Westland S.55 “Whirlwind”

  • Дальнейшее развитие сотрудничества между фирмами Westland и Sikorsky привело в 1951 году к закупке лицензии на производство вертолета S-55/H-19 “Chickasaw”. Британская версия получила название “Whirlwind” и выпускалась в течении 1953–1966 гг., как для нужд Fleet Air Arm, так и для Royal Air Force. Кроме того, британские вертолеты поставлялись более чем в десять стран мира.

     

    Фирма “International Model Aircarft” (известная под торговой маркой FROG) одной из первых представила модель вертолета “Westland S.55 Whirlwind Helicopter” в масштабе 1/72, производство которой продолжалось до 1964 года включительно.

     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру выражает благодарность С.Васюткину и Михаилу (Москва) за предоставленные графические материалы. При подготовке статьи также использованы фотографии с интернет-аукциона eBay.

  • На рубеже 1940-1950-х гг. не было более успешной и прогрессивной фирмы в ветролетостроении, чем Sikorsky Aircraft Corporation. Первый успех, достигнутый при постройке S-47 (R-4) и S-48 (R-5), был закреплен созданием модели S-55, в конструкции которой применили ряд новаторских решений.

     

    Основная новация заключалась в компоновке вертолета. В предыдущих моделях кабина пилота располагалась в носовой части фюзеляжа, при размещении двигателя сзади. На S-55 двигатель установили спереди, а кабина переместилась наверх, что обеспечивало пилоту отличный обзор. Таким образом, транспортно-пассажирский отсек оказывался прямо под осью несущего винта, что позволяло избавиться от проблем с центровкой при перевозке полезной нагрузки. Кроме того, по правому борту находилась сдвижная дверь, обеспечивавшая большее удобство выгрузки и погрузки.

    Большое внимание было уделено лопастям, которые помимо новаторской конструкции с D-образным лонжероном (они изготовлялись из прессованного алюминия и имели внутреннюю герметизацию) были подключены к системе с избыточным давлением, так что при появлении усталостных трещин срабатывала “пассивная” сигнализация.

    Большие размеры S-55 определили увеличенные нагрузки на органы управления. Чтобы справиться с этой проблемой, решили использовать четырехканальную бустерную систему, ранее отработанную на модели S-51. Шасси вертолета выполнили четырехстоечным, что положительно сказалось на устойчивости при стоянке.

    Первый полёт S-55 совершил 10-го ноября 1949 года и уже в ходе испытаний стало ясно, что новая машина нуждается в некоторых доработках. Прежде всего, был введен ребро-кронштейн под хвостовой балкой, не просто повышавший её жесткость и прочность, а также улучшавший аэродинамику вертолёта.

    В итоге, вертолет получился настолько удачным, что не дожидаясь его запуска в серийное производство ЦРУ потребовало передать в пользование один из двух прототипов. Выпуск предсериных вертолетов YH-19A “Chickasaw” начался в 1950 году, а впоследствии было выпущено более 20 различных вариантов H-19 для армии, флота и ВВС. С вооружения последние вертолёты этого типа были сняты в 1969 году, когда с ними рассталась эскадрилья HC-5 (Combat Support Squadron Five). S-55\H-19 хорошо продавался на экспорт и находился в эксплуатации почти в 30 странах.

     

    Столь удачный вертолет не мог остаться без внимания у такого союзника, как Великобритания. Налаженные партнерские отношения между фирмами Sikorsky Aircraft Corporation и Westland Aircraft позволили уже в 1950 году заключить соглашение о начале лицензионного производства S-55 под собственным названием “Whirlwind” (“Вихрь”).

    В соответствии с подписанными договоренностями, первый образец вертолета британского стандарта был построен в США и совершил своё полёт в июне 1951 года — эта машина использовалась как тестовая. Первый прототип, изготовленный фирмой Westland (c/n WA1), появился лишь в августе 1953 года и был оснащен 600-сильным поршневым двигателем Pratt & Whitney R-1340-40 “Wasp”. Вначале вертолёт получил гражданский регистрационный код G-AMJT, но впоследствии его довели до военного стандарта HAR.1 — в августе 1953 года, уже будучи переданным в состав Royal Navy, он получил серийный номер XA862.

     

    Первый заказ на десять серийных машин под обозначением “Whirlwind” HAR.1 поступил от FAA. Флот собирался использовать вертолёты для поиска подводных лодок противника и спасательных операций, но по сути HAR.1 были ознакомительными машинами. Фактически, лицензионные вертолеты модификаций HAR.1 и HAR.2 соответствовали американским аналогам H-19A и H-19B, отличаясь от них только измененной формой решетки по правому борту и лебедочным механизмом над правой дверью. Следующие модификации от HAR.3 до HAS.22 оснащались более мощными двигателями британской постройки и модернизированными внутренними системами.

