Як-3 — Юный техник

  • В годы существования СССР, пожалуй, не было более известного фронтового истребителя, чем Як-3, который с 1943 года разрабатывался под первоначальным названием Як-1М. По мере развития проекта и испытаний прототипов, в конструкцию этого самолёта был внесён целый ряд доработок, что сделало Як-3 не просто самым легким истребителем ВОВ, но и самым успешным в истории ОКБ Яковлева.

     

    Появление пластиковой копии Як-3 было лишь делом времени, и потому приятно было осознавать, что первыми в этом стали советские инженеры, создавшие на базе макета “яковлевского” ОКБ модель в масштабе 1/50. Несмотря на сильную упрощенность, этой разработке была уготована долгая жизнь — выпуск “Сборной модели самолёта Як-3” начали в 1972 году, а завершили уже после распада СССР.

     

    При подготовке статьи использованы фотографии с форума Scalemodels.ru.

  • Помимо принятого на вооружение в 1942 году истребителя Як-9, продолжавшего линейку самолётов серии Як-7, в конце того же года КБ Яковлева приступило к проектированию более совершенной боевой машины создаваемой на базе Як-1.

     

    Первые два прототипа, основой для которых послужил серийный истребитель Як-1б образца 1942 года, собрали зимой 1943 года. Общий стиль конструкции сохранили, но габариты самолёты уменьшили. В целях максимального снижения массы и улучшения аэродинамических качеств истребителя крыло укоротили на 0,8 метра и уменьшили его площадь на 2,3 кв.м. Фюзеляж оставили без изменений, однако полотняную обшивку заменили на фанерную, водорадиаторы разместили в фюзеляже, а маслорадиатор перенесли в корневую часть крыла. В сумме это существенно облагородило аэродинамику самолёта.
    Помимо прочего, стойки шасси удлинили на 10 см.

    Первый прототип (Як-1М №1) оснащался двигателем М-105ПФ (1180 л.с.) и винтом ВИШ-61П. Вооружение опытного истребителя соответствовало последней модификации серийного “Яка”, включая одну 20-мм мотор-пушку ШВАК и один синхронный 12,7-мм пулемет УБС.

     

    Постройку Як-1М №1 завершили 15-го февраля 1943 года, а 28-го февраля он поступил на заводские испытания, который продолжались до 7-го июня включительно. Критических замечаний относительно улучшенного истребителя высказано не было, что позволило в тот же день передать прототип на государственные испытания, которые провели в два этапа и завершили 23-го июля 1943 года. Помимо общего улучшения пилотажных характеристик в одном из полётов удалось получить максимальную скорость 632 км\ч – это означало, что ВВС РККА смогут, наконец, получить истребитель, который по своим скоростным параметрам будет равноценен последним модификациям Bf.109G и FW-190A.

     

    Параллельно велась постройка второго прототипа (Як-1 №2), в конструкции которого была учтены замечания, полученные в ходе тестовых полётов на первом прототипе. В частности, был оставлен двигатель М-105ПФ, но с форсажем по наддуву, позволявшем развивать максимальную мощность 1240 л.с., и установлен новый винт ВИШ-105СВ. Явно неадекватный к тому времени состав вооружения усилили за счет установки 20-мм мотор-пушки ША-20М и двух пулеметов УБС на капоте двигателя. Примечательно, что даже с учетом этих доработок масса самолёта снизилась до 2600-2655 кг.
    Второй опытный образец был готов в начале осени 1943 года – его заводские испытания провели 20-30 сентября, а государственные – 6-15 октября. По сумме достигнутых показателей Як-1М №1 и №2 превосходили любой другой истребитель типа “Як”, а их конструкция сохраняла значительную долю преемственности. Таким образом, появилась возможность начать производство новых самолётов без снижения темпов выпуска.

