Як-7 — Взлёт\Хобби

  • Конец 1980-х гг. ознаменовался в Советском Союзе не только “перестройкой”, но и активизацией производителей моделей, находившихся в частной собственности. В те годы на рынок вышел кооператив “Взлёт”, представивший в конце 1989-го года модель “ЯК-7\YAK-7”, которая очень кстати дополнила “ЛАГГ-3” от широко известной фирмы “Альфа”.
     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы с интернет-аукциона eBay.

  • Как бы не ругали замнаркома авиационной промышленности А.С.Яковлева, являвшегося одновременно руководителем собственного КБ, но именно он довел до логического завершения процесс проектирования и постройки специализированного учебного самолёта, предназначенного для переучивания и подготовки пилотов на новые типы истребителей.

    Ещё до первого полёта И-26 было принято правительственное решение о создании переходного двухместного с двойным управлением учебно-тренировочного истребителя УТИ-26 (несколькими месяцами позже он был переименован сначала в Як-7, а затем в Як-7УТИ). Особых изменений не вносилось — с серийного истребителя снималась часть вооружения и оборудовалась второе место для курсанта с дублированным управлением. Однако, начавшаяся война с Германией и её сателлитами потребовала увеличить выпуск боевых самолётов в ущерб учебно-тренировочным. Так была принята программа «обратной модернизации». Следует отметить, что за время серийной постройки Як-7 имел 18 основных модификаций из которых 10 стали серийными: по планеру — 5, по силовой установке — 6, по вооружению — 7, по спецоборудованию — 1.

    Як-7 — первая серийная модификация истребителя с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П (в ряде современных источников этот самолёт обозначается как Як-7 М-105ПА). За основу был взят серийный Як-7УТИ (номер 04-11) в конструкцию которого внесли ряд изменений. Вооружение истребителя состояло из одной мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБС. Выпуск был организован на заводах №301 и №153.

    Як-7М — единственный прототип истребителя (он же Як-7М М-105ПА), изготовленный в инициативном порядке группой инженеров из ОКБ Яковлева на заводе № 292 в Саратове. В отличии от Як-7 был предложен ряд более значительных изменений (частично заимствованных от опытных истребителей И-28 и И-30), что позволяло существенно расширить боевые возможности истребителя. Отчет об испытаниях был положительным, однако в производстве Як-7М оказался менее технологичным и от его серийной постройки решили отказаться.

    Як-7А — истребители завода №153 выпускавшиеся в январе-мае 1942 года. Всего было собрано 277 машин, которые отличались от Як-7 рядом изменений, которые включали новую приемо-передающую радиостанцию, дополнительные щитки полностью прикрывающие вырезы для колес в крыле, замену сдвижной части фонаря задней кабины на откидывающимся вправо фанерным колпаком. Благодаря произведенным доработкам максимальная скорость поднялась до 571 км\ч при увеличении скороподъъёмности до 779 м\мин.

    Як-7Б — улучшенный истребитель отличался установкой 12,7-мм пулеметы УБС с боезапасом 400 патронов (260 на левый и 140 на правый) и возможностью подвески шести реактивных снарядов РС-82, либо двух бомб калибром от 25 до 100 кг. Самолёты выпускались с двигателями М-105ПА и М-105ПФ. Кроме того, около 350 истребителй Як-7Б приспособленных для установки фотокамеры АФА-1М во второй кабине.

    Як-7В — вторая учебно-тренировочная модификация. От Як-7УТИ этот самолёт отличался убираемым шасси и частично демонтированным военным оборудованием и вооружением. Самолёт выпускался серийно с мая 1942-го по декабрь 1943-го года, а всего было собрано 510 новых самолётов и ещё 87 переделано из Як-7Б.

    Як-7ГК — прототип высотного истребителя-перехватчика с гермокабиной. В течении 1943-го года построено два экзмпляра.

    Як-7Д — экспериментальная модификация, первоначально создаваемая как фронтовой разведчик. Была изменена конструкция крыла, которое уменьшили по размаху и включили внутренние топливные баки. Пулеметы демонтировались, а в задней кабине можно было установить фотоаппарат АФА-Б. После испытаний, проведенных в июне 1942-го года, было принято решение от отказе от серийного производства.

    Як-7ДИ — дальний истребитель цельнометаллической конструкции. Первый прототип представлял собой симбиоз фюзеляжа Як-7Б (номер 23-26 с пониженным гаргротом и двигателем М-105ПФ) к которому пристыковали крыло от Як-7Д с двумя топливными баками вместо четырех. В результате испытаний, проведенных в июне-июле 1942-го года, был выявлен ряд дефектов, склонность к капотажу и необходимость посадочной полосы длиной не менее 1500 метров. Самолёт в серийное производство не передавался.

