “Skyray” — Comet Series

  • Не самый известный у нас истребитель Douglas F4D “Skyray”, состоявший на вооружении US Navy в 1956-1964 гг., оставил очень яркий след в истории морской авиации США. Этот самолёт можно было считать уникальным не только из-за его необычных форм (при его разработке была выбрана схема “бесхвостка”), но и потому, что он стал первым в мире сверхзвуковым истребителем палубного базирования.
     

    Модель этого интересного самолёта обходили стороной европейские производители, а вот в США он был очень популярен. Одной из первых его пластиковую копию сделала фирма “Comet”, представившая свою разработку в 1954 году под индексом PL-5. В целях расширения ассортиментного перечня американские пресс-формы были получены в аренду британской фирмой “International Model Aircraft”, которая в 1956-1957 гг. выпускала лицензионные копии под торговой маркой FROG и индексом 375P.
     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру выражает благодарность Михаилу (участника форума “Украiнська модельна хата”) за предоставленные графические материалы. При подготовке статьи также использованы фотографии с интернет-аукциона eBay.

  • В 1947 году командование US Navy оформило требования к палубному истребителю, который должен был перехватить и уничтожить вражеский самолёт, летящий на высоте до 50.000 футов (15.240 метров) в течении 5 минут после объявления тревоги. Говорить о том, что подобные ТТХ даже для истребителя настоящего времени, являются весьма высокими, наверное, совершенно излишне. Тем не менее, нет ничего не выполнимого, особенно когда за дело берутся такие личности, как Эдвард Хейнеман.
     

    Принявшая участие в конкурсе фирма Douglas Aircraft Company подошла к процессу проектирования очень творчески. В то время как конкуренты разрабатывали самолёты с очень модным тогда стреловидным крылом, Хейнеман решил выбрать схему бесхвостка с дельтавидным крылом. Такой подход был во многом экспериментальный, но риск — благородное дело, поскольку в разработке истребителя фирмы Douglas имел один очень важный фактор.

    В 1945 году из Германии была вывезена большая группа авиационных и ракетных специалистов, среди которых был конструктор Александр Липпиш (Alexander Lippisch), в последние годы войны предложивший Luftwaffe целую серию самолётов с треугольным крылом, среди которых наилучшую проработку имел P.13. Морская авиация США проявила к его разработкам повышенный интерес и Хейнеман не отказался от услуг немецкого специалиста.

    Один из первых вариантов палубного истребителя, впоследствии получившего обозначение XF4D-1, предполагал установку двух двигателей, но в итоге остановились на одном Westinghouse J40E тягой 5280 кгс. Особый подход был сделан к несущим поверхностям — перед тем, как создать самолёт, фирма Douglas изготовила несколько масштабных моделей, на которых опробовала крылья различной конфигурации. В разработке принимали участие специалисты из NACA, которая также выделила аэродинамические трубы и лабораторию на острове Уэплопс (штат Вирджиния). Путем различных экспериментов было установлено, что для XF4D-1 оптимальным будет крыло со стреловидностью по передней кромке 53 град. и высокой степенью механизации.
     

    Финальный вариант истребителя был предъявлен заказчику в сентябре 1948 года. Командование флотом осталось довольно проектом и практически сразу была заказана постройка двух прототипов и одного планера для статических тестов. Однако, быстро завершить эти работы не удалось — когда планеры для двух самолётов были уже готовы оказалось, что двигатели J40E прошли лишь 150-часовые испытания и не могут быть признаны пригодными к установке на XF4D-1 из-за их невысокой надежности. Чтобы не задерживать дальнейшие работы Хейнеман согласовал использование менее мощного, но хорошо отработанного двигателя Allison J35A-17, что привело к значительному сужению хвостовой части фюзеляжа из-за меньшего сопла.
     

    Первый полёт XF4D-1 состоялся 23-го января 1951 года, а вскоре самолёту присвоили название “Skyray”, что в переводе с английского означало “Небесный скат” или “Небесный луч”, хотя первое больше подходило к его формам. В целом, правильность выбора треугольного крыла была подтверждена, но при околозвуковых скоростях в хвостовой части возникали местные скачки уплотнения, приводившие к опасной вибрации обшивки. Исправить это положение попытались на втором прототипе, который получил менее длинное сопло с увеличенным диаметром, но радикально это самолёт не спасло.