     

    В связи с тем, что созданный в конце 1940-го года истребитель И-30 не успел пойти в серию, зарезервированное для него обозначение Як-3 присвоили модернизированному Як-1М. Несмотря на целый ряд схожих компонентов конструкции серийное производство налаживалось крайне медленно – рабочие чертежи заводы-изготовители получили осенью того же 1943 года, однако первые серийные самолёты начали сдавать лишь 1-го марта 1944 года, причем на них были установлены двигатели ВК-105ПФ-2, винты ВИШ-105СВ и сокращенный состав вооружения (одна пушка и один пулемет). Второй синхронный пулемет появился лишь в начале 1945 года, что довело вооружение до приемлемого уровня.

     

    Также, с апреля 1945-го и до 1946-го года включительно, выпускалась модификация истребителя Як-3П (“пушечный”), который был оснащен одной мотор-пушкой Б-20М и двумя синхронными пушками Б-20С, установленными на капоте вместо 12,7-мм пулеметов. Самолёты оснащались двигателями ВК-105ПФ-2 с небольшими доработками в конструкции планера и установке обновленного радиооборудования. Всего было построено 596 экземпляров “чистых пушечных” истребителей Як-3П, активно использовавшихся в послевоенный период. Однако, на этом работы по усилению огневой мощи отнюдь не остановились.

     

    На основании приказа НКАП от 29-го декабря 1944 года в ОКБ Яковлева разработали модификацию Як-3Т (“танковый”), оснащенную одной мотор-пушкой Н-37 (с укороченным на 150 мм стволом) и двумя синхронными пушками Б-20С. Боекомплект составлял 25 и 100 снарядов соответственно.

    Наиболее яркие внешние отличия Як-3Т от серийных истребителей заключались только в длинном дульном тормозе, поглощавшим около 75% энергии при выстреле, и смещенной на 400 мм назад кабиной пилота. Прочие внутренние улучшения состояли в очередных доработках планера и замене части оборудования.

    Заводские испытания были проведены в течении января 1945 года, после чего опытный образец испытывался в НИИ ВВС. В июне самолёт вернули в ОКБ для доработок, но к моменту их завершения война в Европе уже закончилась и острая необходимость в “пушечном” истребителе отпала.

     

    Ещё более тяжелым вариантом вооружения была попытка установки 45-мм пушки НС-45 при сохранении синхронных 12,7-мм пулеметов – этот истребитель, получивший обозначение Як-3К, предполагалось использовать против танков. Работы по этому самолёту проводились в первой половине 1945 года, но в ходе огневых испытаний сразу выяснилось, что отдачи при стрельбе из 45-мм орудия слишком высокая. Помимо разрушающего воздействия на планер точность огня по наземным целям оказалась невысокой – в сумме это привело к отказу от серийной постройки Як-3К.

     

    В течении всего периода производства Як-3 конструкторы не оставляли попыток улучшить его скоростные показатели. Одним из наиболее оптимальных путей достижения этой цели была установка новых двигателей повышенной мощности. Так, в 1944 году начались испытания Як-3 ВК-107А, мотоустановка которого позволяла достичь мощности 1500 л.с. Замена двигателя оказалась успешной лишь отчасти – истребитель смог достичь скорости 720 км\ч, но ВК-107А оказался очень “капризным” двигателем и потому от дальнейших работ по нему отказались, сосредоточившись на Як-9У ВК-107А.

     

    Осенью 1944 года был построен прототип Як-3 ВК-108 (с двигателем взлётной мощностью 1800-1850 л.с.), двухскоростным нагнетателем с лопатками Поликовского и двумя 23-мм синхронными пушками НС-23 с боезапасом по 60 снарядов на ствол. Первый полёт опытного образца состоялся 19-го декабря, а в процессе испытаний удалось достичь скорости 745 км\ч, что являлось абсолютным пределом для всех поршневых истребителей “Як”. Впрочем, и тут мотоустановка, обладавшая слишком напряженным тепловым режимом, оказалась ещё очень “сырой”, что привело к отказу от принятия этой модификации на вооружение.

     

    В качестве альтернативного варианта виделась установка радиального двигателя АШ-82ФН. Двумя годами ранее схожий эксперимент провели на истребителе Як-7, но тогда получить более высокие лётно-технические данные не удалось. На этот раз Як-3 с новой мотоустановкой и доработанной носовой частью фюзеляжа смог достичь скорости 705 км\ч, при сопоставимых с серийными машинами показателями маневренности. Хотя результаты были обнадеживающими в 1944 году этот вариант признали избыточным и серийно самолёт с АШ-82ФН не строился.