    Як-7ПВО — модификация истребителя-перехватчика, предназначавшаяся для частей ПВО. От серийного Як-7Б прототип отличался радиополукомпасом РПК-10 и прожектором ФС-155 на левом крыле. Точное количество собранных самолётов неизвестно.

    Як-7-37 — представлял собой модификацию «тяжелого истребителя», оснащенную 37-мм мотор-пушкой МПШ-37 при сохранении двух синхронных 12,7-мм пулеметов УБС. Конструкция двигателя также предусматривала замену пушки на ВЯ-23 и ШВАК. Несмотря на достигнутые в течении 1942-го года боевые успехи установовочной серии истребителей, от дальнейшего производства Як-7-37 решено было отказаться в виду отставания по основным показателям от истребителей противника.

    Як-7П — единственный образец «тяжелого истребителя» построенный осенью 1943 года по инициативе местерских 1-й Воздушной Армии. Согласно предложению фронтовых инженеров истребитель оснащался тремя пушками ШВАК, крепления для которых позаимствовали от Ла-5 и британского «Hurricane». Обозначение Як-7П было присвоено самолёту в НИИ ВВС, однако после испытаний его серийное производство не состоялось.

    Як-7ПД — модификация высотного перехватчика с турбокомпрессором. Прототип строился на базе Як-7Б (номер 22-02) с пониженным гарготом, высотным двигателем М-105 ПД, нагнетателем Е-100. Серийно не строился в виду несоответствия требованиям.

    Як-7Р — проект истребителя, предусматривавший использование двух ПВРД (пульсирующим воздушно-реактивным двигателем) ДМ-4С конструкции И.А.Меркулова под крылом и одного ЖРД Д-1А Л.С.Душкина, который располагался в хвостовой части фюзеляжа. После рассмотрения проекта от его реализации отказались.

    Як-7 (ДМ-4С) — истребитель на базе Як-7Б с ПВРД ДМ-4С. Опытный образец проходил испытания в 1944 году, но из-за большого лобового сопротивления прирост максимальной скорости, по сравнению с серийным истребителем, составил всего 17 км\ч. Серийно не строился.

    Як-7 М-107 — прототип истребителя с двигателем М-107. Работы закрыты в связи с недоведенностью силовой установки.

    Як-7 М-82 — опытный образец истребителя с радиальным двигателем М-82, в котором использовались наработки по И-30. Самолёт также получил три пушки ШВАК с боезапасом по 100 снарядов на ствол, а над двигателем устанавливался пулемет УБС с боезапасом в 260 патронов. Единственный прототип был достроен в декабре 1941-го года, но последующие испытания выявили много дефектов силовой установки и невозможность достичь требуемых характеристик. В результате, 24-го марта 1942 года, все работы над Як-7 с радиальными двигателями были закрыты ввиду бесперспективности.
     

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Як-7А - серийный истребитель (фото из архива ОКБ Яковлева)
    Slider

  • Ранние кооперативные модели были очень далеки от совершенства, поэтому в плане геометрии и розничной стоимости сейчас они оценивались бы с очень критичной точки зрения. Но тогда мало кто задумался над тем, стоит ли их покупать даже по “кооперативным” ценам – конечно же стоит!

    О разработчиках модели “ЯК-7\YAK-7”, как впрочем и о кооперативе “Взлёт”, практически ничего не известно. По имеющимся данным кооператив находился в Москве, освоив производство своей модели на одном из предприятий, имевших ТПА. В комплект входила коробка с индексом ВМВ-7202 на торцевой части и одностраничная инструкция. Уникальной особенностью комплекта “ЯК-7\YAK-7” был литник с тремя типами фонарей, позволявшими собрать модели модификаций Як-7А, Як-7Б, Як-7В и Як-7ДИ. Стоимость такого набора составляла 80 копеек.
     

    Так уже получилось, что под “брендом” кооператива “Взлёт” модель “ЯК-7\YAK-7” продавалась недолго – очень скоро ему на смену пришёл кооператив “Хобби”. Подобный “ребрендинг” повлёк за собой ретуширование всех упоминаний о предыдущем производителе на полиграфии, а вот надписи на литнике “MADE IN USSR” так и остались без изменений вплоть до завершения производства. В этот же период коробки стали постепенно заменяться на более экономичные “лепестки”.

    ВМВ-7202.
     

    В последние годы советской власти “ЯК-7\YAK-7” продавался во многих киосках “Союзпечати” московского региона с практически неизменной ценой. Но массовость повлекла за собой вполне ожидаемые проблемы – беспощадная эксплуатация привела к высокому износу пресс-форм и многочисленному браку литья.
     