     

    Список модификаций:

    WS-55 Series 1 – серия из 44 вертолетов с двигателями Pratt & Whitney R-1340-40 “Wasp”

    WS-55 Series 2 – серия из 19 вертолетов с двигателями Alvis “Leonides Major” 755 для гражданского использования

    WS-55 Series 3 – серия из 5 вертолетов с двигателями Bristol Siddeley “Gnome” 101 755 для гражданского использования

    HAR.1 – серия из 10 вертолетов для FAA, использовались только для поисково-спасательных целей

    HAR.2 – серия из 33 вертолетов для RAF, поставлены в 1955 г.

    HC.2 – модификация для RAF

    HAR.3 – серия из 25 вертолетов для FAA с двигателями Wright R-1300 “Cyclone” 7

    HAR.4 – серия из 24 вертолетов на базе HAR.2 для RAF с “тропическим” и высотным оборудованием

    HAR.5 – серия из 6 вертолетов для FAA с двигателями Alvis “Leonides Major” и модифицированной хвостовой балкой

    HAR.7 – серия из 40 вертолетов для FAA, позднее 6 конверсировано до уровня HAR.9

    HAS.7 – серия из 89 вертолетов для FAA (12 использовались Royal Marine и 6 конверсировано до уровня HAR.9)

    HCC.8 – два транспортных вертолета для Royal Flight, позднее один конверсирован до уровня HAR.10

    HAR.9 – обозначение для 12 вертолетов с двигателями Alvis “Leonides Major”конверсированных из HAR.7 и HAS.7

    HC.10 – модификация для FAA

    HAR.10 – серия из 68 вертолетов транспортно-спасательных для RAF с ТВД Bristol Siddeley “Gnome”

    HCC.12 – два вертолета для Royal Flight

    HAR.21 – 10 вертолетов построенных фирмой Sikorsky, аналоги HRS-2

    HAS.22 – 15 противолодочных вертолетов построенных фирмой Sikorsky, аналоги HO4S-3

    VAT Elite – модификация от фирмы Vertical Aircraft Technologies Inc. оснащенная двигателем Garret TSE311 мощностью 700 л.с. и 5-лопастным несущим винтом.

     

    Вертолеты, как из состава Royal Navy, так и из состава RAF, очень активно использовались Великобританией во время боевых действий на Борнео и в период Суэцкого кризиса как транспортно-санитарные. Несмотря на то, что в обоих случаях бывшим колонизаторам не удалось отстоять свои владения, действия вертолётных соединений были признаны успешными.

     

    Эксплуатация вертолетов “Whirlwind” в боевых частях продолжалась вплоть до ноября 1979 года, пока их не заменили на Westland “Sea King”. Впрочем, на гражданской службе они задержались подольше. В общей сложности фирма Westland Aircraft построила более 400 вертолетов S-55 всех модификаций, из которых около 100 было поставлено в Австрию, Бразилию, Бруней, Гану, Иран, Италию, Катар, Кувейт, Нигерию, Францию и Югославию. По состоянию на 2016 год сохранилось 69 машин, часть которых находится в музейных экспозициях.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Westland S.55 "Whirlwind" Srs.1 (RAF)
    Slider

  • Модель вертолета Westland “Whirlwind” была ещё одной разработкой фирмы “International Model Aircraft” (FROG) с очень неясной судьбой. В начале 50-х вертолёт представлял собой абсолютную новинку, только что принятую на вооружение FAA и RAF, поэтому неудивительно, что она сразу же появилась в “фроговском” списке.

     

    Разработка пресс-форм была закончена в 1955-м году, но в продаже модель с коробочным названием “Westland S.55 Whirlwind Helicopter” появилась лишь годом позже. В каталоге она получила индекс 322P и была включена в условную серию “FROG 1/72nd Plastic Scale Models”. Розничная стоимость комплекта от FROG составляла 3 шиллинга 11 пенсов (то есть была единой со всеми моделями первого выпуска).

     

    Основное производство было развернуто в Великобритании, однако в начале 1960-х гг. огромное количество пресс-форм отправили на предприятие в Кале, где “фроговские” модели выпускались под торговой маркой “Tri-ang” для внутреннего рынка Франции. Не избежал этой участи и “Westland S.55 Whirlwind Helicopter”, но сказать что-то определенное об этом периоде пока сложно – в книге о FROG указано лишь оценочное количество выпущенных комплектов, составившее 15.000 экземпляров.