     

    Впрочем, опыт по установке радиального двигателя не пропал даром. Поскольку ВВС требовался полноценный тренировочный истребитель с двойным управлением было принято решение создать соответствующую модификацию на базе Як-3. В отличии от боевого варианта на нём устанавливался двигатель АШ-21 мощностью 570 л.с. и воздушный винт ВИШ-111В-20. Кроме того, для улучшения пилотажных качеств размах крыла был увеличен на 0,2 метра, а состав вооружения сократили до одного пулемёта УБС с боезапасом 1000 патронов и двух держателей БИ-42 для подвески 200 кг бомб. На испытания Як-3УТИ поступил в 1945 году, но работы по нему в скором времени были свёрнуты в пользу более специализированно самолёта под обозначением Як-11.

     

    Ещё одним способом повышения скоростных характеристик истребителя была установка дополнительного жидкостно-реактивного двигателя РД-1 (ХЗ), размещенного в хвостовой части самолёта – данная модификация получил обозначение Як-3РД.

    Как оказалось, повальное увлечение в СССР смешанными силовыми установками принесло больше проблем, чем успехов. Испытания Як-3РД сопровождались целой серией аварий и технических неполадок, что однозначно говорило об ошибочности выбранного пути. В результате, полёты завершились катастрофой 16-го августа 1944 года, в которой погиб пилот Расторгуев.

     

    Были также попытки превратить Як-3 в высотный перехватчик. В апреле 1944 г. в ОКБ А.С.Яковлева был подготовлен эскизный проект высотной модификации с большой вертикальной и горизонтальной маневренностью, отличающегося от серийного Як-З с двигателем М-105ПД с двухступенчатым нагнетателем небольшими изменениями в винтомоторной группе. Состав вооружения был сокращен до двух 20-мм пушек (одна в развале цилиндров и одна синхронная), а расчетные показатели включали рабочий потолок 12900 метров, максимальную скорость 715 км\ч на высоте 10800 метров и набор высоты 10000 метров за 10,8 минуты.

    Рабочее проектирование было начато осеню 1944 года, а опытный образец Як-3ПД с двигателем ВК-105ПД, винтом СВ-02 и нагнетателем Э-100 (№1012-43) строился на основе планера серийного самолёта №36-20. Первая фаза испытаний началась с января 1945 года, но несмотря на замену воздушного винта и ряд других доработок, обеспечить не только заявленные характеристики, но и просто надежную работу высотной силовой установки оказалось невозможным.

    Испытания решили продолжить на втором прототипе, который ранее был построен как Як-3 “эталон 1945 года” (№49-19), но в мае его переоборудовали под установку двигателя М-105ПВ и винта ВИШ-105ТЛ-2. На заводских испытаниях, проведенных в сентябре-октябре 1944 года, были получено обнадеживающие результаты, хотя на звание “высотного истребителя” Як-3ПД всё ещё не тянул.
    Тем не менее, самолёт был передан в ЛИИ ВВС, где испытывался летом 1945 года. После очередной серии улучшений (включавшей удлинение крыла на 0,6 метра, улучшение системы охлаждения, новое лако-красочное покрытие и т.д.) максимальную скорость удалось поднять до 710 км\ч на высоте 11000 метров, а практический потолок составил 13300 метров, что заказчика по большей части устраивало. Не исключено, что Як-3ПД вполне мог пойти в серийное производство, но в связи с окончанием войны с Германией от этих планов отказались, хотя второй прототип использовался для различных тестов до 1947 года включительно.

     

    Последняя “модификация” истребителя Як-3 была выпущена ОКБ Яковлева в 1992 года специально для коллекционеров. Все 12 построенных тогда экземпляров создавались по оригинальным чертежам, но отличались более современным внутренним оборудованием и американскими двигателями Allison 2L мощностью 1325 л.с. За счет отсутствия стрелкового вооружения и бомбовой подвески масса самолёта снизилась до 2210 кг.