    Тем не менее, в первые постсоветские годы это совершенно не помешало разделить одну многовариантную модель на две попроще. Так, в начале 1990-х гг. в продажу поступили комплекты под названиями “Jakovlev Jak-7” и “Jakovlev Jak-9”. Для них были разработаны совершенно новые коробки без каких-либо упоминаний о производителе, а внутри лежали те же “Яки”. Разница между ними заключалась лишь в том, что модель “Jakovlev Jak-9” получила дополнительный литник с половинками фюзеляжа без гаргота. Судя по всему, изготовлялся этот элемент на отдельном ТПА, поскольку ранние отливки были зелёного цвета различных оттенков, в то время как цвет новых деталей фюзеляжа был коричневым.

    Последнее массовое появление “Jakovlev Jak-7\9” было отмечено в 1992-1993 гг., после чего на “барахолках” и клубах частенько “всплывали” наборы различных периодов выпуска.
     

    После резкого исчезновения столь популярной модели сложилось мнение, что пресс-формы отправили всё же на металлолом, но на самом деле ситуация сложилась несколько иначе. Невостребованная оснастка была перекуплена и вновь введена в эксплуатацию. На этот раз модель выпускалась под брендом московской фирмы “Maquette”, известной своими перепаковками и производством редких моделей. По всей видимости, выпускать “очередной Як-7Б” у нового производителя желания не было, в связи с чем концепция “разделяй и продавай” была доведена до своего апогея — если “Хобби” выпускала всего две почти идентичные модели, то теперь появилось сразу три “уникальных”.

    «Yakovlev Yak-7A \ Истребитель Як-7А» — артикульный номер Mc-3104. Базовый вариант с фонарем для одноместной кабины.

    «Yak-7DI \ Як-7ДИ» — артикульный номер Mc-3110. В комплект был добавлен литник с половинками фюзеляжа без гаргота, но оставлен только каплевидный фонарь.

    «Yak-7V\UTI \ Як-7В» — артикульный номер Mc-3110, фактически это была модель под номером Mc-3104, но с единственным фонарем для двухместной кабины.

    Интересно, что первая из указанных моделей получила очень неплохую декаль от фирмы “Анна и Ко”, в то время как Як-9В и Як-7ДИ обошлись только красным звездами, без каких-либо бортовых номером и прочих опознавательных знаков. В целом, из всех комплектов положительное впечатление производил только бокс-арт, поскольку качество отливок осталось на прежнем уровне.

    Производственный период всех трёх моделей оказался очень недолгим и в первой половине 2000-х гг. выпуск “Яков” свернули. По всей видимости, пресс-формы пока находятся в собственности преемника фирмы “Maquette”, который возобновлять выпуск этих “раритетов” не собирается.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "ЯК-7\YAK-7" - лицевая часть "лепестка" кооператива "Взлёт", 1989 г.
    Slider

  • Как обычно, у рядового моделиста есть два пути сборки модели – “из коробки” и с доведением по чертежам. Казалось бы, первый вариант наиболее прост, но это всего лишь иллюзия. Модель от кооператива “Взлёт” грешит некачественной проработкой мест стыковки практически всех деталей – взять хотя бы соединение крыла и фюзеляжа, где придется очень повозиться с подгонкой “по месту” и шпатлеванием щелей. Также вызывает сомнение избыточная “технологичность” деталей хвостового оперения, где всё идет “встык”. Плюс к этому обязательная обработка от облоя и восстановление раскроя, повредить который очень легко.
     

    Второй вариант намного более сложный. Впрочем – обо всём по порядку, так как работать руками предстоит очень много и очень долго.
    В первую очередь надо найти подходящую документацию. В очень далеком теперь 1983-м году в майском номере журнала “Моделист-конструктор” были опубликованы чертежи в масштабе 1:50, причем с продольными разрезами и внутренней компоновкой. На долгие годы они остались безальтернативными и, как это ни странно, на данный момент они всё ещё остаются актуальными, несмотря на некорректное отображение некоторых элементов конструкции.

    В “перестроечные” годы ничего лучше не появилось – именно эта модификация Яка почему-то упорно обходилась стороной. Луч надежды забрезжил в постсоветский период, когда в 1994-м году в журнале “Аэроплан” наконец-то выложили более-менее качественные проекции Як-7, но без детальной проработки. Кроме того, в 1995-м году чертежи на Як-7Б появились в журнале “Самолеты мира”, где была напечатана статья “Великолепная семёрка”, а также в книге С.Кузнецова “Первый Як”. Из последних изданий можно отметить монографию Н.В.Якубовича “Истребитель Як-7” и отдельную книгу С.Кузнецова “Як-7. Истребитель тотальной войны”.

    В данной статье мы будем использовать фотографии реальных самолётов в комбинации с чертежами А.Хаустова из статьи “Многоликий Як-7”, опубликованной в журнале “Авиации и время” (1996-02\03). Теперь приступим к самой модели.
     