     

    Информация о дальнейшей судьбе модели отсутствует, но проводя определенные аналогии с “De Havilland Venom-FB4 Jet Fighter” (327P) можно осторожно предположить, что после выпуска во Франции пресс-формы были изношены настолько, что их эксплуатация стала невозможной, а ремонт (с связи с моральной устарелостью и наличием модели от “Airfix”) посчитали нецелесообразным. По крайней мере, в списке пресс-форм, отправленных в конце 1960-х гг. в Новую Зеландию, “Westland S.55 Whirlwind Helicopter” не значился…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Westland S-55 Whirlwind Helicopter" (322P) - верхняя часть коробки типа C1, FROG, 1955-1964 гг.
    Slider

  • В период своей эксплуатации Westland “Whirlwind” являлся одним из самых известных вертолетов и, казалось бы, с его интерпретациями в виде пластиковых моделей-копий не должно было возникнуть проблем, но в жизни всё оказалось совершенно не так.

     

    За исключением FROG, модель вертолета Westland “Whirlwind” (в масштабе 1/72) в массовых количествах выпускала только фирма “Airfix”. Причем этот британский производитель сделал “подход к снаряду” дважды.

    Первая модель появилась одновременно с разработкой от FROG в 1956 году. В отличии от конкурентов, она упаковывалась не в картонную коробку, а в гораздо более экономичный “лепесток”, что положительно сказалось на розничной стоимости. Несмотря на то, что коробочное название определялось как “Westland Whirlwind S55 Helicopter” (№1355), фактически это была модель третьего серийного вертолёта WS.55 Series 1 с гражданским регистрационным кодом G-ANFH — данная машина была построена на заводе Йовилле и со 2-го ноября 1954 года входила в состав BEA Helicopter Unit под собственным названием “Sir Ector”.

    Модель была повторно переиздана в 1959 году, но за исключением нового графического дизайна “лепестка” никаких изменений она не претерпела. Кроме того, в ФРГ британские отливки продавались в упаковке от фирмы “Plasty” под коробочным названием “Westland Whirlwind S.55 Hubschrauber” (14).

     

    Прошло совсем немного времени и в 1966 году появилась новая модель “Westland H.A.R. Mk.I” (124). Первое издание предполагало вариант декали для вертолета из состава Royal Navy в характерной оранжево-синей окраске. Впрочем, данная модификация была уже не актуальной, и в 1974 году выходит обновленный комплект, где вертолет позиционировался как “Whirlwind H.A.S.22” (02056-9). Новая декаль включала опознавательные знаки для Royal Navy и US Navy. В течении следующих 15 лет, и вплоть до последнего издания 1998 года, комплект модернизировался лишь незначительными изменениями в полиграфии.

     

    ********

     
    Из менее крупных производителей моделью вертолета занимались очень немногие. Например, собственные разработки очень ограниченной серией выпустили британские фирмы “Maintrack Models” (“Westland Whirlwind HAR.10”, 72:13) и “Airmodel” (“Whirlwind HAR.10”, 88, ваку).

     

    ********

     
    Намного больше повезло вертолету Sikorsky S.55\H-19, модели которого выпускались с 1952 года в самых разнообразных масштабах такими монстрами модельной индустрии, как “Revell”, “Monogram”, “Aurora” и “Italeri” (причем итальянская разработка в 72-м масштабе сейчас наиболее доступная).

     

    Кстати, в 1963 году свою модель S.55 в масштабе 1/72 выпустила польская фирма “RUCH”. Поскольку дело происходило в годы “холодной войны”, надо было отвести от себя подозрения в “преклонении перед техникой противника” в результате чего модель обозначалась просто как “Smiglowiec” (то есть “Вертолет”). По внешнему виду она была похожа на советский Ми-4, а дополнительную уверенность в “идеологической правильности” польской разработки придавала ливрея авиакомпании LOT. Впоследствии её переизданием впоследствии занималась фирма “PZW Siedlce”, которая завершила выпуск в первой половине 1990-х гг.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Westland Whirlwind S55 Helicopter” (1355) - первое издание модели фирмы "Airfix", 1956 г.
    Slider

  • Комплект от FROG включал коробку из толстого картона (цветной полиграфией обклеивалась только верхняя часть), инструкцию на один лист, декаль, балластные шайбы, а также сами отливки из цветного и прозрачного пластика.

     

    Как уже было сказано ранее, в зависимости от периода выпуска менялся цвет пластика – если в первые годы он был серебристым, то под конец производства FROG перешел на пластик желтого цвета. Надо полагать, что за 9 лет эксплуатации пресс-формы проходили косметический ремонт и чистку, поскольку последние серии отливок имели совсем небольшое количество облоя. Общее количество деталей для разработки столь раннего периода получилось весьма значительным и составило 35 штук: 28 – из цветного пластика, 5 – из прозрачного пластика и 2 детали подставки также из прозрачного пластика.