     

    Войсковые испытания истребителей Як-3 начались с июня 1944 года в составе 91-го ИАП. В общей сложности этот полк, принимавший активное участие во Львовской наступательной операции, располагал 41 самолётом. По официальным данным, пилоты “Яков” заявили о 23 победах при безвозвратной потере всего двух своих истребителей.

    Столь успешные действия Як-3 способствовали ускорению процесса перевооружения остальных соединений ВВС РККА, включая знаменитую французскую эскадрилью “Нормандия-Неман” – истребители советской постройки использовались даже после возвращения во Францию и были заменены на британские “Spitfire” в ноябре 1945 года. Большая часть Як-3 пошла на слом, но один самолёт впоследствии стал музейным экспонатом.

    В Советском Союзе истребители Як-3 находились в частях первой линии до 1948 года, когда началось активное перевооружение на реактивную технику. Впрочем, в роли учебных и тренировочных самолётов они использовались ещё несколько лет и были окончательно выведены из эксплуатации в 1951 году. К настоящему времени сохранились лишь единичные экземпляры Як-3.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Як-3 - серийный образец, 1944 г.
    Slider

  • В начале 1970-х гг., когда в серийном производстве уже находились разномасштабные копии советских авиалайнеров, до руководителей легкой промышленности СССР наконец-то довели мысль о том, что ассортимент пластиковых моделей хорошо было бы пополнить моделями боевых машин. В соответствии с новыми требованиями, на заводе “Огонёк” приступили к выпуску танков и самоходных орудий в масштабе 1/30, а Московский завод пластиковых и металлических игрушек (МЗМПИ) освоил выпуск моделей авиационной техники.

     

    После выпуска таких знаковых реактивов, как МИГ-19 и ЯК-25, следующей моделью боевого самолёта стал истребитель Як-3 – впервые эта разработка была упомянута в статье из журнала “Техника-молодежи” за 1972 год, так что приблизительную дату разработки пресс-формы можно определить как 1970-1971 гг. Соответственно, в производство она пошла под торговой маркой “Юный техник”.

    В очередной раз за основу была взята модель, созданная макетным отделом ОКБ Яковлева, но теперь масштаб получился очень близким к 1/50, что позволяло советскому моделисту пополнить коллекцию “пятидесятников”, в которой уже могли находится “ИЛ-2” (1/57), а также “MIG-15” и “Aero-45” от немецкой фирмы “KVZ” (позднее ставшей “VEB Plasticart”, хотя у последней масштаб был ближе к 1/42).

     

    Очень интересная история приключилась с полиграфией для данной модели. Первое издание было самым эстетичным с точки зрения дизайна полиграфии — лицевая часть коробки содержала рисунок с парой советских “Яков” на фоне сбитого Ju-88, а длинные боковые стороны имели “георгиевскую” окраску. В комплект входила инструкция по сборке в виде буклета, где шаги сборки были представлены как в виде рисунка, так и в текстовом виде, а также присутствовала декаль с однотипными красными звездами и подставка с основанием трапециевидной формы. Полное коробочное название комплекта определялось как “Сборная модель самолёта Як-3” (таким она и осталось до конца советского периода), однако в первом издании на коробке печатали только обозначение самолёта — то есть, просто “Як-3”.

    Незадолго до очередной смены производителя состоялся переход на коробки упрощенного типа — точнее говоря, сильно изменилась в худшую сторону графическая составляющая. Весь фон коробки, за исключением нижней части, стал красным, а лицевая часть делилась на два сегмента — слева находились данные производителя и название модели, а справа в черной рамке располагался утрированный рисунок истребителя и сопутствующие атрибуты издания (артикул, код ОТК и МРТУ).

     

    Интересный факт!

    Новый графический дизайн упаковок был системным и применялся к целой серии моделей. Суть его заключалась в введении однотипного фона и ретушированных черно-белых фотографий собранных моделей, который условно можно было разделить на три группы: для Як-3 и МиГ-21 фон был красный, для Як-25 и Ил-2 — желтый и только одна модель Ан-10А получила фон синего цвета.

