Vanden Plas Princess 1100 — FROG

  • В августе 1963 года к выпуску автомобилей на основе проекта ADO-16 приступила малоизвестная на просторах бывшего СССР фирма Vanden Plas, которая входила тогда в британский концерн BMC. Отличительной чертой модели Vanden Plas Princess 1100 был более комфортный салон, при внешнем дизайне, близком к MG 1100.

    Несомненно, что фирма IMA Ltd. (более известная под торговой маркой FROG) просто не могла пройти мимо этого автомобиля и в 1965 году включила его в серию Quick Fits Car под артикульным номером F.044.

     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукционов eBay и Classic Car Auctions.

  • Название Vanden Plas вряд ли что-нибудь скажет обычному моделисту, особенно в наше время, но во второй половине 20-го века именно эта фирма, изначально основанная в Бельгии, имела более чем высокую репутацию на рынке производителей luxury-версий серийных автомобилей в Великобритании. В связи с этим, история, связывающая её с одним из самых лучших британских автомобилей, будет более чем интересна.

     

    Началось всё с того, что в 1963 году к специалистам фирмы Vanden Plas обратился владелец одной из курьерских фирм Фред Коннолли (Fred Connolly), который заказал улучшенный вариант одного из серийных автомобилей Morris 1100. Заказ был выполнен в лучшем виде – помимо более роскошного салона, с кожаной обивкой цвета “шампань беж” (Champagne Beige) и новой радиаторной решеткой, машина была окрашена в два тона темно-зеленого цвета: Sherwood Green поверх Dark Green.

    Этот образец, хоть и был выпущен в единственном экземпляре, не остался незамеченным руководством концерна BMC — дело было в том, что фирмы Wood & Pickett и Radford уже выпускали улучшенные варианты автомобилей серии Mini, так что Vanden Plas получила предложение создать аналогичный вариант на базе Morris 1100.

    Первый прототип luxury-версии, получившей название Vanden Plas Princess 1100 Mark I и собственный номер “DEV 1”, был построен в октябре 1963 года и в скором времени представлен на Автосалоне Эрлс-Корт (Earls Court Motor Show). Судя по фотографиям, эта машина была имела тот же салон и окраску, что и “Connolly”, но при этом была заменена решетка радиатора. Главный же нюанс заключался в том, что фирма Vanden Plas, не предполагала тогда выпускать свою версию на рынок, хотя прототип, по сути, являлся предсерийным образцом.

    Вместе с тем, интерес к Princess 1100 был настолько высок, что игнорировать потребности потенциальных покупателей было просто невозможно. Продажи на британском рынке стартовали в апреле 1964 года, а всего, до сентября 1967 года включительно, было выпущено 15256 автомобилей версии Mark I.

    Серийные машины отличались передней панелью, облицованной ореховым шпоном во всю ширину, кожаной обивкой салона, складными столиками в спинках передних сидений, подлокотниками с карманами, перчаточным ящиком, ковровым покрытием пола Уилтон (Wilton) и даже таким удобством, как лампы для чтения в задних боковых панелях. Кроме того, появилась металлическая сдвижная крыша, улучшено шумоподавление в салоне, а также установлен новый П-образный задний бампер с характерными “клыками” под фонарями.

    Тут стоит отметить, что ещё в 1966 году предполагалась установка двигателя с одним карбюратором и 4-ступенчатой автоматической коробки передач, но фактически выпустили только 88 машин на “автомате”.

     

    Интересно, что несмотря на все эти “излишества”, стоимость Princess 1100 составила 896 фунтов стерлингов, что было примерно на 195 фунтов стерлингов больше, чем за обычный MG 1100. Далее был выпущен вариант Countryman, а с сентября 1967 года начался выпуск автомобилей Vanden Plas Princess 1100 Mark II.

    В отличии от Mark I новый вариант оказался более простым с точки зрения комфортабельности. Так, кожаная обивка теперь присутствовала на сиденьях только в местах наивысшего износа, задний подлокотник оставили только один, а на передних удалили карманы, перенеся их на спинки. Внешне Princess Mark II отличалась укороченными задними стабилизаторами, более плоскими задними фонарями и дополнительными указателями поворота на передних крыльях. Никаких механических изменений в конструкцию не вносилось.

    Как ни странно, но вариант Princess Mark II оказался намного менее успешным, поэтому производство остановили уже в июне 1969 года, выпустив всего 606 машин: 443 с ручной коробкой передач и 163 на “автомате”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Vanden Plas Princess 1100 Mark I. 1964
    Slider

  • В серии Quick Fit Car от FROG, выпущенной в 1965 году, конечно же нашлось место для самой шикарной модификации базового автомобиля ADO-16, комплект для которой был выпущен на британский рынок под коробочным названием “Vanden Plas Princess 1100” и артикульным номером F.044. Эта модель стала четвертой, для которой использовались “универсальные” пресс-формы 1100-й серии. Примерный масштаб можно было оценить как 1/25, а в комплект дополнительно входил электромотор, который работал от “пальчиковой” батарейки типа D14 или её аналога (современный тип АА).