     

    Более значительным был факто того, что “Westland S.55 Whirlwind Helicopter” стал первой моделью вертолёта от FROG, и этот дебют можно было бы считать вполне успешным, если бы не досадное недоразумение с масштабом, который больше соответствовал 1/67. Поскольку на коробке присутствовала надпись “Modelled from Original Plans”, а в инструкции было прямо указано “Drawings and Data supplied by courtesy of Messers. Westland Aircraft and «Flight»”, это наводит на мысли о том, что разработчики из IMA либо слишком доверились линейке, взятой из общих планов (не оригинальных чертежей!), либо неправильно перевели размеры реального вертолета в нужный масштаб.

     

    Примечание.

    Первое упоминание о вертолётах S-51 и S-55 в журнале “Flight” появилось в январе 1953 года, когда была опубликована статья “British portfolio”. В ней не указывались геометрические размеры, зато были представлены рисунки с компоновочными схемами и общим техническим описанием.

     

    Кстати, в этом же выпуске, в разделе “The World`s Helicopters”, была опубликована небольшая заметка о проекте винтокрыла Fairey “Rotodyne” (модель которого в 1958 году также выпустила FROG), снабженная его рисунком с пометкой “details unconfirmed”.

    Вместе с тем, технологическое деление модели было вполне стандартным, если не считать того, что кабина пилота была выполнена вместе с обтекателем как одна прозрачная деталь. Ещё одним интересным (но, с другой стороны, вполне стандартным для FROG) технологическим решением, было наличие переборки в носовой части фюзеляжа — это было сделано для удобства размещения двух балластных металлических шайб, позволявших решить проблему с центровкой модели в стояночном положении.

     

    Теперь перейдем к декали, которая предлагала нам всего один вариант оформления для вертолёта с номером XA865. Эта машина относилась к пятой серийной машине модификации HAR.1 (c\n WA5) и была выпущена 12-го мая 1954 года. В состав Royal Navy XA865 была поставлен 6-го августа и служил на вспомогательных ролях (впрочем, как и все остальные HAR.1). После завершения строевой карьеры вертолет был отправлен в BEA Gatwick и в дальнейшем использовался как источник запасных частей, будучи разобранным в 1963 году.

    Информации по XA865 крайне мало, но судя по сохранившимся фото, в какой-то период эта машина летала с экспериментальной выхлопной системой, оснащенной массивным глушителем. Впрочем, на бокс-арте был изображен вертолет без серийных номеров, что в определенной мере давало простор для фантазии.

     

    Дорабатывать данную модель до стандартизированного масштаба 1/72 не имеет большого смысла не столько из-за раритетности, сколько из-за большого объёма самих доработок, весьма непростых по содержанию. Любителям “строгой геометрии” можно порекомендовать модель “Sikorsky H-19B Chickasaw” от “Italeri” под артикульным номером 1206, которую можно с минимальными издержками переделать в один из ранних вариантов британского “Whirlwind”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Westland S.55 Whirlwind Helicopter" (322P) - комплект FROG в коробке типа C1, 1955-1964 гг.
    Slider

  • Westland S.55 “Whirlwind” HAR.1 (XG670, FAA)
    Автор модели — С.Васюткин
    Модель фирмы “International Model Aircraft” (FROG), выпуск до 1964 г.

     


  • Ссылки (модель):
    Britmodeller.com — Westland Whirlwind HAS 22 Airfix 1/72

     

    Ссылки (инфо):
    Friends of The Helicopter Museum — Westland WS-55 Whirlwind I, G-ANFH
    Photo Library — Westland WS-55 Whirlwind HAR1
    Poster Print of Westland Whirlwind HAR.1
    UK Serials — Displaying Serials in range XG
    Scalemodels.com — H-19/HRS-2 сбор информации

     

    Литература:
    А.Чечин, Н.Околелов “Вертолёт S-55 И.Сикорского” (“Моделист-конструктор”)
    А.Чечин, Н.Околелов “«Летающий рикша» Корейской войны. Транспортный вертолёт S-55” (“Крылья родины” 1998-07)
    Derek M.James Westland “Aircraft since 1915”. London. Putnam Aeronautical Books. 1991. ISBN:0-85177-847-X
    Jorge Nunez Padin, Juan Carlos Cicales “Sikorsky S-55/H-19 & S-58/T”. 2011. ISBN-10:978-987-1682-13-3
    Adrian M.Balch “Sikorsky S-55/H-19 Chickasaw & Westland Whirlwind” (“Warpaint Series” No.106)
    Keith Wilson “RAF in Camera: 1950s”
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639