    В середине 1970-х гг., когда модель Як-3 стала выпускаться заводом “Кругозор”, изменилось текстовое оформление — теперь все атрибуты были собраны в один блок, который разместили по центру в левой части. Затем в печать поступил вариант только с названием производителя, а самой аскетичной получилась “экспортная” коробка, на которой вообще отсутствовало какое-либо упоминание о “Кругозоре” и его атрибутах. Кроме того, в этот же период на рисунке самолёта появился бортовой номер 27.

    В первых выпусках инструкцию-буклет оставили, но примерно с 1979 года, после перехода на “единый формат” (что было вызвано не только экономией, но и развертыванием производства “экс-фроговских” моделей для внутреннего рынка), ввели инструкцию на одном листе с короткой исторической справкой и рисунками отдельных шагов сборки. В этот же период появилась подставка так называемого “пластикартовского” типа.

     

    Последнее советское издание образца 1988-1989 гг. вышло в “бело-голубой” коробке с ещё более упрощенным рисунком самолёта, на котором бортовой номер перенесли в заднюю часть фюзеляжа, а под кабиной появилось изображении молнии и три отметки воздушных побед. Стандартной для данного комплекта также стала “липкая аппликация”, но она могла встречаться и в более ранних изданиях, поскольку запасы полиграфии и отливок хранились раздельно. До первого витка инфляции на задней части коробки ещё указывалась розничная стоимость модели, но с 1991 года в этой строке оставили только слово “Цена” (до этого времени она оставалась неизменной и составляла 40 копеек).

     

    Интересный факт!

    Несмотря на излишнюю упрощенность комплекта определённые попытки “оживить” его всё же предпринимались. Если пресс-форму (по понятным причинам) ремастировать было трудно, то в плане полиграфии дела обстояли гораздо лучше — в 1980-х гг. была выпущена партия отдельных декалей для “кругозоровского Як-3”, которые включали сразу четыре варианта оформления! Среди них была и знаменитая “сотка”, свой вариант которой в масштабе 1/72 представила фирма “Heller”.

    После распада Советского Союза около года “по инерции” продолжался выпуск советского издания, но в середине 1990-х гг. упаковку заменили на “унифицированную” коробку, на лицевой стороне которой изображался весь модельный ряд “Кругозора”, а продаваемую модель предстояло обозначить стикером на соответствующем рисунке. Ещё одним “новшеством” стала односторонняя печать “кругозоровской” инструкции на листе формата А4.

     

    К 2000 году модель “Як-3” безнадежно устарела, но вероятнее всего, её выпуск был завершен несколько раньше. Судьба пресс-формы остается пока не выясненной.
    За всё время выпуска цвет пластика так и не был стандартизирован, поэтому определить какие-то цветовые границы по периодам производства несколько затруднительно. Тем не менее, в комплекты первого издания входили отливки голубого или серого цвета, а в 1980-е гг. “Кругозор” практически повсеместно перешёл на белый пластик, оставив цветными только подставки. В последние годы перестройки произошел обратный процесс — пластик был мог какого угодно цвета: белый, синий, фиолетовый серый и т.д.
    Кроме того, в переходные периоды, когда менялись производители “Як-3” и типы полиграфии, далеко не редкими были случаи так называемой пересортицы — то есть, в первых “кругозоровских” комплектах вполне могли встречаться “ютовские” инструкции и подставки, и наоборот. Так происходило, когда из двух-трех некондиционных комплектов прямо в магазинах пытались собрать хотя бы один полный.

     

    Экспортные поставки модели Як-3 не отличались особо массовостью. Во второй половине 1970-х гг. некоторое количество отливок было отправлено в ГДР, где их перепаковкой занималась фирма “DIWI”. Немецкие художники-оформители разработали для советской модели новую коробку с очень “брутальным” полноцветным рисунком (в экспортной версии советские истребители изображались на фоне красно-черного неба).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта ЯК-3" - первый вариант коробки предприятия "Юный техник" образца 1972 г.
    Slider

  • В силу обстоятельств, модель истребителя Як-3 от МЗМПИ в масштабе 1/50 стала уникальной — аналогов ей не было, нет, и в ближайшем будущем не предвидится. В более привычном нам масштабе 1/48 ситуация выглядит получше, но не так хорошо, как хотелось бы.