     

    Единственное издание выпускалось в коробке типа Q, которая была хороша тем, что могла легко трансформироваться в импровизированный гараж. Кроме того, цветные рисунки на боковых частях, с изображениями двух других моделей серии Quick Fit Car, а также “кирпичный” фон значительно улучшали визуальный эффект.

     

    Именно модель “Vanden Plas Princess 1100” оказалась самой долгоживущей – её производство продолжалось вплоть до 1970 года включительно, а всего, по данным из книги о FROG, было выпущено около 30.000 комплектов.

    Стоит также отметить, что “фроговские” машины серии Quick Fit Car были отнюдь не дешевыми. Если в начале 1965 года, на момент выхода на рынок, их розничная стоимость составляла 6 шиллингов, то уже в октябре она повысилась до 7 шиллингов 6 пенсов.

    Впрочем, модель “Vanden Plas Princess 1100” попала в самый пик акции Golden Tokens, в рамках которой разыгрывались модели от ассортимента FROG и другие призы, и при её покупке моделист получал целых 12 “монет” (для сравнения, большинство моделей самолётов, также участвовавших в этой акции, получили всего от 5 до 10 “монет”).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vanden Plas Princess" (F.044) - коробка типа Q из комплекта FROG / FROG`s box Q-type. 1965-1970
    Slider

  • На рынке сборных моделей у “Vanden Plas Princess 1100” от FROG конкуренты отсутствовали как в период выпуска, так в настоящий момент. Зато сейчас имеется некоторый ассортимент моделей из силумина (die-cast), выпускаемых западными производителями в масштабе 1/43. Например, французская фирма Vitesse и британская Crossway Models выпускают копии автомобилей варианта Vanden Plas Princess 1300, правда, цена на них – как на хороший “винтаж”.

  • Как не трудно догадаться, “Vanden Plas Princess 1100” от FROG был одной из четырех моделей, выпущенной на “универсальных” пресс-формах для машин с кузовами 1100-й серии. В отличии от оригинального автомобиля (имевшего просто шикарный салон, по сравнению с другими “родственниками”) “фроговская” разработка отличалась от остальных только наличием собственных наклеек, элементы которых воспроизводили фары, фонари, радиаторную решетку и прочие мелкие детали. Общими также были литники с “хромированными” деталями и “черными” колесами, а вот верхняя и нижняя часть кузова изготовлялись на отдельных пресс-формах, благодаря чему в процессе выпуска наблюдалось некоторое разнообразие – цвета пластика (синий и желтый) иногда меняли местами.

     

    Исходя из года выпуска модели, можно вполне определенно утверждать, что она могла относиться только к варианту Vanden Plas Princess 1100 Mark I. Впрочем, именно по причине “универсальности” пресс-форм для деталей кузова, отличия между Mark I и Mark II почти полностью нивелировались. Более того, о какой-либо копийности всех без исключения моделей серии Quick Fit Car говорить просто не приходится, поскольку разработчики из FROG видели основной своей задачей создание именно “быстрособираемых конструкторов”, доступных в первую очередь начинающим моделистам (тут ставка делалась на детей).

     

    Между тем, модель Vanden Plas Princess 1100 имела огромное количество специфических “изюминок”, которых на “фроговской” модели отсутствовали совсем. Здесь мы не увидим ни имитации кожаного салона, ни подлокотников, ни ламп для чтения, ни других ярких элементов этой luxury-версии MG 1100. И очень зря, поскольку именно они создавали неповторимый облик “принцессы” в любом из серийных вариантов.

     

    Относительно наличия электромотора можно сказать следующее – эта опция действительно была популярна среди моделистов-любителей на заре стендового моделизма, но уже к концу 1960-х гг. стало понятно, что “электрификация” себя исчерпала, поскольку покупатель стал более требовательным именно к копийности моделей. Кроме того, включение в любой комплект электромотора отрицательно сказывалось на его стоимости.

     

    Такая вот противоречивая получилась модель у FROG. Впрочем, по прошествии многих лет, фанаты старых “фроговских” разработок более чем оценили вклад столь любимой ими торговой марки и в настоящий момент вряд ли удастся найти комплект “Vanden Plas Princess 1100” в идеальном состоянии менее чем за 50 фунтов стерлингов.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vanden Plas Princess" (F.044) - комплект FROG с коробкой типа Q / FROG model kit with Q-type box. 1965-1970
    Slider

  • Vanden Plas Princess (F.044)
    FROG. 1963
    Blue-Yellow Schema

     

    Vanden Plas Princess (F.044)
    FROG. 19646
    Yellow-Blue Schema

     


  • Ссылки (модель):
     

    Ссылки (инфо):
    Vanden Plas Princess 1100
    Marques : Vanden Plas
    BMC ADO16
     

    Литература:
    Hilton Holloway, Martin Buckley “C20th Cars”. Carlton Publishing Group. 2003. ISBN-10:1842228358
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639