    Тем временем фирмt Westinghouse удалось подготовить несколько образцов двигателя J40-WE-6, но после их установки на прототип выяснилось, что вибрации появились теперь на киле и триммерах, что было абсолютно недопустимо. Фирма Douglas решилась на доработку фюзеляжа с сторону увеличения его диаметра, наконец добившись нужного эффекта. Прогресс был настолько велик, что 3-го октября 1953 года второй прототип с улучшенным двигателем J40-WE-8, имевший форсажную камеру, побил мировой рекорд, показав на 3-км участке скорость 1211,47 км\ч.

    Тем не менее, после многочисленных доработок, было принято решение устанавливать на серийные самолёты двигатель Pratt & Whitney J57. Первый серийный F4D-1 поднялся в воздух в июле 1954 года, а производство продолжалось до декабря 1958 года, когда с конвейера сошел последний 420 истребитель. За время выпуска поставок F4D-1 несколько раз модернизировался. В частности, двигатель J57-Р-8 был заменен на более мощный J57-P-8A с тягой 6800 кгс, а в состав оборудования включили радиорелейный канал связи с пунктом управления на авианосце.
     

    Первой боевой эскадрильей, пересевшей на F4D-1, стала VF-74, базировавшаяся на авианосце “Roosevelt” — свои самолёты она начала получать весной 1956 года. К концу 1957 году таких эскадрилий было уже пять, а всего на “Skyray” летали 13 эскадрилий US Navy и 9 эскадрилий US Marine Corps.

    По оценкам американских специалистов F4D-1, оснащенный 20-мм пушками, подвесными контейнерами с НУРС “Mighty Mouse”, РЛС и системой управления огня Aero-13, был очень эффективным самолётом. В теории, ракетный залп по цели на пересекающихся курсах практически гарантированно приводил к её поражению, но проверить это в реальном бою пилотам “Skyray” так и не удалось. Кроме того, одним из основных недостатков этого истребителя являлась крайне малая продолжительность полёта, которая даже на крейсерской скорости не превышала 45 минут. С подвесными баками этот показатель улучшался до 85 минут, но всё-равно считался недостаточным для самолёта такого типа. Кроме того, по маневренности F4D-1 проигрывал FJ-1 “Fury” и F9F “Cougar”.

    В июне 1962 года самолёт получил обозначение F-6A, но к этому времени он считался устаревшим и постепенно выводился из эксплуатации. Одной из последних “Skyray” использовала эскадрилья VF (AW)-3 “Blue Nemesis”, подчинявшаяся командованию континентальной обороны США — эти самолёты отличались эффектной окраской (гаргот и киль были окрашены в синий цвет с мелкими звездами разных размеров) и имели код эскадрильи РА. Карьера F4D-1 была завершена в 1966 году, но окончательно эти самолёты были списаны в 1970 году. За свою высокую надежность и низкий процент аварийности истребитель получил во флоте неофициальное название “Ford”.
     

    Задел по F4D-1 также пытались использовать при разработке истребителя XF5D-1 “Skylancer”, который имел первоначальное обозначение F4D-2N. Улучшенный истребитель обладал очень мощным вооружением, включавшим четыре 20-мм пушки и пусковую установку для ракет “Mighty Mouse” в фюзеляже, а также возможность подвески ракет AAM-N-3 “Sparrow-II”. Этот самолёт бы оснащен двигателем J57-P-12 с тягой (по различным источникам) от 6000 до 7257 кгс. Также были проведены значительные улучшения аэродинамики, а крыло стало более тонким.

    Испытания самолёта начались 21-го апреля 1956 года и командование флота даже заказало серию из 19 F5D-1, но очень быстро выяснилось, что F5D-1 будет уступать таким более сильными противниками, как Grumman F11F-1 “Super Tiger” и Vought F-8 “Crusader”. В итоге контракт сократили до четырех самолётов, которые впоследствии приобрела NACA и использовала в качестве “летающих лабораторий”.
     

    previous arrow