     

    В самом конце 1990-х гг. фирма “Eduard” из Чехии выпустила модель “Yak-3 «Normandie/Niemen»”, который стала основой для целой серии комплектов, разница между которыми состояла только в изменении дизайна коробки и обновления декалей. В целом, эта разработка получила хорошие оценки от западных моделистов, но при довольно демократичной стоимости, на постсоветском пространстве она встречается весьма редко.

     

    Достойную замену выпустила в 2012-м году российская фирма “Звезда”. Помимо чистого литья и хорошей копийности, данная модель с номером 4814 содержит декаль на три варианта оформления. Более того, она является вполне доступной даже не самому “прокачанному” моделисту не только по цене, но и по уровню сборки. Сейчас в продаже можно встретить два издания — раннее и перевыпуск образца 2017 года в новой коробке с номером 7301.

     

    С другой стороны, та же “Eduard” выпускает различные наборы фототравления и масок, в том числе для модели от “Звезды”. Кроме того, чешская фирма “Aires” поможет моделисту смоляными наборами правильного горизонтального оперения (4668, 4729) и колес шасси (4729), так что, при наличии достаточного количества финансовых средств и умения, можно собрать более чем приличную копию Як-3 в 48-м масштабе.

     

    ********

     

    И ещё один интересный нюанс.

     

    В наши дни в продаже можно встретить абсолютно дикие “солянки сборные”, состоящие из поздних отливок и инструкции “Кругозора”, коробки “a-la Smer” и декали от “ICM”, причем в последних случаях гордо указывается масштаб 1/48!

     

    Про модели от самого “Юного техника” отдельный разговор — как уже было сказано ранее, в советское время из-за пересортицы ранняя полиграфия вполне могла смешиваться с поздними отливками от “Кругозора”, да и в наше время интернет-барыги не стесняются собрать “фирменный комплект образца 1972 года”, в котором может быть намешано всё что угодно. Таким образом, если вам для коллекции нужен именно ранний экземпляр, то обращайте внимание на его содержимое и держите наготове от 1000 российских рублей (примерно 15 Euro) — именно за такие деньги торгуются ранние “ютовские” комплекты на Meshok.net и прочих интернет-аукционах.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Yak-3 Profipack” (8028) - одно из первых изданий фирмы "Eduard", Чехия, 1999-2000 гг.
    Slider

  • Имея в начале своей “родословной” прошлое из макетного отдела ОКБ Яковлева, можно без труда представить, что представляет из себя “Сборная модель самолета Як-3”. Сейчас она кажется ужасной и вообще, вряд ли стоила бы внимания, если бы не возросший в последнее время интерес к так называемым “советским дровам” – то есть моделям, выпускавшихся в 1960-1970-е гг.

    В связи с выше указанной причиной более корректным будет экспертная оценка не с позиции “современных стандартов высокого качества”, а с точки зрения её современников, тем более, что в распоряжении редакции сайта Retromodels.ru имеется статья из британского журнала “Model Enthusiast” за май 1972 года, автором которой был штатный обозреватель W.R.Matthews.

     

    Ниже приведен литературный перевод, который имеет небольшие отступления от исходного текста в пользу читабельности на русском языке. Можно лишь отметить, что британская статья вряд ли имела бы сильные расхождения с обзором от советского или постсоветского автора, но некоторые оценочные суждения того времени сейчас могут показаться немного странными.

     

    Model Enthusiast / May 1972

    «Vasha» Yakovlev’s minimus

     

    До сих пор Советский Союз достиг незначительного признания в области пластиковых моделей самолетов и среди немногих советских наборов лишь некоторые могут претендовать на качество. Однако, каждый очередной набор, выпущенный Московским Заводом Металлических и Пластиковых Игрушек демонстрирует повышение стандартов и хотя утверждение, что последнее предложение этого Предприятия (модель Як-3 в масштабе 1/50) достигло международных стандартов, спорно, в отношении качества эта модель превосходит всё появившееся в Советском Союзе до настоящего времени.