    Фюзеляж. Сравнение с чертежами однозначно показывает, что разработчики из кооператива “Взлёт” старались, но так и не смогли довести дело до логического завершения. Фюзеляж имеет значительные отклонения в геометрии в носовой и хвостовой части, при этом совершенно не проработан воздухозаборник маслорадиатора. Сильно пострадала и винтомоторная группа – если кок винта ещё можно оставить, нарастив его в корневой части и доработав по чертежам, то лопасти надо однозначно удалять и делать новые. Верхняя часть мотокапота пригодится с учетом того, что фюзеляж надо будет немного нарастить по высоте, а вот с деталями выхлопных патрубков надо будет расстаться без сожаления – помимо общей “корявости” в последних партиях они имели смещение по продольной оси.
     

    Крыло. Технологически этот элемент конструкции разделён на три основные детали: нижняя часть отлита вместе с центропланом, а две верхние половины консолей выполнены отдельно. В чертежи крыло ложится сравнительно неплохо, но касается это только формы в плане. Вырезы под посадочную фару, ниши шасси и элероны находятся явно не на своих местах. В добавок к этому, деталь для П-образного подфюзеляжного водорадиатора тоже не блещет правильной геометрией, но тут спасает толстый пластик, позволяющий исправить этот недостаток. Стоит также отметить, что имитация полотняной обшивки на всех поверхностях выполнена очень грубо.
     

    Шасси. Тут всё очень просто – все детали выкидываем в мусорку по понятным причинам. Стоит ли возиться с их доработкой? Да, если очень хочется, но лучше использовать аналогичные детали из других наборов (если таковые имеются), благо, все эти элементы у большинства “Яков” были идентичные.
     

    Вариабельность. Как уже было сказано ранее, разрабатывая свою модель кооператив “Взлёт” снабдил её сразу тремя типами фонарей для модификаций Як-7А, Як-7Б, Як-7В и Як-7ДИ. Как бы “ура”, если бы не подвел ряд факторов. В инструкции по сборке было указано, что варианты Як-7А и Як-7Б равноценны, а для получения модели Як-7В достаточно срезать часть гаргота. Между тем, описание доработок Як-7ДИ было вообще пропущено.

     

    На самом же деле всё несколько сложнее, поскольку все четыре модификации имели индивидуальные отличия. В качестве исходного варианта для сравнения будет выбран Як-7Б, поскольку модель ближе всего именно к этой модификации:

    Як-7А – имелись выштамповки на вырезах под пулеметы ШКАС при отсутствии характерных обтекателей ближе к кабине пилота (козырек другой формы), воздухозаборники в корневых частях крыла выдвинуты вперед, другая форма и капотирование выхлопных патрубков

    Як-7В – двухместная “вывозная” кабина, снято вооружение, зашиты вырезы под пулеметы, удалены обтекатели пулеметов, неубираемое шасси без щитков с зашитыми нишами

    Як-7ДИ (по сути, прототип Як-9) – главные отличия этой модификации заключались в установке крыла от Як-7Д (с уменьшенным размахом до 9,74 метра) и каплевидным фонарем кабины пилота с пониженным гарготом, хотя фюзеляж использовался от серийного Як-7Б. Также был снят правый пулемет УБС и зашит вырез под него, удален обтекатель пулемета и доработан воздухозаборник маслорадиатора.
     

    Относительно последнего варианта будет проще сделать именно Як-7 “без гаргота”, а воздухозаборник маслорадиатора нуждается в доработке в любом случае, так как выполнен он в виде “глухой” коробки. В целом, “кооперативную” модель “ЯК-7\YAK-7” можно рассматривать как набор базовых деталей для изготовления любой модификации Як-7 и Як-9 с двигателями серии ВК-105, включая варианты типа РД – так или иначе, объём доработок будет равноценен “допиливанию” коробочного набора.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "ЯК-7\YAK-7" - отливки из комплекта кооператива "Взлёт", 1989 г.
    Slider

  • Як-7Б “без гаргота” — автор модели С.Васюткин

     

  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — ЯК-7
     

    Ссылки (инфо):
    Military Russia — Самолёты А.С. Яковлева в Великой Отечественной войне
     

    Литература:
    С.Кузнецов “Первый Як”. Москва. Любимая книга, 1995
    С.Кузнецов “Як-7. Истребитель тотальной войны”.
    А.В.Станков “Поршневые истребители «Як» периода 1941-1945гг в полках ВВС. К.: Украина и Мир, 1999
    Н.В.Якубович “Истребитель Як-7” (“Авиаколлекция МК” 2017-03)
    В.Антипов, И.Уткин “Драконы с «птичьим крылом»” (“История Авиации” 2002-05)
    Д.Хазанов “Ржевский рубеж” (“АвиаМастер” 2001-06)
    К.Косминков “Многоликий Як-7” (“Авиации и время” 1996-02\03)
    “Великолепная семёрка” “Самолеты мира” (1995-02)