     

    Як-3, один из самых маленьких серийно выпускавшихся истребителей монопланов Второй мировой войны (в 1943-46 гг. в общей сложности было построено 4848 штук) и один из наиболее важных боевых самолетов, служивших в советских ВВС в течение, так называемой, Великой Отечественной войны — является превосходным выбором для модели и этот набор обладает двумя неоценимыми достоинствами: в целом он точен и хорошо деталирован.

     

    Кстати, у модели совсем отсутствуют детали на крыле, но как ни странно, это совершенно правильно, так как консоли Як 3 имели гладкую фанерную обшивку, на которую наносился толстый слой лакового полированного покрытия. Фонарь кабины немного узок по сторонам, шасси отсутствует и не показано даже расшивкой, также нет деталей кабины, что вызывает сожаление. Впрочем, любой моделист со средним уровнем навыка должен, по крайней мере, быть способен сделать вышеперечисленное самостоятельно.

     

    Детали модели хорошо отлиты из качественного полистирола серого цвета и хорошо стыкуются друг с другом, хотя требуется небольшая подгонка у корня крыла. Так как набор состоит всего лишь из 14 деталей, сборка модели особенно проста. Листок декали имеет 6 плохо отпечатанных красных звезд одинакового размера и достоин быть отправлен в мусорное ведро. Изображение на коробке очень примитивно. Инструкция только на русском языке. Впрочем, несмотря на указанные недостатки, этот набор стоит трудностей получения по обмену, в особенности потому, что в настоящее время он представляет собой единственную выпускаемую модель Як-3.

     

    W.R.Matthews

    К этому можно добавить, что модель от “Кругозора” представляет собой некий “гибрид” – судя по сдвинутой назад удлиненной кабине пилота и двумя вырезам на капоте, она больше относилась к трехпушечной модификации Як-3П. В то же время, при имитации кока винта почему-то не потрудились сделать хотя бы отверстие под ствол мотор-пушки, которая являлась основным вооружением данного истребителя.

    Раскрой на модели был внешний и неоднородный (двух типов), что не типично для советской разработки начала 1970-х гг. Очень грубыми “полосами” обозначили подвижные элементы конструкции крыла и оперения, а также и контуры для декалей, в то время как места соединения листов обшивки и заклепки воспроизвели весьма аккуратно.

    С декалью действительно не сложилось – на настоящих Як-3 размер звезд всё же был разный, а на коробочных рисунках более позднего выпуска присутствовал бортовой номер 27, который в “переводные картинки” почему-то не добавили. Если у кого-то остался комплект “Сборной модели самолета Як-3” под сборку, то ввиду небольшой разницы в масштабах, можно использовать декали от модели Як-9 украинской фирмы “ICM”, благо у них есть некая преемственность, да и достать её в настоящее время не проблематично — собственно, этим методом прекрасно воспользовался наш коллега под ником Sauron с сайта Каропка.ру, модель которого представлена в разделе Галерея.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта ЯК-3" - отливки из экспортного комплекта завода "Кругозор", начало 1980-х гг.
    Slider

  • Як-3, номер 21, 1945 г.
    Автор модели — Sauron
    “Юный техник”, выпуск 1970-х гг.

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Як-3 (1/50) SAURON
    Military Model — 1:48 Советский истребитель Як-3. Звезда 4814 (Обзор)

     

    Ссылки (инфо):
    Н.В.Якубович “Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор]”

     

    Литература:
    В.Б.Шавров “История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.”
    Б.Л.Симаков “Самолеты страны Советов. 1917-1970”
    А.Т.Степанец “Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны”
    Н.В.Якубович. “Як-3. Истребитель «Победа»” (“Авиаколлекция”)
    К.Косминков “Истребитель Як-3 — мечта пилота” (АвиО)
    “Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне” (“Война в воздухе” №31-34)